Средства и методы управления качеством Дисциплина специальности 220501 – Управление качеством Автор: Исаев Владимир Александрович, к.т.н., профессор СФ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Процесс СМК «Управление устройствами для мониторинга и измерений» Заслушано на заседании Совета по качеству г., протокол 3.
Advertisements

Основы обеспечения качества Дисциплина для направления подготовки – Управление качеством Автор: Исаев Владимир Александрович, к.т.н., профессор.
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
Структура ISO 9001 : 2000 ОТВЕТСТВ. РУКОВОДСТВА УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ПРОЦЕССЫ ЖЦ ПРОДУКЦИИ ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ обязательства Ориентация на потребителя.
ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ТРЕНДОВ ВО ВРЕМЕННЫХ РЯДАХ Никитюк А. Н.1 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ и ИНФОРМАТИКИ Кафедра.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
Модель конкурсов на премии за качество как важный фактор перспективного развития систем менеджмента качества организаций Ю.Г. Сафина, руководитель Службы.
© Сидорин А.В.1 Процессный подход в системах менеджмента качества. Документация как основа системы менеджмента качества. Методический материал.
Внедрение системы менеджмента качества в соответствии с требованием СТ РК ИСО в ТОО «Нәтиже Сүт Фабрикасы». Презентация дипломного проекта Подготовила:
Общепризнанным документом, подтверждающим надлежащий уровень системы менеджмента качества, является сертификат серии ИСО (ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001).
Структура ISO 9001 : 2000 ОТВЕТСТВ. РУКОВОДСТВА УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ПРОЦЕССЫ ЖЦ ПРОДУКЦИИ ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ обязательства Ориентация на потребителя.
Цель лекции: освоить порядок организации и проведения внутренних аудитов в системе менеджмента качества как механизма постоянных улучшений. Освоить порядок.
Требования к подтверждению качественного выполнения работ: использование валидированых методов, подготовка и контроль оборудования, реактивов, стандартов,
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ОБРАЗОВАНИИ: АУДИТ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА» АНТИПОВ Дмитрий Вячеславович – к.т.н., доцент Тольяттинский государственный.
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
«Схема взаимодействия процессов в высшем учебном заведении» Докладчик: Казарина Е.А.
1 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА Основные требования.
Контрольно-измерительные технологии и оборудование Лекция 1.
Транксрипт:

Средства и методы управления качеством Дисциплина специальности – Управление качеством Автор: Исаев Владимир Александрович, к.т.н., профессор СФ РГУИТП Великий Новгород, 2012

Лекция 19 Методология «6 сигм» и её связь с ISO 9001:2008

ИНСТРУМЕНТЫ УЛУЧШЕНИЙ 5 S FMEA QFD 6 сигм Кайзен LP Канбан Poka-Yoke 5W SWOT MSA 7 QC+ 7QM FiFo Just-In-Time TQM TPM Статистические методы ISO 9000 РРАР ISO LO QL 2 Мотивация без «гвоздей» «5:0» Лидерство как система. Школа лидерства L - менеджмент SPC Хосин канри Стратегический менеджмент GMP Менеджмент политики MBO

ГОСТ Р ИСО Верификация закупленной продукции Организация должна разработать и осуществлять контроль или другую деятельность, необходимую для обеспечения соответствия закупленной продукции установленным требованиям к закупкам. Если организация или ее потребитель предполагает осуществить верификацию у поставщика, то организация должна установить меры по верификации и порядок выпуска продукции в информации по закупкам. Примечание: Р Рекомендации. Входной контроль. Основные положения.

