Эпиграф: «Куда несёт нас рок событий?..» А. С. Пушкин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
…. Александр Сергеевич Пушкин «Станционный смотритель»
Advertisements

…. Александр Сергеевич Пушкин «Станционный смотритель»
« Гробовщик» -9 сентября «Станционный смотритель» - 14 сентября «Барышня-крестьянка» – 20 сентября «Выстрел» - 14 октября «Метель» – 20 октября.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» По произведению «Станционный смотритель» А.С.Пушкина.
Возвращение к Богу. 11 У некоторого человека было два сына; 12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил.
ПЛАН УРОКА 1. История создания повести «Станционный смотритель». смотритель». 2. Отношение автора к станционным смотрителямсмотрителям 3. Табель о рангахрангах.
А.С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Образ «маленького» человека в повести «Станционный смотритель».
А.С.Пушкин. «Станционный смотритель» Что с нами происходит? А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»
Исследовательская работа Притча «О Блудном сыне» и ее отражение в искусстве и литературе ( на примере произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)
«Станционный смотритель» 1. Смотритель Обитель Станция Колле́жский регистра́тор Ямщи́к Подорожная должностное лицо, которому поручено заведывание чем-либо,
А.С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Образ «маленького» человека в повести «Станционный смотритель».
А.С.Пушкин «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат…»
Башмачкин – несчастный или посмешище?. - Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами. - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.
ПРИТЧА О БЛУДНЫХ БРАТЬЯХ ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ 15:11-32.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
«Станционный смотритель» 1. Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 62» г. Барнаула Алтайского края Глазина Елена Александровна 2.
«Станционный смотритель» Притча Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно. Никто не ищет его Образ жизни блудного сына.
ТРИ ДОРОГИ: ИНОГДА И ДОБИВШИСЬ УСПЕХА МОЖНО ВСЁ ПОТЕРЯТЬ ТРОПА МУДРОСТИ ЗАВЕЛА ЕККЛЕСИАСТА В ТУПИК РАЗОЧАРОВАНИЯ И БОЛИ.
Тема урока Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
«В каждом его слове – бездна пространства. Именно эта бездна и позволяет в простом описании уловить глубинную сущность человека, жизни, бытия». Н.В. Гоголь.
Транксрипт:

Эпиграф: «Куда несёт нас рок событий?..» А. С. Пушкин

Каждое утро родители провожают вас в школу, говоря «до свидания», желая удачи и успехов, надеясь увидеть вас вечером дома - набравшимися ума-разума и немного повзрослевшими (ведь каждый день вы растете не только умственно, но и нравственно). Но наступит день, когда вы уйдете из дома уже не в короткий путь по направлению к школе, а в большую жизнь, где вас будут ждать не школьные учителя, что всегда поддержат и помогут, а трудности и испытания. В большой жизни вам уже никто не будет ставить оценки за успеваемость, но будут оценивать за ваши поступки - прежде всего с нравственной точки зрения - люди, Бог и сама жизнь. Как же путь вы изберете для себя?.. Путь к деньгам и удовольствиям? Путь, на котором вы не заметите боль, забудете родителей? Или путь добра, милосерд любви, сострадания?. Смысл литературы не в том, чтобы учить жить, - это учебник жизни, а прежде всего искусство слова, которым призвано вселять в души красоту, стремление к прекраа му, возвышенному, - но вместе с тем настоящее искус во всегда обращено к человеку, поэтому литература вид искусства может многое: пробудить душу, наполнить добротой и помочь сделать свой нравственный выбор.жизньлитература

Цели: 1. Познакомить с произведениями А.С.Пушкина. 2. Познакомить с литературоведческим понятием: реализм, сентиментализм. 3. Развивать представление о понятиях: образ, повесть, характеристика героя,ирония. 4. Воспитывать интерес к исследовательской литературоведческой работе. 5. Формировать морально-нравственный облик обучающихся. Проблема: актуальность характеров героев произведений в современной жизни. Задача: Исследовать тексты повестей А.С.Пушкина и определить: существуют ли реальные прототипы у героев повестей А.С.Пушкина. Проанализировать проблемы художественных призведений.

