ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Российский государственный педагогический университет им. А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Advertisements

ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Цель и предмет индикатор показатели Источник получения данных Что измерять? Чем измерять? Как рассчитать? Откуда взять?
КОНСТРУКТ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ. Типы задач на Ознакомление Понимание Применение Анализ Синтез Оценка.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Концепция подготовки бакалавров педагогического профиля к реализации ФГОС общего образования Китайгородский Михаил Дмитриевич проректор Коми ГПИ
С РОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск,
О внесении изменений в законодательство в области образования.
« Математика и информатика » I курс.12 группа Ефимова Валерия Игоревна Московский Государственный Областной Университет.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ 12 апреля 2010 г. « П роектирование образовательных программ на основе ФГОС ВПО в области «Образование и педагогика» (бакалавриат.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Унификация дисциплин базовой и вариативной частей циклов дисциплин учебного плана по направлениям Психолого- педагогическое образование и
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ 22 сентября 2011 г. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ: анализ психологических аспектов ФГОС ВПО 3-го поколения Ведущий: И. М.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Разработка вузами основных образовательных программ.
Кафедра педагогики РГПУ им. А.И.Герцена Образовательные программы многоуровневой подготовки.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЯ О. А. Смоляк, доцент кафедры культурологии Пермского государственного института.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Квалификация (степень) Бакалавр

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников (бакалавриат) Наименование ООП Квалификация (степень) Нормативный срок освоения ООП, вклю- чая последип- ломный отпуск Трудоем- кость (в зачетных единицах) Код в соответствии с принятой классифи- кацией ООП Наимено вание ООП бакалавриата 62бакалавр4 года240* * трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам

Характеристика профессиональной деятельности бакалавров Область профессиональной деятельности бакалавров: - образование, - социальная сфера, - культура. Объекты профессиональной деятельности бакалавров: -обучение, -воспитание, -развитие, -просвещение; -образовательные системы. Виды профессиональной деятельности бакалавров: -педагогическая, -исследовательская, -культурно-просветительская Задачи профессиональной деятельности бакалавров

Структура ООП бакалавриата Базовая (обязательная) часть «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» трудоемкость цикла (зачетные единицы) 25-35, из них базовая часть – Иностранный язык Иностранный язык Экономика образования Экономика образования Философия Культура речи Культура речи История

Базовая (обязательная) часть «Математический и естественнонаучный цикл» трудоемкость цикла (зачетные единицы) 8-15, из них базовая часть – 6-10 Информационные технологии Естественнонаучная картина мира Основы математической обработки информации

Базовая (общепрофессиональная) часть «Профессиональный цикл» трудоемкость (зачетные единицы) цикла , из них базовая часть Психология Педагогика Безопасность жизнедеятельности Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки) Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)

Учебная и производственная практики трудоемкость (зачетные единицы) – Итоговая государственная аттестация трудоемкость (зачетные единицы) – 5-7 Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена направление подготовки ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профили 1. Химическое образование 2. Биологическое образование 3. Географическое образование 4. Экологическое образование 5. Естественнонаучное образование 6. Образование в области безопасности жизнедеятельности 7. Математическое образование 8. Физическое образование 9. Информатика и информационные технологии в образовании 10. Филологическое образование 11. Литературное образование 12. Образование в области русского языка 13. Образование в области родного языка и литературы 14. Образование в области иностранного языка 15. Культурологическое образование 16. Физкультурное образование 17. Историческое образование 18. Обществоведческое образование 19. Экономическое образование 20. Правовое образование 21. Художественное образование 22. Музыкальное образование 23. Образование в области изобразительного и декоративно- прикладного искусства 24. Технологическое образование 25. Дошкольное образование 26. Начальное образование 27. Дополнительное образование 28. Образование взрослых

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Квалификация (степень) Магистр

Сроки, трудоемкость освоения ООП (магистратура) Наименование ООП Квалификация (степень) Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последип- ломный отпуск Трудоем- кость (в зачетных единицах) Код в соответстви и с принятой классифи- кацией ООП Наимено вание ООП магистратуры 68магистр2 года120* * трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам

Характеристика профессиональной деятельности магистров Область профессиональной деятельности магистров: - образование, - социальная сфера, - культура. Объекты профессиональной деятельности магистров: -обучение, -воспитание, -развитие, -просвещение; -образовательные системы. Виды профессиональной деятельности магистров: -педагогическая, - методическая -научно-исследовательская, - культурно-просветительская -управленческая - проектная Задачи профессиональной деятельности магистров

