МОУ Новопетровская СОШ Константиновского района Амурской области ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА учитель русского языка и литературы Гриценко Марина Сергеевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кружок русского языка в 6 классе. "Фразеология - волшебная страна". Автор: Грунина Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы, Ростовская.
Advertisements

Топорная работа Хоть трава не расти Посадить в калошу Задирать нос.
Задания для 6(10) класса. Алфавит, агент, баловать, диалог, договор, документ, звонит, изобретение, индустрия, искра, каталог, квартал, километр, коклюш,
Урок русского языка в 6 классе Урок русского языка в 6 классе Тема: «Путешествие по сказочной стране» (повторение и обобщение по теме «Лексике») Автор.
Синонимы, антонимы и фразеологизмы Лексика – 5 класс Учитель: Никонова Е.Н. МОУ СОШ 121, г. Красноярск.
Ума палата, или Путешествие в страну Фразеологию.
Путешествие в страну Лексикологию. 1. Синонимы 2. Слова одной части речи с противоположным лексическим значением ВОЗЬМЁМ В ДОРОГУ.
Люблю то, что преподаю, и люблю тех, кому преподаю. Сайт учителя:
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Например: сбиться с ног, скрепя сердце, обвести вокруг пальца. Наука, которая изучает фразеологизмы, называется.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ Задачи урока Наблюдение за значением и использованием фразеологизмов Сравнение фразеологизма и слова, фразеологизма.
Первый раз – в первый класс!. Юлия Сергеевна Кристина Петя Слава.
1 ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Дидактический материал к урокам русского языка.
Почему мы так говорим? Ещё великий М.Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включать их в словари. Учёные.
Что изучает этот раздел науки о языке? Что изучает этот раздел науки о языке? На какие группы делятся все части речи? На какие группы делятся все части.
Добрый день ! Желаю удачного дня и веселого настроения ! веселого настроения !
Лексикология и фразеология Подготовила ученица 11-го класса МКОУ « Буканская СОШ» Скорик Ксения Проверила: учитель русского языка и литературы Беляева.
Удивительный мир фразеологизмов. Мы сегодня не будем переливать из пустого в порожнее, а будем работать не покладая рук. И среди вас не будет ни одного,
Мы – первоклассники! Лоретц Анна Васильевна, учитель начальных классов, МОУ «СОШ 17», г. Краснотурьинск, Свердловская область.
Игра «Давайте говорить правильно!» Выполнил учитель русского языка и литературы школы 138 Аксенова Виктория Викторовна.
Урок русского языка в 6 классе Учитель русского языка МОУ ООШ 18 Белоногова Т.Ю.
Транксрипт:

МОУ Новопетровская СОШ Константиновского района Амурской области ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА учитель русского языка и литературы Гриценко Марина Сергеевна

1.Распределите фразеологизмы по группам, каждую озаглавьте.Какой фразеологизм не вошел ни в одну группу? Высунув язык, со всех ног, лодыря корчить, втирать очки, сломя голову, заправлять арапа, сидеть сложа руки, ни богу свечка ни черту кочерга, во все лопатки, бить баклуши, водить за нос, собак гонять, во весь дух, вводить в заблуждение.

Быстро: высунув язык, со всех ног, сломя голову, во все лопатки, во весь дух. Лениться: лодыря корчить, заправлять арапа, сидеть сложа руки, бить баклуши, собак гонять. Обманывать: втирать очки, водить за нос, вводить в заблуждение. Не вошел ни в одну группу фразеологизм ни богу свечка ни черту кочерга, обозначающий никчемного человека.

2.Исправьте ошибки в предложениях, отредактируйте стиль. 1.Сегодня на улице холодно, поэтому мама одела пальто. 2.На работу нужно было выходить к пятому апреля. 3.Я купила в магазине пять кило банан. 4.Друг признался мне, что в личной жизни он потерпел полное фиаско. 5.В Корее живут корейки, а в Индии – индейки. 6.Нашу семью переселили в более лучшее помещение. 7.Красноречие депутата произвело на избирателей надлежащий эффект. 8.Становьте сюда свою сумку. 9.На кухню мы купили импортные моющие обои.

1.Сегодня на улице холодно, поэтому мама надела пальто. 2.На работу нужно было выходить пятого апреля. 3.Я купила в магазине пять килограммов бананов. 4.Друг признался мне, что в личной жизни потерпел полное фиаско. 5.В Корее живут кореянки, а в Индии – индианки. 6.Нашу семью переселили в лучшее помещение. 7.Красноречие депутата произвело на избирателей большое впечатление. 8.Ставьте сюда свою сумку. 9.На кухню мы купили импортные моющиеся обои.

3.В левой графе даны имена, в правой – их переводы на русский язык. Установите соответствия. В свободной графе запишите однокоренные этим именам заимствованные слова, которые вы знаете. Виктор царственный Константин победитель Павел мужественный Петр здоровый Андрей маленький Максим величайший Василий камень Валерий постоянный

Виктор - победитель – викторина, виктория. Константин - постоянный – константа(постоянная величина) Павел - маленький Петр - камень – петрография (наука о горных породах) Андрей - мужественный Максим - величайший - максимальный Василий – царственный –базилика (первоначально царский дом) Валерий – здоровый - валерьянка

4.Какие вещи в портфеле у Вовочки имеют исконно русские названия? Азбука, атлас, альбом, блокнот, дневник, карандаш, ластик, линейка, папка, пенал, ручка, тетрадь, портфель

Азбука, дневник, ручка – слова русского происхождения (аз и буки – названия первых букв кириллицы, дневник – от слова день, ручка – рука) альбом, ластик, линейка, пенал – из латыни атлас, тетрадь – греч. Блокнот – англ. Карандаш – тюркское папка, - нем. Портфель – франц.

5.Подберите синонимы и антонимы к словам: Дружить Высокий Работа Найти Толстый Скука

Дружить – приятельствовать – враждовать. Высокий – рослый – низкий Работа – труд, дело – безделье Найти – обнаружить – потерять Толстый – полный – тонкий Скука – тоска - веселье

6.Образуйте форму им. падежа множ. числа следующих существительных, поставьте ударение: якорь торт директор инструктор тренер договор порт дно

якорь - якорЯ торт - тОрты директор - директорА инструктор - инстрУкторы тренер - трЕнеры договор – договОры, договорА порт - пОрты дно - дОнья

7.Определите, к каким частям речи относятся слова: два двойка двое второй второстепенный во-вторых вторичный двояк двойня удвоить

Два – колич.числит. Двойка – сущ. Двое – собират.числит Второй – порядковое числит. Второстепенный – прилаг. Во-вторых – наречие Вторичный – прилаг. Двояк – сущ. Двойня – сущ. Вдвоем – наречие Удвоить - глагол

8.В каком словосочетании представлен иной способ связи, чем в остальных? Кожаный портфель Мой портфель Его портфель Открытый портфель Ванин портфель Этот портфель

Его портфель- управление, т.к. при изменении словосочетания изменяется только форма сущ. В остальных – согласование. Кожаный портфель Мой портфель Открытый портфель Ванин портфель Этот портфель

Использованные материалы: 1.Н.В.Безденежных. Новые олимпиады по русскому языку. Ростов-на-Дону. Феникс.2009 г. 2. Русский язык в школе и дома. Приложения к журналу «Русский язык» 1 сентября.