Ансельм Кентерберийский (1033-1109). «Прослогион» Или, может быть, сущности такой нет, коль скоро сказал безумец в сердце своем: "нет Бога" (Пс. 13, 1)?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
Advertisements

Фома Аквинский Материал подготовлен студенткой магистратуры Рыканцевой Ольгой.
Соотношение знания и веры.
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
Фома Аквинский ( ) доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма одного из господствующих.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Презентация к уроку (4 класс) по теме: Презентация к уроку "Православное учение о человеке"
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Средневековая философия (4 – 15 вв.) Общие характеристики средневековой культуры: 1)приоритет религии (религия доминирует в культуре, преобладание в философии.
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
История и философия науки Тема 1 Сущность и особенности научного знания МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ТЕМА 3 Средневековаяфилософия. План 1. Основные черты средневековой философии. 2. Средневековая патристика. 3. Средневековая схоластика. Реализм и номинализм.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Средневековая философия: патристика и схоластика
Транксрипт:

Ансельм Кентерберийский ( )

«Прослогион» Или, может быть, сущности такой нет, коль скоро сказал безумец в сердце своем: "нет Бога" (Пс. 13, 1)? Но даже и сам этот безумец разумеет, что я говорю, когда слышит: "нечто, более чего нельзя ничего помыслить"; и то, что он разумеет, есть в его разуме, хотя он и не разумеет, что оно есть. Ибо одно дело, если вещь есть в разуме, а другое, если разум мыслит ее как ту, которая есть. Так, когда живописец замышляет то, что ему предстоит делать, он имеет в своем разуме нечто; однако он не мыслит того, что он еще не делал, как то, что есть. Когда же он все написал, он и в разуме имеет уже им сделанное, и мыслит его как то, что есть. Итак, даже и означенный безумец принужден признать, что хотя бы в разуме есть нечто, более чего нельзя ничего помыслить; ведь слыша эти слова, он их разумеет, а то, что разумеют, есть в разуме. Но то, более чего нельзя ничего помыслить, никак не может иметь бытие в одном только разуме. Ведь если оно имеет бытие в одном только разуме, можно помыслить, что оно имеет бытие также и на деле; а это уже больше, чем иметь бытие только в разуме. Итак, если то, более чего нельзя ничего помыслить, имеет бытие в одном только разуме, значит, то самое, более чего нельзя ничего помыслить, есть одновременно то, более чего возможно нечто помыслить; чего явным образом быть не может. Следовательно, вне всякого сомнения, нечто, более чего нельзя ничего помыслить, существует как в разуме, так и на деле.

Вышесказанное справедливо в такой степени, что небытие этой сущности невозможно и помыслить. Ибо мыслимо нечто, о чем нельзя даже помыслить, что его нет, и это больше, чем если о чем-либо можно помыслить, что его нет. Ведь если то, более чего нельзя ничего помыслить, может быть помыслено как то, чего нет, из этого следует, будто бы то самое, более чего нельзя ничего помыслить, не есть то, более чего нельзя ничего помыслить; а это явное противоречие. Итак, воистину есть то, более чего нельзя ничего помыслить, и притом так, что его небытия и помыслить невозможно. И это Ты, Господи, Боже наш!

Петр Абеляр (1079–1142) «История моих бедствий», «Да и нет», «Диалектика», «Введение в теологию», «Познай самого себя», «Диалог между Философом, Иудеем и Христианином»

Отношение к философии: «А известно, что диалектика и софистика весьма сильно отличаются друг от друга, так как первая заключается в истинности доводов, вторая в подобии их; софистика учит ложным доказательствам, диалектика же разоблачает их лживость и путем различения истинных доказательств учит опровергать ложные» («Возражения некоему невежде в области диалектики, который, однако, презирал занятия ею, считая все ее положения за софизмы и обман») Логика – от Логоса

Вера и разум: «ни один разумный среди нас не запрещает исследовать и обсуждать веру при помощи разумных доказательств, и никто разумно не успокаивается на сомнительном, если только разумом не предпосылается то, на чем должно успокоиться… веру нужно защищать и утверждать больше всего при помощи разумных доводов» «Я понимаю, чтобы верить». Бернард Клервоский: Абеляр осмеивает веру простых

Спор об универсалиях (о природе общих понятий): Порфирий. Толкования на «Категории» Аристотеля Реализм: реально существуют лишь универсалии, а единичные предметы существуют случайно, в силу причастности им. – Крайний реализм: универсалии существуют в уме Бога (Платон, Августин, Ансельм) – умеренный реализм: универсалии существуют в самих вещах (Аристотель, Шартрская школа) Номинализм: источник понятий в чувственных восприятиях о материальных вещах – Умеренный номинализм: понятия есть знаки, имена (nomen) этих вещей (стоики, Абеляр). – Крайний номинализм: понятия есть звуки голоса (Росцелин)

Пелагианство как следствие номинализма.

Шартрская школа Основана в 990 г. Фульбертом (ум. в 1028 г.) Бернард Шартрский (ум. ок г.) Гильберт Порретанский (1076–1154) Теодорик Шартрский (ум. ок г.) К этой школе относятся также Гильом из Конша (1080–1154) и Иоанн Солсберийский (ок. 1110–1180).

Бернард из Шартра «Мы словно карлики, сидящие на плечах гигантов. Мы видим больше вещей и вещи более удаленные по сравнению с тем, что видели древние, но не благодаря остроте нашего собственного зрения или нашему высокому росту, а потому, что древние поднимают нас до своей огромной высоты» Разделял многие положения платоновской философии, правда, в отличие от Платона, считал, что и материя, и идеи сотворены Богом.

