Образовательная программа «Формирование позитивного отношения к семье и браку в подростковом возрасте» Срок реализации программы – учебный год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Advertisements

Соотношение общего числа семей и семей, требующих особого внимания и поддержки МОУ СОШ 18:
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
МКОУ «Житниковская средняя общеобразовательная школа» Целевая воспитательная программа «СЕМЬЯ И ШКОЛА» Апрель
Здравствуйте! Здравствуйте! Я – Я – Шушарина Шушарина Ольга Ольга Леонидовна Леонидовна.
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
ЦЕЛЬ: ЦЕЛЬ: создание благоприятных условий для выявления и самореализации творческих возможностей учеников, формирование на основе исторических и культурных.
1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, психокоррекции имеющихся отклонений 2) помощь ребенку в развитии личности, социализации,
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ 3 г. ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ АГИШЕВА НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА руководитель высшей квалификационной категории, награждена грамотой министерства общего и профессионального.
Работа с родителями. В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Выполнила слушательница курсов Катышева Т.М.. Семейные традиции – большая редкость в наши дни, между тем, ни что так не сплачивает семью, как традиции.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Особенности работы с одаренными детьми. Анкета 1.Как оказался в группе РТО «Особенности работы с одаренными детьми» (направила администрация, попросился.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Транксрипт:

Образовательная программа «Формирование позитивного отношения к семье и браку в подростковом возрасте» Срок реализации программы – учебный год

Актуальность Актуальность разработки программы по формированию позитивного отношения к семье и браку в значительной мере обусловлена несколькими обстоятельствами. С одной стороны, непреходящей ценностью семьи для жизни и развития каждого человека, пониманием важности семьи в жизни общества и государства, обеспечении стабильности и прогресса. С другой, возникновением новой системы ценностей на фоне деилогизации общества, доминированием индивидуально-личных над семейно- групповыми ценностями, распространением «неправильного» среди молодежи отношения к браку и семье. Программа формирования позитивного отношения к семье и браку состоит из взаимодополняющих психолого-социальных и педагогических технологий сопровождения учащихся и включает в себя диагностический комплекс, технологии групповой работы, тематический план проведения лекций, классных часов и интерактивных беседы, досуговых мероприятий, а так же работу с родителями по активизации воспитательного потенциала членов семьи.

Нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся: - готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение; - понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях; - стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру; - умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний. «Способность к браку», предполагает несколько составляющих: 1.Способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, активно делать добро. 2.Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т. е. «входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком. 3.Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения. 4.Высокая этическая и психологическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм. Все эти способности являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.

Таким образом, для правильного понимание подростками роли семьи и брака в современном обществе важно изучение семейно- брачных установок подрастающего поколения и необходима разработка комплексной программы подготовки подростков к будущей се­ мейной жизни. Для этого у учащихся в подростковом возрасте необходимо формировать определенный нравственный комплек­ с (осознание ценности брака, навыки и способности к воспитанию детей – педагогический комплекс и т.д.), подготавливать их к межличностному общению и сотруд­ ничеству, развивать способности к самоотверженности по отношению к партнеру (сумма психологических знаний, необходимых в супружеской жизни).

Цель - воспитание ответственного отношения к семье и браку и выработка практических умений и навыков, необходимых в семейной жизни. Задачи: Раскрытие понятие семьи и брака в историческом аспекте с акцентом на формирование ответственного родительства. Разрушение негативных стереотипов восприятия семейных отношений, знакомство учащихся с опытом разрешения семейных конфликтов. Воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье. Развитие нравственных душевных качеств, формирование общекультурных умений и навыков, способностей и склонностей к общению, ценностного отношения к личности и окружающему миру. Формирование чувств личной ответственности и признание ценности ответственности гражданской позиции.

