Международная интеграция в информационных науках и фундаментальные проблемы информатики Колин К.К., Институт проблем информатики РАН E-mail: kolinkk@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия информации и методологические проблемы наук об информации Колин К. К., д.т.н., профессор, Институт проблем информатики РАН
Advertisements

Образование для будущего: актуальные проблемы науки, образования и культуры в XXI веке Колин К. К., д.т.н., профессор, Институт проблем информатики РАН.
Актуальные проблемы изучения информации в системе опережающего образования Колин К. К., д.т.н., профессор, Институт проблем информатики РАН
Гуманитарные проблемы информационной эпохи: новые вызовы для человека и общества Колин К. К., д.т.н., профессор, Институт проблем информатики РАН
Выполнили ученицы 10 класса «Б»: Долбилова А. Ненахова К. Руководитель: Антонова Е.П г.
Овладение информацией – стратегическая задача развития современного общества Колин К. К. доктор технических наук, профессор Институт проблем информатики.
Информационная антропология как информационная концепция познания природы человека Колин К. К., д.т.н., профессор, Институт проблем информатики РАН
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Философия информации: структура реальности и феномен информации Колин К. К. Институт проблем информатики РАН
1 «Технологии индивидуализированного и мультимедийного обучения студентов в области гуманитарных дисциплин» Руководитель: Заслуженный работник высшей школы.
Информатика как наука и вид практической деятельности Чернышова Е.И. МОУ СОШ 10 Г.Хабаровск.
Теория Систем и Системный анализ Курс ведет Данелян Тэя Яновна.
Мир, состоящий из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком, называется МАКРОМИР. МАКРООБЪЕКТЫ ЖИВЫЕ НЕЖИВЫЕ.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Информатика 1. Теоретическая информатика 2. Средства информатизации 3. Информационные технологии 4. Социальная информатика.
Лекция 1. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
Предмет изучения информатики 10 класс. Рыженко Е.В. МБОУ г. Астрахани " СОШ 64"
Конгресс местных и региональных властей Совета Европы Комитет по культуре и образованию. г.Инсбрук, Австрия, 3-5 октября 2007 г. Председатель Думы г. Тольятти.
Школьная информатика – что это за дисциплина? Существуют разные суждения об информатике в общеобразовательной школе: Это теоретическая дисциплина Это.
Сахалинский государственный университет Комплексный подход к поликультурному образованию в деятельности регионального вуза.
Транксрипт:

Международная интеграция в информационных науках и фундаментальные проблемы информатики Колин К.К., Институт проблем информатики РАН

Основные вопросы : 1. Этапы развития информатики в России 2. Структура предметной области информатики 3. Философия информации и философские основы информатики 4. Перспективные направления развития информатики 5. Информатика и образование

Основные этапы развития информатики в России: гг. – информатика как техническая наука гг. – развитие информатики как фундаментальной естественной науки 2006 – 2012 гг. – формирование комплексной междисциплинарной области научных исследований

Информатика как техническая наука: 1984 г. – создано Отделение информатики, вычислительной техники и автоматизации Академии наук СССР Создан Институт проблем информатики АН СССР (1984).) Изучение теоретических основ, средств и методов информатики, вычислительных систем, сетей передачи данных, информационных технологий

Информатика как естественная наука: 1. 2-й Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1996). Представлен Национальный доклад России. 2. Научные исследования в области: Социальной информатики (Колин, Суслаков, Соколова); Биоинформатики ( Судаков, Чернавский, Гаряев) Физической информатики (Кадомцев, Гуревич) Научно-методологических проблем информатики (ИПИ РАН: Колин, Зацман, Гринченко, Гуревич) 3. Учебный курс «Социальная информатика» (2000)

Информатика как комплексная междисциплинарная область науки: 1. Cборник ИПИ РАН: «Научно-методологические проблемы информатики» (2006) 2. Исследования социальной информатики (Колин, Соколова, Суслаков) 3. Моногафии по метаэволюции: информационно- кибернетический подход (С. Гринченко) 4. Монографии по физической информатике (Гуревич, , Сейфуль- Мулюков, 2010) 5. Исследования философских проблем информатики (Колин, ) 6. Исследования в области нейроинформатики мозга (В. Сергин)

Российская концепция развития информатики: Системный подход к проблеме: информатика рассматривается как наука, область техники и технологий, индустрии и деятельности. Существенное внимание к методологии информатики как фундаментальной науки, а также к ее социальным аспектам. Атрибутивный подход к проблемам философии информации – концепция А.Д. Урсула Комплексная структура предметной области

Определение предмета информатики как фундаментальной науки: Информатика – это фундаментальная наука о процессах информационного взаимодействия в природе и обществе, а также о средствах и методах их реализации в технических, физических, биологических и социальных системах. В перспективной системе науки информатика будет самостоятельной отраслью, которая позволит получать новые фундаментальные знания своими уникальными методами.

