Любовная лирика С. А. Есенина Выполнили: ученики 9 класса Петров Иван и Иванова Маша.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мы хотим выяснить с чем связано написание «Персидских мотивов» и был ли там Сергей Есенин на самом деле.
Advertisements

Р у к и м и л о й – п а р а л е б е д е й – В з о л о т е в о л о с м о и х н ы р я ю т. В с е н а э т о м с в е т е и з л ю д е й П е с н ь л ю б в и.
Фоносемантический анализ стихотворения С. Есенина «Я спросил сегодня у менялы…»
Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) декабря 1925)
"МНОГО ЖЕНЩИН МЕНЯ ЛЮБИЛО, ДА И САМ Я ЛЮБИЛ НЕ ОДНУ"
Цель проекта : Анализ стихотворений С. Есенина, выявление особенностей творчества поэта. Задачи : 1. Изучить биографию С. Есенина 2. Прочитать стихотворения.
Сергей Александрович Есенин Выполнила команда: «Потомки Есенина» Под руководством Ахматгараевой Гульнур Масхутовны.
МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная школа 3 Белгородского района Белгородской области» Урок литературы в 11 классе Подготовила: Кудинова Ю.А.,
Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) декабря 1925)
ЕСЕНИН Сергей Александрович ( ), поэт. Родился 21 сентября (3 октября н.с.) в селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. С.
Сергей Есенин. Биография Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец Александр.
Есенин Сергей Александрович. «Не жалею, не зову, не плачу»
Поэтика есененского цикла» Персидские мотивы». В 1921 году совершил поездку в Среднюю Азию, это было первая встреча с Востоком. На улицах Ташкента он.
Любовь в творчестве и жизни С. Есенина Выполнили: ученики 11 класса «Б». Школы - лицея 20 г. Баку.
Читая стихи поэтов XX века. Что такое стихи поэтов XX ? Стихи поэтов XX века - это уникальное сочетание произведений прошлой эпохи, которые и до сегодняшнего.
«А душу можно ль рассказать?» Поэзия Сергея Есенина Знать у всех у нас такая участь, И, пожалуй, каждого спроси – Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо.
С.А. ЕСЕНИН «Персидские мотивы». Тема Востока полноправно вошла в русскую литературу уже в XIX веке - с поэзией М. Лермонтова и Я. Полонского. В начале.
С.А. ЕСЕНИН «Персидские мотивы». Тема Востока полноправно вошла в русскую литературу уже в XIX веке - с поэзией М. Лермонтова и Я. Полонского. В начале.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА Подготовила: Ученица 11 класса Кисиль Юлия.
Сергей Есенин Исследование цикла «Персидские мотивы» Выполнила: ученица 11 класса Кудрук Виктория Проверила: Тарасенко Светлана Ивановна.
Транксрипт:

Любовная лирика С. А. Есенина Выполнили: ученики 9 класса Петров Иван и Иванова Маша

Примерный план презентации: Что такое стихотворение? Лирический герой, его особенности. Биография C. А. Есенина и ее связь с творчеством. Любовь в лирике С. А. Есенина

Что такое стихотворение? Стихотворение - написанное стихами художественное произведение, сравнительно небольшое по объёму; организовано по правилам, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе стихосложения. В силу особой по сравнению с прозаическими произведениями композиционно-ритмической упорядоченности в С. каждый его отдельный элемент и вся конструкция в целом получают повышенную смысловую нагрузку. В зависимости от содержательной и композиционной структуры выделяются разные типы и жанры С. например, ода, элегия, баллада и т.д. С. изображает обычно краткий, но напряженно-существенный, содержательный момент человеческой жизни и жизни природы, передаёт "концентрированную душевную настроенность" (Г. Гегель). В вв. С. как поэтическая структура осознаётся преимущественно как форма лирики и противостоит др. стихотворным жанрам, например рассказу в стихах и поэме.

Лирический герой, его особенности Лирический герой субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики. Лирический герой это, согласно Лидии Гинзбург, «не только субъект, но и объект произведения», то есть изображаемое и изображающее совпадают, лирическое стихотворение замыкается на самом себе. В таком случае естественным образом происходит сосредоточенность лирического героя прежде всего на своих чувствах, переживаниях, что и является, сутью самой категории лирического. Заметим, что в соответствии со сложившейся в литературоведении традицией можно говорить о лирическом герое лишь тогда, когда рассматривается весь корпус произведений конкретного автора в соотнесении с его авторской ипостасью. По определению Бориса Кормана, «лирический герой один из субъектов сознания он является и субъектом, и объектом в прямо-оценочной точке зрения. Лирический герой это и носитель сознания, и предмет изображения»