Ожидаемые результаты: приобретение и совершенствование навыков социально-экономического обеспечения семьи (ценность в получении образования, профессии, как основы экономического благополучия семьи; распределение бюджетных средств с учетом всех членов семьи и т.д.); приобретение и совершенствование социально-бытовых навыков (ведение домашнего хозяйства; организация питания семьи; взаимодействие с различными социальными службами и т.д.); формирование социально-психологической компетентности в сфере семейных отношений (навыки разрешения семенных конфликтов; эмпатия; семья рассматривается как терапевтическая группа, где оказывается психологическая поддержка в решении социальных проблем и т.д.); правовая грамотность в области семейных отношений; формирование установки на здоровый образ жизни (половое воспитание; планирование семьи; оказание ПМП и т.д.); духовно-нравственное развитие подростков (уважительное отношение к семейным традициям; планирование досуга семьи и т.д.); коррекция последствий негативных семейных ситуаций (при выявлении диагностическим комплексом социально-опасного положения в семье); повышение готовности родителей к формированию здорового образа жизни семьи; вовлеченность родителей в управление ОУ; удовлетворенности результатами образовательной деятельности учащихся.

Этапы реализации программы Программа по формированию позитивного отношения к семье и браку включает в себя следующие этапы: проблемно-подготовительный этап (август, сентябрь); процедурно-содержательный этап (октябрь-апрель); аналитический этап (май, июнь). Каждый из этих этапов имеет свои функции.

Проблемно- подготовительный этап Процедурно- содержательный этап Аналитический этап Сбор информации об учащихся. Постановка социального диагноза Проведение лекций, классных часов, интерактивных бесед Оценка эффективности программы Разработка дополнений к программе Психодиагностическое обследование учащихся и воспитанников Активизация воспитательного потенциала членов семьи Реализация групповых технологий работы с учащимися и воспитанниками Реализация плана досуговых мероприятий

На первом этапе для постановки социального диагноза специалисты психолого-социального профиля собирают информацию об учащихся и воспитанниках, анализируется их: семейное положение; материальное положение; состояние здоровья; наличие психологических травм и т.д. На основе полученной информации уточняется технология групповой работы психолого-социального и педагогического сопровождения и проведение психокоррекционных занятий.

Процедурно-содержательный этап включает проведение групповой психокоррекционной работы – работа психолога. Проведение лекций, классных часов и интерактивных бесед с учащимися по вопросам полового воспитания, здорового образа жизни, правовых аспектов семейной жизни, правильного взаимоотношения полов – технология групповой работы, выполняемая классным руководителем, медицинским работником, юристом и психологом. Реализация плана досуговых мероприятий: «сладкая ярмарка», выставка семейных фотографий, особенности проведения семейных праздников и т.д. Активизация воспитательного потенциала членов семьи строится на индивидуальной работе с родителями, которая предполагает определенный алгоритм деятельности в зависимости от типовых социальных и семейных проблем, а так же вовлечение их в групповые социально-терапевтические и досуговые мероприятия.

Третий, аналитический, этап должен включать в себя оценку результативности программы методами психодиагностических методик, методами анкетирования, наблюдения, контент- анализа и разработку рекомендаций по её усовершенствованию. В рамках программы «Формирование позитивного отношения к семье и браку в подростковом возрасте» были разработаны следующие функциональные обязанности для специалистов, работающих с учащимися подросткового возраста. К функциям социального педагога относятся: социальная диагностика учащихся - подростков, составление социального паспорта учащихся и воспитанников Центра образования, осуществление их социальной поддержки. В обязанности школьного психолога входит: изучение личностных особенностей контингента учащихся; изучение характера взаимоотношения учащихся с родителями, опекунами и родственниками; организация коррекционной работы; осуществление их психологической поддержки. Деятельность медицинских работников должна быть направлена на организацию просветительской работы по половому воспитанию и здоровому образу жизни.

