Новые информационные технологии и их роль в модернизации учебного процесса организации контроля качества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Личностно- ориентированные технологии обучения.
Advertisements

Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято.
Компьютер – помощник учителя Советова О.В. – учитель истории и обществознания.
Система применения ИКТ в учебной деятельности как условие формирования информационно - коммуникативной компетентности учащихся.
Информационные технологии в образовании.. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Учитель английского языка ГОУ школы 340 Невского района Санкт-Петербурга Илюшкина Алевтина Викторовна.
Мир 2014 Образовательной технологией называют способ реализации предусмотренного учебной программы содержания, представляющий систему форм, методов и средств.
Система дистанционного обучения в сфере довузовской подготовки в Челябинской области Челябинский государственный университет Мартынова Е.А., д.п.н., профессор.
Важно! Одной из главных целей урока с применением мультимедиа становится повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка. ИКТ позволяют учителю.
Дистанционное образование (ДО) Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном.
LOGO Возможности информационных и коммуникационных технологий для развития учебно- исследовательской среды и повышения информационной культуры.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Наборская Светлана Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 252 Красносельского.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
В государственном образовательном стандарте по иностранному языку (ИЯ) предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум.
Дистанционные образовательные технологии. Цели и задачи использования ДОТ Удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.
СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем.
С развитием современных педагогических технологий и Интернета открылись новые пути и возможности получения знаний. Последние достижения в области высоких.
Перспективные технологии дошкольного и начального образования Секция: ИКТ технологии в дошкольном и начальном образовании © Автор презентации – Петрова.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Транксрипт:

Новые информационные технологии и их роль в модернизации учебного процесса организации контроля качества

Современная система образования призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, так как именно образовательное учреждение готовит человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы и вуза как базовых компонентов системы образования, их способность гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеют чрезвычайно важное значение

Вместе с тем система образования достаточно консервативна и не всегда социально-экономические изменения, научно–технический прогресс находят необходимый отклик в среде школьных преподавателей и вузовских работников. Кардинальным образом изменилось содержание обучения, появилось большое количество новых средств обучения. Все это так, и вместе с тем, мы и сейчас придерживаемся парадигмы обучения, принятой в XIX веке – преподаватель – учебник («система средств обучения») – учащийся.

Это система, ориентированная на преподавание, на центральную роль преподавателя в этом процессе и учащегося как объекта этой деятельности. Все заявления о том, что учащийся должен стать субъектом учебного процесса пока не реализуются на практике в должной мере. Для этого важно, чтобы философская парадигма демократического устройства общества: человек – общество – государство реализовывалась во всех сферах жизни общества, и в первую очередь, в системе образования.

В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы учащийся действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы его познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения, административных работников, т.е. чтобы это был процесс познания, а не преподавания как это было до сих пор при традиционном обучении.

обучающийся – предметно-информационная среда – преподаватель, Нужна новая парадигма образования: обучающийся – предметно-информационная среда – преподаватель, – присущая всем видам образования, всем образовательным системам. В настоящее время в мире все более полно проявляются тенденции широкого использования в образование компьютерного обучения как важнейшего компонента складывающейся системы инновационного образования. Технологии компьютерного обучения ориентированы на индивидуальную подготовку учащихся в результате их погружения в интерактивную обучающую среду, обеспечивающую полный контроль учащегося, индивидуальное планирование учебного процесса и контроля качества (тестирования).

Проблема качества образования становится все более актуальной в последнее время, ведущие образовательные учреждения внедряют системы управления качеством обручения. Как и любая система управления, система управления качеством образования должна базироваться на системе измерения, с какой точностью мы измерим степень знания обучаемого, тем более точно мы назначим обучающие процедуры. Компьютерное тестирование (КТ) по своим параметрам, является оптимальной для системы измерения знаний. Грамотно построенные тестовые задания могут с точнее и быстрее выявить степень знания предметной области обучаемого, чем использование традиционных методик оценки знаний, таких как контрольная работа и экзамен.

