Международная практика регулирования внешнеторговых связей Инструменты торговой политики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Тема 3. Национальное и международное регулирование торговли.
Advertisements

Тема 5 Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.
ВТО: оценка роли в регулировании мирового хозяйства.
Протекционизм международной торговли. Протекциони́зм политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений.
Нетарифные ограничения международной торговли. Выполнила: Кузьмина Наталия гр.6071.
Мировая экономика Основные задачи подтемы: раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная академия ветеринарной.
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЕС 1951 Г. – СОЗДАНИЕ ЕОУС ГГ. – СОЗДАНИЕ ТАМОЖЕННОГО.
Сущность и виды торговой политики Интересам любой страны отвечает политика свободной торговли. Правительства всех стран вводят различные ограничения на.
Внешнеэкономическая деятельность Компенсационные пошлины. Экспортные субсидии.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Преподаватель.
Formation of Prices on World Commodity Markets / Формирование цен на мировых товарных рынках 1.Закон единой (мировой) цены 2.Влияние государства на внешнеторговые.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей» Преподаватель.
Кафедра «Экономики и агробизнеса» РОССИЯ и ВТО: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА.
Протекционизм международной торговли Выполнила: Хакимова Мария.
1 Республика Казахстан, 2009 г. О процессе формирования Таможенного союза.
Мировая экономика 11 класс. Обществознание. Международное разделение труда Предпосылки Природные условия страны Уровень экономического и научно- технического.
Влияние вступления в ВТО на агропродовольственный сектор России Е.Серова Аналитический центр АПЭ
Мировая торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Регулирование с помощью государства с помощью международных.
Мировая экономика 11 класс. Обществознание. Мировая экономика 11 класс. Обществознание.
Транксрипт:

Международная практика регулирования внешнеторговых связей Инструменты торговой политики

Занятие 1 Тарифные методы регулирования международной торговли

Протекционизм и свобода торговли Политика свободной торговли (free trade) - более рациональная с позиций теории сравнительных преимуществ: обеспечивает наиболее эффективные варианты международного разделения; повышает уровень жизни населения стран-участниц

Теория «второго лучшего» (theory «of the second best»), Дж. Мид (1955 г.): «помимо свободы торговли, которая, безусловно, ведет к росту совокупного благосостояния, еще одного варианта торговой политики не существует»

Доводы сторонников протекционизма защита интересов молодых отраслей национальной промышленности (infant industry argument), стимулирование отечественного производства, обеспечение занятости населения, его высокого жизненного уровня, защита национальной безопасности, международного престижа страны и др

Фритрейдерство - основное направление с середины 21 века. приоритет отдается подходу, рассматривающему национальное хозяйство в качестве «открытой экономики», причем активно ориентируемой в своем развитии на мировой рынок

Внешнеторговая политика Совокупность мер (механизмов), используемых государством или группой государств в сфере регулирования внешнеторговых связей.

Система протекционистских мер 1) таможенное обложение (тарифные барьеры – tariff barriers), 2) нетарифные барьеры ( non- tariff measures NTMs)

Таможенная пошлина (customs duty) обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара. Функции: 1) фискальная 2) защитная 3) балансирующая

Классификация пошлин От объекта взимания: импортная, экспортная, транзитная От способа взимания: Адвалорная – ad valorem duty специфическая – specific duty Комбинированная –combined duty Альтернативная - alternative duty

Таможенное обложение новых автомобилей иностранного производства Новыми автомобилями считаются автомобили, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет. Единые ставки зависят от: стоимости автомобиля и (или) объема двигателя в кубических сантиметрах

Комбинированная пошлина на иностранные автомобили в РФ Стоимость автомобиляЕдиная ставка (% от таможенной стоимости либо в Евро/1куб.см рабочего объема двигателя) не превышает 325 тыс.рублей48 %, но не менее 2,5 Евро/1 куб.см более 325 тыс. рублей, но не превышает 650 тыс. рублей 48 %, но не менее 3,5 Евро/1 куб.см более 650 тыс. рублей, но не превышает 1625 тыс. рублей 48 %, но не менее 5,5 Евро/1 куб.см более 1625 тыс. рублей, но не превышает 3250 тыс. рублей 48 %, но не менее 7,5 Евро/1 куб.см более 3250 тыс. рублей, но не превышает 6500 тыс. рублей 48 %, но не менее 15 Евро/1 куб.см более 6500 тыс. рублей48 %, но не менее 20 Евро/1 куб.см

