Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Соотношение права и морали.. Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
Advertisements

Политика Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти Классовая концепция Элитарная концепция Структурно-организационная.
Политическая власть. ВЛАСТЬ Центральное понятие политической науки.
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
Раздьяконова Екатерина Владимировна, к.ф.н., ассистент кафедры культурологии и социальной коммуникации ТПУ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Исполнитель: А.М. Задорожный. Мораль ( лат. moralis - нравственный ; mores – нравы ) – предмет изучения этики ; форма общественного сознания, представляющая.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ Выполнила студентка 1 курса Группы 1 МБ 1 Водопьянова Селиме Сергеевна.
Мораль это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Политическая система. Презентация по политологии ВЫПОЛНИЛ: ВЛАСОВ В. ГР. ТДК-2 ПРОВЕРИЛ: ЕРМОЛАЕВА РГТЭУ ИВАНОВО, 2013.
План 1. Понятие гражданского общества. 2. Соотношение государства и гражданского общества. 3. Структура гражданского общества. 4. Функции гражданского.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Психология управления: цель, задачи, содержание, специфика Организация – форма объединения группы людей, деятельность которых сознательно.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Факторы формирования политической культуры Знания граждан о политической системе Личное участие граждан в функционировании политической системы.
Курс лекций ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Тема: Концептуальные основы экологического менеджмента.
Долг и совесть. Основные ценности и нормы морали. Мораль (от лат. – нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая.
Транксрипт:

Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Омельченко Николай Алексеевич Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Омельченко Николай Алексеевич ЭТИКА И КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ (курс лекций) ЭТИКА И КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ (курс лекций) В России всегда был кризис предложения, а не спроса

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Этика и культура управления» Раздел I. ЭТИКА И ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЭТИКИ Раздел II. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭТИКА И КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ Тема 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ МОРАЛИ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ МОРАЛИ Тема 6. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭТИКА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ: ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Тема 7. ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЭТИКИ Тема 3. ПРИНЦИПЫ И ЦЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Тема 8. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЭТИКИ Тема 4. ЭТИКА И КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 9. ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ СЛУЖАЩЕМУ Тема 5. ЭТИКА И ЭКОНОМИКА: ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 10. РАЗРАБОТКА ЭТИЧЕСКИХ КОДЕКСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Тема 11. СЛУЖЕБНАЯ ЭТИКА И КУЛЬТУРА СЛУЖЕБНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ УПРАВЛЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ КУРС. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОБЛЕМА НАУЧНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ Два фундаментальных вопроса: 1) ПРАВОМЕРНО ЛИ СВЕДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЭТИКИ (этики в государственном управлении) К ЭТИКЕТНОЙ СТОРОНЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ, к правилам служебного этикета на государственной службе? 2) КАКОЙ СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ МЫ ДОЛЖНЫ ВКЛАДЫВАТЬ В ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЭТИКИ как одного из видов профессиональной этики?

ДВА ИСХОДНЫХ ТЕЗИСА и уже потому не может быть сведена к простому этикету АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭТИКА РЕГУЛИРУЕТ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ, ОБЩЕСТВОМ И ГРАЖДАНАМИ и уже потому не может быть сведена к простому этикету Она включает в себя целый взаимоотношением с гражданским обществом, различными общественными слоями и группами. Она включает в себя целый КОМПЛЕКС НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, взаимоотношением с гражданским обществом, различными общественными слоями и группами.

