Роль и место программ энергоэффективности реального сектора экономики в реализации Региональных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
Advertisements

М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание по вопросу разработки муниципальных программ в области энергосбережения и повышения.
ДЕПАРТАМЕНТ ТОПЛИВА, ЭНЕРГЕТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Докладчик – начальник отдела департамента топлива, энергетики и регулирования.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
1 Р.Г.Шафигуллин, начальник департамента энергоресурсоэффективности в государственных органах и муниципальных образованиях Центра энергосберегающих технологий.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
Требования действующего законодательства в сфере энергосбережения к деятельности регулируемых организаций в части : - принятия программ энергосбережения.
Энергоэффективность строительной отрасли как стимул инноваций на строительном рынке Санкт-Петербурга Секретарь Совета по координации развития ТЭК при полномочном.
Ведущий специалист Реев Степан Николаевич. реализация положений закона 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …» реализация.
Программа энергосбережения промышленного предприятия и ее дальнейшая реализация ООО «Центральная энергосервисная компания»
Правовые аспекты энергосервисных услуг Анастасия Прозор, Юрист | CMS, Россия Новые инструменты реализации энергоэффективности Пресс-центр ИА «Интерфакс»,
Северо-Западное управление Ростехнадзора Отдел по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения Главный государственный инспектор Литвин Михаил.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
Транксрипт:

Роль и место программ энергоэффективности реального сектора экономики в реализации Региональных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности Директор Северо-Западного филиала ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике», Секретарь Совета по координации развития ТЭК при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО, Вера Леонидовна ГРИШИНА

2 Совет по координации развития ТЭК при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО – как координатор действий по реализации Региональных программ

Государственная Подпрограмма по секторам экономики ПРОГРАММА Повышение энергоэффективности в организациях федеральной бюджетной сферы Программа Интегрированного планирования энергетических ресурсов в электроэнергетике Повышение энергоэффективности в ЖКХ (с подпрограммами по системам теплоснабжения, водоснабжения и уличного освещения) Повышение энергоэффективности жилых зданий и эффективности использования энергии населением Повышение энергоэффективности в промышленности (с подпрограммами по наиболее энергоемким отраслям) Повышение энергоэффективности в сельской хозяйстве Повышение энергоэффективности на транспорте МИНИМАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОДПРОГРАММ

Потенциал повышения энергоэффективности конечного потребления в России

Потенциал энергоэффективности в промышленности 5 Инвестиции в энергоэффективность в промышленности могут привести к сокращению конечного потребления энергии в России приблизительно на 5%. Обрабатывающая промышленность является крупнейшим конечным потребителем в России; на ее долю приходится около 25% всего конечного потребления энергии и 15% потребления первичной энергии. Потенциал повышения энергоэффективности в российской обрабатывающей промышленности оценивается в 41,5 млн тнэ в год

Потенциал энергоэффективности в зданиях в России На долю зданий приходится более одной трети всего конечного потребления энергии в России – 144,5 млн тнэ. Две трети потенциальной экономии энергии в зданиях могут быть достигнуты через сокращение потребления тепловой энергии на цели отопления и горячего водоснабжения в системах централизованного теплоснабжения. Средняя энергоемкость систем отопления кВтч/м2/год (многоквартирные высотные здания) Энергоемкость систем отопления в новых многоквартирных высотных зданиях - 77кВтч/м2/год. Модернизация существующего жилого фонда может привести к снижению энергоемкости до приблизительно 151 кВтч/м2/год. 6

Потенциал повышения энергоэффективности в обрабатывающей промышленности 7 В трех наиболее энергоемких отраслях – черной металлургии, целлюлозно-бумажной и цементной промышленности – сосредоточено 53% потенциала энергоэффективности, причем 39% приходится на черную металлургию.

Потенциал энергоэффективности в зданиях в России 8 В жилищном секторе существует самый большой потенциал повышения энергоэффективности. Технический потенциал снижения энергопотребления составляет 53,4 млн тнэ.