Структура ООП магистратуры Базовая (обязательная) часть «Общенаучный цикл» трудоемкость цикла (зачетные единицы) 10-18, из них базовая часть – 4-6 Современные проблемы науки и образования Методология и методы научного исследования

Базовая (обязательная) часть «Профессиональный цикл» трудоемкость (зачетные единицы) цикла 40-50, из них базовая часть – 6-12 Инновационные процессы в образовании Деловой иностранный язык Информационные технологии в профессиональной деятельности

Проектирование образовательных программ

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Основные образовательные программы высшего профессионального образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии ( пункт 2 статья 7 «Закон об образовании»)

Варианты «стыковки» бакалаврских и магистерских программ АкадемическиеПрикладные АкадемическиеПрикладные Академические Бакалаврские образовательные программы Магистерские образовательные программы

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Направление «Педагогическое образование» Профиль 1 Образовательная программа 1 Образовательная программа 2 Образовательная программа n Профиль 2Профиль 28

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Требования к поступающим Цель основной образовательной программы Характеристика профессиональной деятельности Ожидаемый результат (компетенции) Матрица соответствия дисциплин компетенциям График учебного процесса Учебный план Пакет учебных программ Программы практик Формы и процедуры оценки качества освоения основной образовательной программы Ресурсное обеспечение образовательного процесса Структура образовательной программы Проблема 1 - отсутствие утвержденного макета ООП

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Особенности образовательных программ 1.Перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (при одновременном сохранении ее достоинств и важности) на ожидаемые результаты образовательного процесса в компетентностном формате 2.Переход к использованию кредитных систем (систем зачетных единиц), совместимых с ECTS, в определении трудоемкости ООП 3.Возрастание междисциплинарности в проектируемых ООП 4.Использование принципов модульной организации проектируемых ООП 5.Усиление направленности на диагностику достижений студентов и выпускников, которые они, с точки зрения компетентностного подхода, обязаны продемонстрировать в режиме заданных оценочных средств и технологий

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Особенности образовательных программ 6. Увеличение степеней свободы студентов в выборе различных индивидуальных образовательных траекторий 7. Расширение автономии и академических свобод вузов в разработке ООП ВПО, особенно в «отборе» содержания образования и образовательных технологий, наряду с усилением подотчетности вузов и их ответственности за качество образования 8. Формирование устойчивого и эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда при проектировании ООП 9. Возрастание ответственности преподавателей и студентов за эффективность образовательного процесса и собственной деятельности

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Требования к результатам освоения ООП (бакалавриат) компетенции общекультурные профессиональные в области педагогической деятельности общепрофессиональные в области культурно- просветительской деятельности

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Виды деятельности БакалаврМагистр Педагогическая ИсследовательскаяНаучно- исследовательская Управленческая Проектная Методическая

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Формирование компетентностно- ориентированного учебного плана Определение содержания образования для формирования компетенций. Определение теоретической и практической частей подготовки. Определение трудоемкости модуля и/или дисциплины. Определение аудиторной составляющей. Распределение по семестрам

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Учебный план бакалавриата 240 зачетных единиц Гуманитарный и социально- экономический цикл з.е. (базовая часть – з.е.) Математический и естественнонаучный цикл 8-15 з.е. (базовая часть – 8-10 з.е.) Профессиональный цикл з.е. (базовая часть – з.е.) Учебная и производственная практики з.е. Итоговая государственная аттестация 5-7 з.е. Физическая культура 2 з.е.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Объем дисциплины определяется ее вкладом в формирование компетенций Дисциплина 1Дисциплина 2 Компетен ция 1 Компетен ция 2 Компетен ция 1 Компетен ция 2 Компетен ция 3 Компетен ция 4 Проблема 2 - как разбить общую трудоемкость на составляющие?

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Матрица соответствия компетенций и дисциплин компетенцииисторияфилософияКультура речи Экономика образования ….. ОК-1 ОК-2 ….. ПК-1 Проблема 3 - большая работа, координация работы кафедр

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Пример заполнения матрицы: дисциплины- формируемые компетенции компетенцииДисциплины/модули готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); Информационные технологии Педагогика Методика обучения и воспитания Теории и технологии художественного развития ребенка ….

