Отстаивание интересов при участии в процедурах размещения заказов Суязов Игорь Игоревич 1gz@rgsu.net.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Advertisements

Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.
Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд обучающий семинар видеолекция (второе занятие)
Законодательство, регламентирующее осуществление контроля и меры ответственности в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд Свердловской.
Минфин России Служба контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Обзор административной и судебной практики Службы контроля Ханты-Мансийского.
22 проверки, из которых 20 – плановых и 2 – внеплановые; проверено 1673 процедуры размещения заказов; выявлено 671 процедура, которая проведена с нарушением.
Итоги работы отдела по контролю в сфере размещения заказа для муниципальных нужд за 2007 год.
3-й Форум юристов стран СНГ Правовые рамки проведения государственных закупок в России : Федеральный закон от 21 июля 2005 года 94-ФЗ с изм. от
О реализации Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении.
Отдельные вопросы осуществления контроля в сфере закупок.
Проверки соблюдения требований Федерального закона 94-ФЗ.
«Анализ типовых нарушений при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд» Семинар-совещание
«Практика применения 223- ФЗ: способы осуществления закупок – выбор и порядок проведения»
Глава 28 1 Бюджетный кодекс Российской Федерации Общие положения о бюджетных правонарушениях и применения бюджетных мер принуждения.
Федеральный закон 94-ФЗ и 223-ФЗ: сходство и различия Начальник юридического отдела Главного управления материальных ресурсов Челябинской области Сухова.
Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Виды проверок организаций- исполнителей ГОЗ, проводимых контрольным органом, в том числе СМК по ГОСТ РВ
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ УФАС ПО РМ Саранск, 2015.
Транксрипт:

Отстаивание интересов при участии в процедурах размещения заказов Суязов Игорь Игоревич

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов Орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов Муниципальный орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов Прокуратура РФ Счетная палата РФ Главное контрольное управление Президента РФ Федеральная служба финансово- бюджетного надзора Федеральное казначейство Контрольный (финансовый) орган субъекта РФ Следственный комитет МВД РоссииФСБ РоссииСуды Контрольный (финансовый) орган муниципального образования

Полномочия государственных и муниципальных органов по осуществлению контроля и надзора Прокуратура РФ Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (федеральный закон от г «О прокуратуре Российской Федерации) Счетная палата РФ Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению (федеральный закон от г. 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации) Контрольное управление Президента РФ - Контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации - Контроль за реализацией общенациональных проектов

Полномочия государственных и муниципальных органов по осуществлению контроля и надзора - Контроль за реализацией ежегодных, бюджетных посланий Президента и иных программных документов Президента Российской Федерации (Положение о контрольном управлении Президента Российской Федерации) Федеральная служба финансово – бюджетного надзора - Контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов - Контроль и надзор за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово – бюджетном контроле и надзоре (Положение о Федеральной службе финансово – бюджетного надзора) Федеральное казначейство - Осуществление финансового контроля: за непревышением распределенных лимитов бюджетных обязательств над утвержденными лимитами - За непревышением кассовых расходов над доведенными лимитами - За соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ

Полномочия государственных и муниципальных органов по осуществлению контроля и надзора - За наличием документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (ст. 267 Бюджетного кодекса РФ от г. 145-ФЗ) Главные распорядители бюджетных средств - Осуществление финансового контроля за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств (ст. 269 Бюджетного кодекса РФ от г. 145-ФЗ) Контрольные (финансовые) органы субъектов РФ и муниципальных образований - Осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов (ст. 270 Бюджетного кодекса РФ от г. 145-ФЗ)

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере государственного оборонного заказа (постановление Правительства РФ от г. 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд») Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность по контролю и надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ норм и правил в сфере государственного оборонного заказа (Положение о Федеральной службе по оборонному заказу, утвержденное Указом Президента РФ от г. 56с

Полномочия государственных и муниципальных органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов Федеральный орган исполнительной власти - осуществляет плановые и внеплановые проверки размещения заказов для федеральных государственных нужд; - осуществляет внеплановые проверки размещения заказов для государственных нужд субъектов РФ и муниципальных нужд; - выдает предписания об устранении нарушений, в том числе об отмене результатов торгов; - принимает решение о размещении заказа путем запроса котировок при выдаче предписания об отмене торгов; - передает необходимую информацию в правоохранительные органы; - рассматривает жалобы участников размещения заказов для государственных нужд, нужд субъекта РФ и муниципальных нужд; - вправе приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу; - вправе обратиться в суд с иском о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству; - вправе обратиться в суд с иском о признании размещения заказа недействительным;