Необходимо учитывать также личностные взаимоотношения учащегося и преподавателя, в результате которых выставляемая оценка зависит не от уровня знаний, а от личного отношения. Компьютерное тестирование позволяет устранить вышеперечисленные недостатки, а такая характеристика как мгновенная проверка результатов тестирования, позволяет создать динамическую, интерактивную обучающею среду.

Стандартные механизмы обучения не учитывают различный уровень способностей обучаемых и разный уровень их первоначальной подготовки, и предусматривают одинаковое время аудиторного обучения для всех учащихся. Это время рассчитано на «среднего» учащегося, в результате чего одна часть не успевает освоить материал, а другая скучает из-за «разжевывания» материала. Динамическая, интерактивная обучающая среда исправляет данный недостаток путем подготовки несколько вариантов учебного материала, в краткой форме и в более подробной.

Далее, с помощью компьютерного тестирования, можно выявить степень знания и динамику обучения, и при отличном и быстром освоении, следующий материал выдается в более краткой форме, иногда даже пропуская несущественные моменты, при неудовлетворительном ответе направлять обучаемого к пройденному материалу, но уже в более подробной форме. Таким способом, система будет подстраивать учебный материал под способности обучаемого.

Компьютерное тестирование (КТ) позволит не только определять общий бал знаний, но и выявлять слабо изученные разделы учебного материала. Используя данное свойство КТ, представляется возможным разбить обучаемую предметную область на интеграционные составляющие: знание, умение, навыки. Используя данную методику преподавания учебного материала, мы сможем более грамотно требовать и оценивать знания, умения и навыки обучаемого.

Учебные заведения в России имеют возможность в учебном процессе использовать инновационные технологии – электронную почту, чат, Интернет–конференции, видеоконференции, интерактивные доски. Информационная революция, явившаяся следствием многочисленных революций XX века, создала революционную ситуацию в сфере образования к началу XXI века. Спектр психолого–педагогических проблем современной учебной деятельности включает в себя не только разработку новых технологий передачи и усвоения огромных объёмов информации, но и проблему взаимозависимости обучения и психологического развития личности.

Телекоммуникации по своим потенциальным возможностям, дидактическим свойствам могут оказаться исключительно полезными именно применительно к нашей системе образования. В таком интегрированном сообществе, каким становится человечество, учащиеся не могут далее учиться изолированно, ограничиваясь достаточно замкнутым социумом: преподаватели, друзья, семья. Телекоммуникационные проекты позволяют получить доступ к различным информационным банкам данных во всех уголках мира, позволяют работать совместно над интересующим проектами с учащимися и преподавателями, находящимися далеко от них. Подобная возможность сотрудничества и кооперация создают сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности и в группах и индивидуально.

Совместная работа стимулирует учащихся на ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему, на поиск дополнительной информации, на оценку получаемых собственных результатов. Преподаватель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов в аудитории, дискуссии, мозговые атаки, доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений

Телекоммуникации (электронная почта, телеконференции) позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это элементы глобального мышления. Это путь к познанию общности человеческого бытия и эволюции развития. Глобальная интеграция в образовании на основе телекоммуникационных проектов и телеконференций - новый подход в системах образования, еще не достаточно изученный, но несомненно несущий в себе огромный педагогический потенциал. Поэтому мы видим свою задачу в том, чтобы, опережая массовую практику, опережая реальные возможности широкого внедрения телекоммуникаций в практику школы, показать уже сейчас их место и роль в образовательном учреждении будущего, показать, какие уникальные педагогические задачи можно решать с их помощью.

Под дидактическими функциями мы понимаем внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с определенными. Конечно, если мы просто попробуем соединить два компьютера, отстоящие друг от друга на каком-то расстоянии, что при наличии технических условий, не представляет ни малейшей трудности, это еще не будет решением педагогической проблемы. Такой опыт был в США, но он не увенчался успехом. Лишь когда технические возможности телекоммуникаций удалось соединить с методом проектов, основанном на поисковых, исследовательских методах, когда возможности телекоммуникаций (электронной почты, телеконференций) были соединены с четко разработанной программой дистанционного обучения (distance learning), когда телеконференции также были интегрированы в программу педагогической практики учащихся (особенно видеоконференции), в практику повышения квалификации преподавателей, процесс обучения оказался весьма эффективным и перспективным

