Преподавание русского языка в условиях развития современной школы: проблемы и перспективы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Конкурентоспособность стран в современных условиях при росте значимости человеческого капитала зависит уже не только от деятельности традиционных образовательных.
Advertisements

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи до внедрения.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
«Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО)»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС)
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
Требования к результатам освоения Основной Образовательной программы при переходе на ФГОС.
Для родителей обучающихся 5 классов школы МОУ СОШ 9 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи до внедрения.
1 Федеральные государственные образовательные стандарты.
Федеральные ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Донцова С.В. учитель высшей категории МОУ «СОШ 4 г.Орска»
От государственных стандартов первого поколения – к новому образовательному стандарту!
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Портрет выпускника начальной школы любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Для родителей обучающихся 5 классов 5 классов Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи до внедрения.
Учебники и учебные пособия 1 Минобрнауки России ноябрь, 2011.
Транксрипт:

Преподавание русского языка в условиях развития современной школы: проблемы и перспективы

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Согласно международному исследованию PISA (Programm for International Student Assessment) Россия занимает 27-е место в мире (из 32) – 2000г., 24-е место в мире (из 30) – 2003г., 29-е место в мире (из 57) – 2006г. по уровню математических, естественнонаучных и лингвистических знаний школьников

Р езультаты России в исследовании PISA Математика Ниже среднего по странам OECD 26 стран имеют более высокие результаты 4 страны - сравнимые результаты 9 стран – более низкие результаты Чтение Ниже среднего по странам OECD 31 страна имеет более высокие результаты 2 страны - сравнимые результаты 6 стран – более низкие результаты Естествознание Ниже среднего по странам OECD 16 стран имеют более высокие результаты 14 стран - сравнимые результаты 9 стран – более низкие результаты Решение проблем Ниже среднего по странам OECD 21 страна имеет более высокие результаты 9 стран - сравнимые результаты 9 стран – более низкие результаты

Результаты по всем направлениям исследования PISA Математика ЧтениеЕстествознание Решение проблем

Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира в области функциональной грамотности в умении эффективно и грамотно, с опорой на полученные в школе знания и умения, решать практические, социально- и личностно- значимые проблемы; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт, дополнительные сведения, полученные из других источников; в умении работать с информацией, читать и анализировать тексты, анализировать и интерпретировать данные, представленные в иной нетекстовой форме; проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.

Знания не открывают двери…

Что делать? Информационное общество требует «новой» эрудиции, «…которая не представляет собой выученность наизусть фактов и теорий с возможностью их изложения в нужный момент («старая» эрудиция), а превратилась в возможность нахождения нужной информации («новая» эрудиция»). Предпосылки для этого есть – мир активно меняется, российское общество открывается. (Т. Пломб, А. Брюммельхуис. Национальный план внедрения информационных технологий в подготовке учителей: для Нидерландов. World Bank, 1998)

Изменение подходов к преподаванию Цель – формирование у ученика ключевых (базовых) компетенций: информационной (отбор, анализ, синтез, обобщение и др.) коммуникационной (способы обмена информацией) коммуникативной (преобразование и представление информации) Уровень образованности определяется не объемом знаний, а способностью решения проблем. Чему научится ученик во время обучения?

«Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов». (из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке)

«Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами» (из ОП) Цель образования – функционально грамотная личность Функционально грамотная личность 7 Человек, умеющий жить среди людей Человек самостоятельный Человек познающий

12 Из Послания Президента РФ Федеральному собранию (5 ноября 2008г.) Школьное образование представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека. Является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны.