Федеральный орган исполнительной власти - дает согласие на размещение заказа для федеральных государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если торги признаны несостоявшимися и государственный контракт не заключен с единственным участником торгов или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в торгах, либо при повторном проведении запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка; - рассматривает уведомление о размещении заказа для федеральных государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях возможности выполнения работ, оказания услуг исключительно органами исполнительной власти, государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, а также возникновения обстоятельств непреодолимой силы, оказания срочной медицинской помощи; - дает согласие на проведение закрытых торгов; - ведет реестр недобросовестных поставщиков; - рассматривает дела об административных правонарушениях в сфере размещения заказов; - вправе налагать штрафы за совершение административных правонарушений в сфере размещения заказов.

*Процедура обжалования действий (бездействия) Подача жалобы, направление копии жалобы Принятие решения о возвращении жалобы Принятие жалобы к рассмотрению Требование о приостановлении размещения заказа Сообщение о содержании, месте и времени рассмотрения жалобы Размещение информации на официальном сайте

Процедура обжалования действий (бездействия) Рассмотрение жалобы и возражения на жалобу Принятие решения по результатам рассмотрения жалобы Сообщение о принятом решении Размещение информации на официальном сайте

Система судебных органов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов УРЗ Система государственных судебных органов Система судов общей юрисдикции: - Верховный Суд РФ; - Суд субъекта РФ; - Районный (городской) суд. Система арбитражных судов: - Высший Арбитражный Суд РФ - Федеральный арбитражный суд судебного округа - Арбитражный апелляционный суд - Арбитражный суд субъекта РФ Третейский суд Рассматриваются дела об обжаловании постановлений контролирующих органов о привлечении к административной ответственности ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Рассматриваются дела о признании размещения заказа и контракта недействительными; Об обжаловании действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, комиссий заказчика; Об обжаловании решений (предписаний) контролирующих органов Федеральный конституционный закон от г. 1-ФКЗ Федеральный закон от г. 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»

*Гражданско–правовая ответственность Гражданско-правовая ответственность – применение к правонарушителю таких мер, в результате которых у правонарушителей изымается и предлагается потерпевшему имущество Формы Возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ) Уплата неустойки (ст. 330 ГК РФ) Потеря задатка (ст. 381 ГК РФ)

Гражданско–правовая ответственность ВИДЫ: По основанию По характеру распределения ответственности ДоговорнаяВнедоговорнаяДолеваяСолидарная Субсидиарная

Гражданско–правовая ответственность Состав гражданского правонарушения: - Противоправное поведение должника - Вред (убытки) - Причинная связь между противоправным поведением и возникшими убытками - Вина должника

Уголовная ответственность Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы местного самоуправления (гл. 30 Уголовного кодекса РФ): - злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285); - нецелевое расходование бюджетных средств (ст ); - нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст ); - превышение должностных полномочий (ст. 286); - получение взятки (ст. 290); - дача взятки (ст. 291) Преступления против собственности (гл. 21 Уголовного кодекса РФ): - мошенничество (ст. 159); Преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 Уголовного кодекса РФ): - недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178 и др.) Уголовный кодекс РФ от г. 63-ФЗ

Дисциплинарная ответственность Дисциплинарный проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей Виды дисциплинарных взысканий ЗамечаниеВыговор Увольнение (по соотв. основаниям) Дополнительные виды для государственных гражданских служащих Предупреждение о неполном должностном соответствии Освобождение от замещаемой должности гражданской службы

Дисциплинарная ответственность Порядок применения дисциплинарных взысканий: - письменное объяснение работника; - определение срока применения взыскания; - одно взыскание за один проступок; - приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания. гл. 30 Трудового кодекса РФ от г. 197-ФЗ гл. 12 ФЗ от г. 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»

Административная ответственность Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность Административные правонарушения в сфере размещения заказов: - несоблюдение требований законодательства; - нарушение порядка размещения заказа; - предоставление недостоверной информации о размещении заказа; - нарушение сроков возврата денежных средств; - нарушение условий контракта; - невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля; - непредставление сведений, несвоевременное представление сведений в орган, уполномоченный на ведение реестров контрактов.

