1 Новая онтология языкового образования М.Г. Аствацатрян ЕГЛУ им. В. Брюсова Ереван, 2007.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих.
Advertisements

« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
Сравнительный анализ программ по русскому языку 4-5 классов. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
Закономерности и принципы воспитания. Принципы воспитательного процесса это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию,
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ СЕВЕРО - ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.
Технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ: АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Автор: Кукуев А.И. к.п.н., доцент кафедры управления образованием ПИ ЮФУ.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. Определение системы Система - это полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных между собой так, чтобы.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
На уроках иностранного языка на основе индивидуального подхода Учитель немецкого языка: Нестерова Е.Н. МОУ «СОШ с.Малотроицкое»
1 Системный подход это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно.
1 СЕМИНАР ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ декабря 2010 года Евдокимова Мэри Георгиевна Декан факультета иностранных языков Московский государственный институт.
Транксрипт:

1 Новая онтология языкового образования М.Г. Аствацатрян ЕГЛУ им. В. Брюсова Ереван, 2007

2 Новое надо создавать в поте лица, а старое само продолжает существовать на костылях привычки. А. И. Герцен Л.П.Крившенко Педагогика, 2005, с. 317

3 Перспективное развитие образования XXI столетия Основные тенденции изменения приоритетных целей Переход системы образования на качество новое состояние на основе гуманизации, демократизации, гуманитаризации Удовлетворение запросов общества в определенных специалистах Обеспечение полного набора специальностей, востребуемых на рынке труда Переориентации в обществе, в сфере образования на человеческий фактор, на проблему развития человека на основе его - внутреннего потенциала в соотношении с лучшими культурно-историческими достижениями человечества - переориентации педагогических отношений на личность обучающегося, на формирование его автономии

4 Основные тенденции современного лингвистического образования Ñòðåìèòåëüíûå ãëîáàëèçàöèîííûå ïðîöåññû è íîâûå ïåäàãîãèчåñêèå è èíôîðìàöèîííûå òåõíîëîãèè ñòàâÿò ïåðåä óчåáíûì çàâåäåíèåì ðàçíîòèïíûå çàäàчè, â чàñòíîñòè ïåðåîñìûñëåíèå основных дидактических категорий íà îñíîâå ãóìàíèçàöèè è ãóìàíèòàðèçàöèè, а именно:целей, содержания, методов, средств, форм обучения и т.д.

5 Основные тенденции современного лингвистического образования (продолжение) Äèíàìèêà ãëîáàëèçàöèîííûõ ïðîöåññîâ âûçûâàåò âîçðîæäåíèå è óêðåïëåíèå ðàçëèчíûõ ÿçûêîâ è êóëüòóð. Ýòîò ôàêò äàåò îñíîâàíèå óòâåðæäàòü, чòî языковое ìíîãîîáðàçèå, äèâåðñèôèêàöèÿ, ìíîãîÿçûчèå (ìóëüòèëèíãâèçì), à íå îäíîðîäíîñòü áóäåò ñîñòàâëÿòü îñíîâó ðàçâèâàþùåéñÿ ìèðîâîé ñèñòåìû и формирования единого общеобразовательного пространства.

6 Постмодернизм Модернистский век характеризовался отсутствием толерантности к инаковости индивида. При постмодернизме все больше уважения и толерантности проявляется к личности индивида, его идентичности и правам В преломлении к образованию постмодернизм требует пересмотра целей, содержания, изменения образовательной политики Предоставляется все больше свободы учащимся в организации школьной жизни, в выборе учебного материала и способов его освоения

7 Антропологический подход Современная педагогическая антропология понимает обучение и воспитание как процесс, который сохраняет гуманную природу общества, создает условия для развития социума и продуктивного существования личности. Антропологический подход отражает гуманистическое, личностно- ориентированное направление в психологии, философии, педагогике во многих лидирующих странах. Этот подход определяет главное стратегическое направление к рассмотрению сущностных процессов и явлений.

8 Продолжение Òàêîé ïîäõîä ïðåæäå âñåãî îçíàчàåò, чòî â öåíòðå âíèìàíèÿ íàõîäèòñÿ îáóчàþùèéñÿ êàê ñóáúåêò óчåáíîé äåÿòåëüíîñòè, à ñèñòåìà îáóчåíèÿ ïðåäïîëàãàåò ìàêñèìàëüíûé óчåò èíäèâèäóàëüíî- ïñèõîëîãèчåñêèõ, âîçðàñòíûõ è íàöèîíàëüíûõ îñîáåííîñòåé ëèчíîñòè îáóчàþùåãîñÿ.

9 В связи с этим придается большое значение развитию у обучающихся рефлексивного и критического мышления Построение знаний зависит от взаимодействия между субъективностью учащихся и объективными отношениями действительности У каждого учащегося есть множество свойственных только ему способов построения знаний Поскольку знания есть социальные конструкты (построенными людьми), их истинность зачастую относительна и поэтому роль образования должна сводится не к передаче знаний, а к тому, чтобы помочь учащимся сконструировать свое знание об обществе и человеке

10 Антропологический подход (продолжение) В соответствии с этим ïîäõîäом обучающийся è его àâòîíîìèÿ íàõîäяòñÿ â öåíòðå âíèìàíèÿ ïåäàãîãà, à èìåííî: åãî âîçìîæíîñòè,потребности, èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè, èíòåðåñû, ìîòèâàöèÿ, ýìîöèîíàëüíàÿ ñôåðà. îñíîâíàÿ çàäàчà îáðàçîâàíèÿ ñîñòîèò â ôîðìèðîâà-íèè è ðàçâèòèè ëèчíîñòè, íî íå ïîñðåäñòâîì íàêîï-ëåíèÿ îïðåäåëåííûõ ôàêòîâ, à â ïðîöåññå ðàçâèòèÿ àâòîíîìèè îáóчàюùåãîñÿ, ïðèîáùåíèÿ ê òåõíîëî-ãèÿì, ïîçâîëÿþùèì ñàìîìó äîáûâàòü çíàíèÿ. ведущей деятельностью в данном контексте является не преподавание, а управление познавательной деятельностью обучающихся.

