Конструирование учебных заданий По материалам Логиновой О.Б.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
11 Разработка современных образовательных технологий ИКТ как инструмент реализации парадигмы деятельностного развития – важнейшей особенности ФГОС Т.И.Галишникова,
Advertisements

Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
Особенности оценки метапредметных результатов. Что оценивается Шкала оценивания Формы и методы оценивания Примеры инструментария оценивания Периодичность.
Муниципальный семинар «Оценка качества начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО» Н.В.Долинина, Методист МОУ ИМЦ г. Амурск Конструирование.
Практический семинар МБОУ Рождественская СОШ 20 марта 2013 год.
Планируемые результаты освоения учащимися ООП ООО в рамках реализации ФГОС ООО Афанасова Л. В., учитель информатики г.
Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования.
Конструирование учебных заданий.. 2 Компоненты учебного задания характеристика задания мотивационная часть Содержание: условие (информационная часть)
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования» Копотева Г.Л.
Подходы к диагностике учебных достижений по физике в рамках требований ФГОС Демидова М.Ю. Логинова О.Б.
По материалам О.Б. Логиновой Конструирование учебных заданий: личностные и метапредметные результаты.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
Основная идея: если мы научимся оценивать качество учебного задания с позиции его эффективности для формирования нужного навыка (метапредметного результата),
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Всероссийский конкурс проектов учителей, применяющих информационные технологии Microsoft и Intel в учебной работе Text Москва 15 марта 2013 – 30 сентября.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Транксрипт:

Конструирование учебных заданий По материалам Логиновой О.Б.

… включают : Приобретение знаний Решение проблем и инновационность Использование ИКТ для обучения Коммуникация Сотрудничество Самостоятельное планирование своей работы учащимися, мониторинг индиви- дуального прогресса в учении Навыки 21 го века … классы задач : Освоение системы знаний Приобретение и интеграция знаний Решение творческих и поисковых проблем Использование ИКТ для обучения Коммуникация Сотрудничество Самоорганизация и саморегуляция Личностный смысл учения и рефлексия Ценностно-смысловые установки Россия : ФГОС Круг задач, устанавливаемых требовани- ями ФГОС и планируемыми результатами Круг задач, устанавливаемых требовани- ями ФГОС и планируемыми результатами Технологии Личностно- центрированное обучение Создание учебных ситуаций Дифференциция требований, Индивидуализация обучения Интеграция содержания Интеграция ИКТ в учебный процесс ИКТ – инструмент деятельности Расширение границ учебного процесса

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие

Содержанием формируемого и(или) планируемых результатов: Форматом задания Критериальной частью оценки выполнения задания Чем определяются особенности учебного задания? Чем определяются особенности учебного задания? Чем определяются особенности учебного задания? Чем определяются особенности учебного задания?

5 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: Каким должно быть учебное задание, чтобы оно позволяло формировать навыки, требуемые стандартом? Овладение методикой конструирования учебных заданий Овладение методикой конструирования учебных заданий При анализе заданий использована методика кодировки (оценки) учебных заданий, разработанная в Стэнфордском исследовательском институте (SRI International, США, Калифорния) и апробированная в России в г.г. в рамках международного сравнительного исследования инновационой практики обучения (ITL)

Каким должно быть учебное задание? 3) Оценить и при необходимости изменить имеющееся задания или оставить «хорошее задание» 1)Выяснить, в какой мере задание побуждает учащихся выполнять действия, приводящие к формированию данного навыка? Что это за действия? 2) Описать «хорошее задание» Что необходимо сделать? На основе проведенного анализа Ответ: анализ требований стандарта и ПР На основе составленного описания, варьируя компоненты учебного задания

Особенности учебных заданий, направленных на формирование ценностно-смысловых установок

Наличие или отсутствие ценностно- смысловых установок в учебном процессе проявляется, главным образом, в ценностно-эмоциональном компоненте: в наличии позитивного или негативного отношения к существующим и известным ребенку нормам; в принятии или неприятии этих норм Ценностно-смысловые установки: анализ состава учебных действий Ценностно-смысловые установки: анализ состава учебных действий

«Хорошее» задание дает возможность: выразить свою позицию/ценностное суждение разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию; аргументировать (пояснить, прокомментиро- вать) свою позицию, оценку и/или свой выбор. Ценностно-смысловые установки: модель и форматы задания Ценностно-смысловые установки: модель и форматы задания

Оценка учебных заданий: ценностно-смысловые установки Первый вопрос: Задание содержит эмоционально- ценностный компонент? ДА Второй и третий вопросы: Требуется выражение собственной позиции и/или комментарий, аргументация, пояснения? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях

11 Примерные типы заданий Обоснование или Выбор и обоснование ценностного суждения М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею З.Серебрякова. За завтраком К.Сомов. Арлекин и дама А.Пластов. Сенокос Д.Жилинский. У моря. Семья В.Попков. Шинель отца Б.Кустодиев. Купчиха за чаем В.Васнецов. Гусляры Задание. Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций. Выбери из них три, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. Напиши, почему ты так думаешь.