Гильберт Порретанский Категории субстанции и субсистенции. Субстанцией является то, что имеет (несет с собой sub stat) определенное количество свойств (акциденций), а субсистенцией то, что не имеет никаких свойств (акциденций). В Боге Гильберт разделял собственно Бога (Deus) и Божество (Deitas). Бог это субстанция, а Божество субсистенция. В Боге субстанция и субсистенция совпадают. Поэтому свойства Бога являются одновременно и его сущностью (essentia).

Теодорик Шартрский Христианские идеи с точки зрения неоплатонизма. «О семи днях и о шести различных творениях» (неоплатонические идеи) и «Гептатейхон» («Семикнижие»), впервые привел переводы логических работ Аристотеля: «Первой аналитики», «Топики» и «О софистических опровержениях». Бог Отец - единство, единое; Бог Сын - двоица, и поэтому Он есть равенство; Бог Дух согласовывает единство и равенство.

Бернард Сильвестр (ум г.) «О всеобщности мира, или Большой и малый мир». Платонизм: материя существует вечно и в качестве злого начала противопоставляется доброму Богу. Логос, вторая ипостась Троицы, эманирует из Бога. В Логосе возникают идеи - формы вещей. Из Логоса эманирует мировая душа, которая преобразует хаотическую материю в гармоничный космос

Гильберт Порретанский: умеренный реализм. Все остальные – крайние реалисты. Теология как учение о Боге, трансцендентном миру, невозможна в понятийной форме, ибо понятие соответствует лишь материальной вещи (следствие из умеренного реализма).

Иоанн Солсберийский. «Поликратик» («Policraticus») – социально-политические идеи. «Металогикон» («Metalogicon») - гносеологические. Любовь к академику Цицерону. Философы слишком полагались на силу своего разума. Подобно тому как у строителей вавилонской башни возникло смешение языков, у философов, тоже впавших в особого рода богоборчество, каковым является философия, произошло смешение систем. «Академики» избежали опасности заблуждения. Иоанн придерживался скептических взглядов по проблемы субстанции, сущности души, свободной воли, сущности материи, об отношении веры и разума, о проблемах универсалий и т.п. Истинная философия это любовь к Богу, поскольку Бог это истинная мудрость. Следовательно, настоящий философ не тот, кто стремится только к знанию, но тот, кто живет согласно этому знанию; не тот, кто любит говорить о Боге, а тот, кто действительно любит Бога и живет согласно Его заповедям.

Бернард Клервоский (( ) В цистерианский монашеский орден. Бернард решил основать монастырь с еще более строгим уставом в местечке, названном им Клерво (Долина света) «О степенях смирения и гордости», «О почитании Бога», «О благодати и свободе воли». Полное пренебрежение к философии. Познать Бога возможно лишь путем Его созерцания

Человек должен заслужить благодать Бога путем любви к Нему и смирения. Душа созерцает Бога не при помощи своих собственных усилий, а благодаря благодати, даруемой вследствие праведной жизни. Бернард уверен в необходимости и благодати, и свободной воли: «Отними свободный выбор, и не будет того, чем спасаемся; отними благодать, и не будет того, что есть причина спасения»

От свободной воли человека зависит, согласен ли он принять благодать спасения, даваемую человеку Богом. Т.е. благодать действует посредством свободного выбора человека. «Следовательно, надо заботиться о том, чтобы мы, чувствуя, как внутри нас и с нами невидимо совершается это [спасение], не приписывали его своей воле… но только одной благодати, которой Бог полон. Именно она побуждает к свободному выбору»

Гуго Сен-Викторский ( ) «Дидаскалион» («Наука»): свод семи свободных искусств. «О таинствах христианской веры»: соединял идеи Аристотеля с мистическим познанием Бога. Иерархия научного знания: - наука (scientia) -мудрость (sapientia) -познание Бога (intelligentia).

Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126–1198) Род. в г. Кордова (Испания) Комментировал все трактаты Аристотеля, кроме «Политики», а также «Государство» Платона и трактат «О разуме» Александра Афродисийского. Отказался комментировать «Теологию Аристотеля» (т.е. Плотина). «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс объяснил Аристотеля». Труды: «Опровержение опровержения», «Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией»

Роль философии - в познании Бога: «Если дело философии, говорим мы, заключается единственно лишь в исследовании и рассмотрении сущего в той мере, в какой оно содержит в себе указания на творца, то есть в той мере, в какой оно выступа­ет как [совокупность] творений (а творения указывают на творца лишь постольку, поскольку познается способ их сотворения, и, чем полнее будет знание о способе их сотворения, тем полнее будет знание о творце), и если религия побуждает к рассмотрению сущего и настаивает на этом, то ясно, что обозначаемое этим именем с точки зрения религии либо обязательно, либо похвально». «Но возжелавшим познать Аллаха, благословенного и всевышнего, и его творения посредством доказательства предпочтительнее или даже необходимо узнать сначала, каких видов бывает доказательство, каковы условия его [обоснованности]». Три вида умозаключений: 1) аподиктические, или собственно научные; 2) диалектические, т.е. более или менее вероятные, 3) риторические, дающие лишь видимость объяснения.

В Коране два смысла: внешний (буквальный) и внутренний (аллегорический). Аллегорический смысл доступен лишь аподиктикам, а риторикам и диалектикам внешний смысл. «Что же касается тех, кто не принадлежит к числу ученых, то они обязаны понимать эти высказывания буквально, и аллегорическое толкование с их стороны было бы неверием, поскольку оно вело бы к неверию. Поэтому мы полагаем, что со стороны любого, кто обязан верить в буквальный смысл [священных текстов], было бы неверием давать им аллегорическое толкование, поскольку таковое вело бы его к неверию». «следует запрещать те его книги, которые содержат в себе эту [богословскую] науку, [всем], кроме ученых, так же как им следует запрещать аподиктические книги недостойным их людям, хотя вред, причиняемый людям аподиктическими книгами, и легче, поскольку с аподиктическими книгами знакомятся по большей части лишь обладатели высоких природных задатков».

