И С ВАМИ СНОВА Я … Литературная игра по творчеству А.С. Пушкина Слепцова Елена Анатольевна учитель русского языка и литературы МОУ ООШ д. Меглецы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В 1826 году А. С. Пушкин пишет знаменитое стихотворение « Зимняя дорога ». Поэт очень любил бывать в дороге. В долгой езде он находил много хорошего.
Advertisements

Куликова Л.Н. ГДОУ 10 Василеостровский район. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!
Явления природы. Все изменения в природе называются природными явлениями. Все изменения в природе называются природными явлениями.
Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. ( А. С. Пушкин.
Тема: «Живая и неживая природа» Цели: дать учащимся первоначальное понятие о природе в целом, живой и не живой природе. познакомить с понятием явления.
Смешарики в гостях у времен года. Подготовила учитель МОУ «ПСОШ» начальных классов Чермошенцева Е.А.
Из жизни и творчества А.С.Пушкина. Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото.
Содержание1 Александр Сергеевич Какие произведения Пушкина знаем? Сказка о рыбаке и рыбке СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ.СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ.
«Отечество нам – Царское Село…» 19 октября – день лицея.
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе Урок-концерт в 5 классе Подготовила учитель литературы высшей квалификационной категории средней школы.
Времена года в поэзии А.С. Пушкина. ОсеньЗимаВеснаЛето.
БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ А.С.ПУШКИНА Презентация Соломко Юлии – ученицы 10 класса.
Пушкин в моей жизни. Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт – 1837 гг)
Времена года! Зима Зима Зима Осень Осень Осень Весна Весна Весна Лето Лето Лето Хохолева Наталия 12 лет.
Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификаций различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум.
Кто автор этих прекрасных поэтических слов об осени?
(6 июня 1799 года – 10 февраля 1837 года). Пушкин – самый великий и самый любимый поэт нашей родины. Русский народ гордится своим национальным поэтом,
«Зима в произведениях русских поэтов, композиторов, художников» Урок литературы в 5 классе.
А.С.Пушкин Детские и лицейские годы Выполнил учитель русского языка и литературы: РусаковаГ.Г.
Транксрипт:

И С ВАМИ СНОВА Я … Литературная игра по творчеству А.С. Пушкина Слепцова Елена Анатольевна учитель русского языка и литературы МОУ ООШ д. Меглецы

А.С. Пушкин А.С. Пушкин

ПЛАН ИГРЫ ПЛАН ИГРЫ 1. «В начале жизни школу помню я…» 2. «Мы все учились понемногу…» 3. «Прекрасен наш союз!» 4. «Времена года» 5. «Рядиться никогда не лень!» 6. «Не знаю, как перевести» 7. «Уж не пародия ли?..»

1. «В начале жизни школу помню я …» 1811 год. Юный Саша Пушкин переступил порог вновь созданного учебного заведения для привилегированной части дворян. «19 октября» (1825) Благослави, ликующая муза, Благослави; да здравствует Лицей! Наставникам, хранившим юность нашу, Всем честию и мертвым и живым, К устам подъяв признательную чашу, Не помня зла, за благо воздадим.

КРОССВОРД КРОССВОРД 1. Он создал нас, воспитал наш пламень, Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада возжена. Кому посвящены эти поэтические строки? 2. «Он был некогда моим профессором и ободрял меня на поприще, мною избранном. Он заставил меня написать для экзамена 1814 года мои «Воспоминания в Царском Селе». (Из дневника А.С. Пушкина) О ком здесь вел речь поэт? 3. «В математическом классе вызвал его раз… к доске и задал алгебраическую задачу, Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы… «Что же вышло? Чему равен икс?» Пушкин, улыбаясь ответил: «Нулю!» - «Хорошо! У вас, Пушкин в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи». (И.И. Пущин «Записки о Пушкине») О каком из лицейских преподавателей говорит здесь Пущин?ку н ги карцев лы ин ч

2. «Мы все учились понемногу…» Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть. «Евгений Онегин». Неужели Пушкин имел в виду себя и своих лицейских товарищей? Конечно, нет. А помните ли вы, какое воспитание и образование получили герои Пушкинских произведений? Какие у них были учителя?

Инсценировка 1 «В то время воспитывались мы не по-нашему. С пятнадцатилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу… Под его надзором на девятнадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза , которого выписал из Москвы… Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски – и потом каждый из нас занимался своим делом».

Инсценировка 2 Героиня. Правда ли, говорят, будто бы я на барышню похожа? Герой. Какой вздор! Она перед тобой урод уродом. Героиня. Ах, барин, грех это тебе говорить; барышня наша такая беленькая, такая щеголиха! Куда мне с ней равняться! я перед нею дура безграмотная. Герой. И! Есть о чем сокрушаться! Да коли хочешь, я тотчас выучу тебя грамоте. Героиня. А взаправду, не попытаться ли и в самом деле? Герой. Изволь, милая; начнем хоть сейчас. Герой. Что за чудо! Да у нас идет скорее, чем по ланкастерской системе.

Инсценировка 3 Инсценировка 3 Офицер. Куда изволите вы ехать? Француз. В ближний город, оттуда отправлюсь к одному помещику, который нанял меня за глаза в учители. Я думал сегодня быть уже на месте, но г-н смотритель, кажется, судил иначе. В этой земле трудно достать лошадей, г-н офицер. Офицер. Кто это такой [помещик]? Француз. Право, г-н офицер … я слыхал о нем мало доброго. Сказывают, что он барин гордый и своенравный, жестокий в обращении со своими домашними, что никто не может с ним ужиться, что все при его имени трепещут, что с учителями… он не церемонится, уже двух засек досмерти. Офицер. Помилуйте! и вы решились определиться к такому чудовищу. Француз. Что же делать, г-н офицер. Он предлагает мне хорошее жалованье… Быть может, я буду счастливее других.

Инсценировка 3 Назовите участников диалога. К кому направлялся учитель- француз? (Дубровский и Дефорж. К К.П. Троекурову, «Дубровскай») Инсценировка 1 Узнали ли вы этого непутевого учителя и его нерадивого ученика? (Петр Гринев и мосье Бопре, «Капитанская дочка». Инсценировка 2 Кто они: этот замечательный учитель и его чудо-ученица? (Лиза Муромская и Алексей Берестов, «Барышня-крестьянка»)

3. «Прекрасен наш союз!» 3. «Прекрасен наш союз!» Друзья мои, прекрасен наш союз! Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных Срастался он под сенью дружныхмуз.

Один из лицейских товарищей Пушкина еще в 1815 г. посвятил ему строки, предрекая будущую поэтическую славу. Назовите этого друга Пушкина. Пушкин! Он в лесах не укроется: Лира выдаст его громким пением И от смертных восхитит бессмертного, Аполлон на Олимп торжествующий… Антон Антонович Дельвиг ( )

Оказавшись в Михайловской ссылке, поэт тяжело переживал разлуку с друзьями. «От Петербурга до Михайловского 400 верст, расстояние для России небольшое,- отмечает А. Тыркова- Вильямс, автор двухтомной биографии А.С. Пушкина, - но только два лицеиста … навестили его». Назовите этих друзей Пушкина. ( И. Пущин и А. Дельвиг) ( И. Пущин и А. Дельвиг)

Второй [?], мой Евгений, Боясь ревнивых осуждений, В своей одежде был педант И то, что мы назвали франт. Кому из Пушкинских Кому из Пушкинских друзей подобен Онегин друзей подобен Онегин по своему франтовству? по своему франтовству? (П. Чаадаев) (П. Чаадаев)

4. «Времена года» « Пейзаж в произведениях А.С. Пушкина» 4. «Времена года» « Пейзаж в произведениях А.С. Пушкина» «Пушкину не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы, прекрасная природа была у него под рукой здесь, на Руси… Тут и благодатная весна, и жаркое лето, и гнилая дождливая осень, и морозная зима…». В.Г. Белинский

«Пейзажные зарисовки» найди лишнее «Пейзажные зарисовки» найди лишнее 1. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная осень С печальным шумом обнажалась. 2. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… 3. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса…

«Пейзажные зарисовки» найди лишнее 1. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. 2. Зима!.. Крестьянин, торжествую, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь… 3. Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она.

«Пейзажные зарисовки» найди лишнее 1.Еще дуют холодные ветры И наносят утренни морозы. Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки. 2. Как грустно мне твое явленье, Весна, весна! пора любви! Какое томное явленье В моей душе, в моей крови! 3. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою!

5. «Рядиться никогда не лень!» «Рядиться никогда не лень!» - заметил Пушкин в своем произведении «Руслан и Людмила». «Пушкин, вообще любивший хорошо одеваться, быстро усвоил новые моды и этим лишний раз обращал на себя внимание староверов». (А.Тыркова-Вильямс)

Евгений Онегин Евгений Онегин Этот герой: *отправляясь на бал, напоминает античную богиню в мужском костюме; * наряжаясь, проводит три часа перед зеркалом; * одевается, как «дэнди лондонский».

Царевна-Лебедь «Сказка о царе Салтане» Царевна-Лебедь «Сказка о царе Салтане» Эта героиня: * носила уникальное украшение * носила уникальное украшение в виде небесных светил; * красотой внешнего облика * красотой внешнего облика «Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает».

Емельян Пугачев «Капитанская дочка» Этот герой: * появляется как в «оборванном армяке и татарских шароварах», тик и «в красном кафтане» «на белом коне»; * получил в подарок «заячий тулупчик совсем новешенький, бестия, его так и распорол, напяливая на себя.

6. «Не знаю, как перевести» 6. «Не знаю, как перевести» 1. «Торжественное угощение с приглашением многих гостей в период 1. «Торжественное угощение с приглашением многих гостей в период острой эпидемической болезни». («Пир во время чумы»).

«Избегающий расходов феодал, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена». («Скупой рыцарь»)

«Лицо негроидной расы в ближайшем окружении главы государство» («Арап Петра Великого») «Сыновья одних и тех же родителей, избравшие профессию рэкетиров». («Братья-разбойники»)

7.«Уж не пародия ли?..» 7.«Уж не пародия ли?..» Жил учитель со своим учениками; Жили друг другу на горе. Дети учились в Меглецкой школе Почти шесть лет и два года. Учитель задавал детям примеры, Дети решали свой проблемы. Раз спросил он у класса – Класс не смог доказать теорему, Второй раз обратился он к классу с задачей – Окончилось дело его неудачей. Третий раз спросил он конкретного школьника, Бывалого ученика-неудачника, В жизни не бравшего в руки задачника. В жизни не бравшего в руки задачника. Взмолился тут школьник горем убитый: Взмолился тут школьник горем убитый: - Пожалей меня, господин мой учитель! - Пожалей меня, господин мой учитель! Я не слушал твои догматы, Я не слушал твои догматы, Не писал я тебе рефераты. Не писал я тебе рефераты. Не учил я данную тему, Не учил я данную тему, Не смог доказать теорему. – Не смог доказать теорему. – Удивился учитель, смутился: Удивился учитель, смутился: - До чего же ты брат докатился! - До чего же ты брат докатился! Больше думай о школьных вопросах. Больше думай о школьных вопросах.

Чем о девчонках и папиросах. Не усвоил ты школьной программы, Так что нужно вызывать в школу маму, Ей ведь не хочется лишнего сраму. Потому я тебя отпускаю, Только впредь я тебе нарекаю: Коли будет тому продолженье, Не получишь моего ты прощения.

Награждение команд Подведение итогов Вручение призов

Используемая литература А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». А.С. Пушкин. «Дубровский». А.С. Пушкин. «Дубровский». А. Тыркова-Вильямс. «А.С. Пушкин». А. Тыркова-Вильямс. «А.С. Пушкин». И.И. Пущин «Записки о Пушкине». И.И. Пущин «Записки о Пушкине». О. Харитонова. «Занимательная литература». О. Харитонова. «Занимательная литература».