ОДНОЙ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЭТИКИ принято считать на государственной службе ОДНОЙ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЭТИКИ принято считать ПРОБЛЕМУ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ на государственной службе В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ЭТИКЕ, кодексах поведения государственных служащих, ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ МЕРАМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КОНФЛИКТОВ ИНТЕРЕСОВ, в которой государственные чиновники и политики в своих действиях руководствовались бы общественными, а не частными интересами. В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ЭТИКЕ, кодексах поведения государственных служащих, ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ МЕРАМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КОНФЛИКТОВ ИНТЕРЕСОВ и созданию такой обстановки, в которой государственные чиновники и политики в своих действиях руководствовались бы общественными, а не частными интересами. ЭТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ ПРАВА РЕГУЛИРУЮТ, прежде всего, ТЕ ДЕЙСТВИЯ ЧИНОВНИКОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ хотя и не являются незаконными, но СО СТОРОНЫ МОГУТ ПОКАЗАТЬСЯ КОРРУПЦИОННЫМИ (ограничения приема подарков, публикации финансовой информации о состоянии их финансов и т.д.) ЭТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ ПРАВА РЕГУЛИРУЮТ, прежде всего, ТЕ ДЕЙСТВИЯ ЧИНОВНИКОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ хотя и не являются незаконными, но СО СТОРОНЫ МОГУТ ПОКАЗАТЬСЯ КОРРУПЦИОННЫМИ (ограничения приема подарков, публикации финансовой информации о состоянии их финансов и т.д.)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОГО КУРСА МОРАЛЬЭТИКА (ТЕОРИЯ МОРАЛИ)ЭТИКЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ Управленческаяэтика (в менеджменте) Этика врача, ученого, банковского работникаАдминистративнаяэтика (в госуд. управл.) Служебная этика Служебныйэтикет

МОРАЛЬ И ПРАВО. ОСОБЕННОСТИ И СУЩНОСТЬ МОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (6 тезисов) ПРАВО ОПИРАЕТСЯ НА ПРИНУЖДЕНИЕ, НА АВТОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (выполнение его норм носит обязательный характер) ПРАВО ОПИРАЕТСЯ НА ПРИНУЖДЕНИЕ, НА АВТОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (выполнение его норм носит обязательный характер) МОРАЛЬ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА РАЗУМНОЙ СУЩНОСТИ И ДОБРОЙ ВОЛЕ ЧЕЛОВЕКА (соблюдение ее норм носит добровольный характер - мера господства человека над самим собой) МОРАЛЬ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА РАЗУМНОЙ СУЩНОСТИ И ДОБРОЙ ВОЛЕ ЧЕЛОВЕКА (соблюдение ее норм носит добровольный характер - мера господства человека над самим собой) ЗАКОН НАРУШИТЬ ВСЕГДА ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ПОЙТИ ПРОТИВ СОБСТВЕННОЙ СОВЕСТИ или общественного мнения ЗАКОН НАРУШИТЬ ВСЕГДА ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ПОЙТИ ПРОТИВ СОБСТВЕННОЙ СОВЕСТИ или общественного мнения ДЛЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕОБХОДИМО СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ПРАВОВОЕ ПОЛЕ (соответствующий данной ситуации закон или другой нормативный акт) ДЛЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕОБХОДИМО СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ПРАВОВОЕ ПОЛЕ (соответствующий данной ситуации закон или другой нормативный акт) МОРАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ КАСАЮТСЯ ВСЕХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ (отношения к долгу, к людям, к коллегам, к семье), подвергая их либо общественному поощрению, либо порицанию МОРАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ КАСАЮТСЯ ВСЕХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ (отношения к долгу, к людям, к коллегам, к семье), подвергая их либо общественному поощрению, либо порицанию ПРАВО ОПИРАЕТСЯ НА ГОСПОДСТВУЮЩИЕ В ОБЩЕСТВЕ НОРМЫ МОРАЛИ и часто следует за моралью, публично закрепляя ее ценности ПРАВО ОПИРАЕТСЯ НА ГОСПОДСТВУЮЩИЕ В ОБЩЕСТВЕ НОРМЫ МОРАЛИ и часто следует за моралью, публично закрепляя ее ценности

Соотношение понятий «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» и « » (часто между ними не делается различия ) Соотношение понятий «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» и «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ (АДМИНИСТРАТИВНАЯ) ЭТИКА» (часто между ними не делается различия ) ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ НА ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (МАКРОУРОВЕНЬ ПКУ) - корпоративная культура и корпоративная этика государственной службы НА УРОВНЕ ОТДЕЛЬНОГО ГОС. УЧРЕЖДЕНИЯ (МИКРОУРОВЕНЬ ПКУ) - механизм реализации упр. культуры, принципы и нормы профессиональной этики НА УРОВНЕ ЛИЧНОСТИ ГОССЛУЖАЩЕГО - личные и профессиональные качества, ценностные ориентации, приемы и способы управления