Предположение о сотворенности мира приводит к разного рода противоречиям, приводящим к неправильному пониманию Бога. 1. Если предположить, что Бог творит мир, то, следовательно, у Бога чего-то не достает, что умаляет Его собственную природу. 2. Если Бог вечен, и воля Бога также вечна, то непонятно, откуда берется начало мира? 3. Если Бог неизменен, то откуда в мире изменения? Следовательно, мир вечен, как и Бог. Бог – перводвигатель и мыслит лишь Себя. Аристотелизм в вопросе об универсалиях: универсалии существуют только в материи, но потенциально, и актуализировать их может Бог. Причинность существует (против аль-Газали), ведь Бог дал миру гармонию.

Душа это форма тела, и поэтому умирает вместе со смертью тела. Умирает лишь растительная и животная души, которые давали индивидуальность человеку. Разумная душа не умирает, она вечна, поэтому со смертью человека разумная душа сливается с божественным разумом. Общение с Богом невозможно.

Еврейская философия Иудеи, жившие в рассеянии, в основном были сконцентрированы в арабских странах и пользовались теми же философскими источниками, что и арабы. Религиозная основа иудейской философии: Тора (Пятикнижие Моисея) и Талмуд (букв. учение) – кодекс вероисповедной и морально- юридической мудрости евреев. Отсутствие проблем отношения со светской властью, ведь жили под властью арабов.

Мистическое направление, связанное с учением Каббалы (букв. предание). Каббала состоит из двух книг, называющихся «Зогар» («Сияние») и «Сефер Иецира» («Книга творения»). «Зогар» - аллегорический комментарий к Торе. Большая роль придается 22 буквам алфавита и первым десяти цифрам. Гностические, неопифагорейские и неоплатонические элементы. В основе лежит учение о непознаваемом Энсофе (бесконечном).

Саадия бен Йосеф (892942). «Комментарий к книге Йецира» и «Книга о верованиях и мнениях». Цель - согласовать философию и еврейское религиозное учение. Вопрос о доказательстве существования Бога. Мир не вечен, а имеет начало во времени, поскольку Вселенная конечна и сложна. Гипотеза о бесконечном количестве прошедшего времени противоречива. Мир был сотворен из ничего. Против неоплатонического учения об эманации. Бог бестелесен и имеет атрибуты, главные из которых Жизнь, Сила и Мудрость, причем это не затрагивает Его единства. Душа человека создана Богом вместе с телом, с которым она соединена естественным образом. После смерти душа засыпает; она воскреснет в последний день и соединится со своим телом, чтобы предстать перед судом и получить либо награду, либо наказание.

Соломон Ибн Гебироль (1021 ок. 1058). (Авицеброн) «Источник жизни». Исходил из аристотелевских и неоплатонических положений. Неоплатоническая картина эманационного происхождения мира дополняется иудейским креационизмом. Вместо неоплатонического истечения из безличного Единого говорит о творческой деятельности божественной воли. Воля Бога есть Его главный, деятельный атрибут, но Сам Бог остается за пределами нашего понимания. Бог своей волей эманационно порождает вселенную, состоящую из материи и формы, в котором уже действуют неоплатонические принципы эманации и аристотелевская структура мира.

Разрабатываются различные доказательства бытия Бога. Ибн Пакуда - из сложности мира; Ибн Цаддик из Кордовы ( ) в своем «Микрокосме» ссылается на случайный характер мира; Ибн Дауд из Толедо ( ) опирается на необходимость перводвигателя и на различие между возможным и необходимым. Против философов выступила ортодоксальная традиция. Иегуда Галеви (1085 ок. 1141) выступил с чисто еврейской апологетикой, лишенной всякой философии. Верить надо не в Бога ученых и философов, но в Бога Авраама, Исаака и Иакова, Который освободил детей Израилевых из Египта и дал им во владение землю Ханаанскую.

Моисей Маймонид (Моше бен Маймон) (1135–1204) Родился в Кордове, но с 1148 в Марокко, Палестине, Египте. «Путеводитель заблудших». Задача философии это рациональное подтверждение Закона. Опирается на Аристотеля, но не на Плотина. Нельзя доказать ни вечность мира, ни его сотворенность. Если мир не вечен, то, следовательно, аристотелевское учение ложно, и нужно принять Моисеево учение о сотворении мира. Если же мир вечен, то существует неподвижный перводвигатель. Последовательная апофатика.

Монашеские ордена Орден доминиканцев. Основан Домиником Гусманом (1170–1221). Domini canes «псы Господни». Борьба с ересями. Орден францисканцев. Франциск Ассизский (1182–1226). Главная задача - возвращение к идеалам и нормам первоначальной Церкви.

Сигер Брабантский (ок между 1281–1284 гг.) «О вечности мира», «О необходимости и взаимосвязи причин», «Вопросы о разумной душе». Латинские аверроисты: Боэций Дакийский, Жан Жанденский и др. Данте о Сигере: «что читал в Соломенном проулке в оны лета и неугодным правдам поучал»

Епископ Этьен Тампье осуждает: 1. разум всех людей один и тот же и един; 2. неверно или не соответствует истине положение: единичный человек познаёт; 3. воля человека желает или делает выбор на основе необходимости; 4. все, что происходит в этом мире, подчинено власти небесных тел; 5. мир вечен; 6. первого человека не было никогда; 7. душа форма человека, она гибнет, когда разрушается тело; 8. душа, отделенная после смерти от тела, не страдает от плотского огня; 9. свободная воля потенция пассивная, а не активная, и потому по необходимости ею движет то, к чему можно стремиться; 10. Бог не познает единичных вещей; 11. Бог не познает того, что отлично от Него Самого; 12 действия людей не направляются Божественным провидением; 13. Бог не может дать бессмертие или нетленность преходящей и телесной вещи.