Язык пушкинской прозы заслуживает особого внимания. Пушкин ироничен в «Метели», этой самой поэтичной повести цикла. Его ирония особого рода. Он серьезен и насмешлив одновременно! Чтение первых страниц «Метели» вызывает искреннее удовольствие и улыбку. Пушкин пародирует сентиментальные романы.

Словарь В повести «Станционный смотритель» встречаются устаревшие слова и выражения, значение которых необходимо знать для понимания смысла произведения. С помощь толкового словаря русского языка и комментариев к произведению учащиеся знакомятся с этими словами. Коллежский регистратор - чиновник низшего (14) класса. Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси Фельдъегерь - правительственный курьер. Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми. На перекладных - меняя лошадей на каждой станции. Прогоны - плата за пользование лошадьми.

Сентиментализм, что ясно из самого названия (sens, sentis (лат.) чувство Обращается к внутреннему миру человека. Интерес к простому человеку, к миру его чувств сделали произведения этого направления популярными в России. Особенностью культуры того времени, да и более позднего, было стремление построить свою жизнь по заемным образцам. Часто использовались литературные клише. Сентиментальные романы были особенно модны, и герои повести «Метель» пытаются жить «как в романах». Например, сентиментальные романы часто представляют собой переписку между героями. В «Метели» Марья Гавриловна и Владимир живут рядом, ежедневно встречаются, но состоят в деятельной переписке. «Наши любовники были в переписке и всякий день видались наедине в сосновой роще или у старой часовни». Авторский текст самим ироничным звучанием становится точным комментарием к происходящему. Ну как не улыбнуться, когда мы читаем следующие фразы: «Соседи поминутно ездили к нему... а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу», «Само собой разумеется, что молодой человек пылал равною страстью...».

Как и почему закончилось это нелепое подражание жизни «как в романе»? Перечитываем эпиграф повести. В строчках: «Вот в сторонке Божий храм Виден одинокий» «Одинокий». Не часто, видимо, и герои повести посещают его. Ответы учеников приводят нас к размышлению о человеческой судьбе, о том, что многие поколения русских людей жили по христианским заповедям, что нельзя тайно венчаться, совершать такое важное событие без родительского благословения. Как тут не вспомнить двухлетнее сватовство самого Пушкина.

Роль описания природы в повести Метель сыграла главную роль в судьбе героев. На первый взгляд, она словно разметала героев в разные стороны, заставила их страдать, но на самом деле метель-судьба вернула их к настоящей, реальной жизни. Марья Гавриловна стала наследницей всего имения и сохранила нежное сердце: «...она разделяла искренно горесть бедной Прасковьи Петровны, клялась никогда с ней не разлучаться... Мать иногда уговаривала ее выбрать себе друга, Марья Гавриловна качала головой и задумывалась».

Образ Бурмина А лихой повеса Бурмин? Не раздумывая ни секунды, он встал под венец с незнакомой барышней лишь потому, что она «показалась ему недурна», а затем столь же стремительно уехал. Полюбив теперь по-настоящему, он не может забыть венчание в «одиноком» храме. Это событие стало препятствием, через которое он не может переступить. Только Владимир был ранен под Бородином и умер. Но память о нем, герое, стала «священна».

Их судьба предрешена... Мы понимаем, что совсем не случайно встретились и полюбили друг друга обвенчанные когда-то Марья Гавриловна и Бурмин. Господь помиловал их. Метель пропала, утихла, оставив после себя успокоившуюся, красивую равнину, «устланную белым волнистым ковром».

Нравственные ориентиры в жизни Можно ли строить свою жизнь по образу и подобию прочитанных книг, просмотренных кинофильмов? Какие сложности могут возникнуть в жизни, если образцы для подражания окажутся случайными?

Ответьте устно. Почему повесть называется «Станционный смотритель»? В чем заключались обязанности станционных смотрителей?

Как вы думаете, откуда Пушкину так много известно о жизни, службе станционных смотрителей?

Вспомните, что такое сюжет и композиция эпического произведения. Найдите экспозицию в повести «Станционный смотритель». Какова её роль? Как связан с экспозицией эпиграф? И как связан эпиграф со всем текстом повести? Как построена эта повесть? К какому приему обращается писатель и какое он имеет значение для раскрытия замысла произведения?повесть Определите завязку, развитие действия, кульминацию и развязку: а) в рассказе Ивана Петровича Белкина; б) в рассказе Самсона Вырина. Почему эти элементы сюжета не совпадают? В чем заключается роль такого несовпадения? Найдите внесюжетные элементы повести. Какую роль они выполняют?