МЕСТО И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЭТИКИ в современных условиях развития общества В отличие от ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЭТИКИ может быть охарактеризована как (этика институтов) В отличие от ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЭТИКИ СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА может быть охарактеризована как ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА (этика институтов) Она основана НА ПРИЗНАНИИ ПРИОРИТЕТНОГО ЗНАЧЕНИЯ в современном обществе Она основана НА ПРИЗНАНИИ ПРИОРИТЕТНОГО ЗНАЧЕНИЯ в современном обществе РЕГУЛИРУЮЩЕЙ РОЛИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ, способных интегрировать разорванное специализацией целое и обеспечить социальную и культурную стабильность общества ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЭТИКА (ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ) СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА (ЭТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА) ПОЛИТИЧЕСКАЯЭТИКАЭКОНОМИЧЕСКАЯЭТИКА

Отдавая должное традиционной (индивидуальной) этике ОНА ПОДЧЕРКИВАЕТ, что в современном плюралистическом обществе НЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ, а именно СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ, определяют нравственный порядок в обществе. Отдавая должное традиционной (индивидуальной) этике ОНА ПОДЧЕРКИВАЕТ, что в современном плюралистическом обществе НЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ, а именно СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ, определяют нравственный порядок в обществе. В рамках институциональной этики реализуются такие фундам. цели, как СВОБОДА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО В рамках институциональной этики реализуются такие фундам. цели, как СВОБОДА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО По мнению специалистов, ИМЕННО В ЭТОЙ СВОЕЙ ФУНКЦИИ нормативного обоснования институционального порядка СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА МОЖЕТ ВЫТЕСНИТЬ ИДЕОЛОГИЮ, в которой «норма» подменяется «истиной в последней инстанции», и способна противостоять разрушительному потенциалу идеологической борьбы и конфронтации По мнению специалистов, ИМЕННО В ЭТОЙ СВОЕЙ ФУНКЦИИ нормативного обоснования институционального порядка СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА МОЖЕТ ВЫТЕСНИТЬ ИДЕОЛОГИЮ, в которой «норма» подменяется «истиной в последней инстанции», и способна противостоять разрушительному потенциалу идеологической борьбы и конфронтации В РОССИ ВСЕГДА ПРЕОБЛАДАЛИ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ, А НЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ (установление государственной идеологии) В РОССИ ВСЕГДА ПРЕОБЛАДАЛИ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ, А НЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ (установление государственной идеологии)

ВЗАИМОСВЯЗЬ УПРАВЛЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ БЕЗ КУЛЬТУРЫ НЕТ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗ КУЛЬТУРЫ НЕТ УПРАВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЬ УПРАВЛЯТЬ – СПОСОБНОСТЬ НАПРАВЛЯТЬ И ИЗМЕНЯТЬ ДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С НАМЕРЕНИЯМИ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЬ УПРАВЛЯТЬ – СПОСОБНОСТЬ НАПРАВЛЯТЬ И ИЗМЕНЯТЬ ДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С НАМЕРЕНИЯМИ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ – ЭТО И КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ – ЭТО И КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ СВЯЗАНА С ИННОВАЦИЯМИ - ДЕЙСТВИЯМИ, ПРИДАЮЩИМИ РЕСУРСАМ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ СВЯЗАНА С ИННОВАЦИЯМИ - ДЕЙСТВИЯМИ, ПРИДАЮЩИМИ РЕСУРСАМ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

КУЛЬТУРУ УПРАВЛЕНИЯ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ КАК : УПРАВЛЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ КУЛЬТУРЫ (как умение руководства использовать имеющие ценности для повышения эффективности деятельности управляющих) УПРАВЛЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ КУЛЬТУРЫ (как умение руководства использовать имеющие ценности для повышения эффективности деятельности управляющих) Совокупность развивающихся идей, взглядов, ценностей, а также методы и приемы управленческой деятельности, связанные с поиском и получением новых результатов Совокупность развивающихся идей, взглядов, ценностей, а также методы и приемы управленческой деятельности, связанные с поиском и получением новых результатов