Альберт Великий (1193 (1206)-1280) «Всеобъемлющий доктор» (doctor universalis) – беатификация, 1931 – канонизация. Покровитель учёных. «Когда между ними [философией и Откровением] нет согласия, то в том, что касается веры и нравственности, нужно больше верить Августину, чем философам. Но если бы речь зашла о медицине, я больше поверил бы Гиппократу и Галену; а если речь идет о физике, то я верю Аристотелю ведь он лучше всех знал природу».

Maubert = Maitre Albert

Фома Аквинский (1225 или ) Родился в Неаполитанском королевстве, в замке Роккасекка близ городка Аквино учится в Парижском университете, слушает Альберта Великого – в Кельне у Альберта – преподает в Париже – в Риме – опять Париж. Неаполь – по дороге в Лион умирает. «ангельский доктор» (doctor angelicus) 1323 г. – канонизирован.

Труды: - комментарии к различным книгам Библии, к «Сентенциям» Петра Ломбардского, к книгам Боэция, «Божественным именам» Дионисия Ареопагита, «О причинах» Прокла и к работам Аристотеля. - полемика в Парижском университете времен борьбы с аверроистами под названием «Спорные вопросы» - небольшие философские трактаты: «О существовании и сущности», «О вечности мира против ворчунов» (под ворчунами подразумеваются августинианцы), «О единстве разума против аверроистов» - «Сумма истины католической веры против язычников» - «Сумма теологии».

Предмет философии Науки - высшие и низшие. Высшая черпает свои знания из общих принципов, а низшая основывается на высшей. Из наук естественных к высшим наукам относятся арифметика и геометрия. Среди низших - теория перспективы, основанная на геометрии, и теория музыки, основанная на арифметике. Богословие черпает свои положения из высшей науки, откровения. Теология и наука исследуют один и тот же предмет, но разными методами. Так же, как землю можно исследовать и астрономическими, и физическими методами. «Отсюда следует: нет никаких оснований полагать, что коль скоро иные вещи могут быть постигнуты философской наукой, насколько они вообще могут быть познаны естественным разумом, они в то же время не могут быть преподаны нам посредством другой науки, насколько они явлены в откровении» (Сумма теологии).

Философия может доказать истинность некоторых положений христианской религии: факт существования Бога, бессмертие души, сотворение мира, единство Бога, единичность Бога. Но не может доказать существование Пресвятой Троицы, воплощение Иисуса Христа, искупление, грехопадение и др. догматы. Догматы не противоразумны, а сверхразумны. Поэтому наука не противоречит религии, а если и возникает кое- где противоречие некоторых научных положений христианским догматам, то мы должны отдавать предпочтение христианству перед наукой. Если богослов принимает бытие Бога за очевидную данность, то философ, наоборот, идет от более очевидного по познанию - от факта существования чувственного мира и затем восходит к Богу.

Доказательства бытия Бога Отвергает онтологическое доказательство существования Бога по следующей причине: заключать от разума, от понятия к бытию, в принципе правомочно, однако мы не можем делать вывод о бытии Бога, потому что бытие Бога отличается от нашего бытия. Во-первых, бытие Бога превосходит наше бытие, а во-вторых, Бог обладает бесконечным количеством атрибутов. Поэтому для того, чтобы разум имел возможность прийти к бытию Бога, обладающего бесконечным количеством атрибутов, то разум должен быть также бесконечным. Человеческий разум, увы, не бесконечен, поэтому онтологическое доказательство доступно лишь для Самого Бога. Через понятие всегда выражается сущность предмета, но человек не может познать сущность Бога. Поэтому под словом «Бог» многие имеют в виду совершенно разное: например, язычники вообще верят, что Бог телесен. Следовательно, «так как нам не дано знать сущности Божией, утверждение [«Бог существует»] не самоочевидно для нас, но нуждается в доказательстве через посредство вещей более нам известных, хотя и менее явных по природе».

Доказательства бытия Бога 1. «Первый и наиболее очевидный путь это доказательство от движения. Ведь несомненно, да и подтверждается показаниями чувств, что в этом мире иные вещи пребывают в движении. Но все, что движется, приводится в движение чем-то другим; ибо ничто не движется, если только в возможности (потенциально) не устремлено к тому, к чему оно движется, движущее же может лишь постольку, поскольку оно существует в деятельности (актуально). Ведь двигать значит приводить нечто от возможности к действительности. Но ничто не может быть приведено от возможности к действительности иначе, как через посредство того, что уже актуально. Так, горячее в действительности, каковым является огонь, приводит древесину, которая горяча лишь в возможности, в состояние актуально горячего, а это и есть ее (древесины) изменение и движение. Однако невозможно, чтобы одна и та же вещь и в одном и том же отношении была одновременно и актуальной, и потенциальной; она может быть таковой только в различных отношениях. Ибо то, что горячо в действительности, не может быть в то же самое время и горячим в возможности, но лишь в возможности холодным. Поэтому невозможно, чтобы в одном и том же отношении и одним и тем же образом одна и та же вещь была одновременно и источником, и субъектом движения, т.е. самодвижущейся вещью. Следовательно, все движущееся необходимо движется чем-то другим. И если движущий движется сам, то, значит, и его самого движет что-то другое, и это другое таким же образом. Но этот [ряд] не может идти в бесконечность, ибо тогда не будет первого двигателя, и, следовательно, никаких двигателей вообще; ибо вторичные двигатели движут лишь постольку, поскольку движимы первым двигателем, подобно тому, как и посох движет постольку, поскольку движим рукой. Поэтому необходимо прийти [мыслью] к первому двигателю, который уже не движим ничем; и каждому ясно, что это Бог»