Диагностический комплекс включает в себя психодиагностические методики (тесты, опросники, проективные методики и проективные рисуночные тесты) и методы социальной диагностики. Примеры используемых психодиагностических методик. НазваниеЦель 1 Опросник «Ценностные ориентации в области семейных отношений» Определить степень реализации мужем и женой конкретных ролей: ответственного за материальное обеспечение семьи; хозяина (хозяйки) дома; ответственного за воспитание. детей; организатора семейной субкультуры, развлечений; сексуального партнера; психотерапевта. 2 Опросник «Ценностные ориентации в области семейных отношений» Изучение взглядов и мнений личности по основным вопросам семейной жизни 3 Методика Рене Жиля Изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. 4 Методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» -родитель глазами подростка Методика позволяет выяснить как оценивает детско - родительские отношения подросток 5 МетодикаУСК (уровень субъективного контроля) Изучение уровня субъективного контроля

Примеры методов социальной диагностики: Анкетный опрос (жизненные ценности подростков) Анкета ( от франц.- расследование) – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. Анкетные опросы широко используются для получения информации о фактическом положении вещей в изучаемой области, их оценке, о мнениях, интересах и мотивов деятельности опрашиваемых (респондентов). Вопросы анкеты должны формулироваться максимально четко, однозначно, на доступном для опрашиваемых языке. Контент-анализ эссе на тему: «Идеальная семья» Контент-анализ может применяться для качественно-количественного анализа содержания школьных сочинений (эссе) на тему: «Идеальная семья» в целях выявления отношений подростков к семейной жизни и к семейным отношениям в целом. Метод экспертных оценок.

Программа тренинговых занятий Социально-психологический тренинг (СПТ) - это специальная тренировка посредствам методов активного воздействия (групповая дискуссия, ролевое обучение, анализ жизненного пути, групповая оценка и самооценка, психогимнастические упражнения и т.д.) Целью СПТ является изменение или развитие социальных (поведенческих) умений или личностных свойств (например, разрешение конфликтных ситуаций, проведение переговоров, повышение уверенности в себе и т.д.) СПТ - это обязательно групповая работа.

Программа тренинга ТемаКомментарииПримеры упражнения (Приложение 2) 1Вступительная часть СПТ Знакомство участников группы; Определение групповых правил; Ориентация в проблеме СПТ; Создание доверительной атмосферы в группе (повышение работоспособности) «Имя – ассоциация», «Поменяйтесь местами», «Коллаж – семья» 2Роль семьиОпределение роли семьи в современном обществе, функции семьи, жизненный цикл семьи Дискуссия «плюсы и минусы семейной жизни», «Глобус», «Остров», 3Образ идеальной семьи Определение структуры семьи, формирование основных семейных задач, семейные правила Коллаж «Идеальная семья", «Фантазия», «Рассказ по кругу», «Ассоциации», «История семьи» 4Проблема выбора супруга Определение соотношения любви и брака, супружеская совместимость, «Принц на белом коне», Дискуссия «Мотивы выбора», «Я реальное, я идеальное» 5Роли мужчины и женщины в семье Формирование навыков разделения семейных обязанностей «Парад стереотипов», «Семейные дела», «Глазами другого», 6Семейные ценностиОпределение значения семейных ценностей для формирования благоприятного социально- психологического климата в семье «Семейные ритуалы, мифы, легенды», «Семейное Древо», «Заветы»

7Эффективное общение Отработка коммуникативных навыков: приемы установления контакта, техники активного слушанья, приемы аргументации, приемы снятия напряжения в межличностном взаимодействии «Катастрофа», «Стражники», «Конференция», «Звезда», Ролевые игры «Гостиница кафе, музей» 8Эмоциональная компетенность Развитие эмпатии, Обучение эффективным методам регуляции эмоционального состояния и эмоциональной защиты «Изобрази эмоцию», «Угадай эмоцию», «Ярмарка эмоций», «Смех сквозь слезы», «Зеркало», «тень» 9Дети и родителиОпределение роли отца и матери, рассмотрение стилей семейного воспитания, формирование уважительного отношения к членам семьи. «Семейный совет», «Фотоальбом», «Семейная башня», «Идеальный родитель», «Идеальный ребенок» 10Конфликты в семьеРассмотреть деструктивные и конструктивные стороны конфликта, пути решения конфликтных ситуаций, приемы снятия межличностного напряжения в конфликтных ситуациях «Постановка Ромео и Джульетта», «Без вины виноватый», «Шнуровка», «Старик и золотая рыбака», «Позитив и негатив» 11Завершающая часть СПТ Подведение итогов тренинга, построение планов на будущее «Ожерелье», «Фото на память»

