UNESCO Institute for Statistics 1 Показатели ЦРТ в области образования: методология и проблемные вопросы Юлия Семенчук Институт статистики ЮНЕСКО 21 ноября.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа МЭГ по дополнительным показателям для Руководства по показателям ЦРТ Статистический отдел ООН Женева, 8-11 ноября 2010 года.
Advertisements

Институт статистики ЮНЕСКО Роль статистики, сбора и анализа данных Хендрик ван дер Поль Директор.
Возможно ли оценить эффективность образования в стране с помощью сравнительных международных мониторингов? (на примере международного исследования PISA)
Статистические индикаторы и показатели мониторинга системы образования.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Необходимость оценки эффективности школьного обучения в отсутствие лонгитюдных исследований Выделение других индикаторов (помимо средних результатов)
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Неграмотность это явление социально - экономического происхождения, это следствие кризисных явлений в стране. Р ешение этой проблемы необходимо искать,
5 ноября 2012 г.5 ноября 2012 г.5 ноября 2012 г.5 ноября 2012 г. Лекция 6. Сравнение двух выборок 6-1. Гипотеза о равенстве средних. Парные выборки 6-2.Доверительный.
СВОДНЫЙ ДОКЛАД Республики Бурятия о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных.
«Наш класс в процентах» Выполнила ученица 6 «Г» класса Бойко Виктория.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОПОСТАВИМОСТИ ОЦЕНОК БЕДНОСТИ. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОПОСТАВИМОСТИ ОЦЕНОК БЕДНОСТИ. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Е.Б.Фролова,
БАЗА ДАННЫХ ЦРТ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНОГО ПАКЕТА DEVINFO: МОНИТОРИНГ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Н.Камалова, проект ПРООН «Статистика ЦРТ»
Школа глазами общества МОСКВА, Социологическое исследование ОБРАЗОВАНИЕ МОСКВЫ 2.2 Основные тенденции в оценке сферы образования участниками образовательного.
LOGO 2012 ЗАЧЕМ НУЖЕН ФГОС?. LOGO Результаты PISA Результаты исследования в годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной.
Объекты анализа: 1. Контингент обучающихся 2. Пропуски уроков 3. Успеваемость и качество знаний.
РЕЙТИНГ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ИНДЕКСУ ИРЧП (ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА)
1 Министерство образования Саратовской области ГОУ ДПО « СарИПКиПРО » Региональная программа мониторинговых исследований: сущность, реализация, результаты.
Контрольный тест Тема : Естественное движение населения. Два типа воспроизводства населения в мире.
Анализ половозрастной структуры населения Демографические волны Показатели старения и демографической нагрузки Вторичное и третичное соотношение полов.
Транксрипт:

UNESCO Institute for Statistics 1 Показатели ЦРТ в области образования: методология и проблемные вопросы Юлия Семенчук Институт статистики ЮНЕСКО 21 ноября 2012 г.

UNESCO Institute for Statistics Введение Цели развития тысячелетия Цель 2: Обеспечение всеобщего начального образования Цель 3: Поощрение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин 2

UNESCO Institute for Statistics Образование является жизненно важным для достижения всех Целей развития тысячелетия

UNESCO Institute for Statistics Цель 2 Обеспечение всеобщего начального образования Задача 2.A: Обеспечить, чтобы к 2015 году у детей во всем мире, как у мальчиков, так и у девочек, была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование 4

UNESCO Institute for Statistics Показатели для мониторинга: Задача 2.A Уровень грамотности молодёжи Продвижение Результат Участие Чистый коэффициент охвата Доля учащихся, достигающих последнего класса начальной школы Обеспечить, чтобы к 2015 году у детей во всем мире, как у мальчиков, так и у девочек, была возможность получать в полном объеме начальное школьное образование

UNESCO Institute for Statistics Участие Показатель 2.1: Чистый коэффициент охвата в начальной школе 6

UNESCO Institute for Statistics Чистый коэффициент охвата (NER) Определение: Доля детей, теоретической возрастной группы начального образования, обучающихся в начальной школе. Метод подсчета: Число учащихся теоретической возрастной группы начального образования, обучающихся в начальной школе, разделить на численность населения той же возрастной группы, и умножить полученный результат на 100.