«Второй путь [это путь, вытекающий] из природы действующей причины. В чувственном мире мы наблюдаем [определенный] порядок действующих причин. И нет (да и быть не может) такого случая, когда бы вещь была действующей причиной самой себя; ибо тогда она бы предшествовала самой себе, что невозможно. Также нельзя уводитъ действующие причины в бесконечность, ибо в упорядоченной последовательности действующих причин первая есть причина промежуточной, а промежуточная причина последней, причем промежуточных причин может быть как несколько, так и только одна. Затем, устраняя причину, мы устраняем и следствие. Поэтому если бы в причинном [ряду] не было первой причины, то не было бы ни последней, ни какой-либо промежуточной причины. И если бы было возможно, чтобы [ряд] действующих причин уходил в бесконечность, то не было ни первой действующей причины, ни последнего следствия, ни каких бы то ни было промежуточных причин; все это очевидно ложное [предположение]. Поэтому необходимо прийти [мыслью] к первой действующей причине, каковую все называют Богом.

Третий путь исходит из [понятий] возможности и необходимости и пролегает следующим образом. В природе наблюдаются вещи, которые могут как быть, так и не быть; ведь мы находим их то возникающими, то уничтожающимися, откуда понятно, что им возможно как быть, так и не быть. Но таким вещам невозможно пребывать вечно, ибо то, что в возможности может не быть, когда- нибудь да не будет. Поэтому если бы все могло бы не быть, то однажды [в мире] ничего бы не стало. Но если бы дело обстояло именно так, то и сейчас не было бы ничего, поскольку несуществующее приводится к бытию лишь благодаря уже существующему. Таким образом, если бы некогда не было ничего, то ничего не смогло бы и начать быть, а значит, даже сейчас не было бы ничего, что нелепо. Стало быть, не все сущее только возможно, но должно быть также и нечто, чье существование необходимо. Но все необходимо-сущее либо необходимо через иное, либо нет. Однако невозможно, чтобы ряд причинно обусловливающих друг друга необходимых сущностей уходил в бесконечность, как это было уже доказано в связи с действующими причинами. Поэтому нельзя не принять бытия некоей сущности, необходимой через саму себя, а не через иное, и обусловливающей необходимость всего прочего, что необходимо. И это то, что все зовут Богом.

Четвертый путь исходит из неравенства степеней [совершенства], обнаруживаемых в вещах. [В самом деле], мы видим, что есть вещи более, а есть и менее благие, истинные, достойные и т. п. Но «более» или «менее» говорится о вещах, в той или иной мере приближенных к [некоему своему] пределу; так, более горячей называют вещь, более приближенную к самому горячему. Поэтому [необходимо] есть нечто абсолютно истинное, наилучшее и достойнейшее и, следовательно, обладающее наипревосходнейшим бытием; ибо, как сказано во 11-ой книге «Метафизики», что превосходнее по истине, превосходнее и по бытию. Но обладающее неким свойством в наибольшей мере есть причина этого свойства во всех; так, огонь предел теплоты причина горячего [в вещах]. Таким образом, [необходимо] должна быть некая сущность, являющаяся для всего сущего причиной его бытия, блага и прочих совершенств; и ее-то мы и называем Богом.

Пятый путь идет от порядка мира. Мы видим, что действия вещей, лишенных разума, например природных тел, таковы, что устремлены к некоей цели и всегда или почти всегда ведут [к ней] наилучшим образом. Отсюда ясно, что их целеустремленность не случайна, а направляема сознательной волей. Но так как сами они лишены разума и не могут [сознательно] стремиться к цели, их направляет нечто разумное и сознающее, так и стрела направляется лучником в цель. Следовательно, есть некая разумная сущность, направляющая все природные вещи к их цели; эту-то сущность мы и называем Богом

Метафизика Бог вечен, то Он недвижим; поскольку в Боге нет никакой пассивной потенциальности, Бог есть чистая актуальность, чистое действие, следовательно, Бог никогда не преходит, Он нетленен. Поскольку Бог прост и един, следовательно, Он не имеет никакой сложности, следовательно, Он не есть тело. Человеку доступно познание лишь общих сущностей, единичное непознаваемо. Но общее проявляется в индивидуальных вещах в виде их сущности. Сущность (essentia) есть у всего существующего, у каждого индивидуального предмета (existentia). Сущность и существование совпадают лишь в Боге. Чувственный же мир непрост, и поэтому сущность отличается от существования. В силу этого необходима причастность вещей некоторой сущности. Поскольку Бог прост и есть своя собственная сущность, то Его нельзя определить. Если материя пассивна, то она не может обладать самостоятельным бытием.

Спор об универсалиях Существуют три рода универсалий. Во-первых, универсалии существуют в самих вещах (in rebus), и они составляют сущность этих вещей. Это есть непосредственная универсалия. Во-вторых, универсалии существуют и в человеческом уме, который путем абстрагирования извлекает при помощи активного ума универсалии из конкретных вещей, так что универсалии существуют и после вещей (post res). Эти универсалии Фома называет «мысленные универсалии». В-третьих, универсалии существуют и в Божественном уме, до вещей (ante res). Эти универсалии и есть идеи, или первоначальные формы, содержащиеся в Божественном уме,

Полемика с аверроистами Аверроисты: Бог не познает мир. 1. единичное материально, а материальное не может быть познано ничем нематериальным, ведь подобное познаётся подобным. 2. единичные вещи не вечны, они существуют не всегда, поэтому их не может познать вечное существо. 3. единичные вещи случайны, поэтому познание их возможно лишь тогда, когда они существуют, а когда они не существуют, знание о них невозможно. 4. Некоторые вещи существуют потому, что они созданы конкретным человеком, поэтому как может знать Бог то, что известно лишь этому человеку? 5. Число вещей бесконечно, а бесконечное непознаваемо. 6. Конкретные вещи слишком ничтожны и не заслуживают внимания Бога. 7. Некоторые предметы заключают в себе зло, а Бог не может познавать то, чего в Нем нет.

Полемика с аверроистами Ответ Фомы: 1. Бог познает единичные материальные вещи в качестве причины этих вещей, поэтому, будучи нематериальным, познает материальное. 2. Вечное существо может познать невечные предметы, как ремесленник. Бог познает невечные предметы, как творец, который творит из вечности нечто невечное. 3. Бог существует вне времени и поэтому видит каждую вещь, как если бы она существовала всегда. 4. Бог знает волю каждого человека, поэтому Ему известны все предметы, созданные любым человеком. 5. Бог может познать бесконечное, Божественный разум отличается от человеческого. 6. В мире нет ничего всецело ничтожного, потому что все создано Богом, и поэтому все в некоторой степени несет в себе идею благости. 7. И если что-то включает в себя зло, то это зло существует лишь потому, что существует добро. Поэтому познание зла предполагает познание добра, поэтому и зло также известно Богу.

Бог не может сделать многое, ибо в таком случае воля Бога вступала бы в противоречие с Его разумом. Бог не может, говорит Фома, изменить сумму углов треугольника, сделать бывшее небывшим, изменить Себя, уничтожить Себя, лишить человека души, сотворить другого Бога, впасть в грех и т.д. Все в мире подчинено Божественному промыслу. Бог не непосредственно управляет миром. Существует иерархия причин, но в конце концов все сводится к высшей Божественной причине. Существуют естественные причины, и Бог действует через них. Бог может управлять и человеком посредством воздействия на его свободную волю. Первоматерия абсолютно пассивна, является чистой возможностью, не имеет в себе никакого формального начала и потому никакой способности к действию. Поэтому материя сотворена.

Учение о человеке Августин: душа – первична и бессмертна, тело – орудие души. Но это не согласуется с учением о воскресении мертвых. Аристотель: душа – форма тела и умирает с ним. Фома: душа это форма, обладающая субстанциальностью. Полной субстанцией является целостный человек. Душа без тела есть неполная субстанция. Душа нуждается в теле, поскольку душа это жизненное начало. Душа творится Богом для конкретного тела и всегда соразмерна ему, т.е. душа есть энтелехия именно данного тела. Поэтому душа не утрачивает своей индивидуальности и после смерти тела. Душа без тела живет неполной жизнью в ожидании воскресения из мертвых. У человека не три различных души, а одна простая и субстанциальная душа.

Теория познания Познание начинается с чувственного созерцания. Органы чувств отличаются по степени истинности. Ниже всего осязание, далее вкус, обоняние, слух и зрение. В органах чувств возникают единичные образы. Чувственный образ направляется в сферу действия внутренних чувств. Общее чувство соединяет данные от различных органов чувств и дает человеку целостное видение предмета. Затем чувственный образ помещается в памяти, происходит полная дематериализация чувственного образа возникает умопостигаемый образ. Активный разум обрабатывает эти данные, соединяя их, производя дальнейшую дематериализацию, образуя понятия. Бог для человека познаваем только через Его творения.

Этика Существа - обладающие и не обладающие интеллектом. Существа, имеющие интеллект, реализуют цель, свободно поставленную ими самими. Человек стремится к цели как к благу, высшая цель есть высшее благо, поэтому мораль есть частный случай управления мира Богом. Действие морально, если оно свободно. Какова природа этого блага? Это высшее благо Бог, потому что ни вне человека (напр., богатство), ни внутри человека (ибо человек всегда к чему-то стремится) блага нет. Как достигнуть высшего блага? Человек имеет чувства, разум и волю. Чувства не могут способствовать достижению блага; воля может лишь испытывать блаженство. Поэтому высшее блаженство достигается только посредством интеллектуальной способности. Страсть это не активное, а пассивное состояние души. Поэтому они неморальны.

МодусК добруК злу СпособностьЛюбовьНенависть СтремлениеЖеланиеОтвращение ОбладаниеРадостьПечаль МодусК добруК злу Движение к предмету НадеждаСтрах Движение от предмета ОтчаяниеОтвага Вожделение (движение к обладанию желаемым предметом или стремление удалиться от него) Пылкость (сопротивление опасному предмету или преодоление трудностей для обладания предметом Классификация страстей

Страсть мешает разуму правильно судить. Сама страсть вне морали. Причины – рассеянность, настойчивая страсть или телесные изменения. Если действие стало непроизвольным – грех простителен. Сознательный грех – самый страшный.

ЛИППИ Ф. ФОМА АКВИНСКИЙ, ТОРЖЕСТВУЮЩИЙ НАД ЕРЕТИКАМИ

Бонавентура (1217 (или 1221) – 1274) Джованни Фиданца. Болезнь. «Благое пришествие Франциска Ассизского» г. - едет учиться в Париж г. - монах францисканского ордена г. - получает степень бакалавра и начинает преподавать в Парижском университете г. - генерал францисканского ордена г. - II Лионский собор. Во время его работы умирает. «Путеводитель души к Богу».

Сурбаран Ф. - Молитва Святого Бонавентуры

«Путеводитель души к Богу» На горе Альверно Франциску Ассизскому было явление шестикрылого серафима. «Под шестью крыльями серафима на самом деле следует понимать шесть ступеней озарения, которые проходит душа, как бы шесть ступеней или дорог, которыми она восходит к миру через экстатические излияния христианской мудрости». «В настоящем состоянии нашей природы сотворенный мир представляет собой лестницу для восхождения к Богу» Чтобы достичь созерцания Бога, необходимо «перейти через следы, которые телесны, преходящи и находятся вне нас, и это выведет нас на путь к Богу. Затем следует войти в нашу душу, которая является бессмертным образом Бога, духовна и находится внутри нас, и это значит войти в истину Божию. Наконец, мы должны возвыситься до вечного, высшей духовности и находящегося выше нас, взирая на Первоисток, и это значит возрадоваться в познании Бога и благоговении перед Величием Его».

Существует три этапа восхождения: мир, душа, Бог. Три этапа соответствуют -тройному существованию вещей (т.е. универсалий): в Боге, в материи и в уме и - Пресвятой Троице. В душе существуют три начала: ощущение, ум и дух. Бога любить надо всем сердцем, всей душой, всем разумом. Трем этапам соответствуют три вида теологии символическая (естественная), собственная (т.е. основанная на Священном Писании) и мистическая. Каждый из этапов можно рассматривать двояко: и как сам по себе, и как существующий по сравнению с другим. Поэтому получается шесть этапов, шесть ступеней восхождения души к Богу: 1) мир, 2) отношение мира и души (т.е. познание душой материального мира), 3)душа, 4) воздействие Бога на душу, 5) Бог откровения и 6) Бог как всё во всём. Шесть ступеней Бонавентура сравнивает с шестью днями творения, с шестью ступенями трона Соломона, с шестью крыльями серафима и т.д. Шесть способностей души: ощущение, воображение, смысл, понимание, ум и «светоч синдерезы».

Мир Душа Бог

Первая ступень (мир): В мире - мудрость Творца. Бесконечное количество вещей говорит о безграничном могуществе Бога. Красота вещей - о бесконечной красоте Бога, порядок - о бесконечной мудрости Бога и т.д. Вторая ступень (чувственное познание): Образы вещей, затем образы проникают в органы ощущений, эти образы проникают во внутренний орган, затем в воспринимающую способность, далее в память и возникает суждение. «В соответствии с этим виды, вызывающие наслаждение вследствие своей красоты, приятности и благотворности, открывают, что в первом виде заключена первая красота, первая приятность и первая благотворность… Ведь если наслаждение сопряжено с соответствием друг другу и единственно лишь подобие Богу является высшим смыслом красоты, приятности и благотворности… то из этого можно явно видеть, что единственно в Боге есть основное и истинное наслаждение, к поиску которого ведут нас все наслаждения».

Третья ступень (душа): войти в себя и увидеть, как душа любит себя. «Но может ли она любить себя, если не знает, а знать себя, если не помнит?» В душе существуют три способности: память, знание, т.е. умозрительная способность, и способность выбора, или воля. 1. Память показывает, что в душе существуют некоторые принципы, которые человек никогда не может забыть и без которых было бы невозможно мышление. Это основные принципы наук, аксиомы, очевидные положения, которые являются врожденными и очевидными для всех людей. 2. Умозрительная способность (способность мыслить) основана на совершении заключений, а они основаны на определениях, которые основываются на более высоких определениях и т.д. до самого высшего начала, до Сущего самого по себе и Истины самой по себе. 3.

Философия Естественная (причина бытия) (Бог Отец) Рациональная (законы мышления) (Бог Сын) Моральная (порядок жизни) (Святой Дух) Мета- физика Математи ка Физика Грамма тика Логика Риторика Индивид. Семейная Социальная Нерож д. Бога Отца Рожден. Бога Сына Свобо да в Св.Дух е Сущнос ть слов (Бог Отец) Логика (Бог Сын) Красота речи (Св.Дух) Сущность вещей (Бог Отец) Числа (Бог Сын) Порядок мира (Св.Дух)

Четвертая ступень: душа, преображенная Божественной благодатью. Человек обращается уже не к философии, а к Священному Писанию, и созерцание Бога достигается не посредством действий ума, а посредством опыта сердца.

Пятая ступень: созерцать Бога можно не только в нас, но и выше нас. Бога можно понимать как сущность и как Его ипостаси. Как сущность лучше всего рассмотрел Бога Иоанн Дамаскин, такое рассмотрение соответствует Ветхому Завету. Имя, соответствующее Богу при подобном способе Его постижения, есть Сущий. Рассмотрение Бога через Его ипостаси лучше всех было проведено Дионисием Ареопагитом, имя Бога при подобном способе познания есть Благо, и это дается нам Новым Заветом. Без Божественного бытия разум не может познавать. Это бытие есть всегда благо, поскольку бытие лучше, чем небытие (своеобразная модификация онтологического доказательства Бога).

Шестая ступень: человек зрит Бога как Того, в Ком Творец и творение совпадают, как некоторую нераздельную сущность, при рассмотрении которой разум умолкает. Итог: все виды познания ведут, в конце концов, к Богу: и чувственное, и рациональное, и мистическое.

Роджер Бэкон( ) Учился в Англии, в Оксфордском университете, преподавал в Парижском университете в степени бакалавра- сентентуария В 1256 г. - монах францисканского ордена. При Бонавентуре сослан в отдаленный монастырь. При папе Клименте выпускают. «Большое сочинение», «Меньшее сочинение», «Третье сочинение», «Компендий философии», «Компендий теологии». «Удивительный доктор».

Аристотеля нужно понимать в духе его «Физики». Ведь знание должно улучшать земную жизнь людей. Главные науки - математика, физика и этика. Не ценит логику. Принципы математики врождены человеческому уму. Умеренный реализм и номинализм. Теория познания. Опыт – в основе всего. Три вида опыта: 1. Бог Сам дает знание в праопыте 2. Внутренний опыт 3. Внешний опыт. Отсюда три способа познания: вера в авторитет, рассуждение и опыт. Поэтому наука не может противоречить христианству. Богословы - это «священники знания» не только в области религии, но и науки. Папа объединяет в себе духовную и светскую власть.