Административная ответственность Административное наказание: Административный штраф: должностные лица: рублей; - 5% начальной (максимальной) цены контракта; - в двукратном размере дополнительно израсходованных бюджетных средств или стоимости товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены Порядок производства по делам об административных правонарушениях: - определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы; - проверка давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5); - определение перечня должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (ст ). Кодекс РФ об административных правонарушениях от г. 195-ФЗ

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности 1. Постановление по делу об административном правонарушении … за нарушение антимонопольного, бюджетного законодательства Российской Федерации …, законодательства о о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, о противодействии коррупции не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Статья Органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов 2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени ФАС вправе: 1) руководитель федерального органа, и его заместители; 2) руководители структурных подразделений федерального органа, и их заместители; 3) руководители территориальных органов федерального органа и их заместители; 4) руководители органов субъектов Российской Федерации и их заместители; 5) руководители структурных подразделений органов субъектов Российской Федерации и их заместители.

Анализ нарушений Обобщенный анализ наиболее распространенных ошибок, допускаемых государственными и муниципальными заказчиками при проведении торгов (Правительство Нижегородской области) В ходе анализа проведения торгов государственными и, в основном, муниципальными заказчиками управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области выявило наиболее распространенные виды нарушений: 1) Необоснованный отказ в допуске участника размещения заказа либо необоснованный допуск участника В рамках данного вида нарушений наиболее часто встречаются случаи, когда отказ в допуске мотивируется отсутствием каких-то указанных в документации размещения заказа сведений и документов, требование о представлении которых не основано на законе (например, учредительных документов юридического лица, финансовой отчетности и т.п.), либо сведений, требование о представлении которых не установлено документацией о размещении заказов (смет, спецификаций и т.п.). Так, при размещении государственного заказа путем запроса котировок на поставку канцелярских товаров для нужд детского образовательного учреждения Лазурный заказчиком допущены нарушения требований 94-ФЗ, который неправомерно отказал в регистрации поступившей на его электронный адрес котировочной заявки, представлявшей собой переведенный в электронный вид документ, имевший все необходимые реквизиты (наименование участника, дата документа, подпись руководителя и печать организации), подписанный ЭЦП. Заказчику выдано предписание об устранении допущенного нарушения.

Анализ нарушений При проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по инвентаризации и межеванию земельных участков, постановке их на государственный кадастровый учет и оформлению на них права постоянного пользования «Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области» конкурсной комиссией управления по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области допущены нарушения требований 94-ФЗ. При проведении процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе комиссия необоснованно отказала в допуске к участию в данном открытом конкурсе ООО «Земля» по причине несоответствия заявки участника требованиям конкурсной документации. Вместе с тем, конкурсная комиссия незаконно допустила к участию в данном открытом конкурсе ООО «Гео», заявка которого не соответствовала требованиям конкурсной документации. 2) Нарушения при разработке документации, в том числе связанные с установлением в документации требований к участникам либо их заявкам, противоречащих закону Проявляются в необоснованном истребовании документов и сведений, не предусмотренных законодательством (например, справок из налоговых и судебных органов), предъявлении требований к опыту работы, квалификации участника размещения заказа, наличию у него трудовых, финансовых и других ресурсов, отсутствии четко регламентированного порядка оценки заявок, в том числе значимости критериев и их содержания (или несоответствие его требованиям ПП РФ 722).

Анализ нарушений При проведении открытого конкурса по отбору поставщика на закупку и поставку медикаментов и изделий медицинского назначения, средств дезинфекции для нужд «Богородская больница» по лоту 5 заказчиком допущены нарушения требований 94-ФЗ. Нарушение заключалось в указании в конкурсной документации и в извещении о проведении открытого конкурса по лоту 5 «Шприцы инъекционные однократного применения» требования о наличии у участника размещения заказа сертификата по системе EUROCAT (Евросоюза). Также в конкурсной документации содержалось указание на место происхождения данного товара и наименование производителя. Установление данных требований имеет своим результатом необоснованное ограничение в допуске к участию в открытом конкурсе тех производителей, продукция которых соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. 3) Нарушения при проведении процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или рассмотрения и оценки котировочных заявок Данный вид нарушений наиболее часто проявляется в субъективизме, предвзятости при оценке заявок, нарушении положений документации по размещению заказа путем применения критериев, не указанных в документации либо отличающихся от указанных в ней.