Комбинированная пошлина Применение комбинированной пошлины позволяет: Не допустить занижение таможенной стоимости и сокращение пошлины Ограничить импорт товаров, конкурирующих с национальными

Пример 1 В 2004 г. Правительство ввело комбинированную пошлину на импорт риса - 10% от таможенной стоимости, но не менее 3 евро/тонн. Защитную меру пролоббировали российские рисоводы, которые доказали, что импортеры при обычной пошлине в 10% занижали таможенную стоимость и демпинговали на рынке. В 2005 г. планировалось увеличение составной части пошлины на импортный рис с 3 евро/тонну до 7 евро/тонну, но соответствующее постановление принять не успели, и 25 января 2005 г. пошлина вернулась к старым 10%. "Ведомости".

Пример 2 Союз производителей сельхозтехники «Союзагромаш» крайне негативно расценивает решение правительства об отмене на 9 месяцев комбинированных ставок пошлин на комбайны в размере 100 евро за кВт мощности двигателя. «Это решение противоречит заявленному курсу на диверсификацию экономики, - считает президент Союза Константин Бабкин. – Идут разговоры о развитии перерабатывающих отраслей, а на деле мы получаем отказ от поддержки реального сектора в угоду иностранным поставщикам». Финмаркет 15:

Классификация пошлин От страны происхождения (РНБ): максимальные (двойные) минимальные (базовые-РНБ) преференциальные (50%-75%-0% базовых)

Программы торговых преференций 1. ЕС: «Все, кроме оружия» 2. США: «Закон об экономическом росте и торговых возможностях в странах Африки»

Классификация пошлин От торгового режима (двусторонних договоренностей): автономные конвенционные

Особые пошлины антидемпинговые (демпинг) компенсационные(субсидированн ый экспорт) защитные (массированный экспорт) запретительные (более 30%) сезонные (с целью защиты сельхозпроизводителей)

Сезонные пошлины в ЕС повышаются картофель –с 16 мая по 30 июня клубника –в июле

Таможенный тариф 1) синоним таможенной пошлины 2) детальный перечень товаров с указанием ставок пошлин

Таможенный тариф Одноколонный – Ставка не зависит от страны происхождения Многоколонный – 3-х или 4-х колонный на каждый вид товара в зависимости от страны происхождения

Пример трехколонного тарифа России Минимальная Тарифы РНБ Максимальная Удвоенная РНБ Преференци- альная 1. Развивающиеся страны – 75% РНБ 2. Страны СНГ и наименее развитые – 0% РНБ

Общая система преференций (ОСП) Generalized System of Preferences (GSP) 1970 г. – Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Принципы: 1) Невзаимность (одностороннее предоставление преференций развитыми странами) 2) Отсутствие единой схемы применения в мировом масштабе 3) Национальные системы преференциальных списков 4) Дифференциация стран-бенефициаров 5) Дифференциация товаров

Общая система преференций ЕС 1997 г. – 22% совокупного импорта стран-бенефициаров

4 группы товаров по степени чувствительности к импорту Скидка с базовой пошлины %: Сверхчувствительные к импорту – 15% Чувствительные к импорту – 30% Менее чувствительные – 65% Нечувствительные – 100%

Дифференциация стран 1. С учетом экспортной специализации: Доля страны в общем импорте ЕС товаров конкретной отрасли Доля в совокупном импорте ЕС 2. С учетом уровня экономического развития (по сравнению с ЕС): Среднедушевой доход Совокупный объем экспорта

Беспошлинный импорт в 2001 г. Из развивающихся стран – 66% общего импорта Из наименее развитых – 75% общего импорта

Программы торговых преференций 1. ЕС: «Все, кроме оружия» 2. США: «Закон об экономическом росте и торговых возможностях в странах Африки»