С точки зрения ТЕОРИИ МЕТАУПРАВЛЕНИЯ как науки о конструировании социальных и организационных структур (метасистем) культура управления означает - С точки зрения ТЕОРИИ МЕТАУПРАВЛЕНИЯ как науки о конструировании социальных и организационных структур (метасистем) культура управления означает - ОПТИМАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ С этой точки зрения, в культуру управления входят: С этой точки зрения, в культуру управления входят: Элитно-кадровые механизмы управления (отбор и рекрутирование качественных человеческих ресурсов, руководителей инновационного типа; менеджер, а не директор) Элитно-кадровые механизмы управления (отбор и рекрутирование качественных человеческих ресурсов, руководителей инновационного типа; менеджер, а не директор) Социально-нормативные механизмы управления (формирование у персонала экономических, социальных, политических, нравственных, морально-психологческих ценностей, определяющих мотивацию работников) Социально-нормативные механизмы управления (формирование у персонала экономических, социальных, политических, нравственных, морально-психологческих ценностей, определяющих мотивацию работников)

ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА» В организационной культуре следует выделять две важные составляющие: В организационной культуре следует выделять две важные составляющие: Культуру организации (ценности, нравы, убеждения, мотивирующие деятельность персонала организации) Культуру организации (ценности, нравы, убеждения, мотивирующие деятельность персонала организации) Культуру деятельности (способы, приемы управленческой деятельности) Культуру деятельности (способы, приемы управленческой деятельности)

ДВЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ (очень важно знать и учитывать психотипы личностей; Эрих Фромм) СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ (очень важно знать и учитывать психотипы личностей; Эрих Фромм) СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ (пирамида потребностей Маслоу; Ст. Ковалевский «Руководитель и подчиненный) СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ (пирамида потребностей Маслоу; Ст. Ковалевский «Руководитель и подчиненный)

ЧЕТЫРЕХФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ Г.ХОФШТЕДЕ И Д.БОЛЛИНЖЕ («УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МАТРИЦА») КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КУЛЬТУР КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КУЛЬТУР УРОВЕНЬИЕРАРХИИ (ДИСТАНЦИЯ (ДИСТАНЦИЯВЛАСТИ) (по индексу дистанции власти - вертикальные и горизонтальные управленческие культуры)СТРЕМЛЕНИЕИЗБЕЖАТЬНЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ (степень, в которой люди боятся неорганизованных структур) ИНДИВИДУАЛИЗМ - КОЛЛЕКТИВИЗМ (преобладание индивидуальных или коллективных ценностей в обществе)СИТЕМАМУЖЕСТВЕННОСТИ (преобладание в характере народа мужских или женских Ценностей)

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ ПРЕОБЛАДАЛИ НЕ ФОРМАЛЬНЫЕ, А ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ, БОЛЕЕ ИНТИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ВЛАСТЬЮ ( без посредников: царь хороший, а бояре плохие) В РОССИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ ПРЕОБЛАДАЛИ НЕ ФОРМАЛЬНЫЕ, А ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ, БОЛЕЕ ИНТИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ВЛАСТЬЮ ( без посредников: царь хороший, а бояре плохие) Для российской традиции характерна МЕНЬШАЯ СТЕПЕНЬ ОСОЗНАНИЯ ЦЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР (нелюбовь к организации как к внешнему принуждающему началу) Для российской традиции характерна МЕНЬШАЯ СТЕПЕНЬ ОСОЗНАНИЯ ЦЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР (нелюбовь к организации как к внешнему принуждающему началу) Это предполагает: Это предполагает: а) необходимость большей транспарентности (открытости) государственной службы а) необходимость большей транспарентности (открытости) государственной службы б) использование более гибких форм организации, не узко бюрократических б) использование более гибких форм организации, не узко бюрократических

социальность - форма взаимодействия людей социальные структуры социальные роли (статус) отношения СОСТАВЛЮЩИЕ русской управленческой традиции ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ в российских организациях и учреждениях Коллективистская по характеру постановка целей Кластерная модель управления Стремление к коллективной ответственности Эмоциональный, интимный характер отношений Трудно нарушить климат добрых отношений Стремление к коллективному результату, с менее отчетливым разделением ролей