Уже накопленный, хотя пока и не очень значительный опыт применения телекоммуникаций в различных сферах образования показал, что этот вид информационных технологий позволяет: - организовать различного рода совместные исследовательские работы учащихся, педагогов, научных работников из различных научных и учебных заведений одного или разных регионов или даже разных стран. Метод проектов позволяет при этом организовать подлинно исследовательскую творческую либо чисто прикладную практическую самостоятельную деятельность партнеров, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной познавательной и практической, творческой деятельности;

- организовывать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых из научно-методических центров; - организовывать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров; - оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников совместных проектов вопросам, темам, расширяя таким образом свой кругозор, повышая свой культурный уровень; - формировать у партнеров, кто бы они ни были - учащиеся, педагоги - коммуникативные навыки, культуру общения, что предполагает со стороны партнеров умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению партнеров, умение вести дискуссию, аргументированно доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера;

- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской; - формировать умения добывать информацию из разнообразных источников (начиная с партнера по совместному проекту, кончая удаленными базами данных), обрабатывать ее с помощью самых современных компьютерных технологий, хранить и передавать на сколь угодно дальние расстояния, в разные точки планеты; - создавать подлинную языковую среду (в условиях совместных международных телекоммуникационных проектов, телеконференций (обычных, а также аудио и видеоконференций), способствующую созданию естественной потребности в общении на иностранном языке и отсюда - потребность в изучении иностранных языков; - способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана.

Таковы в кратком изложении, на наш взгляд, дидактические функции телекоммуникаций, обусловленные их дидактическими свойствами. Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения, в том числе и телекоммуникаций, мы понимаем природные, технические, технологические качества объекта, которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе. Естественно, что технические свойства, телекоммуникаций делают их весьма перспективными в разных областях деятельности человека - в банковском деле, в журналистике, в научных исследованиях, в коммерции, в биржевых делах и т.д. Однако нас интересуют только те их свойства, которые могут оказаться полезны для целей педагогики. Поэтому мы и говорим не вообще о свойствах телекоммуникаций, а только об их дидактических свойствах.

Имеет смысл разделить описание возможностей, дидактических свойств телекоммуникаций на четыре группы в соответствии с технической их организацией: Дидактические свойства синхронной телекоммуникационной связи "компьютер - компьютер": - передача и прием информации (текста любого объема, графики) от партнера к партнеру (с компьютера на компьютер); - подготовка, редактирование и обработка текста; - хранение и систематизация информации; - загрузка информации в сеть с жесткого или гибкого диска; - перевод информации из сети на жесткий или гибкий диски; - синхронный обмен информацией с партнером; - распечатка информации на принтере.

Дидактические свойства электронной почты: - передача сообщений или текстов(файлов) одновременно большому числу абонентов; - хранение поступающей в память центрального компьютера информации, готовой к передаче по запросу пользователя; - синхронный обмен информацией с партнерами; - отправление информации в электронный почтовый ящик центрального компьютера для хранения ее в течение сколь угодно длительного времени до востребования; - получение автоматического уведомления о том, что информация прочитана или возвращена (не дошла до адресата); - подготовка и редактирование текстов; - перекачка информации из сети на жесткий или гибкий диски (и обратно); - распечатка текстов на принтере для рассылки и дальнейшего обсуждения; - демонстрация текстов, графической информации на экране дисплея, позволяющая групповое участие в обсуждении и интерпретации информации; - обеспечение учащихся возможностью использовать первоклассные, новейшие средства информационной технологии, широко используемые в мире; - подключение к любым электронным банкам и базам данных для получения интересующей пользователя информации.