11 Политика общества в сфере образования основана на следующих подходах: Гуманизация реализуется через целенаправленную ориентацию образования на личность обучаемого, выявление и развитие всех сущностных сил человека, приоритетное внимание к гуманистическим традициям, общечеловеческим ценностям.

12 Авторитаризм Авторитарные отноешния между учащимися и преподавателем, при которых первый ничего не знает - второй знает все первый учится – второй учит первый подчиняется – второй подчиняет перестают соответствовать времени. Их пересмотр происходит в сторону отхода от авторитарности учителя и всей административной системы

13 Личностно-ориентированная парадигма в соотнесенности с другими подходами к обучению Личностно-ориентированная парадигма образования создает реальные условия для дифференциации и индивидуализации обучения Она представляет собой исходный концептуальный подход к обучению языкам, нацеленный на развитие личности обучающегося, на его самоопределение, самореализацию и социальную адаптацию.

14 Личностно-ориентированный подход Предполагает Гибкость в определении целей Учет личностных интересов обучающихся и их индивидуальных особенностей и потребностей создает предпосылки для большей результативности обучения

15 Личностно-ориентированная парадигма в соотнесенности с другими подходами (Продолжение) Личностно-ориентированный подход определяет генеральное направление образования и воспитания, их гуманистический характер и реализуется в соотнесенности с целым рядом других подходов деятельностного (человек существует и развивается в деятельности) культуроведческого (образование и воспитание есть вхождение/вращивание учащегося в чужую культуру) коммуникативно-когнитивного подхода (познавательно- коммуникативная деятельность выступают как средство образования и воспитания ) И.Л.Бим. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы. ИЯШ, 6, 2004, с.9-10

16 Цель образования Развитие языковой личности как абсолютной ценности общества Культуроведческая направленность обучения - приобщение обучающихся к культуре страны/ стран изучаемого языка - лучшее осознание культуры своей собственной страны - умение ее представить средствами иностранного языка - включение обучающихся в диалог культур

17 Модель образовательного процесса Ориентирована на переход от образования как передачи готового знания к продуктивному образованию, которое позволяет индивиду - овладевать стратегиями - осваивать систему образовательной деятельности

18 Мультилингвизм, плюрилингвизм Многоязычие как родовое понятие вбирает в себя феномен мультилингвизма и плюрилингвизма. Мультилингвизм больше связан с языковой ситуацией, с существованием нескольких языков в определенной стране или определенном регионе. Плюрилингвизм соотносится с индивидуальным владением языком, иначе говоря с многоязычием индивида

19 Инновационный подход к языковому образованию В условиях мультилингвизма и плюрилингвизма изменяется цель языкового образования. Теперь совершенное владение одним языком или двумя или даже тремя языками не является целью. Целью становится развитие такого коммуникативно-речевого репертуара, где есть место всем лингвистическим умениям, что предполагает формирование многоязычной компетенции. Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез, 2004

20 Инновационный подход к языковому образованию Продолжение Факт признания изучения современных (родных и неродных) языков и культур на протяжении всей жизни (lifelong learning) означает: стимулирование мотивации, формирование умений учиться (learning to learn) при встрече с каждым новым языком в социуме, вне школы, университета, т.е. владение на различном уровне любыми языками и культурами. CEF, 2001 Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез, 2004

21 Новый подход к иностранному языку как учебному предмету Современная трактовка языкового образования Иностранный язык как учебный предмет рассматривается в качестве составной части языкового образования в условиях искусственной языковой среды, что предполагает владение на различном уровне любыми языками и культурами.

22 Новый подход к иностранному языку как учебному предмету (продолжение) В современных условиях должна применяться интерактивная методика, гуманистическая по своему содержанию и преимущественно коммуникативная и когнитивная по способам учения. Эта методика предполагает разные формы и организацию речевой деятельности. Обязательным компонентом обучения должно быть использование аутентичных текстов

23 Главные стратегические направления современного лингвистического образования Вîçðîæäåíèå è óêðåïëåíèå ðàçëèчíûõ ÿçûêîâ è êóëüòóð. Мíîãîÿçûчèå (ìóëüòèëèíãâèçì), языковое ìíîãîîáðàçèå (äèâåðñèôèêàöèÿ) Рефлексивное обучение, включая рефлексивную самооценку Формирование учебной компетенции Автономия учащихся в учебном процессе по овладению иностранным языком и культурой народа изучаемого языка

24 Коммуникативная направленность в общем контексте межкультурного обучения Коммуникативная компетенция как цель и планируемый результат обучения должна трактоваться достаточно широко, поскольку она включает социокультурную и учебную и компенсаторную компетенции. Все эти компетенции должны быть интегрированы с коммуникативными целями обучения, поскольку коммуникативная компетенция рассматривается не только как лингвистическая категория, а как лингводидактическая и соответственно методическая категория В своей совокупности цели должны определять содержание, методы, принципы и средства обучения.