UNESCO Institute for Statistics Чистый коэффициент охвата (NER) 8

UNESCO Institute for Statistics AgePopulation Enrolment in primary education 537, ,4845, ,20632, ,37333, ,19633, ,12230, ,2003, , , , ,51121 Total 138,436 Республика Молдова (2011) Возраст поступления: 7 лет Продолжительность: 4 года Возрастная группа: 7-10 AgePopulation Enrolment in primary education 537, ,4845, ,20632, ,37333, ,19633, ,12230, ,2003, , , , ,51121 Total 138,436 ВозрастНаселение Количество учащихся в начальной школе 537, ,4845, ,20632, ,37333, ,19633, ,12230, ,2003, , , , ,51121 Всего 138,436

UNESCO Institute for Statistics Последние изменения Пересмотрена методика расчета числа детей, не охваченных школьным образованием: Дети начального школьного возраста считаются охваченными школьным образованием, если они обучаются в начальной или средней школе. Скорректированный NER (NERA) является более целесообразным для мониторинга ЦРТ NERA: учитываются дети начального школьного возраста, обучающиеся в средней школе

UNESCO Institute for Statistics Скорректированный чистый коэффициент охвата (NERA) Определение: Доля детей, теоретической возрастной группы начального образования, обучающихся в начальной или средней школе. Метод подсчета: Число учащихся теоретической возрастной группы начального образования, обучающихся в начальной или средней школе, разделить на численность населения той же возрастной группы, и умножить полученный результат на

UNESCO Institute for Statistics Скорректированный чистый коэффициент охвата (NERA) 12

UNESCO Institute for Statistics AgePopulation Enrolment in primary education 736,20632, ,37333, ,19633, ,12230,692 Total147,897129,870 Республика Молдова (2011) ВозрастНаселение Количество учащихся в начальной школе Количество учащихся в средней школе Общее количество 736,20632,111n 836,37333,983n 937,19633, , ,12230,6924,05434,746 Всего147,897129,8704,092133,962 Возрастная группа: 7-10

UNESCO Institute for Statistics NER vs NERA 24

UNESCO Institute for Statistics Скорректированный чистый коэффициент охвата Интерпретация: Рост NERA может указывать на увеличение участия детей официальной возрастной группы начальной школы, уменьшение количества населения официальной возрастной группы начальной школы или на то и другое. Показатель равный 100% теоретически указывает на то, что в данной стране достигнуто всеобщее начальное образование. Однако это условие не является достаточным для ВНО например, высокий уровень второгодничества, может привести к отсеву учащихся так и не закончив начальное образование.

UNESCO Institute for Statistics Скорректированный чистый коэффициент охвата Ограничения: Теоретически максимальное значение NERA составляет 100%. Однако, он может превысить этот максимум в связи с расхождениями в данных по количеству населения и данных об учащихся, полученных из различных источников. Данные об учащихся могут быть завышены или занижены по различным причинам. 16

UNESCO Institute for Statistics Продвижение Показатель 2.2: Доля учащихся первого класса, достигающих последнего класса начальной школы 17

UNESCO Institute for Statistics Доля учащихся, достигающих последнего класса начальной школы Определение: Процентное отношение контингента учащихся, принятых в первый класс начального образования в данном учебном году, которые, предположительно, достигнут последнего класса начальной школы, независимо от второгодничества. Цель: С помощью этого показателя измеряется успех системы образования в части сохранения количества учащихся при переходе из одного класса в другой, а так же ее внутреннюю эффективность. Низкое значение данного показателя зависит от множества факторов, включая низкое качество обучения, разочарование в связи с плохой успеваемостью, прямые и косвенные расходы, связанные с обучением. Кроме того, возможности перехода учащихся в более старшие классы могут зависеть от наличия учителей, классных комнат и учебных пособий.