Тарифная эскалация (tariff escalation) Повышение ставок пошлин по мере углубления процесса обработки товара: содействует импорту сырья; затрудняет ввоз готовых изделий; защищает национальных производителей, конкурирующих с импортом

Примеры. Тарифы ЕС UNCTAD Trade and Development Report, 2002 Кожа – 3,3%; Обувь – 12,4%; Текстиль – 7,9%; Готовая одежда – 11,4%

Примеры. Тарифы США UNCTAD Trade and Development Report, 2002 Кожа – 5,0%; Обувь – 13,4%; Текстиль – 9,1%; Готовая одежда – 11,4%

Тарифная деэскалация Снижение ставок пошлин по мере углубления процесса обработки товара (WTO Annual Trade Report, 2003) СырьеПолуфабрикаты Япония14,64,9 Корея29,010,9

Эффективная ставка тарифа - Показывает реальный уровень таможенной защиты (effective rate of protection) Учитывает пошлины, накладываемые на импорт промежуточных товаров Рассчитывается как разница номинальной пошлины на готовую продукцию и на ввезенные компоненты (с учетом доли их стоимости в стоимости конечного продукта – коэффициент А).

Таможенные пошлины развитых и развивающихся стран в 2001 г. (средние РНБ) Развитые Готовые изделия ,5% Компьютеры - 0,2 – 0,8% Телеком., аудио- и видеооборудования – 0% (Япония) – 5,4% (Австралия) Развивающиеся Готовые изделия - 3,6 (НИС) - 25,9% (Сев. Африка) Компьютеры – 2,3 (НИС) – 5,6% (Сев. Африка) Телеком., аудио- и видеооборудования – 4,3% (Япония) – 25,4% (Австралия)

Средний уровень таможенных пошлин (MFN average tariffs) Япония – 3,3% США – 3,9% ЕС – 4,4% Канада – 12% Мексика – 18% Норвегия – 22%

Практическое задание На основании данных UNCTAD Trade and Development Report 2007 составьте таблицу таможенных пошлин по основным группам товаров 5-ти развитых и 5-ти развивающихся стран (по выбору)

Максимальная защита Текстиль Одежда Кожа Обувь Рыба и рыбопродукты Туристические товары Транспортное оборудование Сельскохозяйственная продукция Продовольствие Высокотехнологичная продукция

Тарифные пики (более 15% добавленной стоимости) Молоко – 470% ЕС Табак – 350% США Текстиль – 38% (страны Северной Африки) Одежа и обувь – 44% (страны Северной Африки)

Причины сохранения высоких таможенных пошлин 1. Защита национальных рынков продовольствия и сельскохозяйственного сырья (США, ЕС, Япония и др.) 2. Защита отдельных национальных рынков трудоемкой продукции 3. Процесс тарификации 4. Тарифные квоты

Тарификация нетарифных барьеров Тарификация - перевод тарифных барьеров в их тарифный эквивалент. Уругвайский раунд ГАТТ – «Соглашение о сельскохозяйственной продукции»

Тарифная квота (tariff quota) - контингент Переменная таможенная пошлина, зависящая от: 1) объема импорта или 2) мировых цен 2 вида ставок: Базовая внутриквотная ставка Сверхквотная ставка

Основные тенденции 1. Снижение общего уровня таможенной защиты (с 45 до 4% в гг.) 2. Тарификация отдельных групп товаров, повышающая уровень пошлин. 3. Снижение доли пошлин в налоговых поступлениях в бюджет (1,7% - развитые, 5% - развивающиеся) 4. Более низкий уровень пошлин в развитых странах 5. Принцип дифференциации стран и товаров по таможенному обложению 6. Принцип тарифной эскалации – в большинстве стран 7. Беспошлинный (или облегченный) односторонний режим для развивающихся и наименее развитых стран

Факторы снижения роли таможенных пошлин в качестве средства торговой политики 1. Активная деятельность ГАТТ-ВТО. 2. Режим наибольшего благоприятствования (РНБ). 3. Рост ПИИ. 4. Рост преференциальных соглашений. 5. Развитие внутрирегиональной интеграции. 6. Применение принципа «связывания».