Дидактические свойства телеконференций: - передача информации (текстовой, графической, звуковой) через систему телеконференций непосредственно на компьютер любому пользователю, являющемуся абонентом сети, в которой размещается данная конференция; - прием информации (текстовой, графической, звуковой) от любого партнера - участника конференции; - подготовка, редактирование текстов, графического материала; - обработка и хранение текстов, графики; - распечатка текстов на принтере для последующей рассылки и работы; - обеспечение (при необходимости) синхронной и асинхронной коммуникации, что позволяет участникам конференции переслать свою информацию в систему в любое удобное для участника время и таким же образом получать информацию от других участников. Все сообщения в этих случаях нумеруются, систематизируются по типам, что облегчает доступ к ним. Разветвленная система асинхронной связи позволяет создавать дополнительные подтемы в рамках той же конференции. Участники же получают возможность хорошо подумать, прежде чем отправлять свое сообщение. К конференции могут подключаться другие абоненты сети, если такая возможность предусматривается специально, и наблюдать за ходом обсуждения.

Дидактические свойства электронной доски объявлений: - возможность размещения и хранения своего сообщения на доске объявлений без точного указания адресата (всем-всем- всем); - возможность поиска интересующей пользователя информации и вступления в контакт с обладателем этой информации; - возможность поиска партнера для совместной учебы, работы; - возможность распечатки на принтере интересующей информации.

Телекоммуникации при грамотном их использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению учащихся, который: - базируется на широком общении, сближении, стирании границ между отдельными социумами; на свободном обмене мнениями, идеями, информацией участников совместного проекта, на желании познать новое, расширить свой кругозор; - имеет в своей основе реальные исследовательские методы (научная или творческая лаборатории), позволяющие познавать законы природы, основы техники, технологии, социальные явления в их динамике, в процессе решения жизненно важных проблем, особенности разнообразных видов творчества в процессе совместной деятельности группы участников; - основан на широких контактах с культурой других народов, опытом других людей; - естественным образом стимулирует развитие гуманитарного образования, акцентирует внимание на нравственных аспектах жизни и деятельности человека, на состоянии и сохранении окружающей его среды; - стимулирует развитие как родной речи участников сотрудничества, так и овладение иностранными языками, если речь идет о международных проектах; - способствует приобретению как учащимися, так и учителями разнообразных сопутствующих навыков, которые могут оказаться весьма полезными в последующей жизни, в том числе и навыков пользования компьютерной техникой и технологией.

Компьютеры и электронные телекоммуникации обеспечивают доступ к аккумулированному знанию как в текстовой, так и в графической формах. Телевидение, видео, видеодиски, компьютерная графика обеспечивают учащимся доступ к образной информации. Давно известно, что образная информация усваивается лучше, чем текстовая. Многие проекты интегрируют вербальную и графическую информацию, звук и динамику. Работы, которые в ходе проектов сейчас создаются, включают помимо текстового материала, графический и не только статичный, но и динамичный. Подобные работы сами по себе становятся ценными источниками информации по исследованной теме для последующих поколений учащихся и пополняют собой фонды медиатеки.

Разумеется, успех телекоммуникационных проектов во многом зависит от ряда факторов: - от надежности и возможностей используемой техники, программных средств; - от подлинного интереса всех участников совместного проекта к избранной теме, что, в свою очередь, в немалой степени зависит от практической ценности этого проекта; - от удачного подбора участников проекта со всех стран, который должен быть сугубо добровольным, полностью ориентированным на личную заинтересованность участников проекта в данной теме; - от удачного выбора лидеров проекта в рамках электронной почты или телеконференций; - от возможности и умения пользоваться удаленными информационными базами данных; - наконец, от общей координации работы со стороны координатора и учителей, практического внедрения полученных результатов.

Что касается навыков программирования, которое составляет в настоящее время основу курса информатики, думается, эти навыки относятся с разряду специальных и им было бы целесообразнее обучать на специальных курсах профессионально ориентированных учебных заведений. Но это лишь одна сторона вопроса, хотя и весьма существенная. Другая заключается в том, что речь идет об органичной интеграции телекоммуникационных технологий в общую педагогическую концепцию, в учебный процесс, где наряду с данным подходом к образованию и в сочетании с ним используются разнообразные методы и средства обучения, в том числе и традиционные. Другими словами, речь идет об органичном единстве информационных (в том числе и компьютерных телекоммуникаций), и педагогических технологий для решения современных задач развивающего обучения. Таковы педагогические возможности, дидактические функции телекоммуникаций для целей образования.