Элементы сюжета - экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. А композиция - это построение произведения, целесообразное соединение всех компонентов в художественную целостность. Композиция отражает взаимодействие между персонажами, сценами, эпизодами произведения, способами изображения художественного мира и точками зрения на изображаемое.

Повесть «Станционный смотритель» начинается с экспозиции, отражающей отношение к станционным смотрителям. Фактически здесь содержится две точки зрения: одна широко распространенная, общепринятая в XIX веке - «изверги рода человеческого», «муромские разбойники»; другая гуманистическая (это точка зрения Ивана Петровича Белкина, вымышленного рассказчика) - «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Сталкивая эти две точки зрения, Пушкин побуждает читателя посмотреть на станционного смотрителя как на человека, пусть не высокого чина, но достойного понимания и сострадания. Эпиграф тоже подчинен этой же задаче. В эпиграфе Пушкин перефразировал строку из стихотворения П.А.Вяземского «Станция»: Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор. У Вяземского было: «Губернский регистратор».

«...в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны… редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел дела...». И мы верим в жизненность и достоверность описанных фактов, характеров.

Табель о рангах Уже в эпиграфе к повести мы встречаем указание на чин Самсона Вырина. Чин этот был самый низкий, 14-го класса. Рассказчик же титулярный советник. «Находился я в мелком чине...», говорит он о себе. Известно, что Пушкин в 1830 г. имел также чин титулярного советника (совпадение не случайное), чин этот действительно был небольшим, «мелким», как говорит рассказчик. Система чинов, званий, титулов была важным элементом общественной жизни России XIX века. Читая впоследствии произведения Грибоедова, Гоголя, Достоевского, Чехова, мы будем постоянно сталкиваться с этим явлением. Неосведомленность в этом вопросе затрудняет понимание художественного произведения. Для того чтобы приблизить к ученикам пушкинскую эпоху, мы обращаемся к источникам, которые помогут воссоздать атмосферу того времени[4].[4]

Составление «Табеля о рангах» было завершено в начале 1721 г. В его подготовке активное участие принимал сам Петр I. В течение двух столетий «Табель» претерпел много изменений, но суть осталась прежней. Значение «Табеля о рангах» определялось теми правами, которые давали чины, звания и титулы на занятие должностей государственной службы, на вступление в привилегированное сословие, на близость ко двору, на почетное положение в обществе, на некоторую независимость от самоуправства местных властей. Так, в комментариях Г.Г. Красухина к «Станционному смотрителю»[5] указано на правила 1808 г., пункт 7-й которых гласит: «Путешествующим строго запрещается чинить станционным смотрителям притеснения и оскорбления или почтарям побои».[5] Выделялось три рода чинов и званий: гражданские, военные и придворные. Между ними существовала сложная система взаимоотношений, но герои пушкинской повести прекрасно разбираются, «каким образом с оными рангами каждому поступать надлежит». Соответственно «Табелю о рангах» существовали особые формы обращения титулования.

Ротмистр Минский занимал среди военных чинов 7-й класс, поэтому, соблюдая правила титулования, станционный смотритель обращается к нему «Ваше Высокоблагородие». Нижние чины обязаны были соблюдать при обращении к высшим соответствующий титул. Старшие могли обращаться к младшим по чину и по фамилии. Но ротмистр Минский иначе, чем снисходительно «ты, брат», к смотрителю не обращается. Слишком незначителен чин этого «маленького» человека.

А каково было отношение Пушкина к чинам? Для автора повести «Станционный смотритель» важен внутренний мир человека, его духовно- нравственные качества: «...станционные смотрители суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести... Из их разговоров можно почерпнуть много любопытного и поучительного». Не случайно автор предпочитает беседу с ними «речам какого-нибудь чиновника 6-го класса...».

«Маленький человек» А.С. Пушкина И герой его повести один из таких скромных и трудолюбивых людей. «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах». Сдержанное почтение и внимание к «маленькому» человеку сменяется насмешливым описанием чинопочитания, распространенного в обывательской среде: «В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры! и слуги с кого бы начинали кушанья подавать?».