Учебно-тематический план проведения лекций, классных часов, интерактивных бесед. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Включают в себя: - проведение классных часов (содержание и форма которых подбирается в зависимости от возрастных особенностей учащихся); - проведение лекций; - проведение интерактивных бесед (общешкольное мероприятие, на котором рассматриваются теоретические и практические вопросы заданной темы).

Тема занятия Количеств о теоретиче ских занятий Количеств о практичес ких занятий Цели занятияФорма занятия Тема 1 Классный час «Семья и брак» (основные понятия) 1Ключевые понятия - семья, брак, супружество, функции семьи, структура семьи, жизненный цикл. Цели - расширить представление детей о семье как о важней­ шем социальном институте, имеющем высокую личностную и об­ щественную значимость; формировать позитивные представления о семейных ценностях, воспитывать уважение к ценностям нацио­ нальной культуры; побуждать молодых людей к прогнозированию своей семейной жизни. Тема 2 «Роли в семье» 11Ключевые понятия - традиционные, товарищеские и парт­ нерские роли. Разделение обязанностей, традиционные женские роли, традиционные мужские роли. Цели - формирование уважения к членам семьи; формирование у учащихся понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены, представления о целях супружеского союза (ведущие мотивы: хозяйственно-бытовой, нравственно- психологический, семейно-родительский, интимно-личностный). Интеракти вная беседа

Тема 3 Классный час «Проблема любви и брака» 1 Ключевые понятия - виды любви. Мотивация вступления в брак. Цели – углубить представления учащихся о любви; форми­ ровать положительную нравственную оценку любви как высокого, благородного чувства, предостеречь от легкомысленного, поверх­ ностного отношения к любви; побуждать к повышению своего куль­ турного уровня, к самопознанию, саморазвитию. Тема 4 «Быть или иметь» 11Цель – формирование реалистичности в выборе партнера и ценностное отношения к семье. Инте ракт ивна я бесе да Тема 5 Классный час «Семья, как основа психологиче ской стабильност и, комфортнос ти и защиты человека» 1Ключевые понятия – психологические трудности семьи, семейный кризис, факторы способствующие укреплению семейных отношений, определение семейного конфликта, классификация конфликтов, основные принципы совместной супружеской жизни. Цели - способствовать развитию у учащихся чувства ответственности за себя и за близких людей; содействовать формированию активной нравственной позиции; воспитывать гуманные и уважительные отношения между юношами и девушками - будущими супругами.

Тема 6 «Половое воспитание подростков» 1Цели - воспитание правильного отношения к проблеме полового воспитания, потребности в здоровом образе жизни, формирование соответствующего полового самосознания. Лекция Тема 7 Классный час «Семья. Семейные традиции» 1 Цели - воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям; формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников. Тема 8 Классный час «Искусство жить» 1Цели - формирование практических навыков ведения домашнего хозяйства, распределения домашних работ и делегирования домашних обязанностей, планирование затрат времени на домашний быт.

Тема 9 «Семья в современн ом обществе. Законодате льство о семье» 1 Ключевые понятия - Семейный кодекс, права и обязанности детей и родителей, права и обязанности супругов, алиментные обязанности, моральные основы брака. Цели – определение круга проблем, стоящих перед семьей в современном мире, осознание собственной роли в семье, своих прав и обязанностей, а так же прав и обязанностей других членов семьи, воспитание качеств, необходимых для семейной жизни, изучению и соблюдению законов о семье и браке. Лекция