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭТИКА призвана объяснить, каким образом политика связана с моралью, насколько применимы моральные оценки к политике С точки зрения политической практики ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭТИКА - особый вид профессиональной этики (наряду с административной, экономической и др.) С точки зрения политической практики ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭТИКА - особый вид профессиональной этики (наряду с административной, экономической и др.) является нормативной основой политической деятельности является нормативной основой политической деятельности призвана формулировать моральные принципы и нормы, регулирующие поведение людей в сфере политики, задавать ориентиры политическим решениям и действиям призвана формулировать моральные принципы и нормы, регулирующие поведение людей в сфере политики, задавать ориентиры политическим решениям и действиям Политическая этика регулирует не только поступки людей от политики, но и всех граждан. Она воздействует на граждан и тогда, когда им предстоит явиться к избирательным урнам для свободного и ответственного выбора. Политическая этика регулирует не только поступки людей от политики, но и всех граждан. Она воздействует на граждан и тогда, когда им предстоит явиться к избирательным урнам для свободного и ответственного выбора.

В вопросе об отношении политики и морали необходимо избегать двух крайностей: 1) недооценки значения морального аспекта в политике; 2) переоценки морального аспекта в области политики как особой специфической сферы жизни общества Политика не может обойтись без морали, так как: Политика не может обойтись без морали, так как: политика занимается не морально нейтральными вопросами, а вопросами взаимоотношений людей, сталкивающимися интересами и их возможным примирением на принципах добра и справедливости политика занимается не морально нейтральными вопросами, а вопросами взаимоотношений людей, сталкивающимися интересами и их возможным примирением на принципах добра и справедливости политика не может быть свободной от моральной ответственности ( ибо люди, занимающиеся политикой, берущие на себя функцию выступать от имени всего общества, уже возлагают на себя ответственность за судьбу общества и его граждан политика не может быть свободной от моральной ответственности ( ибо люди, занимающиеся политикой, берущие на себя функцию выступать от имени всего общества, уже возлагают на себя ответственность за судьбу общества и его граждан

В связи с наличием у политиков властных полномочий, они располагают реальными средствами принуждения, и поэтому всегда существует опасность злоупотребления властью В связи с наличием у политиков властных полномочий, они располагают реальными средствами принуждения, и поэтому всегда существует опасность злоупотребления властью В современных условиях отказ от нравственных критериев политики неприемлем по ряду причин: Во-первых, многократно возросла «цена» политических решений с точки зрения их воздействия на судьбы людей Во-вторых, в условиях демократизации резко повышается зависимость политиков от общественного мнения В-третьих, намного больше стала информированность людей о различных аспектах принятия политических решений

Наряду с первой крайностью - стремлением освободить политику от нравственных критериев существует также другая крайность – переоценка моральных аспектов в сфере политической деятельности Обычно мы имеем дело с двумя сторонами этой крайности: 1) когда политика стремится притязать на роль проводника моральных установок, определять моральное ядро личности; 1) когда политика стремится притязать на роль проводника моральных установок, определять моральное ядро личности; 2) когда к самой политике предъявляют завышенные моральные требования 2) когда к самой политике предъявляют завышенные моральные требованияВо-первых: Политика не должна заниматься излишним морализаторством Политика не должна заниматься излишним морализаторством не должна покушаться на моральную самостоятельность личности, ее свободу выбора не должна покушаться на моральную самостоятельность личности, ее свободу выбора не должна пытаться взять на себя несвойственные ей функции реализации моральных предписаний (когда политики стремятся стать «совестью народа») не должна пытаться взять на себя несвойственные ей функции реализации моральных предписаний (когда политики стремятся стать «совестью народа»)