Ирония-... Пушкин ироничен и в этой самой драматической повести цикла. Ироничен эпиграф (маленький чиновник 14-го класса назван «диктатором»), ирония и в имени героя (его зовут Самсон; скромный, ничем не примечательный человек назван именем библейского богатыря).

Самсон Вырин. Прочитайте, какие «картинки» украшали «смиренную, но опрятную обитель» Самсона Вырина? Простые двусоставные предложения, точные эпитеты, малое количество метафор. Но из сочетания простых слов и предложений рождается предельно ясная картина мира, в котором живут герои повести. Чисто языковыми средствами автор добивается особой ироничности описания. «Беспокойный юноша» на первой картинке принимает от отца «благословение и мешок с деньгами». На последней «блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца...». В дополнение к такому содержанию «картинки», отдаленно напоминающие притчу о блудном сыне, сопровождаются стихами, да еще на немецком языке.

Евангелие от Луки (15: 11–21) «…у некоторого человека было два сына… И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране… и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему… увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.»

Как история Самсона Вырина и его дочери связана с сюжетом евангельской притчи?

В некоторых моментах история взаимоотношений отца и его «блудной дочери» напоминает притчу, но словно в зеркальном отображении.

Герои повести делают все наоборот. Отец сам отправляет дочь из родного дома. Правда, происходит это случайно, невольно, он-то не думал, что расстается с ней навсегда. Он и сам не понимает, как мог позволить Дуне уехать с гусаром, как мог напутствовать: «Чего же боишься?.. ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви».

Не дождавшись возвращения дочери, он отправляется в Петербург, чтобы разыскать и вернуть «заблудшую овечку», но приезжает назад без Дуни.

Как вы думаете, почему плакала на могиле отца Дуня? Проходят годы, смотритель умирает в нищете и горе. Лишь после смерти отца приезжает Дуня домой. И не нищая и голодная дочь возвращается в родной дом, а богатая барыня. И не возвращается, а лишь заходит, проезжая мимо. Повесть Пушкина заканчивается не радостной встречей отца с дочерью, а невозможностью встречи и примирения, покаяния и прощения. Не в отчем доме завершается история отца и дочери, а на кладбище, печальнее которого рассказчик не видел в своей жизни.

Евангельская же притча о покаянии и всепрощающей отцовской любви. Блудный сын вовремя опомнился, покаялся, получил прощение и изменил свою жизнь.

Какое чувство возникает при чтении повести? Перечитаем последнюю страницу повести.

Пустота вот слово, которое точнее всего характеризует эмоциональное впечатление от прочитанного. «Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом». Вместо могилы смотрителя «груда песка, в которую врыт был черный крест». И хотя ждали Дуню, «прекрасную барыню», юные барчата, покоем и радостью не веет от этой картины. Ощущение внутренней и внешней пустоты не покидает нас. Самсон Вырин и Дуня вызывают чувство сострадания, сожаления, но не осуждения. Они словно бы не доросли до понимания истинных человеческих ценностей. Впервые в русской литературе с такой силой зазвучала тема «маленького человека», маленького не только по своему служебному и общественному положению, но духовно ограниченного, «маленького» по своей внутренней сути. Это было художественное открытие Пушкина. Над «маленьким человеком» русская литература никогда не смеялась, а понимала его.

Самсон Вырин и Дуня вызывают чувство сострадания, сожаления, но не осуждения. Они словно бы не доросли до понимания истинных человеческих ценностей. Впервые в русской литературе с такой силой зазвучала тема «маленького человека», маленького не только по своему служебному и общественному положению, но духовно ограниченного, «маленького» по своей внутренней сути. Это было художественное открытие Пушкина. Над «маленьким человеком» русская литература никогда не смеялась, а понимала его.

Почему развязка «Метели» радостная, ведь герои ее тоже нарушили волю родителей, сбежав и тайно обвенчавшись?

Метель-разлучница заставила героев по-новому взглянуть на свою жизнь и раскаяться в содеянном. Герои «Станционного смотрителя» завершают свой путь на голом кладбище, «не осененном ни единым деревцом», возможно, потому, что евангельский сюжет был для них лишь картинкой, украшением комнаты. Повести Пушкина это словно предостережение читателям, для которых православные обряды и обычаи, евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть нравственным уроком.