Примеры заданий Создание продукта, отражающего ценностные установки учащегося, например: Видеофильм «Я люблю родной язык» Презентация/видеофильм «Святые защитники Руси» … Выражение согласия/несогласия с рядом ценностных суждений и аргументация своего мнения Выражение степени согласия с рядом ценностных суждений

13 Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии

14 «Хорошее» задание требует: самооценки на основе соотнесения результата спониманием учебной задачи; выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение; постановки новых личных учебных задач Личностный смысл учения и рефлексия: модели и формат заданий Личностный смысл учения и рефлексия: модели и формат заданий

Оценка учебных заданий: рефлексия Первый вопрос: Задание требует самооценки успешности/неуспешности? ДА Второй и третий вопросы: Заданы ли требования или критерии? Нужно ли выявить факторы/ причины успешности/неуспеш- ности и/или поставить личные учебные задачи? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях

Пример предметного задания (для работы в группе) Обсудите с одноклассниками, какую сцену из му- зыкального спектакля вы будете инсценировать. Вспомните и напойте музыкальные темы главных действующих лиц. Распределите роли. Предложи- те оформление спектакля (костюмы, декорации и др.). Исполните эту сцену с помощью и/или под руководством учителя. Оцените исполнение. Удалось ли вам осуществить задуманное? Благодаря чему удалось или почему не удалось? Личностный смысл учения и рефлексия: примеры заданий Личностный смысл учения и рефлексия: примеры заданий

Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий 1 Задание для работы в группе. Изучите предоставленные материалы и подготовьте видеопрезентацию – рекламный буклет программы экскурсии об архитектуре Древнего Египта. Как вы считаете, поможет Ваш буклет привлечь туристов? Что бы вы сделали иначе в другой раз? 4 3 Оцените подготовленную Вами презентацию 2 Необходимо дополнить:

Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к самоорганизации и саморегуляции

Формирование способности к самоорганизации и саморегуляции связано преимущественно с действиями по организации и мониторингу собственной деятельности Самоорганизация и саморегуляция: анализ состава учебных действий Самоорганизация и саморегуляция: анализ состава учебных действий

Оценка учебных заданий: саморегуляция Первый вопрос: Задание многошаговое, длительное? ДА Второй и третий вопросы: Учащиеся планируют процесс выполнения? Отслеживают продвижение и/или контролируют качество работы? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях

Самоорганизация и саморегуляция: оценка (кодировка) заданий 1 Задание 2. Примите участие в конкурсе … (например, на лучший сценарий, иное …) Необходимо добавить: Критерии оценки а) Критерии оценки прилагаются. б) Разработка критериев оценки состоится… Планирование К конкурсу допускаются учащиеся, предста- вившие а) план работ, б) примерный список ресурсов 3-4 Задание 1. Напишите план проведения экскурсии (опыта, праздника …) 2

Особенности учебных заданий, направленных на формирование готовности и способности к сотрудничеству

Формирование способности к сотрудничеству связано с выполнением согласованных совместных действий Сотрудничество: анализ состава учебных действий Сотрудничество: анализ состава учебных действий

«Хорошее» задание – всегда групповое или парное, оно требует: совместной работы учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов, в том числе – принятия согласованных решений; разделения ответственности за конечный результат, осуществление взаимного контроля; создания общего продукта из взаимосвязанных частей Сотрудничество: модели и формат заданий Сотрудничество: модели и формат заданий

Оценка учебных заданий: сотрудничество Первый вопрос: Задание требует совместных действий? ДА Второй и третий вопросы: Учащиеся принимают согласованные решения? Разделяют ответственность за конечный результат и/или создают общий продукт? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях

Сотрудничество: оценка (кодировка) заданий 1 Задание 1. Подготовь для выставки плакат (экспонат, заметку …) Договоритесь о требования к экспонатам, оформлению залов: … 3 Задание 2. Выполните задания теста и осуществите взаимопроверку 2 Задание 3. Подготовка групповой презен-тации (например, «Достижения и изобретения финикийцев» и т.п.). Требования к шаблонам: … 4 Задание 4. Виртуальный музей (забытых вещей, выражений, птиц, минералов, …). Срок открытия музея: … 3