Биография C. А. Есенина и ее связь с творчеством Сергей Александрович Есенин родился в сентябре 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в семье зажиточных крестьян. Детство его прошло в доме деда Федора Титова, куда мать вернулась в 1899 г., после того как временно разошлась с мужем. В 1904 г. Есенина отдали в Константиновское земское четырехгодичное училище, а в 1909-м отправили продолжать учение во второклассную церковно-учительскую Спас-Клепиковскую школу. В 1912 г., по окончании школы, он уехал в Москву с твердым намерением посвятить себя стихотворству. Сергей Есенин очень не любил, когда его называли поэтом "из низов". Он всегда говорил: "Я просто поэт". Александр Блок горячо поддержал юное дарование, и вскоре Есенина стали печатать во всех передовых литературных журналах. В литературных кругах постоянно обсуждалась и личная жизнь Есенина, связанные с ним скандалы, дебоши. Осенью 1913 года вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой, работавшей вместе с Есениным корректором в типографии Сытина. 21 декабря 1914 года у них родился сын Юрий, но Есенин вскоре оставил семью. После смерти Есенина в народном суде Хамовнического района Москвы разбиралось дело о признании Юрия ребенком поэта. 13 августа 1937 года Юрий Есенин был расстрелян по обвинению в подготовке к покушению на Сталина.

30 июля 1917 года Есенин обвенчался с красавицей-актрисой Зинаидой Райх в церкви Кирика и Улиты Вологодского уезда. 29 мая 1918 года у них родилась дочь Татьяна. Дочь, белокурую и голубоглазую, Есенин очень любил. 3 февраля 1920 года, уже после того, как Есенин разошелся с Зинаидой Райх, у них родился сын Константин. 5 марта 1925 года - знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой. Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. Софья Андреевна заведовала библиотекой Союза писателей. 18 октября 1925 года состоялась регистрация брака с С.А.Толстой. Софья Толстая - еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея. Вскоре они разошлись. Но уже после его смерти Софья Андреевна отметала разные сплетни о Есенине, говорили, что он, якобы, писал в состоянии пьяного угара. Она, неоднократно бывавшая свидетелем его работы над стихом, утверждала, что Есенин очень серьезно относился к своему творчеству, никогда не садился за стол пьяным. Биография C. А. Есенина и ее связь с творчеством

Любовь в лирике С. А. Есенина Сложно отыскать у Есенина произведения, где, пусть даже косвенно, тонким намеком не упоминается родная природа, родная сторона. Сам поэт говорил: «Обратите внимание, что у меня почти совсем нет любовных мотивов… Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». Любовь к родному краю в стихах поэта такая же страстная и жгучая, каким может быть чувство к женщине, возможно даже глубже и сильнее. Тем не менее любовной теме посвящено у Есенина немало произведений, есть даже несколько циклов, где эта тема является центральной. Любовь в лирике Есенина была и тяжелой страстью, и «заразой», «чумой» («Сыпь гармоника. Скука… Скука…», «Пой же, пой. На проклятой гитаре…» и др.). Она была благодатным, очищающим чувством (цикл «Любовь хулигана») и романтическим приключением (цикл «Персидские мотивы»). Любовь была и донжуанской, как бы «кстати», лишь вспышкой страсти в сердце лирического героя («Не гляди на меня с упреком…», «Какая ночь! Я не могу…», «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Может поздно, может, слишком рано…»). В раннем творчестве любовные стихи поэта, еще очень немногочисленные, наполнены народными мотивами, отличаются печальным сюжетно- повествовательным характером, присущим народной песне. Во всем раннем творчестве поэта, используются авторская стилизация слов и выражений под фольклорные, а так же использование уже существующих народных выражений – например, составные слова: «душегубкою-змеею».

Радость, восторг и удовольствие от любви в ранних стихах постепенно сменяются «прохладой души» стихов более позднего периода. Сердце лирического героя «тронуто холодком» («Не жалею, не зову, не плачу…»). И этот холодок постепенно перерастает в жгучую боль, в надрыв, которым пронизаны многие стихи цикла «Москва кабацкая». Герой бежит от сознания своей утраченной молодости, он страдает оттого, что не может вернуть «половодье чувств», он с горечью задумывается о своей судьбе, в которой не видит ничего хорошего, размышляет о тленности человека, о своем одиночестве, его одолевает смертная скука. Герой пытается залить эту боль вином, бросается в «омут столичного разгула». Он желает забыться в объятиях женщин, которым стремится отдать душу до дна. О женщинах в этих стихах говорится и грубо и с какой-то глубокой тоской. Герой называет свою спутницу и «проклятой сукой» и «выдрой», в то же время просит прощения, обращаясь к ней «дорогая» («Сыпь, гармоника! Скука… Скука…»). Героиня сводит его с ума «прищуренным глазом», эта «молодая, красивая дрянь» обещает много счастья, в то же время олицетворяя собой «гибель» («Пой же, пой. На проклятой гитаре…»). Такая любовь для него становится «заразой» и «чумой». бы ждать возрождения героя, и самого поэта. И это возрождение происходит. Несмотря на оставшуюся душевную усталость, Есенин открывает нам «правдивую, почти биографическую историю любви, которую он рассказывает в рамках цикла «Москва кабацкая». Эта любовь излечивает едва не погибшую душу героя, наполняет ее нежностью. Это светлая, спасительная любовь, это «Любовь хулигана».

Анализ стихотворения «Персидские мотивы»: Я спросил сегодня у менялы, Что дает за полтумана по рублю: Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное «люблю»? Я спросил сегодня у менялы Легче ветра, тише Ванских струй, Как назвать мне для прекрасной Лалы Слово ласковое «поцелуй»? И еще спросил я у менялы, В сердце робость глубже притая, Как сказать мне для прекрасной Лалы, Как сказать ей, что она «моя»? И ответил мне меняла кратко: О любви в словах не говорят, О любви вздыхают лишь украдкой, Да глава как яхонты горят. Поцелуй названья не имеет, Поцелуй не надпись на гробах. Красной розой поцелуи веют, Лепестками тая на губах. От любви не требуют поруки, С нею знают радость и беду. «Ты моя» сказать лишь могут руки, Что срывали черную чадру.

В «Персидских мотивах» нет и следа натуралистических деталей, которые во многом снижали художественную ценность цикла «Москва кабацкая». Теперь в лирике Есенина любовь это не «чувственная дрожь», не «вспыльчивая связь». Поэтизация чувства любви, этот неотъемлемый признак классической поэзии, вот что является наиболее характерной особенностью «Персидских мотивов». Оттого так чисты и прозрачны эти стихи, так светлы в них чувства и краски. «Сиреневые ночи», «месяца желтая прелесть», море, «полыхающее голубым огнем», «воздух прозрачный и синий», «ветер благоуханный» «розы, как светильники, горят» та- ков в стихах пейзаж, оттеняющий их содержание. И в этих стихах живет не только буйное «половодье чувств», но и радостные мысли, неотделимые от этих чувств. Как в этом произведении, так и в других стихах «Персидских мотивов» можно заметить, что Есенина интересовал не восточный орнамент сам но себе, а чувства, мысли и настроения восточной поэзии. Поэтому в «Персидских мотивах» нет навязчивой перегрузки экзотическими приметами Востока. Порт называет восточные города (Шираз, Хоросан, Тегеран, Багдад) и имена (Шахразада, Лала, Шаганз), упоминает бытовые детали (чадра, чайхана), рисует восточный пейзаж. Все это придает стихам характерный колорит. Но главное не в этом. Порт не пошел по легкому пути воспроизведения внешних примет древнего Востока, он стремился вникнуть в сущность восточной поэзии, по-своему писать по ее мотивам.

В «Персидских мотивах» изображен не реальный, а лишь воображаемый портом Восток. Есенин его как бы конструирует из своих впечатлений о Советском Востоке (Грузия, Азербайджан) и представлений о древнем Востоке, почерпнутых из стихов Хайяма, Саади, Фирдоуси. Этот условный Восток обозначен как Персия, которая неоднократно упоминается в стихах («Персия! тебя ли покидаю?»). Сам порт не скрывает этой условности. Он пишет: «И хотя я не был на Босфоре я тебе придумаю о нем». «Персидские мотивы» это дружеская встреча поэта с Востоком. Он проявляет живой интерес к его людям обычаям, поэзии, ко всему новому и незнакомому для него. Поэт предполагает и обратный интерес, он охотно рассказывает о России. Во всем цикле преобладает атмосфера сердечной дружбы с людьми Востока. Интересно отметить, что Шаганэ реальное лицо. Это ахалцихская армянка, жившая в Батуми Шаганр Нерсесовна Тертерян (по мужу Тальян). Есенин встретился с ней в Батуми, между ними завязалась дружба. Поэт читал стихи своей новой знакомой, рассказывал ей о родном селе, о матери, о сестрах, о своей жизни. Расставаясь с нею, он подарил ей свой сборник стихов с надписью: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне». И каждый раз, возвращаясь с Востока, Есенин с новой силой переживал свою неиссякаемую любовь к родине: Спит ковыль. Равнина дорогая И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси.

Ключевые слова Стихотворение;Стихотворение; Лирический герой;Лирический герой; Творчество;Творчество; Анализ;Анализ; Сопоставление;Сопоставление; Эпитеты;Эпитеты; Сравнения;Сравнения; Олицетворения;Олицетворения; Метафоры.Метафоры.

Жизнь... Я не могу понять ее назначения, и ведь Христос тоже не открыл цель жизни. Он указал только, как жить, но чего этим можно достигнуть, никому не известно... Да, однако если это тайна, то пусть ей и останется. Но мы все-таки должны знать, зачем живем... зачем она, жизнь? Зачем жить? На все ее мелочные сны и стремления положен венок заблуждения, сплетенный из шиповника. Ужели так и невозможно разгадать?