Словарь литературоведческих терминов. Выполнили: Дивановская И., Копылова Л. Руководитель: Смагина Е.В.
Аббревиатура – сложно сокращенное существительное, образованное от начальных букв или звуков, слов исходного словосочетания (реже из усеченных слов). Пример: ВУЗ, завхоз. Акростих – графическая фигура, текст (обычно стихотворный, в котором первые буквы строк образуют слово или сочетание слов). Пример: Довольно именем известна не своим; Равно клянется плут и непорочный им Утехой в бедствиях всего бываю боле, Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле; Блаженству чистых душ могу служить одна, А меж злодеями – не быть я создана. Аллегория – воплощение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе. Пример: Обрыв символ духовного обрыва героев и душевной драмы героини романа. Аллитерация – повторение согласных звуков. Пример: Расстояния, версты, мили Нас расставили, рассадили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам Земли.
Аллюзия – высказывание, содержащее скрытый намек на широко известный факт (бытовой, литературный, исторический). Пример: Домы новы, а предрассудки стары. Алогизм речи – нарушение логических связей речи (намеренное отступление, но не речевая ошибка). Пример: Паралепсиса, зевгмы. Амфиболия – каламбур, основанный на синтаксической двусмысленности. Пример: Я несу шоколадку дочери, которую купил в гастрономе. Анафора – повторение одинаковых слов в начале предложений. Пример: стихотворение К. Симонова «Жди меня…». Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги или статьи, ее содержание и назначение. Антанаклаза – стилистическая фигура, основанная на повторении либо омонимичных, либо многозначных языковых единиц в разных контекстуальных значениях. Пример: Дрова разгорались в печке, вместе с ними разгоралась жестокая головная боль. Антитеза – оборот, в котором резко противопоставляются значения слов. Пример: Где стол был яств, там гроб стоит.
Антифразис – троп контраста, употребление слова в прямо противоположном значении: плохо в значении хорошо, умно в значении глупо (антифразис – средство иронии). Пример: Мы знаем: вечная любовь живет едва ли три недели. Антропоним – имя человека. Ассонанс – повторение гласных звуков. Пример: Уже бледнеет день, скрываясь за горою; Шумящие стада толпятся над рекою.( звук а ) Бессоюзие ( асиндетон ) – стилистический прием, при котором отсутствуют союзы, придавая речи сжатость и компактность. Гипербола – выражение, содержащие непомерное преувеличение. Пример: В 140 солнц закат пылал. Градация – расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов. Пример: Не жалею, не зову, не плачу. Завязка – начало конфликта, событие, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой все последующие события. Звуковой повтор – прием, заключающийся в повторении внутри стиха и в соседних стихах группы одинаковых или похожих звуков.
Звукопись (фоника) – один из видов инструментовки стиха, система звуковых повторов с целью создания особого эффекта соответствия фонетического состава фразы изображенной картине. Зевгма – фигура речи, создающая юмористический эффект в силу грамматической или синтаксической разнородности и несовместимости слов и словосочетаний. Пример: Он пил чай с женой, с лимоном и с удовольствием. Идея – основная мысль. Иллеизм – фигура прибавления, избыточное употребление местоимений (обычно третьего лица). Инверсия – расположение слов, нарушающее обычный порядок. Пример: Изумительный наш народ! Ирония – игра значений: прямого и переносного, создающая свежий, не заштампованный речевой эффект. Каламбур – фигура, представляющая собой игру слов для создания комического эффекта. Пример: В ее твореньях красок нет, а на лице их слишком много. Композиционный стык – совпадение концовки предыдущего и начала следующего предложения. Пример: О весна без конца и без края.- Без конца и без края мечта.
Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен. Контекст – фрагмент текста, включающий избранную для анализа единицу речи, необходимый и достаточный для определения смысла этой единицы. Кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения. Лейтмотив – повторяющийся образ или оборот. Пример: Пускай наносит вред врагу Не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой Решит судьба… Литота (мейозис) – художественное преуменьшение. Пример: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Метафора – переносное значение с одного предмета на другой по сходству этих предметов. Пример: Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец. Метонимия – перенос наименования предмета на другой предмет по смежности. Пример: Янтарь в устах его дымится. Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы. Пример: Цветы мне говорят – прощай.
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположение в них сходных членов предложения. Парономазия – стилистическая фигура сближения созвучных слов. Пример: Блестели и пели капели. Паронимы – слова, близкие по звучанию, но различные по значению (паронимы – вид омонимов). Пример: Элитный – элитарный, гуманизм – гуманитарный. Перифраза – замена обычного, однословного понятия описательным оборотом. Пример: царь зверей – лев. Перифразис – троп тождества, замена слова описательным выражением. Пример: Северная столица России – Санкт – Петербург, Сибирские Афины – Томск. Поэтизмы – подчеркнуто красивые слова и выражения. Пример: Любовь земли и прелесть года, Весна благоухает нам! Творенью пир дает природа, Свиданья пир дается сынам. Проблема – выделение в произведении какого – либо аспекта, постановка вопроса в тексте или подтексте произведения.
Прозаизмы – слова или выражения, которые воспринимаются как чужеродные в поэтическом произведении, хотя их присутствие в тексте внутренне мотивированно. Пример: Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста Где – то недокушанных, недоеденных щей… Пролог – один из видов вступления, введение в произведение. Развязка – разрешение конфликта или заключительная сцена. Рефрен – повторяющийся стих, припев в песне, трансформирующийся рефрен – повтор стиха с некоторыми изменениями. Пример: С. Есенин «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Ритмика – повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей. Синекдоха – разновидность метонимии, при которой название части (детали) переносится на весь предмет. Пример: Все флаги в гости к нам. Сравнение – сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Пример: Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. Стопа – ударный слог с примыкающим к нему безударным. Строфа – группа стихов, объединенных каким – либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу (повторяющиеся признаки: размер, строфическая рифмовка, комбинация длинных и укороченных стихов, количество стихов в строфе).
Сюжет – фабула, рассказывающая о том, что происходит в произведении. Тема – круг жизненных явлений, отображенных и освещенных писателем в художественном произведении. Троп – изобразительно – выразительно средство языка. Фабула – цепочка событий произведения. Экспозиция – вводная часть в произведение, изображающая обстановку, условия возникновения конфликта, расстановку действующих лиц и формирование их характеров. Эллипсис – пропуск какого – либо подразумевающего члена предложения. Пример: Мужики – за топоры. Эпилог – заключительная часть художественного произведения, сообщающая о судьбе действующих лиц после изображения событий. Эпитет – образное определение. Пример: Ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве. Эпифора – повторение отдельных слов или оборотов в конце предложений. Пример: Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. В. Гоголь «Ревизор» ).