Особенности учебных заданий, направленных на формирование коммуникативных умений

Формирование коммуникативных умений связано преимущественно с ситуациями очного, заочного и(или) виртуального общения, предполагающими вступление в диалог (в том числе – с воображаемым собеседником) Коммуникация: анализ состава учебных действий Коммуникация: анализ состава учебных действий

Коммуникация: модели и формат заданий Коммуникация: модели и формат заданий «Хорошее» задание требует участия в диалоге, создания собственного высказыва- ния или текста, для которого заданы, или известны заранее, или определены учащи- мися самостоятельно, основные параметры : коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет); тема и предмет (ЧТО говорит или пишет); формат: жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет).

Оценка учебных заданий: коммуникация Первый вопрос: Задание предполагает диалог, связную, распространённую коммуникацию? ДА Второй и третий вопросы: Задана ли коммуникативная задача? Определены ли иные параметры (тема или предмет, формат) коммуникации? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях

Коммуникация: пример задания Коммуникация: пример задания Эта фотография сделана в путешествии по тундре Представь, что ты тоже путешествовал по тундре. Расскажи другу о том, что ты увидел во время своей поездки. В своем рассказе обязательно укажи: – какие растения можно встретить в тундре; – какие животные там обитают – чем занимаются жители тундры.

Что способствует формированию этого аспекта коммуникации? Коммуникация: взаимодействие Метапредметные учебные задания, например, разработка «Руководства по работе в группе» разработка «Правил подготовки презентаций» самооценка работы в группе и т.п. Выполнение парных, групповых, командных заданий на разных предметах, в том числе – предполагающие общение посредством ИКТ Критерии оценки

Особенности учебных заданий, направленных на использование ИКТ в учебном процессе в целях обучения и развития

Формирование ИКТ-компетентности связано с использованием ИКТ в целях обучения: для поиска, обработки, анализа, обобщения, оценки, преобразования, представления и передачи информации; для осуществления образовательного взаимодействия; для организации и мониторинга своей деятельности. Использование ИКТ: анализ состава учебных действий Использование ИКТ: анализ состава учебных действий

Использование ИКТ для обучения: модели и формат заданий Использование ИКТ для обучения: модели и формат заданий «Хорошее» задание требует такого использования ИКТ, которое способствует: приобретению новых знаний на основе поиска и обработки информации; формированию всех ключевых навыков (сотрудничества, коммуникации; саморегуляции и т.д.) достижению более сложных ИКТ-навыков; выполнению ранее недоступных на уроке действий, операций

Оценка учебных заданий с использованием ИКТ Первый вопрос: Задание требует/предполагает использование ИКТ учащимися? ДА Второй вопрос: Как, для чего учащиеся используют ИКТ? В целях развития для получения нового знания, в т.ч. - сложных ИКТ-навыков для освоения УУД В хороших заданиях: Третий вопрос: ИКТ действительно необходимо? НЕТ ДА Для формирования испол- нительской компетенции

ПРИМЕРЫ ХОРОШИХ ЗАДАНИЙ Групповой проект Изучение микроклимата ( Биология ) Изучите микроклимат классных помещений и микрорайона школы 1)Как влияют температура, освещенность, влажность на здоровье и самочувствие человека ? 2)Определите эти параметры для различных классных комнат и сделайте обоснованные выводы о состоянии этих помещений. 3)Выявите помещения с неблагоприятными условиями и предложите способы компенсации обнаруженных проблем. 4)Изучите микроклимат микрорайона школы. 5)Подготовьте и оформите отчет.

ПРИМЕРЫ ХОРОШИХ ЗАДАНИЙ Средний возраст учащихся – 14 лет. Групповой отчет по выполненному исследованию содержит список использованных источников и приборов, описание методов, описание влияния температуры, освещенности, влажности на здоровье, данные измерений, описание свойств различных растений, выводы и рекомендации, фотографии классных помещений и микрорайона школы. Это учебное задание выполняется с использованием ИКТ и способствует формированию навыков самостоятельного приобретения знаний, сотрудничества, решения проблем, саморегуляции и самооценки.

Структура ИКТ- компетентности учителя «Основной экономический ресурс – средства производства – это уже не капитал, не природные ресурсы, не труд. Сейчас и в будущем – это знания.» Питер Друкер, американский писатель и консультант в области менеджмента intuition