Комплексная структура предметной области информатики : Фундаментальные основы информатики Социальная информатика Физическая информатика Биоинформатика Техническая информатика

Техническая информатика: Изучает методы и средства реализации информационных процессов в техносфере. Предметная область быстро расширяется: микроминиатюризация, цифровая элементная база Прогнозируется появление принципиально новых информационных технологий на основе их интеграции с нанотехнологиями Прогнозируется интеграция средств технической информатики и биотехнологий (например, создание вычислительных средств на хромосомах).

Физическая информатика: Изучает закономерности и методы реализации информационных процессов в неживой природе (естественных физических системах). Мировоззренческая концепция информационно-открытых систем академика Б. Б. Кадомцева («Динамика и информация», 1997). Монографии И.М. Гуревича: - «Законы информатики – основа строения и познания сложных систем» (2003); - «Информационные методы анализа физических систем» (2010).

Цели и задачи Социальной информатики: Главные цели – анализ новых возможностей и новых угроз для развития человека и общества Объект исследований - новая информационная реальность в современном обществе Предмет исследований – процессы информационного взаимодействия в обществе, их закономерности, методы и средства, социальные последствия

Биологическая информатика: Изучает закономерности и методы реализации информационных процессов в живой природе (естественных биологических системах). Информационная концепция деятельности функциональных систем академика П. Анохина: ( Судаков К.В. «Информационный феномен жизнедеятельности», 1999 г.). Чернавский Д.С. «Синергетика и информация»). Сегин В.Я. Кибернетическая модель сознания, Нейроинформатика мозга. ( )

Фундаментальные основы информатики: Философские основы информатики: базируются на концептуальных положениях философии информации – нового направления философских исследований; Теоретические основы информатики: базируются на результатах исследований в области общей теории информации, семиотики, семантики, теории информационного моделирования, теории интеллектуальных систем

Фундаментальные гипотезы информатики как науки: Информационное единство Мира: все информационные процессы в природе и обществе имеют некоторые общие фундаментальные закономерности Виды носителей информации и способы реализации информационных процессов существенно зависят от характера среды, в которой они проявляются Фундаментальной научной базой информатики является философия информации.

Актуальные научно-методологические проблемы информатики в образовании: Инструментально-технологический подход к проблемам информатики все еще сохраняется Информатику часто путают с кибернетикой. (Это две смежные, самостоятельные дисциплины). Информатизация образования сводится к компьютеризации и использованию информационных технологий Рекомендации Конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика» практически не реализованы

Образовательный и научный потенциал информатики в России: Комплексная структура образовательной области «Информатика» одобрена на 2-м Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1996) Более 20 лет развивается научная и учебная дисциплина «Социальная информатика». Проводятся исследования в области биологической информатики Разработаны философские, научно-методологические и семиотические основы информатики. Активно формируется новое направление – физическая информатика.

Структура и содержание современной образовательной области «Информатика»: Основные разделы: Теоретические основы информатики Средства информатизации Информационные и коммуникационные технологии Социальная информатика (только для аспирантов) Философские основы и проблемы социальной, биологической и физической информатики сегодня практически не изучаются.

Фундаментальные основы информатики: Философские основы информатики Общая теория информации Математические основы Семантические основы Информационное моделирование Интеллектуальные системы Информация и познание

Структура предметной области социальной информатики: Информатизация общества Информационные ресурсы Информационный потенциал общества Информационное общество Человек в информационном обществе Гуманитарные проблемы информационной безопасности Информационная цивилизация

Стратегические цели информационного образования: Формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения Подготовка к освоению новой научной методологии на основе информационного похода Подготовка специалистов к условиям жизни и деятельности в информационном обществе Формирование новой информационной культуры человека и общества

Заключение: Предметная область информатики быстро расширяется. Информатика становится стратегически важной междисциплинарной областью науки и образования. В России получен ряд новых результатов в области философских и научно-методологических проблем информатики, которые должны стать основой для нового этапа ее развития и использования в науке и образовании. Формирование новой междисциплинарной отрасли науки «Информационные науки» является объективной необходимостью для дальнейшего развития науки и образования.

Публикации автора по теме доклада: О структуре научных исследований по комплексной проблеме «Информатика», Эволюция информатики и проблемы формирования нового комплекса наук об информации. // НТИ,1995. Информатика в системе опережающего образования. Конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика», О структуре и содержании образовательной области «Информатика». //Информатика и образование, 10, Эволюция информатики. // Информ. технологии, Феномен информации и философские основы информатики. // Открытое образование, Новая компьютерная инициатива США и стратегические задачи развития информатики. //Инф. технологии, 2006г. Будущее информатики в 21 веке: российский ответ на американский вызов. //Открытое образование, 2, 2006.

Публикации гг.: Философия информации и фундаментальные проблемы современной информатики // Alma mater, 1, Социальная информатика сегодня и завтра: состояние, проблемы и перспективы развития комплексного направления в области науки и образования. // Alma mater, 8, Информатизация общества в условиях глобализации: современное состояние и актуальные проблемы. Лекция для студентов. – Красноярск, ИПК СФУ, Актуальные философские проблемы информатики. Теоретические проблемы информатики. Том 1. – М.: Информационное общество. Учебно-методическое пособие для вузов. – Челябинск, ЧГАКИ, 2010.