Во-вторых: недопустима абсолютизация моральных требований, которые предъявляются к самой политике, приобретая форму этического ригоризма (Б. Сутор), так как недопустима абсолютизация моральных требований, которые предъявляются к самой политике, приобретая форму этического ригоризма (Б. Сутор), так как 1) ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ ИМЕЮТ РАЗНЫЕ ОСНОВАНИЯ в морали превалируют идеальные категории «добра» и «зла», «справедливости» и «несправедливости» в морали превалируют идеальные категории «добра» и «зла», «справедливости» и «несправедливости» политика же должна считаться с реальными обстоятельствами, ориентироваться на конкретный результат политика же должна считаться с реальными обстоятельствами, ориентироваться на конкретный результат в политике действуют особые законы и правила, борьба различных социальных сил, политических партий, отстаивающих ту или иную позицию, в зависимости от своих интересов и ценностей в политике действуют особые законы и правила, борьба различных социальных сил, политических партий, отстаивающих ту или иную позицию, в зависимости от своих интересов и ценностей 2) МНОГИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НЕЛЬЗЯ РЕШИТЬ ОДНИМИ МОРАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ

КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Б. СУТОРА среди этических философов МЕЖДУ МОРАЛЬНЫМ ИЗМЕРЕНИЕМ ЛИЧНОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ИЗМЕРЕНИЕМ ПОЛИТИКИ Б.Сутор ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ среди этических философов СУМЕЛ ПО- НОВОМУ ПОДОЙТИ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ, который следует искать МЕЖДУ МОРАЛЬНЫМ ИЗМЕРЕНИЕМ ЛИЧНОСТИ, основанном на свободе выбора, и ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ИЗМЕРЕНИЕМ ПОЛИТИКИ В политической этике эти два аспекта должны дополнять друг друга, находиться в единстве В политической этике эти два аспекта должны дополнять друг друга, находиться в единстве ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭТИКА ЭтикаполитическихинститутовЭтикаполитическихдобродетелей

ТРАДИЦИОННАЯ ЭТИКА разработала моральный кодекс для отдельного человека, в т. ч. для политиков Основу политических добродетелей составляют ПЕРВИЧНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ (Платон) Основу политических добродетелей составляют ПЕРВИЧНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ (Платон) РАЗУМНОСТЬ (реализм, прагматизм, способность к анализу ситуации) РАЗУМНОСТЬ (реализм, прагматизм, способность к анализу ситуации) СПРАВЕДЛИВОСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ МУЖЕСТВО (воля и способность к принятию и проведению решений) МУЖЕСТВО (воля и способность к принятию и проведению решений) УМЕРЕННОСТЬ (умение взвешивать приоритеты и обеспечивать стабильное развитие) УМЕРЕННОСТЬ (умение взвешивать приоритеты и обеспечивать стабильное развитие) К первичным добродетелям примыкают ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА – любовь к порядку, следование долгу, точность, старательность

Необходимость рассмотрения политической этики КАК ЭТИКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ И ЭТИКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ объясняется тем, что: с одной стороны, из политики нельзя изъять моральное измерение с одной стороны, из политики нельзя изъять моральное измерение с другой стороны, политика имеет собственное институциональное измерение, поэтому было бы ошибкой подчинять политику только морали с другой стороны, политика имеет собственное институциональное измерение, поэтому было бы ошибкой подчинять политику только морали Для политики индивидуальные добродетели (разумность, справедливость, мужество, умеренность) важны, т.к. политика не сводится к технике принятия решений (это всегда сфера взаимодействия людей и их интересов) Для политики индивидуальные добродетели (разумность, справедливость, мужество, умеренность) важны, т.к. политика не сводится к технике принятия решений (это всегда сфера взаимодействия людей и их интересов) В то же время моральное качество политики не может задаваться исключительно индивидуальной моралью ее представителей (совесть не может служить основой политического порядка) В то же время моральное качество политики не может задаваться исключительно индивидуальной моралью ее представителей (совесть не может служить основой политического порядка) Именно поэтому важна регулирующая, посредническая роль политических институтов Именно поэтому важна регулирующая, посредническая роль политических институтов

СЛУЖЕБНАЯ ЭТИКА И КУЛЬТУРА СЛУЖЕБНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ УПРАВЛЕНИЯ. СЛУЖЕБНАЯ ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ ЗАКОНОМЕРНОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НЕОЕДЕЛЕННОСТИОТКЛИКА ИСКАЖЕНИЯ СМЫСЛА ИНФОРМАЦИИНЕАДЕКВАТНОСТИОТОБРАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙСАМОЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИСТОЩЕННОСТИ