Высокопроизводительные рабочие места в промышленности Свердловской области С.М. Кадочников Директор ВШЭМ УрФУ Д.Е.Толмачев Директор АЦ «Эксперт-Урал» Екатеринбург,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Территориальные аспекты создание новых рабочих мест в промышленности Свердловской области Нижний Тагил, Глеб Жога, заместитель директора аналитического.
Advertisements

Приложение 3 к протоколу заседания Президиума Совета СОСПП от 26 сентября 2011 г
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.
Аппарат полномочного представителя Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Инвестиционный и.
Заседание Президиума Совета Регионального объединения работодателей «Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей» Вопрос «О разработке.
Важнейшими секторами экономики края остаются : химическое и стекольное производства ; пищевая промышленность ; производство электрооборудования, электронного.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОТРАСЛЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ Кузнецова С.Н. К.э.н., доцент, Нижегородский государственный педагогический.
Основные социально-экономические показатели (темп роста %) Отчет ОценкаПрогноз ВВП Производство промышленной продукции.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Малышев Денис Перфильевич РОЛЬ ВУЗОВ В РЕСУРСНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Псков 2012.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Схема соотношения материальной и нематериальной составляющих в себестоимости продукта в зависимости от вида деятельности компании Стратегия промышленного.
1 2 Итоги реализации ОЦП «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» на годы Создана нормативно-правовая база 1. 3 закона 2.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
Центр образования, исследований и разработок «ИНО Томск2020» КОЗЛОВСКАЯ Оксана Витальевна, первый заместитель Губернатора Томской области Инвестиционные.
LOGO PowerPoint Template О долгосрочной целевой программе «Повышение инвестиционной привлекательности на годы»
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Транксрипт:

Высокопроизводительные рабочие места в промышленности Свердловской области С.М. Кадочников Директор ВШЭМ УрФУ Д.Е.Толмачев Директор АЦ «Эксперт-Урал» Екатеринбург, 29 ноября 2012

Исполнители проекта Уральский федеральный университет (Центр региональных экономических исследований ВШЭМ, Центр мониторинга науки и образования) НИУ «Высшая школа экономики» (Лаборатория исследований рынка труда) Медиахолдинг «Эксперт» (Рейтинговое агентство «Эксперт РА», аналитический центр «Эксперт-Урал») Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

Основные положения обсуждены 30 октября 2012 года Заседание Комитета СОСПП по пром. и взаимодействию с ест. монополиями по теме: «О ходе реализации Указа Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» 15 ноября 2012 года Дискуссионная площадка «Приоритеты и инструменты поддержки малых промышленных предприятий и вопросы создания инновационной инфраструктуры» 16 ноября 2012 года Круглый стол «Основные вызовы, ресурсы и возможные стратегии инновационного развития Свердловской области» 16 ноября 2012 года Круглый стол «Человеческий капитал в новой экономике: создание, модернизация, ликвидация рабочих мест» 6 декабря 2012 года Круглый стол «Перспективные агломерации Свердловской области» 12 декабря 2012 года Дискуссионная площадка по вопросам подготовки кадров для промышленности Свердловской области (на базе Заседания Комитета по развитию профессионального образования и трудовым ресурсам СОСПП) Участники: - органы исполнительной власти Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области, - администрации муниципальных образований Свердловской области, - промышленные предприятия, - общественные организации и объединения промышленных предприятий, отраслевые союзы, - организации научно-образовательного сектора, а также приглашенные московские эксперты, представители МЭР РФ.

Формирование целей по созданию высокопроизводительных РМ Расчет стоимости создания высокопроизводительных РМ Определение источников финансирования Выход на новые рынки сбыта Выделение приоритетных проектов стимулирования создания новых высокопроизводительных рабочих мест Логика доклада

Долгосрочные цели государственной экономической политики: федеральный и региональный уровни Целевые ориентиры на федеральном уровне Декомпозиция на уровень Свердловской области Указ Президента РФ 596: Создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году Увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года Указ губернатора 584-УГ: Создание и модернизация 700 тыс. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году АНО «АСИ» (детализация контрольных цифр, поставленных президентом, по срокам: На 2012 год в РФ создано 12 млн. высокопроизводительных рабочих мест, к 2015 году их количество должно вырасти до 17 млн., к 2020 – до 25 млн. Программа создания высокопроизводительных рабочих мест в промышленном комплексе Свердловской области до 2020 года, к 1 января 2013: Создано на 2011 г. 325 тыс. ВПРМ к 2020 их число должно вырасти до 700

ИсточникКритерии Деловая РоссияВыручка не менее 3,5 млн руб. в год на одно РМ АНО «АСИ»Добавленная стоимость на одно рабочее место не менее 900 тыс. руб. в год на РМ, ЗП не менее 30 тыс. руб. в ценах 2011 г. Фонд Форда, СШАРМ, позволяющее получать достаточную для жизни ЗП, накапливать финансовые активы, иметь карьерные перспективы Институт изучения занятости, США РМ, которое гарантирует улучшение качества жизни среднего класса и выход за пределы порога бедности для американцев с низким уровнем доходов Примеры компаний Уровень производительности труда в высокотехнологичных производственных компаниях стран ОЭСР составляет 5-8 млн.руб. на одно РМ (Alenia Aeronautica, Италия, Goodrich Corp., США, ASCO Industries, Бельгия и др.) Определение высокопроизводительного рабочего места

Наименование показателя, (млн. человек) 2011 г.Из них 25 млн Численность экономически активного населения 75,75233% Численность безработных5,0204,98% Численность занятых в экономике 70,73235% (А,В) Сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство5, % (С) Добыча полезных ископаемых1,485 (D) Обрабатывающие производства10,539 (E) Производство и распределение электроэнергии, газа и воды2,263 (F) Строительство5,092 7 Масштаб поставленных задач Источник: Росстат Индия: с 2000 по ,3 млн рабочих мест ежегодно, 2,4% экономически активного населения. План на ближайшие 20 лет – 200 млн рабочих мест 25 млн. мест до 2020 (+13 млн.), или ежегодно 1,625 млн. (2% экономически активного населения) 2011: в РФ создано 139,8 тыс. высокопроизв. РМ (Росстат) Китай: 2006 – 2010 создано 55 млн высокопроизводительных рабочих мест, в среднем – 1,7% ежегодно. План на годы 45 млн мест (1,2% экономически активного населения ежегодно). Источник: WorldBank, OECD Бразилия: 2002 – 2010 создано 15 млн высокопроизводительных рабочих мест, в среднем – 1,9% ежегодно.

ВЛИЯНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА СМЕЖНЫЕ ОТРАСЛИ 0,010 0,009 0,062 0,001 0,003 0,001 0,002 0,004 0,002 0,001 МУЛЬТИПЛИКАТОР НА СМЕЖНЫЕ ОТРАСЛИ МУЛЬТИПЛИКАТОР ПРОМ. ПРОИЗВОДСТВА РОССИЯ: ДИНАМИКА ПРОМ. ПРОИЗВОДСТВА СМЕЖНЫХ ОТРАСЛЕЙ Новое РМ в промышленности 1,95 Новых РМ в смежных непромышленных отраслях 1 СТРАНЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ДИНАМИКА РАБОЧИХ МЕСТ В СМЕЖНЫХ ОТРАСЛЯХ ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СТАНКОСТРОЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР МЕЖДУНАРОДНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР

Целевые показатели создания ВПРМ Создание и модернизация рабочих мест в экономике СО до 2020 года ПоказательПлановое значение РМ (тысяч) Текущее количество РМ (тысяч) По экономике в целом в промышленности, в т.ч.:456,3 (65%)460 (29%) К 2020 году, исходя из сложившейся поло-возрастной структуры, количество занятых в экономике Свердловской области сократится на 910% (даже при максимально положительном миграционном сальдо внутри страны) Численность занятых в промышленности составит не более тыс. человек Создание 1 ВП РМ в промышленности дает ~1,95 рабочих места в смежных непромышленных секторах (данные по странам ОЭСР), следовательно для достижения показателя в 700 тыс. РМ к 2020 году достаточно создать 127 тыс. РМ в промышленности

Новые РМ в промышленности (ОЭЗ, ИП, и др.) 35 тыс. 325 тысяч действующих ВПРМ в экономике Свердловской области к 2012 году Структура формирования высокопроизводительных РМ РМ, подвергшиеся коренной модернизации 92 тыс. Создание 248 тыс. РМ в смежных секторах (логистика, пром- строительство, инжиниринг, торговля и др.) 700 тыс. ВПРМ в экономике Свердловской области в 2020 году

Опыт регионов 35 тыс. новых РМ в промышленности: много или мало? ОбластьЧисленность экономически активного населения (тыс. чел.) Запланирова нное количе- ство новых рабочих мест (тыс. чел.) Соотношение количества создаваемых рабочих мест к ЭАН (%) Липецкая область60935,65,8 Ленинградская область91244,24,8 Калужская область565,525,94,6 Татарстан1 995,740,82,0 Свердловская область2 383,5351,5 Башкортостан2 067,318,30,9