Занятие 2 Экономическая роль тарифов

Большая и малая страна Большая страна – изменение спроса на импорт влияет на уровень мировой цены. Малая страна – изменение спроса на импорт не влияет на уровень мировой цены.

Влияние внешней торговли на доходы

Влияние импортного тарифа на доходы

Эффекты от введения импортного тарифа Перераспределительные эффекты: Эффект дохода (revenue effect) Эффект передела(redistribution effect) Не приводят к ухудшению экономики Эффекты потери: Эффект защиты(protective effect) Эффект потребления(consumption effect) Приводят к ухудшению экономики

Эффект дохода (revenue effect) – область с Увеличение доходов бюджета за счет уплаты пошлины потребителем (изымается государством) Перераспределение средств между частным и государственным сектором

Эффект передела(redistribution effect) – область a Дополнительная прибыль национальных производителей перераспределяется от покупателей к национальным производителям в результате расширения производства

Эффект защиты (protective effect) - область b Более эффективные иностранные товары замещаются менее эффективными и более дорогими национальными

Эффект потребления (consumption effect)- область d Сокращение потребление товара за счет роста его цены

Оптимальный тариф (optimal tariff rate) Уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию уровня национального экономического благосостояния После введения - мировая цена на данный товар снижается, а внутренняя повышается только на уровень оптимального тарифа

Эффекты оптимального тарифа Положительные эффекты: улучшаются условия торговли страны импортера максимизируется выигрыш страны Отрицательные эффекты: увеличивается менее эффективное внутреннее производство сокращается внутреннее потребление

Основные характеристики оптимального тарифа Ставка находится между 0 и запретительным тарифом Часть тарифа перекладывается на иностранного поставщика из-за снижения мировой цены Ставка тарифа обратна эластичности импорта Дает выигрыш стране-импортеру, но потери для мировой экономики в целом

Экспортный тариф вводится, когда внутренняя цена значительно ниже мировой цена на товар находится под административном контролем государства

Влияние экспортного тарифа на доходы

Выигрыш потребителя - a+b Выигрыш государства - d Проигрыш нац. производителей - a+b+c+d+e

Задача 1 В США и Китае функции спроса и предложения на яблоки имеют вид соответственно: Qd1 = 6 – 0,2Р1, Qs1 = 1 + 0,2Р1. Qd2 = 3 – 0,1Р2, Qs2 = ,4Р2. Предположим, что страны начали взаимную торговлю без таможенных ограничений. Какая равновесная мировая цена будет установлена после начала торговли без учета транспортных издержек.

Решите задачу Мировая цена пшеницы составляет 100 у.е. за 1 т. Бразилия вводит тариф на экспорт пшеницы в размере 10 у. е. за 1 т в целях увеличения доходной части бюджета и понижения внутренних цен. В результате введения экспортной пошлины объем внутреннего потребления увеличился с 60 до 90 млн т, а объем внутреннего производства сократился со 140 до 110 млн т. Определите влияние экспортного тарифа на следующие показатели: 1. Выигрыши отечественных потребителей пшеницы. 2. Потери отечественных производителей. 3. Размер дополнительных поступлений в госбюджет от таможенных сборов. 4. Чистый эффект от введения экспортной пошлины для национального благосостояния.

Занятие 3 Нетарифные барьеры

Все торговые барьеры исключающие пошлины включающие меры стимулирования экспорта Более 600 видов

Нетарифные ограничения Квотирование Лицензирование ДЭО Пограничный налоговый режим Внутреннее налогообложение Технические, Санитарные, Административные барьеры Прямые:Скрытые:

Цели введения 1. Сокращение объема импорта 2. Повышение импортных цен 3. Изменение эластичности спроса на импорт

Характерные черты Неопределенность применения Возможность многократного использования в отношении одного и того же товара Исключение из РНБ Сложность международного регулирования

Масштабы применения в 2002 г. Облагаемая доля экспорта Развитые страны Развиваю- щиеся и переходные страны Наименее развитые страны 10%15%40% Methodologies, Classifications, Quantification and Development Impacts of Non-Tariff Barriers, Geneva, 5-7 September 2005

Наиболее часто облагаемые категории товаров Продовольствие Рыбопродукты Средства транспорта Оборудование Химическая продукция

Классификация ЮНКТАД – 7 групп 1. Меры ценового контроля - PRICE CONTROL MEASURES 2. Меры финансового контроля - FINANCE MEASURES 3. Автоматическое лицензирование - AUTOMATIC LICENSING MEASURES 4. Количественные ограничения - QUANTITY CONTROL MEASURES 5. Монопольные меры - MONOPOLISTIC MEASURES 6. Технические меры – TECHNICAL MEASURES 7. Меры в отношении чувствительных товаров: Возвращаемый депозит - Refundable deposit for sensitive products categories Предварительное разрешение - Prior authorization for sensitive product categories Квотирование - Quotas for sensitive product categories Запрет - Prohibition for sensitive product categories

Классификация нетарифных барьеров

Классификация ГАТТ-ВТО – 5 групп 1. Участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная политика общего характера. 2. Таможенные процедуры и административные формальности. 3. Технические барьеры. 4. Количественные и специфические ограничения аналогичного характера. 5. Ограничения, заложенные в механизме платежей.

Участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная политика общего характера Инструменты стимулирования экспорта: прямые дотации (export subsidies) экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных переводчиков и т. д.; выдача на льготных условиях экспортных кредитов, так называемых субсидированных займов (export credit subsidies); государственное страхование (national insurance); предоставление гарантий (government guarantee) при осуществлении внешнеэкономических операций со странами с нестабильным политическим режимом; государственные закупки (national procurement); предоставление налоговых льгот (tax remissions) и т. п.

Участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная политика общего характера Механизмы защиты внутреннего рынка: антидемпинговые пошлины компенсационные пошлины специальные защитные меры

Компенсационные пошлины Вводится в отношении импортируемых товаров, субсидированных в прямой или косвенной форме. В результате такой субсидии: продажа такого товара на экспорт осуществляется по более низкой цене, чем сравнимая цена, устанавливаемая на аналогичный товар на внутреннем рынке

Негативные последствия наносит ущерб отечественной промышленности, аннулирует или сокращает выгоды, извлекаемые другими членами по ГАТТ или серьезно ущемляет интересы другой странычлена ВТО

Таможенные процедуры и административные формальности 1. Методика определения таможенной стоимости 2. Таможенная классификация 3. Антидемпинговая практика (1967г. Антидемпинговый кодекс Кеннеди-раунд)

Антидемпинговые пошлины Товар рассматривается предметом демпинга, если он поступает на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости (экспортная цена данного товара ниже сравнимой цены на аналогичный товар на внутреннем рынке экспортера)

Условия введения защитных мер Демпинг причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности, созданной на территории импортирующей страны, или материально сдерживает создание отечественной промышленности

Тенденции Самые широко используемые - около 90% от всех введенных защитных мер «предметная» направленность эффективность достаточно хорошо проработанный механизмом расследований применяются на выборочной основе против конкретного экспортера

Тенденции 1. Чаще всего применяют развитые страны: инициировано расследований за гг: США (358), ЕС (318), Австралией (174), Канадой (133). 2. В последнее время активно применяют развивающиеся страны: Индия, Аргентина, Южная Африка, Бразилия, Китай (после 2001 г.) 3. Только половина начатых антидемпинговых расследований заканчивается введением антидемпинговых мер. 4. Частые объекты демпинга: металлургическая продукция, минеральное сырье и химикаты.

Россия как объект демпинга В 2005 г. Россия занимала 7 место среди наиболее дискриминируемых государств и первое место среди стран – не членов ВТО. На 1 декабря 2005 г. против российских товаров зафиксировано 106 защитных мер: 48 антидемпинговых пошлин, 12 мер, нарушающих нормальные условия конкуренции, 11 технических барьеров, 10 квотных ограничений, 10 мер административного характера и ряд других.