Анализ нарушений Так, при проведении открытого конкурса на размещение муниципального заказа на выполнение работ по капитальному ремонту объектов озеленения – посадке деревьев, кустарников, живой изгороди на территории города Нижнего Новгорода конкурсной комиссией администрации города Нижнего Новгорода допущены нарушения требований 94-ФЗ. Осуществляя оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонилась от установленного конкурсной документацией порядка оценки, в связи с чем приняла необоснованное решение при определении победителя. Конкурсной комиссии выдано предписание об устранении допущенных нарушений. 4) Нарушения в сфере информационного обеспечения размещения заказов Типичными нарушениями данной категории являются нарушение сроков размещения информации (извещений, документаций, протоколов) на официальном сайте и полное отсутствие размещения информации в указанных источниках. При проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на поставку медицинского оборудования для нужд «Детская городская больница 13» города Дзержинск управлением промышленности, экономики и прогнозирования администрации города Дзержинск Нижегородской области допущены нарушения требований 94-ФЗ. В частности, уполномоченным органом изменения, внесенные в конкурсную документацию, не были размещены надлежащим образом на официальном сайте, что привело к ущемлению прав и законных интересов одного из участников размещения заказа.

Анализ нарушений Министерством здравоохранения Нижегородской области при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на поставку, внедрение и сопровождение программного средства по автоматизации выписки рецептов гражданам, имеющим право на получение дополнительной лекарственной помощи допущены нарушения сроков размещения на официальном сайте в сети Интернет информации о проведении открытого конкурса (извещение размещено менее чем за тридцать дней до вскрытия конвертов с заявками на участие). При проведении открытого конкурса на выполнение работ по организации и проведению фейерверков (салютов) в городе Нижнем Новгороде администрацией города допущены нарушения требований 94-ФЗ, поскольку извещение о проведении данного открытого конкурса не размещено на официальном сайте, и протокол вскрытия конвертов с заявками участников размещен на официальном сайте не в день его подписания, а с опозданием на 7 дней.

Анализ нарушений 5) Нарушения при проведении процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов, в том числе нарушение сроков проведения процедур Проявляется в сокращении или превышении сроков проведения отдельных процедур (вскрытия конвертов с заявками, рассмотрения заявок, оценки и сопоставления), отклонении от процедурных правил (например, правил проведения аукциона), отсутствии записи процедуры, не оглашении сведений, содержащихся в заявках участников размещения заказов, отказе в допуске представителей участников размещения заказа на процедуру вскрытия конвертов, отсутствии уведомлений участников размещения заказов о принятых решениях, отсутствии кворума комиссии по размещению заказов и тому подобное. 6) Нарушения при оформлении предусмотренных законодательством процедурных документов (протоколов, извещений) Данный вид нарушений проявляется в отклонении от правил оформления процедурных документов, нарушении сроков их оформления, отсутствии подписей лиц, указанных в законе, не включение в процедурный документ предусмотренных законом сведений и тому подобное. При проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по страхованию автотранспорта для нужд Нижегородской области комиссией по размещению заказов было допущено нарушение требований 94-ФЗ: протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе не содержал сведений о порядке оценки и сопоставления заявок.

Анализ нарушений 7) Нарушения предусмотренных Законом о размещении заказов сроков заключения государственных и муниципальных контрактов При проведении открытого конкурса на поставку детского питания для «Кстовской больницы» заказчиком нарушены требования 94-ФЗ, так как по лотам 1 и 3 с победителем подписан муниципальный контракт менее, чем через десять дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок. Данные нарушения, допускаемые государственными и муниципальными заказчиками, несут не намеренный характер злоупотребления своими полномочиями, скорее это происходит из-за незнания заказчиками правильности применения и толкования статей Федерального закона от 21 июля 2005 года 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Сводная таблица нарушений 1) Необоснованный отказ в допуске либо необоснованный допуск участника размещения заказа; 2) Установление заказчиком незаконных требований к участникам размещения заказа; 3) Выбор заказчиком неправильного способа размещения заказа; 4) Нарушение порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий; 5) Установление заказчиком порядка оценки заявок на участие в конкурсе, критериев (подкритериев), значимости критериев (подкритериев), противоречащих закону; 6) Критерии, значимость критериев или порядок оценки не указаны в конкурсной документации либо отличаются от указанных в конкурсной документации; 7) Сокращение срока подачи заявок; 8) Несвоевременное размещение (опубликование) предусмотренных законом протоколов; 9) Размещение заказов для субъектов малого предпринимательства с нарушением ст ФЗ.