Критерии Стоимость создания одного ВПРМ по данным периода гг. по четырем индустриальным паркам Калужской области 9 млн руб. (128 млрд руб. инвестиций, включая инфраструктуру, 14,2 тыс. РМ) Расчеты по ОЭЗ ППТ «Титановая долина»: стоимость создания одного РМ 7,7 млн руб. Стоимость создания одного ВПРМ по данным Деловой России 6,6 млн руб. Стоимость создания одного высокопроизводительного РМ в промышленности Для экономических расчетов по программе взят показатель стоимости создания одного высокопроизводительного рабочего места в размере 7 млн руб.

Необходимые среднегодовые инвестиции – 111 млрд руб. Источники финансирования создания высокопроизводительных РМ Создание 127 тыс. рабочих мест в промышленности Стоимость создание одного рабочего места – 7 млн рублей Общий объем необходимых инвестиций до 2020 года составляет 889 млрд рублей Инвестиционный вклад промышленных предприятий – 90 млрд руб. ежегодно Вклад федерального и регионального бюджета – 21 млрд руб. ежегодно

Импортозамещение продукции промышленного назначения, потребляемой промышленностью Урала и Западной Сибири, в перспективе расширение сбыта до масштабов РФ (71 товарная субпозиция, объемы рынка УрФО+ 1,1 млрд долл. в год, рынка РФ около 5 млрд долларов) 17 наиболее перспективных экспортных рынков и динамично растущих рынков РФ : перенос звеньев внешнеторговой цепочки «сырье-конечный продукт» в Свердловскую область, медицинские расходные материалы и лекарственные препараты и др. (90 млрд руб.) 2011 Производительность труда в Свердловской области 2,6 млн руб. /чел Производительность труда в Свердловской области 3,9 млн руб. /чел. Выход на новые рынки сбыта

5 приоритетных проектов по стимулированию создания и модернизации ВПРМ в промышленности Свердловской области 1. Федеральные ресурсы инновационного и промышленного развития – Свердловской области 2. Новые рынки 3. Территории новой индустриализации 4. Научно-технологический и инновационный центр мирового уровня 5. Региональная система компетенций и квалификаций

Проект «Федеральные ресурсы промышленного и инновационного развития – Свердловской области» Задача Одна из важнейших целей регионов развитых стран – увеличение доли в федеральном финансировании проектов развития. В рамках действующей системы межбюджетных отношений и в условиях высокой социальной нагрузки на бюджет СО данная задача должна быть приоритетной. Инструменты -Плановые значения по привлечению средств федеральных институтов развития и средств, выделяемых в рамках ФЦП и ГП РФ для каждого органа исполнительной власти и региональных институтов развития (КРСУ) -Нормативы софинансирования инвестиций федеральных институтов развития со стороны Свердловской области -Регламент формирования межведомственных проектных команд под федеральные проекты развития Индикаторы -Привлечение как минимум 3% (низшая планка) -5% (оптимальная планка от общего объема средств, распределяемых в рамках программ Институтов развития и ФЦП, ГП РФ (исходя из той логики, что имея долю в ВВП РФ и населении в 3% Свердловская область должна привлекать как минимум такую же долю ресурсов развития от федерации) -Привлечение ежегодно не менее 21 млрд руб. на цели экономического развития от федерации (включая средства софинансирования со стороны регионального бюджета)

Проект «Новые рынки» ПодпроектКраткое описаниеПоказатель Создание производств под импорто- замещение продукции пром. назначения Выделен 71 наиболее перспективный сегмент по товарным субпозициям импорта по 6 субъектам Урала (оборудование для термообработки материалов, насосы и компрессоры, крепежная арматура, фурнитура, и др.) Инструменты: Привлечение на создаваемые (ИП) и имеющиеся площадки инвесторов под создание импортозамещающих производств, упрощенный административный режим на территории площадок, льготы по НИ, ТН 20 тыс. РМ Объем инвестиций до 140 млрд руб. Создание высоких переделов на базе экспортной продукции Выделены 17 наиболее динамично развивающихся рынков высокотехнологичной продукции РФ и мира, использующих в качестве сырья продукцию свердловских предприятий (Переработка попутного нефтяного газа, фильтрационное оборудование, опреснение и очистка воды, расходные медицинские материалы и лекарственные препараты, оборудование для атомной, геотермальной, солнечной энергетики и др. Инструменты: предоставление площадок в ОЭЗ, ИП, упрощенный административное регулирование и льготы по НИ, НП, ТН, режим СТЗ; ускоренное получение разрешений на строительство, подключение (при размещении вне ИП), кадровое обеспечение производств 10 тыс. РМ Объем инвестиций до 80 млрд руб. Поддержка экспорта средних производственн ых компаний -Выделение наиболее перспективных производственных компаний среднего бизнеса (около 100 компаний) -Внедрение основных мероприятий дорожной карты АСИ «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» -Покрытие издержек по участию в международных выставках и форумах -Создание торговых представительств в странах, наиболее перспективных для экспортеров Свердловской области Увеличение в два раза числа экспортеров вт- продукции Создание 5 тыс. ВПРМ Система мониторинга рынков -Создание системы ежегодного средне- и долгосрочного прогнозирования развития важнейших действующих и потенциальных рынков сбыта продукции и услуг предприятия Свердловской области Обеспечение информацией всех компаний области

Проект «Новые рынки»: инструменты стимулирования спроса «традиционных» отраслей Крупный бизнес: Средний бизнес: Административная поддержка Предоставление налоговых льгот Влияние на формирование государственного оборонного заказа Стимулирование спроса через создания заказа естественных монополий и компаний с государственным участием Координация спроса на товары для ЖКХ и инфраструктурные проекты Поддержка компаний при выходе на внешние рынки Субсидирование процентных ставок по кредитам

Проект «Территории новой индустриализации» Важнейшие задачи Полноценное формирование екатеринбургской и нижнетагильской агломераций через расширение агломерационного радиуса (сокращение экономического расстояния), включение в состав первой к 2020 году Каменск-Уральского, Новоуральска и прилегающих городов, в состав второй – ЗАТО «Лесной» и Нижней Туры через проекты развития транспортных коммуникаций, создания механизмов межмуниципальной координации проектов развития территорий, снятия барьеров получения социальных и иных услуг в рамках агломераций и др. Запуск проектов развития северного «куста» под растущий рынок ХМАО-Югры: формирование полноценного транспортного сообщения Св.обл.-Югра, создание промышленных площадок под развитие производств, ориентированных на рынок ХМАО-Югры (стройматериалы, расходные материалы нефтегазовой промышленности) Стимулирование развития инновационных промышленных кластеров на приоритетных территориях (титановый, фармацевтический, транспортного машиностроения, трубный и др.) Развитие подготовленных промышленных площадок на приоритетных территориях

Екатеринбург Доля населения 31,5% Доля промышленного производства 22,1% Доля инвестиций 47,9% Кольцо Екатеринбурга Доля населения 11,5% Доля промышленного производства 25,0% Доля инвестиций 28,1% Каменск-Уральский Доля населения 4,0% Доля промышленного производства 8,6% Доля инвестиций 1,4% Нижнетагильская агломерация Доля населения 11,4% Доля промышленного производства 20,2% Доля инвестиций 11,3% Новоуральский куст Доля населения 3,4% Доля промышленного производства 3,6% Доля инвестиций 5,6% Качканарский куст Доля населения 2,8% Доля промышленного производства 3,3% Доля инвестиций 1,3% Северный куст Доля населения 5,8% Доля промышленного производства 6,8% Доля инвестиций 3,2% Основные промышленные центры Свердловской области 64,2% населения области 82,7% промышленного производства 91,9% инвестиций в основной капитал Территории, которые к 2020 году могут войти в агломерацию: Нижнего Тагила Екатеринбурга

Создание инвестиционной инфраструктуры: Подготовка промышленных площадок с подведением необходимой инженерной инфраструктуры Меры по упрощению регистрации фирм Предоставление льгот при подключении к инженерным сетям Возможности аренды земли по сниженным тарифам Льготы при уплате налогов Применение единого стандарта поддержки бизнеса, разработанного Агентством стратегических инициатив Повышение инвестиционной привлекательности согласно рейтингу Doing Business

22 Doing Business 2013 Регистрации предприятий Получение разрешений на строительство Подключение к системе энергоснабжения Регистрация собственности ТерриторияПроцедуры 1 Срок 2 Процедуры 1 Срок 2 Стоимость 3 Процедуры 1 Срок 2 Стоимость 3 Процедуры 1 Срок 2 Германия (20) ,131748,3540 Россия (112) , ,7544 Екатеринбург , Плюсы/Минусы ,715 Свердловская область: Doing Business Преимущества Екатеринбурга – условия регистрация предприятий и собственности. Тем не менее, критическое отставание в части получения разрешения на строительство и подключения к системе энергоснабжения значительно перевешивают эти преимущества. 1 количество 2 дней 3 в % от дохода на душу населения 4 в % от стоимости собственности

Стимулирование мобильности населения Результаты Улучшение транспортного сообщения: Екатеринбург Богданович Ревда Екатеринбург Сысерть Арамиль Екатеринбург Асбест Сухой Лог Богданович Староуткинск Первоуральск Верхнее Дуброво Белоярский Нижняя Тура Лесной Качканар Серов Краснотурьинск Карпинк Волчанск Североуральск Ивдель Основной мерой политики в области формирования агломераций и повышения мобильности населения является улучшение качества дорог и транспортного сообщения Улучшение качества дорог: Староуткинск Первоуральск Кушва Верхняя Тура Горноуральск Нижний Тагил Краснотурьинск Ивдель- ХМАО Серов Краснотурьинск Карпинк Волчанск Североуральск Ивдель

Создание инвестиционной инфраструктуры: Объекты Реализуемое Планируемое ОЭЗ ППТ «Титановая долина» Разработана «Программа создания и развития индустриальных парков в Свердловской области» 1) Пересечение Полевского тракта и ЕКАД 2) Около поселка и аэропорта Кольцово 3) На территории г. Новоуральск или Каменск-Уральский Greenfield Brownfield 1) г. Нижний Тагил, на базе Уралхимпласта 2) г. Новоуральск, на базе Медсинтеза 3) г. Екатеринубрг, ИТ-технопарк

Создание инвестиционной инфраструктуры: Потенциальные отрасли кластерного развития Железнодорожное машиностроение Медицинское приборостроение Нефтегазовое машиностроение Энергетическое и электротехническое машиностроение Станко-инструментальная промышленность Металлургия и тяжелое машиностроение Черная металлургия Лесная промышленность Промышленность стройматериалов и строительство

Проект «Региональная система компетенций и квалификаций» Задачи Устранение территориальных дисбалансов в действующей системе проф. обучения и переподготовки кадров Проф. переподготовка кадров для создаваемых/модернизируемых рабочих мест Создание условий для привлечения и адаптации высококвалифицированных кадров из других регионов/стран Инструменты Создание системы мобильности студентов системы НПО и СПО через создание общежитий и расширение мощностей по переподготовке кадров передовых образовательных центров, перепрофилирование неэффективных Создание системы ежегодного прогнозирования спроса и предложения на рынке труда Внедрение системы региональных грантов на проф. переподготовку (софинансирование грантов предприятиями и областью) Развитие системы проф. ориентирования (рост охвата числа школ до 50%), центров научно-технического творчества Создание системы мониторинга движения рабочих мест в разрезе качества, отраслей, территорий

Проект «Создание научно-технологического и инновационного центра мирового уровня Актуальность Создание ВПРМ, рост высокотехнологического экспорта, привлечение ВКС, рост доли инновационной продукции в производстве – задачи поставленные Президентом невыполнимы без формирования в области ведущего научно-технологического и образовательного центра национального масштаба, который решал бы три основные задачи: – Привлечение лучших российских и международных кадров в систему образования и их подготовку до уровня, необходимого экономике – Научные исследования на мировом уровне – Трансфер знаний (инновации) в экономику Целевые показатели: вхождение УрФУ в топ-100 мировых университетов, увеличение до 5- 7% вклада СО в научный и инновационный продукт РФ (публикации, цитирования, патенты, в том числе «триадные»), привлечение ВКС из-за рубежа в научно- образовательный сектор СО, привлечение лучших иностранных студентов не менее 10% Создание Уральского университетского технополиса на базе ресурсов УрФУ, Уро РАН, крупнейших промышленных и средних высокотехнологичных предприятий, государства Инфраструктурное обеспечение проекта – кампус, НОЦ, НИЛ, технопарк «Университетский», развитие сети технопарков в городах с высоким уровнем человеческого капитала Формирование центров по технологическому прогнозированию Формирование центров компетенций по перспективным направлениям технологического развития, актуальным для Свердловской области (титан, композитные материалы, редкоземельные металлы, биофармтехнологии, ядерные материалы, нанотехнологии и др.)

Что еще необходимо сделать Разработать стандарт высокопроизводительного места в различных отраслях Свердловской области Создать систему мониторинга создаваемых и ликвидируемых рабочих мест на уровне региона – знать сколько РМ создается, какого качества, и где, в каких отраслях Разработать ОЦП с ресурсами под реализацию 5 приоритетных проектов