План досуговых мероприятий. МероприятиеСрокиОтветственный 1Проведение сладкой ярмарки, посвященной Дню гостей (23 сентября) сентябрьЗам. дир. по ВР, классные руководители 2Конкурс дизайнерских проектов обустройства комнаты, квартиры; Конкурс рукоделья. октябрь Зам. дир. по ВР, учитель труда 3Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню матери ноябрьЗам. дир. по ВР 4Конкурс настенных газет «Новый год в странах мира» декабрьКлассные руководители 5Фотовыставка «Моя семья» по номинациям: - фотография из семейного архива; - досуг моей семьи. январьЗам. дир. по ВР, классные руководители 6Конкурс «А, ну-ка,парни»февральЗам. дир. по ВР 7Конкурс «А, ну-ка, девушки»мартЗам. дир. по ВР 8Выставка кулинарных книгапрельКлассные руководители 9Вахта памятимайКлассные руководители

Работа с родителями Работа с родителями предусматривает анализ уровня воспитательного потенциала семей (выявление семей, находящихся в социально-опасном положении, изучение стиля семейного воспитании, социально- психологических семейных проблем и т.д.), нахождение путей коррекции неблагоприятной семейной ситуации и оптимального взаимодействия школы и семьи путем включения в педагогический процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий и досуговых мероприятий с детьми и родителями.

План занятий с родителями, направленный на повышение их педагогической компетентности Общешкольное родительское собраниеСентябрь Выступление на родительском собрании «О роли семьи в социализации подростков». Тематические консультации «Об ответственности за воспитание несовершеннолетних» Тематические консультации «Причины школьной дезадаптации у подростков»Октябрь Тематические консультации «Профилактика семейного насилия» Тематические консультации «Стратегия семейного воспитания, коррекция негативных стилей воспитания» Ноябрь Выступление на родительском собрании «Новообразования в подростковом возрасте, пути самоопределения подростков» Декабрь Тематические консультации «Любовь и дружба в подростковом возрасте » Тематические консультации «Социально-психологический климат в семье»Январь Тематическая консультация «Причины и способы разрешения семейных конфликтов» Февраль Тематические консультации «Об особенностях делегирование обязанностей подростку по обеспечению семейного быта» Март Тематические консультации «Половое воспитание подростков»Апрель Выступление на родительском собрании «Социально-психологическая помощь учащимся и их родителям» Май

Разработаны рекомендации для родителей на темы: «Проблемы «трудных подростков», пути их предупреждения и решения»; «Социальное сиротство, причины и пути профилактики»; «Подросток и семейное воспитание»; «Организация досуга учащихся»; «Общение с подростками разных типов поведения»; «Подростковый кризис» ; «Особенности взросления. Формирование сексуальности и её проявления в подростковом возрасте»; «Проблемы во взаимоотношениях между подростками и родителями»; «Здоровье вашего ребенка»;

Необходимое ресурсное обеспечение При решении вопроса о ресурсном обеспечении внедрения программы «Формирование позитивного отношения к семье и браку в подростковом возрасте» следует учитывать следующие составляющие: 1.Кадровое обеспечение: наличие сотрудника или сотрудников психолого-социального профиля, медицинского работника, внутришкольная программа повышения квалификации учителей (постоянно действующий обучающий семинар по тематике программы). 2.Материально-техническое обеспечение учебных кабинетов (особенно кабинетов труда, домоводства, ОБЖ), спортзала, специальных кабинетов (кабинет службы сопровождения, тренинговый кабинет, кабинет релаксации (при наличии)), актового зала. 3.Учебно-методическое обеспечение применения инновационного продукта опирается на методические наработки школы, которые были подготовлены ранее в рамках опытно- экспериментальной работы «Школа-центр социального здоровья»

Создание комплексной программы, включающей в себя диагностический комплекс; технологии групповой работы; план досуговых мероприятий; лекций, классных часов и интерактивных бесед позволит повысить результативность психолого-социального и педагогического сопровождения учащихся посредствам вариативных методов, которые могут быть использованы частично или в полном объеме, повысят уровень компетентности учащихся в системе семейных взаимоотношений, уровень социальной компетентности и уровень их общей интегрированности в социальную среду.