UNESCO Institute for Statistics Доля учащихся, достигающих последнего класса начальной школы Метод подсчета: Данный показатель подсчитывается на основании данных о количестве учащихся и второгодников в разбивке по классам за два года подряд, используя реконструированный метод когорты. Этот метод основан на трех предположениях: отсеившиеся ученики никогда не вернутся в школу; процент перехода в другой класс, повторения года и отсева учащихся остается неизменными в течение всего периода, когда кагорта посещает школу; одни и те же показатели применимы ко всем ученикам определенного уровня, вне зависомости от того, были ли предыдущие повторения уровней.

UNESCO Institute for Statistics Переведённые в следующий класс 2 класс1 класс Учащиеся Второгодники Отсев Доля учащихся, достигающих последнего класса начальной школы

UNESCO Institute for Statistics Доля учащихся, достигающих последнего класса начальной школы Where:

UNESCO Institute for Statistics Албания (2010) Начальное образование1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс 2010УчащиесяA42,67339,50046,96647,56948, УчащиесяB39,93241,98939,27246,80147, ВторогодникиC Переведённые в следующий класс P=(B-C)/A97.7%98.8%99.1% 2011 % второгодников R=C/A1.3%0.8%0.5% 1.1% 2011% отсева100-P-R1.0%0.4% 2011% переходаP/(100-R)99.0%99.6% 2010 Survival rate 100.0%99.0%98.6%98.2%97.9% Продолжительность обучения: 5 лет

UNESCO Institute for Statistics Доля учащихся, достигающих последнего класса начальной школы, 1999 и 2010 г. 23

UNESCO Institute for Statistics Доля учащихся, достигающих последнего класса начальной школы Интерпретация: Показатель оценивается по шкале от 0% (ни один из учеников поступивших в первый класс не окончил начальную школу) до 100% (все учащиеся оканчивают начальную школу). Показатель, близкий к 100%, указывает на высокий уровень сохранения учащихся и низкий уровень отсева. Важно отметить, это не предполагает, что все дети школьного возраста оканчивают начальную школу. Доля учащихся, достигающих последнего класса – это процент от когорты школьников (т.е. детей, которые уже поступили в школу), а не процент детей школьного возраста.

UNESCO Institute for Statistics Доля учащихся, достигающих последнего класса начальной школы Ограничения: Поскольку расчет этого показателя основан на движении учащихся, его точность зависит от надежности данных о количестве учащихся и второгодниках с течением времени в разных классах. Учитывая, что показатель обычно рассчитывается с использованием моделей анализа когорты, основанных на ряде предположений, необходимо осторожно подходить к использованию результатов для сравнения.

UNESCO Institute for Statistics Общий показатель набора в последний класс начальной школы Определение: Общее число учащихся, впервые поступивших в последний класс начальной школы независимо от возраста, выраженное в процентном отношении к населению, теоретического возраста поступления в последний класс начальной школы. Метод подсчета: Число учащихся, впервые поступивших в последний класс начальной школы независимо от возраста, разделить на численность населения теоретического возраста поступления в последний класс начальной школы, и умножить полученный результат на 100.

UNESCO Institute for Statistics Общий показатель набора в последний класс начальной школы 27

UNESCO Institute for Statistics Общий показатель набора в последний класс начальной школы Ограничения: Вычисления включают всех впервые поступивших в последний класс начальной школы (вне зависимости от возраста). Следовательно, показатель может привышать 100% из-за детей более старшего или младшего возраста, поступивших в начальную школу поздно/рано и/или повторяющих классы в предыдущие года. Однако, в перспективе общий показатель набора в последний класс должен приближаться к 100%.

UNESCO Institute for Statistics Общий показатель набора в последний класс начальной школы, 1999 и 2011 г.

UNESCO Institute for Statistics Результат Показатель 2.3: Уровень грамотности среди летних женщин и мужчин 30

UNESCO Institute for Statistics Уровень грамотности молодежи (15-24 лет) Определение: Доля населения в возрасте от 15 до 24 лет, которая умеет читать и писать, а также способна понимать простую и короткую информацию по вопросам повседневной жизни. Метод подсчета: Число грамотных лиц в возрасте от 15 до 24 лет разделить на общую численность населения той же возрастной группы, и умножить полученный результат на 100.