13 5 пунктов президентской инициативы 1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов. 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. 3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей. 4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно. 5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

Формирование социального заказа

Стандарт как общественный договор: ориентиры развития СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность Развитие Личностное Социальное Общекультурное …

Приведение структуры образования в соответствие с запросами государства, семьи и общества. Приведение содержания образования и структуры образовательных программ и структуры подготовки кадров в соответствие с «Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации». Ориентиры системы образования в стандарте

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Превращение ученика в учащегося характеризует основное содержание развития школьника в процессе школьного обучения. Обеспечение условий для такого превращения является основной целью развивающего обучения, которая принципиально отличается от цели традиционной школы… В.В.Репкин Основные проблемы школы: - несоответствие результатов школьного образования потребностям современного рынка труда; - несогласованность процессов модернизации общего и высшего (профессионального) образования; - несовершенство финансово-экономических схем и организационно-правовых форм существующей школы; - несоответствие существующей старшей школы особенностям юношеского возраста; - кризис школы как базовой институциональной формы образования..

Современные условия создали необходимость перехода учитель ученик (учАщийся) объект обучения обучения от обучения изучению к изучению учитель ученик (Учащийся) субъект-субъектные отношения Знания – результат, продукт обучения, используемый на репродуктивном уровне (применение по образцу, шаблону, в стандартной, заведомо знакомой обстановке. Знания не продукт, а увлекательный процесс освоения различных способов деятельности, позволяющих добывать новые знания.

ТРАДИЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА УЧИТЕЛЯ И ШКОЛЫ, сохранившие приоритетную установку на передачу знаний и репродуктивные формы их отработки РАЗВИВАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА УЧИТЕЛЯ И ШКОЛЫ, имеющие приоритетную установку на развитие личности и активные продуктивные формы работы Переход УЧИТЕЛЯ И ШКОЛЫ, использующие элементы развивающего обучения

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Компетенци и в понимании ученика Компетенции обеспечения понимания учебной задачи и способа деятельности Компетенции целеполагания: предметного, личностного Компетенци и в разработке программ деятельност и Компетенци и в принятии решений Компетенции оценивания Компетенции организации информационно й основы деятельности Компетенции организации учебной деятельности Компетенци и в предмете преподавани я и в методах Компетенции, обеспечивающие мотивацию поведения и учебной деятельности Компетенции, обеспечивающи е раскрытие личностного смысла учения Модель профессионального стандарта с позиций функциональной системы деятельности

Осмыслить задание (что надо сделать?) Найти нужную информацию (текст, рис…) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя Для достижения новой цели - учить выполнять продуктивные задания:

Как учить? Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3.Объяснение темы учителем. 4.Закрепление знаний учениками. Проблемно- диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3.Поиск решения проблемы учениками. 4.Применение знаний учениками.

Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования. Задача учителя - смоделировать возможности предмета для формирования ключевых компетентностей.

Модернизация российского образования:политические приоритеты Ключевые области политики Вопросы, требующие решения Стратегические цели Общее образование Стандарты, основанные на развитии компетентностей Перенос акцента в среднем образовании с « освоения учебных материалов » на « развитие основных навыков и компетентностей » Качественное изменение результатов общего образования (развитие компетентности) Профессиональ ная компетентность учителя Способность учителей ставить на главное место в своей работе образовательные результаты. Создание системы подготовки и переподготовки кадров, ориентированной на обучение всех учащихся с любыми способностями.

Технологии компетентностно- ориентированного образования РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО Технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно); умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Технологии компетентностно- ориентированного образования ДЕБАТЫ Технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение критически осмысливать полученную информацию; умение аргументировать точку зрения и представлять ее; учитывать точки зрения других, толерантно относиться к чужому мнению; умение работать в команде, участвовать в совместном принятии решения; способность брать на себя ответственность и принимать решения.

Технологии компетентностно- ориентированного образования ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ Перед началом работы ученик получает информацию об ожидаемых результатах и критериях их оценки. На первом этапе изучения нового материала учитель с помощью системы заданий организует самостоятельную работу по обработке новой для них информации. На втором этапе изучения нового материала учитель организует обсуждение результатов самостоятельной работы: обмен информацией между учащимися.

Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога: компетентность в мотивации учебной деятельности ученика компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока компетентность в целеполагании учебной деятельности компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность) компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач компетентность в разработке программ деятельности и поведения компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает: компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче; компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности) компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Сроки вступления в силу нового стандарта Юридически право на введение нового стандарта возникло с года (с момента опубликования ФЗ «Об образовании». Фактически стандарт вступит в силу с момента утверждения его уполномоченным органом, определённым Правительством РФ.

Приведение структуры образования в соответствие с запросами государства, семьи и общества. Приведение содержания образования и структуры образовательных программ и структуры подготовки кадров в соответствие с «Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации». Ориентиры системы образования в стандарте

Стандарт: ориентация на результаты образования. Деятельностный подход Следствия Результаты образования – ключевое понятие. Основной результат – освоение обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей).

Основные требования общества к образовательной системе: - формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; - сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; - обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; - достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России; - формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

График модернизации «Школа – 2020» 2009 – 2010 годы – внедрение основных механизмов комплексной модернизации во всех регионах страны – 2012 годы – модернизация сети образовательных учреждений, введение федеральных государственных стандартов, содержащих основные требования на результаты и условия образования – 2015 годы – обеспечение выхода системой образования на уровень современного качества образования, обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников – 2020 годы – вхождение в открытую международную систему сравнительных оценок результатов образования и выход на лидирующие позиции к концу второго десятилетия.

"Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы" в г.г. Изменение подхода к преподаванию естественнонаучных дисциплин с акцентом на проведение исследований, выдвижение и проверку гипотез, решение аналитических и проектных задач. Обновление в 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Завершение к 2011 году организационного перехода на принципы профильного обучения. При этом будет обеспечиваться возможность построения школьниками индивидуальных образовательных траекторий.

"Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы" в г.г. Выделение специфических методов и подходов к обучению на разных ступенях образования Ориентация школьного образования на практические навыки и способности применять знания, реализовывать собственные проекты. Овладение обучающимися умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Возрастания роли и значимости учебных курсов с элементами освоения технологий. Вовлечение школьников в проектную и практическую деятельность.

Что сегодня определяет стратегию в школе? 1.Федеральный закон 309 – ФЗ 2. Закон об образовании 3. Введение нового ФГОС 4. Результаты наших школьников в международных исследованиях

Изменения в нормативной базе Федеральный закон от 1 декабря 2007года 309-ФЗ «О внесение изменений в основные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» Федеральный закон «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу года)

Принципиальные изменения в ФЗ «Об образовании» При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право: -на свободу выбора и использование методик обучения и воспитания; -учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утверждённой ОУ; - методов оценки знаний, обучающихся, воспитанников.

Принципиальные изменения в ФЗ «Об образовании» ст ФГОС определяется «как совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ ОУ» (три «Т»): требования к к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса; требования к условиям реализации основных образовательных программ; требования к результатам освоения основных образовательных программ.

всего сдавали выпускников; не сдали - 68 человек (0,98% от числа сдававших обязательный экзамен); средний балл по области составил 61, 17; 100 баллов набрали 14 выпускников. Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку 2009 г.

Статистические данные см. на сайте управления образования и науки или на сайте ИРО

В пространстве текста: формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку (Бересток Светлана Васильевна, учитель русского языка МОУ СОШ 5 г. Грязи,к.ф.н.).

Текстоориентированный й подход в преподавании русского языка как основа формирования прочных знаний (Зенина Татьяна Петровна, учитель русского языка МОУ СОШ 4 г. Грязи).

Основные формы и методы преподавания русского языка в процессе подготовки к итоговой аттестации (Кобзева Ольга Васильевна, учитель русского языка МОУ СОШ 5 г. Грязи).

Проект «Живое слово» как формирование целостной картины мира (Филиппова Ирина Анатольевна, учитель русского языка МОУ СОШ 4 г. Грязи).

Рекомендации по совершенствованию формирования основных компетенций учащихся в процессе преподавания предмета «русский язык» в школе.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! 30