Иоанн Дунс Скот ( ) Родился в Шотландии. Учился в Оксфорде и Париже – монах- францисканец – священник – преподаватель в Париже – умер в Кельне. «Тонкий доктор».

«Оксфордский труд» (комментарий к трудам Петра Ломбардского), «Разнообразные вопросы», «О первом начале всех вещей» и «Тончайшие вопросы к метафизике Аристотеля». Оппонент Фомы. Разум человека испорчен первородным грехом. Об одном предмете есть только одна истина. Предметы философии и теологии различны: предмет теологии - Бог, предмет философии бытие. Знание о Боге имеет лишь сам Бог, поэтому наше знание может основываться лишь на откровении, а философия не может познать Бога.

Понятие бытия соединяет богословие и философию. Бытие Бога – бесконечно, мира – конечно. Бог бесконечен, поэтому Он прост. Бог не может входить частью в другое целое, поскольку Он бесконечен. Но Он не может состоять и из других частей, ибо если эти части будут конечны, то тогда и целое будет конечно, а Бог бесконечен. Части не могут быть бесконечными, ведь бесконечное не может быть частью целого. Благодаря бесконечной сущности Бога можно говорить о Нем как о Мудрости, Бытии, Любви и при этом не нарушать Его единства.

Идеи существуют в Боге только как Его мысли, но не как отдельные сущности. Идей как сущностей нет ни в Боге (Он прост), ни вне Его (только Он вечен). Воля в Боге главенствует над знанием, но Его воля и разум совпадают. Поэтому Бог не делает многого: например, не нарушает принципа тождества, потому что Бог не хочет этого. Материя – это не небытие (Платон) и не возможность (Аристотель). Если говорят о материи, то это означает уже, что материя существует, поэтому материя имеет и свою сущность. Иначе бессмысленно говорить, что вещь состоит из материи и формы. Материя творится раньше формы, поэтому она даже имеет некоторый приоритет перед формой. Человек познает лишь формы, и поэтому материя в познании ему не дается. Три вида материи: «перво-первая материя», «второ-первая материя» (качественно-определенная материя, предмет натурфилософии), и «третье-первая материя» (материал, предмет механики).

Проблема: с одной стороны, знание существует, а с другой знание возможно только об общем, а общего не существует, существует лишь индивидуальное. Значит, знание имеет сверхъестественный источник. Принцип индивидуациии: haecceitas («этовость», или «чтойность»). Они существуют в Боге как Его мысли. Бог свободен, ибо бесконечен. Человек тоже свободен. Хотя действует в рамках нравственных законов. Нравственно то, что от Бога. В Боге совпадает Его природа, Его воля, Его свобода, Его необходимость, Его любовь. Главное – воля, проявляющаяся в виде любви. Для понимания Бога гораздо важнее любовь, чем разум. Именно так и считал апостол Павел.

Уильям Оккам (ок. 1300–1349/50) Родился недалеко от Лондона, в г. Оккам, графство Суррей. Преподавал в Оксфорде. В 1323 г. канцлер Оксфордского университета Джон Люттерелл выдвинул против Оккама обвинения в ошибочности его учения. В 1324 г. Оккам был вызван в Авиньон, дабы ответить на обвинения (56 положений, содержащихся в комментарии Оккама к "Сентенциям«). В Авиньоне генерал францисканцев Михаил Чезенский должен был ответить за свои критические выступления против папских решений, касающихся евангелической бедности во францисканском ордене. Он вовлек в этот спор Оккама, и в мае 1328 r. Они бежали в итальянский город Пизу к императору Людвигу Баварскому: «Охраняй меня мечом, я буду охранять тебя словом». Последние годы жизни провел в Мюнхене. «Непобедимый доктор».

Признавал приоритет папы в решении духовных вопросов, но настаивал на том, что решения вселенских соборов должны ограничивать папскую власть. В последние годы жизни Оккам старался примириться с тогдашним папой, Климентом VI. В 1349 папа даровал ему прощение. Произведения: Комментарии к «Сентенциям» Петра Ломбардского Небольшие трактаты на теологические темы (такие, как евхаристия и знание Богом будущих случайных событий). Логические труды: толкование "Введения" Порфирия, толкования аристотелевских сочинений о категориях, "Об истолковании" и "О софистических опровержениях", а также "Сумму всей логики». По физике – комментарий к «Физике" Аристотеля, а также "Вопросы" к этой работе и ее краткий свод. По политике - "Труд девяноста дней» и "Диалог».

Философия не имеет никакой ценности для богослова, она даже не может доказать существования Бога, потому что Бог есть актуальная бесконечность. Богословие опирается лишь на Писание, а предмет философии не зависит от богословия. Теория двух истин истины философии и богословия отличаются друг от друга в силу различия и предметов и методов познания. «Бритва Оккама» - для защиты эмпиризма в споре об универсалиях : «Без необходимости не следует утверждать многое», «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего», «Сущности не следует умножать без необходимости».

Номинализм. Универсалии возникают в уме человека в результате интенции, т.е. направленности субъекта на объект. Поэтому универсалия есть не что иное, как интенция души. Универсалия – это понятие, а понятие – это знак: «…всякая универсалия есть единая единичная вещь, а поэтому является универсалией только по обозначению: поскольку есть знак многого». Значение. С одной стороны, оккамизм подготавливал Реформацию с ее учением об оправдании человека «только верою», с другой - «бритва Оккама», его эмпиризм и номинализм способствовали росту научного знания.