UNESCO Institute for Statistics Уровень грамотности молодежи (15-24 лет) 32

UNESCO Institute for Statistics Уровень грамотности молодежи (15-24 лет) Интерпретация: Значения показателя варьируются от 0% (вся молодежь неграмотна) до 100% (вся молодежь грамотна). Процент грамотных ниже 100% служит сигналом о необходимости повышения посещаемости школ и качества образования. Цель: Уровень грамотности молодежи отражает эффективность системы начального образования за последние 10 лет, и часто рассматривается в качестве критерия измерения социального прогресса и экономических достижений. Уровень грамотности является дополнением уровня неграмотности. Данный показатель не отражает уровень грамотности необходимой людям чтобы функционировать в обществе (функциональная грамотность).

UNESCO Institute for Statistics Уровень грамотности молодежи (15-24 лет)

UNESCO Institute for Statistics Уровень грамотности молодежи (15-24 лет)

UNESCO Institute for Statistics Уровень грамотности молодежи (15-24 лет) Ограничения: В некоторых странах применяются определения и критерии уровня грамотности, отличающиеся от международных стандартов, приведенных выше, либо люди, не имеющие образования, приравниваются к неграмотным; либо между переписями населения меняются определения. Практика определения грамотных и неграмотных во время проведения переписей населения может варьироваться, и кроме того, достоверность статистических данных по уровню грамотности может быть снижена вследствие ошибочных заявлений самих опрашиваемых.

UNESCO Institute for Statistics Цель 3 Поощрение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин Target 3.A: Ликвидировать, желательно к 2005 году, неравенство между полами в сфере начального и среднего образования, а не позднее чем к 2015 году на всех уровнях образования 37

UNESCO Institute for Statistics Показатель для мониторинга: Задача 3.A Ликвидировать, желательно к 2005 году, неравенство между полами в сфере начального и среднего образования, а не позднее чем к 2015 году на всех уровнях образования Индекс гендерного паритета для общего коэффициента охвата Равное участие для мальчиков и девочек

UNESCO Institute for Statistics Равное участие для мальчиков и девочек Показатель 3.1: Гендерное соотношение в начальном, среднем и третичном образовании 39

UNESCO Institute for Statistics Индекс гендерного паритета (GPI) Определение: Соотношение значения для девочек к значению для мальчиков для данного показателя. Цель: Индекс гендерного паритета измеряет прогресс в достижении гендерного равенства в участии в образовании и/или доступе к образовательным возможностям для девочек по отношению к тем же, что и для мальчиков. Метод подсчета: Общий коэффициент охвата для девочек разделить на общий коэффициент охвата для мальчиков на данном уровне образования.

UNESCO Institute for Statistics Индекс гендерного паритета (GPI) 41 Where: GPI GER Gender parity index for Gross enrolment ratio GER Female Gross enrolment ratio for female GER Male Gross enrolment ratio for male

UNESCO Institute for Statistics Общий коэффициент охвата (GER) Определение: Численность учащихся, обучающихся на данном уровне образования, независимо от возраста, выраженная в процентном отношении к общей численности населения возрастной группы, соответствующей тому же уровню образования. Метод подсчета: Число учащихся, обучающихся на данном уровне образования, независимо от возраста, разделить на численность населения той же возрастной группы, и умножить полученный результат на 100.

UNESCO Institute for Statistics Общий коэффициент охвата (GER)

UNESCO Institute for Statistics Age School-age population Enrolment in primary education FemaleMaleFemaleMale 616,69017,83314,47715, ,39818,58616,48417, ,19819,43516,27317, ,04220,33117,35218, ,01221,35116,71617, ,6391, Total91,34097,53683,08787,755 Босния и Герцеговина(2011) Age School-age population Enrolment in primary education FemaleMaleFemaleMale 616,69017,83314,47715, ,39818,58616,48417, ,19819,43516,27317, ,04220,33117,35218, ,01221,35116,71617, ,6391, Total91,34097,53683,08787,755 Age School-age population Enrolment in primary education FemaleMaleFemaleMale 616,69017,83314,47715, ,39818,58616,48417, ,19819,43516,27317, ,04220,33117,35218, ,01221,35116,71617, ,6391, Total91,34097,53683,08787,755 Возраст Население Количество учащихся в начальной школе ДевочкиМальчикиДевочкиМальчики 616,69017,83314,47715, ,39818,58616,48417, ,19819,43516,27317, ,04220,33117,35218, ,01221,35116,71617, ,6391, Всего91,34097,53683,08787,755

UNESCO Institute for Statistics Измерение гендерного равенства GER для начального образования, 2011 г. ТаджикистанАлбанияГрузия GER для девочек GER для мальчиков GPI Равенство полов Показатель выше для мальчиков Показатель выше для девочек Индекс гендерного паритета – показатель равный 1.00 свидетельствует о равенстве полов, и интервал между 0.97 и 1.03 считается зоной гендерного равенства

UNESCO Institute for Statistics 46 Индекс гендерного паритета в разбивке по уровням образования, 1999 и 2011 The horizontal green bar represents the zone of gender parity Начальное образование Среднее образование Третичное образование

UNESCO Institute for Statistics Индекс гендерного паритета (GPI) Ограничения: Данный индекс не указывает на то, что улучшение или ухудшение связано с показателями одной из гендерных групп (мальчиков или девочек). В связи с этим анализ тенденций соотношения девочек и мальчиков в системе образования необходимо дополнять анализом тенденций общего коэффициента охвата образованием для мальчиков и девочек.

UNESCO Institute for Statistics Дополнительные показатели для анализа Достаточно ли мест для всех детей? Общий коэффициент охвата Поступают ли дети в начальную школу в официально установленном возрасте? Общий показатель набора Чистый показатель набора Скорректированный чистый показатель набора Все ли дети посещают в школу? Дети, не охваченные школьным образованием 48

UNESCO Institute for Statistics Дополнительные показатели для анализа Как дети продвигаются в рамках школьной системы? Доля учащихся, успешно перешедших в следующий класс Уровень второгодничества Завершают ли дети полный цикл обучения в начальной школе? Уровень завершения начального образования 49

UNESCO Institute for Statistics Азербайджан (2011) Большинство детей в школе, а NERA низкий - почему? 50 Возраст поступления: 6 лет Продолжительность: 4 года Возрастная группа: 6-9 ВозрастНаселение Количество учащихся в начальной школе Количество учащихся в средней школе 5120,9998,986n 6121,28696,895n 7132,395113,448n 8127,083115,544n 9124,368111,6213, ,59931,39377,913 Всего505,132437,5083,311

UNESCO Institute for Statistics Азербайджан (2011) Доля 6- и 7-летних детей в первом классе начальной школы

UNESCO Institute for Statistics Азербайджан (2011) Причина для низкого показателя NERA: дети поступают в начальную школу позже установленного возраста Возраст поступления: 6 лет AgePopulation Enrolment in Grade 1 of primary education 5120, ,28692, ,39525, ,0831, , , , ,5663 Total119,998 AgePopulation Enrolment in Grade 1 of primary education 5120, ,28692, ,39525, ,0831, , , , ,5663 Total119,998 ВозрастНаселение Количество учащихся в первом классе начальной школы 5120, ,28692, ,39525, ,0831, , , , ,5663 Всего119,998

UNESCO Institute for Statistics Резюме ЦРТ 2 (всеобщее начальное образование) ЦРТ 3 (гендерное равенство) Показатели: Чистый коэффициент охвата (NER) Скорректированный NER (NERA) Доля учащихся, достигающих последнего класса начальной школы Общий показатель набора в последний класс начальной школы Уровень грамотности молодежи Индекс гендерного паритета (GPI) Общий коэффициент охвата (GER) Чистый показатель набора (NIR) 53

UNESCO Institute for Statistics Контактная информация Юлия Семенчук Education Indicators and Data Analysis Институт статистики ЮНЕСКО 54