Потенциал энергоэффективности в промышленности Технический потенциал повышения эффективности использования энергии в СПб оценивается в 4 318,4 тыс. т усл. топл, что составляет 28% от всего потребления ТЭР (15 408,5 тыс. т усл. топл). В том числе промышленности потенциал оценивается до 1 054,9 тыс. т усл. топл. (24,4 % от всего потенциала). Технический потенциал повышения эффективности использования энергии в Ленинградской области оценивается в 4 494,4 тыс. т усл. топл, что составляет 23% от всего потребления ТЭР (18 777,5 тыс. т усл. топл). Наибольшим техническим потенциалом повышения эффективности использования энергии располагает сектор промышленного производства – 1660 тыс. т усл. топл. (38% от всего потенциала).

Потенциал энергоэффективности в жилых зданиях и зданиях бюджетной сферы 10 Технический потенциал повышения эффективности использования энергии в СПб оценивается в 4 318,4 тыс. т усл. топл, что составляет 28% от всего потребления ТЭР (15 408,5 тыс. т усл. топл). В том числе в жилых зданий и зданий бюджетной сферы потенциал оценивается до тыс. т усл. топл. (41,8 % от всего потенциала) Технический потенциал повышения эффективности использования энергии в Ленинградской области оценивается в 4 494,4 тыс. т усл. топл, что составляет 23% от всего потребления ТЭР (18 777,5 тыс. т усл. топл). В том числе в жилых зданий и зданий бюджетной сферы потенциал оценивается до 543 тыс. т усл. топл. (12 % от всего потенциала)

Структура конечного потребления ТЭР Ленинградская область 11

Структура потенциала энергосбережения Санкт-Петербурга (конечное потребление) 12

Потенциал повышения эффективности использования ТЭР в промышленном производстве Ленинградской области 13

Заключение добровольных соглашений в области энергосбережения и энергетической эффективности, с учетом региональных индикативных показателей (через индивидуальные и коллективные Соглашения). Требование по оснащению зданий, строений, сооружений приборами учета воды, тепла, газа, электроэнергии в местах подключения к системам централизованного снабжения до 1 января 2011 года. Введение института энергосервисных контрактов. Обязательные энергообследования до 31 декабря 2012 года и далее не реже 1 раза в 5 лет организаций, совокупные годовые затраты которых на потребление энергоресурсов превышают 10 миллионов рублей. Меры экономического стимулирования: Амортизационные льготы для максимально энергоэффективного оборудования; Инвестиционный налоговый кредит организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; Возможность возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам для проектов по энергоснабжению. Возможность применения дифференцированных тарифов (цен) на энергоресурсы в зависимости от эффективности их использования. Возможность заключения свободных долгосрочных договоров на поставку тепловой энергии с теплоснабжающими организациями, без ухудшения условий теплоснабжения старых потребителей МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЧАСТНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Содержание региональных программ Базовый состав требований к программам энергосбережения определен статьей 14 Закона РФ "Об энергосбережении...". В целом, в программах энергосбережения регионального и муниципального уровня должны быть представлены: значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы; перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий; информация об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И ПОВЫШЕНИИ ЭНРЕГОЭФФЕКТИВНОСТИ Система регулирования в сфере энергоэффективности – прямые требования к: обороту и маркировке товаров; новому строительству и содержанию зданий в процессе эксплуатации; содержанию жилищного фонда; организации учета энергоресурсов; проведению обязательного энергообследования; реализации региональных, муниципальных программ; системе госзакупок; организациям с государственным и муниципальным участием, регулируемым организациям; системе государственного информационного обеспечения. Диспозитивные нормы: условия энергосервисных соглашений; рекомендации по мероприятиям для региональных и муниципальных программ; возможность и формы господдержки; право включить в образовательные программы энергоэффективность. Инструменты: система субсидий; налоговые «льготы»; возмещение %-в по кредитам; регулируемые цены (тарифы); энергосервисные соглашения; добровольные соглашения; региональные и муниципальные программы. Ответственность: Новые виды административных нарушений; Усиление мер ответственности. План разработки подзаконных актов (распоряжение Правительства РФ от года 1830-Р) Федеральный Закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» Постановления и распоряжения Правительства РФ Нормативные акты министерств и ведомств Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые в пределах полномочий Местные правовые акты, принятые в пределах полномочий Иные Федеральные Законы: изменения в ЖилК, ГрадК, НК, БК, ФЗ 94, 41, 35, 210, 131, 185, 66, 194, 184 – о техническом регулировании Жилищное законодательство Законодательство о градостроительно й деятельности Законодательство о гос. (мун.) закупках Законодательство о государственном регулировании цен Бюджетное законодательство Иные отрасли права 49 актов 16

Барьеры, сдерживающие развитие энергосбережения и энергоэффективности на предприятиях Недостаток мотивации, который определяется финансовыми ограничениями, изъятием получаемой экономии (в случаях продажи тепла и электричества на сторону. Возможность переложить рост затрат на потребителя, перекрестное субсидирование, отсутствие средств учета и регулирования потребления энергоресурсов - все это снижает мотивацию к энергосбережению и энергоэффективности. Экономические механизмы выстроены так, что получатель экономии энергии не определен и не оформлен юридически. Главными проблемами являются ее изъятие в бюджетном и тарифном процессах. В таких условиях повышение цен на энергоносители мотивирует не к повышению эффективности использования, а к обоснованию дальнейшего роста тарифов, или дополнительным запросам на бюджетное финансирование. Недостаток опыта финансирования проектов. Требования к выделению финансовых средств на реализацию проектов по повышению энергоэффективности и снижению издержек со стороны банков и инвесторов, как правило, существенно более жесткие, чем к проектам, связанным с новым строительством. Больше всего это касается тех предприятий, которые находится в тяжелом финансовом положении и в силу этого не располагают собственными средствами для решения проблем. Недостаток организации и координации; имеет место на всех уровнях принятия решений. Проблема повышения энергетической эффективности не воспринимается как средство решения широкого комплекса экономических и экологических проблем. Реализация ключевого приоритета «Энергетической стратегии России до 2030 года» - увеличения энергоэффективности экономики не обеспечена в полной мере организационными и финансовыми ресурсами. Наблюдается отсутствие синхронизации различных областей законодательства: градостроительное планирование не связано с развитием энергосистем; законодательство о госзакупках не содержит требований по энергоэффективности и т.д. Недостаток информации. Информационное и мотивационное обеспечение подготовки и реализации решений по энергосбережению и энергоэффективности развито слабо. Стереотипы поведения («делай, как все»), то есть практически не делай ничего для экономии энергии, так широко распространены именно потому, что они избавляют как от поиска информации, так и от принятия самостоятельных решений. Недостаток технологий. На сегодня это ограничение можно считать условным. Рынок предлагает широкий выбор энергоэффективного оборудования, материалов, а также сервисных услуг по вопросам энергосбережения и энергоэффективности.

Сегменты рынка инвестиций, требующие применения специальных финансовых инструментов 18 Индивидуальные потребители и домохозяйства «Регулируемые» организации (бюджетники, монополии) Участники свободного рынка (промышленность, торговля, транспорт,..) Инжиниринговые энергосервисные компании Торговые сети и дистрибуция энергетических устройств Производители основного и вспомогательного оборудования Импортеры основного и вспомогательного оборудования Перформанс контракт Федеральные и региональные программы поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности 1 2 Управление спросом 3 Инструменты стимулирования спроса на энергоэффективные устройства 4 1 Инициализация проектов 2 Специальный инструмент финансирования «перформанс» проектов 3 Формирование эффективной бизнес-среды Создание потенциала энергосервисных компаний 4 Поддержка осуществления энергоаудита и инженерного проектирования

19 Распоряжение Правительства РФ от 01 декабря 2009 г р Мероприятия по развитию инструментов финансирования мероприятий повышения энергетической эффективности и энергосбережения: разработка типовых инструментов финансирования мероприятий; определение банков операторов - Внешэкономбанк, Сбербанк; Направления и формы государственной поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности: налоговый кредит; ускоренная амортизация; возмещение части затрат на уплату процентов по займам и кредитам. Государственная программа Мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Северо-Западный филиал ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» , Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 26, лит. А, офис Тел./факс: ,