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Требования к условиям реализации образовательных программ: Кадровое обеспечение Учебно-методическое и информационное обеспечение Материально-техническое обеспечение

ПРИМЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ ОНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ подготовка выпускника, способного успешно работать в сфере образования, социально мобильного, целеустремленого, организованного, трудолюбивого, ответственного, с гражданской позицией, толерантного, готового к продолжению образования и включению в инновационную деятельность на основе овладения общекультурными и профессиональными компетенциями

Вариант 2 подготовка специалистов образования нового типа, способных видеть человека как уникальную целостность; знающих законы развития человека в разных сферах науки, техники, искусства, общественной жизни, труде; умеющих создавать условия для раскрытия человеческого потенциала на разных этапах жизненного пути; понимающих и умеющих вести диалог с представителями различных социальных групп, конфессий, культур;

ХАРАКТЕРСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Берем конкретный вид деятельности, к которому готовится бакалавр или магистр именно по этой образовательной программе (см ФГОС раздел 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (КОМПЕТЕНЦИИ) Общекультурные – полный перечень из ФГОС Общепрофессиональные – полный перечень из ФГОС Профессиональные – только те, которые относятся к заявленной выше профессиональной деятельности

Компет енции Цикл ГСЭ Цикл М и ЕН Профе ссиона льный цикл Практи ка ИГА ОК1+++ ОК2+++ ПК1++ ПК2+++ МАТРИЦА СООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Умение налаживать отношения с другими людьми Умение срабатываться с другими людьми для решения конкретной проблемы Умение использовать разные средства коммуникации (е-mail, Интернет, телефон) Умение устанавливать контакты с носителями другого языка Умение брать на себя ответственность за принимаемые решения Умение соблюдать права и обязанности гражданина демократического общества и нести ответственность за свои действия Умение вступать в дискуссию, вырабатывать собственное мнение и защищать его Умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей Умение ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений Умение вести переговоры Умение работать в команде Умение раскрыть потенциал другого Умение создавать ситуации выбора для учащихся Умение организовать сотрудничество школьников между собой, взаимодействие с разными людьми, в том числе на иностранном языке Умение создавать условия для выдвижения и реализации учащимися социальных инициатив Умение организовать групповую, индивидуальную, коллективную и кооперативную деятельность школьников, соблюдая при этом права ребенка Умение организовать работу учащихся с информацией различного вида Готов к кооперации с коллегами (ОК-9) Готов к взаимодействию с учащимися, родителями, социальными партнерами и др. (ПК-6)

Базовая (обязательная) часть «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» Иностранный язык Иностранный язык Экономика образования Экономика образования Философия Культура речи Культура речи История Готов к кооперации с коллегами (ОК-9) Готов к взаимодействию с родителями, социальными партнерами и др. (ПК-6)

Базовая (обязательная) часть «Математический и естественнонаучный цикл» Информационные технологии Естественнонаучная картина мира Основы математической обработки информации Готов к кооперации с коллегами (ОК-9) Готов к взаимодействию с родителями, социальными партнерами и др. (ПК-6)

Базовая (общепрофессиональная) часть «Профессиональный цикл» Психология Педагогика Безопасность жизнедеятельности Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки) Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки) Готов к кооперации с коллегами (ОК-9) Готов к взаимодействию с родителями, социальными партнерами и др. (ПК-6)

Конструктор задач на развитие и оценку компетентности ОзнакомлениеПониманиеПрименениеАнализСинтезОценка 1.Назовите основные части… 8.Объясните причины того, что… 15. Изобразите информацию графически 22.Раскройте особенности… 29. Предложите новый (иной вариант…) 36. Ранжируйте… и обоснуйте… 2. Сгруппируйте вместе все… 9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… 16.Предложите способ, позволяющий… 23.Проанализируйт е структуру… с точки зрения… 30. Разработайте план, позволя- ющий (препятст- вующий)… 37. Определите, какое из решений является опти- мальным для… 3.Составьте список понятий, касающихся… 10.Покажите связи, которые, наваш взгляд, существуют между… 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… 24.Составьте перечень основных свойств характе- ризующих с точки зрения… 31.Найдитенеобыч ный способ, позволяющий… 38.Оцените значимость… для... 4.Расположите в определён- ном порядке… 11.Постройте прогноз развития… 18.Сравните… и…, а затем обоснуйте… 25.Постройте классификацию на основании… 32. Придумайте игру, которая… 39.Определите возможные кри- терии оценки… 5.Изложите в форме текста… 12. Прокомментируйте положение о том, что… 19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий 26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)то, что… 33. Предложите новую(свою) классификацию… 40. Выскажите критические суждения о… 6.Вспомните и напишите… 13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что… 20.Проведите презентацию… 27.Сравните точки зрения… и … на… 34.Напишите возможный сценарий развития… 41.Оцените возможности…для … 7.Прочитайте самостоятельн о… 14.Приведите пример того, что (как, где)… 21.Рассчитайте на основании данных о… 28.Выявите принципы, лежащие в основе… 35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)… 42. Проведите экспертизу состояния…