Р Рекомендации. Входной контроль. Основные положения Основными задачами входного контроля могут быть: получение с большой достоверностью оценки качества продукции, предъявляемой на контроль; обеспечение однозначности взаимного признания результатов оценки качества продукции поставщиком и потребителем, осуществляемой по одним и тем же методикам и по одним и тем же планам контроля; установление соответствия качества продукции установленным требованиям с целью своевременного предъявления претензий поставщикам, а также для оперативной работы с поставщиками по обеспечению требуемого уровня качества продукции; предотвращение запуска в производство или ремонт продукции, не соответствующей установленным требованиям, а также протоколов разрешения по ГОСТ

Взаимовыгодные отношения с поставщиками (ГОСТ Р ИСО ) SWOT - Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats; MRP - Material Requirements Planning; QFD - Quality Function Deployment; CRM - Customer Relationship Management; EDI - Electronic Data Interchange; PPAP - Product Part Approval Process; FMEA - Failure Modes and Effects Analysis.

Стандарты ГОСТ Р ХХ-ХХ ГОСТ Р Статистические методы. Приемочный контроль качества. Общие требования ГОСТ Р (ИСО ). Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть 1. Планы выборочного контроля последовательных партий на основе приемлемого уровня качества AQL.!!!!!! ГОСТ Р ИСО Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть 1. Планы выборочного контроля последовательных партий на основе приемлемого уровня качества AQL. ГОСТ Р Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть 2. Планы выборочного контроля отдельных партий на основе предельного качества LQ.

Статистическая выборка Идея статистических методов контроля качества продукции заключается в том, что о генеральных характеристиках испытуемой партии изделий судят по выборочным характеристикам, определяемым по малой выборке из партии (лота). Целью статистической выборки является стремление установить качество выпускаемой продукции по данным контроля ограниченного числа изделий (выборки). При этом контроль продукции может осуществляться как по альтернативным, так и по количественным признакам. Статистический контроль качества может проводиться в процессе производства (так называемый "текущий предупредительный контроль") либо по окончании производства (так называемый "приемочный" контроль).

Планы выборочного контроля Для организации выборочного контроля следует задать систему правил, именуемых планом контроля, в котором указывается в котором указывает порядок отбора изделий для проверки и их количество достаточное для принятия решения о браковке или приемке партий в целом, или о дальнейшем продолжении контроля. Наибольшее распространение получили три типа планов выборочного контроля по альтернативным признакам: Планы типа однократной выборки Планы типа двукратной (многократной) выборки. Планы типа последовательного анализа.

Оперативная характеристика и ее показатели AQL - "Acceptable Quality Level" (риск поставщика, а доля p 1 (выраженная в процентах) называется приемлемым уровнем качества); LQ - "Limiting Quality" (риск потребителя, а доля p 2 называется предельным допустимым качеством ); LTPD - "Lot Tolerance Percent Defective" (допустимый процент брака в лоте); Таким образом, LQ=0,1 означает то же, что LTPD=10%.

Стандарт BS 6001 Британским стандартом BS 6001 AQL определяется как "максимальный процент брака (или максимальное число дефектов на сотню изделий), которые могут считаться приемлемыми для процесса в среднем при осуществлении выборочного контроля". При этом, средним процесса ("Process Average" - PA) называется "средний процент брака (или среднее число дефектов на сотню изделий), выявляемых при первоначальном контроле".

Схема формирования показателей качества процесса контроля

" Шесть сигм" - это своего рода узел, где соединяются наука, технология, качество и рентабельность

"Шесть сигм": еще одна дорога, ведущая к храму В середине ХХ в. процесс разделения труда дошел до уровня управления, что сделало менеджмент модной наукой, которую руководители различного уровня активно изучают на практике и в бесчисленных бизнес-школах. За полвека в этой очень молодой науке возникло огромное число различных течений и направлений, каждое из которых обещало своим последователям процветание и успех в бизнесе. Среди самых новомодных течений, возникших в последние десятилетия ХХ-го века, нельзя не обратить внимание на очень популярный подход, работающий под скромной шапкой "шесть сигм".

Что такое «6 сигм»? Допустим, что вы провели переговоры со своим поставщиком, в ходе которых договорились о том, что допуск на некоторую важную для вас характеристику продукции будет равен некоторой определенной величине, например, ±1 мм. Тогда задача вашего поставщика, если он привержен идеям "шести сигм", очень проста. Ему надо всего-навсего "загнать" естественный разброс этого показателя в процессе производства продукции в такие устойчивые границы, чтобы он укладывался в согласованные границы допуска 12 (!) раз, что, как раз, и составляет ±6G. При этом возникает несколько вопросов, например, таких: зачем это надо? почему именно шесть сигм, а, скажем, не три или семь? как этого добиться?

«Шесть сигм» (6, 6 сигм или 6s) Методология принятия решений, на основе фактов; Применяется в деятельности предприятий любых размеров и любой направленности при решении проблем, связанных с качеством продукции, затратами и поставкой; Цель: повышение рентабельности всех видов деятельности в результате достижения уровня дефектности не более 3, 4 дефекта на миллион изделий (возможностей).

«Шесть сигм» (6, 6 сигм или 6s) «Шесть сигм» – это подход к совершенствованию бизнеса, который стремится найти и исключить причины ошибок или дефектов в бизнес-процессах путем сосредоточения на тех выходных параметрах, какие оказываются критически важными для потребителя... «Шесть сигм» – это стратегический подход, который работает для всех процессов, продуктов и отраслей".

Методология «Шесть сигм» Методология «Шесть сигм» - не новинка, она представляет собой квинтэссенцию знаний, накопленных в течение предыдущего столетия, когда были выработаны фундаментальные концепции обеспечения качества и приобретен опыт их практического применения. Методология «Шесть сигм» обеспечивает постоянство целей организации благодаря введению в показатели бизнес-процессов нового измерения – вариации как одного из индикаторов их работы.

Аспекты методологии «Шесть сигм» Объединение человеческого и процессного аспектов совершенствования бизнеса; Концентрация результатов, полученных на «переднем крае» с использованием структурированного подхода (DMAIC), систематизирующего известные аналитические методы; Стандартизованный метод разрешения хронических рабочих проблем; Интегрированный, поэтапный подход к решению проблем и использованию аналитических инструментов

Определение термина «Шесть сигм» «Шесть сигм» как философия менеджмента (бизнес-операций); «Шесть сигм» как методология измерения процессов; «Шесть сигм» как методология анализа: -процесс решения проблем (DMAIC), -инновационный процесс разработки новой продукции (DMADV); «Шесть сигм» как культура бизнеса;

«Шесть сигм» как философия менеджмента (бизнес-операций) Философия «Шесть сигм» основана на том, что существует прямая корреляция между числом дефектов продукции, увеличением производственных затрат и уровнем удовлетворенности потребителей. Шестисигмовая статистика оценивает способность процесса выполнять бездефектную работу. При подходе «Шесть сигм» общим показателем является число дефектов на единицу любой продукции, включая все стадии её производства – от поставки сырья и материалов, изготовления деталей, сборки продукции и её кодирования до заполнения финансовых бланков.

Основы методологии «6 сигм» Методология «6 сигм» основана на научных аналитических методах, используемых для совершенствования бизнеса: бенчмаркинг, который помогает определить, что и в какой степени улучшить; проверке гипотез, выявляющих, каковы различия между результатами работы разных людей, процессов или предприятий; дисперсионном и регрессионном анализах, определяющих источники вариаций и оценивающих вклады отдельных факторов в наблюдаемый разброс между контролируемыми параметрами и требуемыми значениями; методах планирования экспериментов и статистического управления процессами, которые используются для поиска оптимального решения и способа его внедрения, исключающего повторное возникновение проблем.

История методологии «Six Sigma» Среди самых новомодных течений, возникших в последние десятилетия XX- века, методология 6 является самым популярным.

История методологии «Six Sigma» Концепцию предложил старший инженер подразделения средств связи компании Motorola Билл Смит. Причины: жалобы торговых агентов на местах, сообщавших об участившихся случаях предъявления претензий по гарантийным обязательствам. Смит создал новый подход к стандартизации методов учета дефектов. В идеале производство, организованное с учетом методологии «Шесть сигм», должно было выпускать продукты, практически не имеющие изъянов.

История методологии «Six Sigma» Концепция 6 фирмы GE (General Electric): это видение (мечта, vision) качества, равного всего лишь 3,4 дефекта на миллион возможностей для любой продукции или услуги.

Что такое «6 сигм» со статистической точки зрения? В методе «шесть сигм» ( Six Sigma), направленном на улучшение процессов, широко используются статистические данные (см. п.8.1 стандарта ISO 9001:2008) Проекты «шесть сигм» ориентированы на определение основных переменных, связанных с определенным процессом и с последующим его улучшением и устранением вариативности.

Что такое «6 сигм» со статистической точки зрения? Все процессы функционируют в соответствии с законом нормального распределения, которое характеризуется своей средней (центр распределения) и своей сигмой (представляющей СКО распределения), где 99,74% данных оказываются в диапазоне «трех сигм» со знаком плюс или со знаком минус. Цель компании – осуществлять все процессы так, чтобы для любых параметров любого процесса индекс воспроизводимости C p >= 2,0

Что такое «6 сигм» со статистической точки зрения? На рисунке этому условию отвечает центральная кривая, для которой Cp = 2,0, если верхняя и нижняя границы допуска находятся на расстоянии ± 6 от центра этой кривой (это как раз то определение, с которого мы начали обсуждение).

Комментарий к графической иллюстрации (см. следующий слайд) Кривая нормального распределения является аппроксимацией модели «Шесть сигма». По горизонтальной оси Х откладывают значение среднеквадратического отклонения, обозначаемого греческой буквой σ, которое показывает расстояние от математического ожидания µ до точки перегиба кривой. Величина разброса значений кривой находится в прямой зависимости от значения среднеквадратического отклонения σ. На графике красным цветом обозначена кривая со значениями µ = 0, σ = 1, кривые, имеющие другие значения σ и µ, выделены линиями другого цвета. График следует понимать следующим образом: изделие, отвечающее техническим (или иным) требованиям, занимает на оси Ох (горизонтальная ось) положение в 0 (нуле). Если оно лучше, чем требуется правее нуля, хуже - левее. Бывают случаи, когда и отклонение в большую сторону - недостаток изделия. Чем больше во всем количестве выпущенных товаров (выпуске) единиц, точно удовлетворяющих тех. требованиям, тем выше кривая в нуле. Синий график - наибольшее кол-во единиц товара точно "вписалась" в тех требования (высокий в нуле). Желтый - относительно малая (низкий в нуле). Зеленый график большая часть единиц выпуска не соответствует тех требованиям.

Графическая иллюстрация

Процесс «Six Sigma» Сигма процесс – это число раз, которое стандартное отклонение процесса укладывается в интервал между средним значением и ближайшей границей поля допуска, установленной исходя из приемлемой для потребителей вариации. Процесс «шести сигм» - это такой процесс, где между средним значением распределения и техническими требованиями заказчика находятся шесть единиц среднего квадратичного отклонения (СКО). Использование сигмы в качестве универсальной метрики любых процессов позволяет сравнивать уровни качества самых разнообразных изделий, услуг и процессов.

Уровень сигм и качество процесса , 46 Число дефектов на миллион возможностей Уровень сигм

Уровень сигм и качество процесса Текущий уровень конкурентоспособности показателей бизнеса лежит в диапазоне от 3 до 4 сигм. Многие компании действуют ниже этого уровня. Шкала сигм экспоненциальная, если перейти к числу дефектов на миллион возможностей (DPMO – defects per million opportunities)

На чем основана концепция "шесть сигм«? Среди ключевых условий успеха в этой программе действий «6 сигм» с самого начала рассматривались такие важнейшие аспекты современного менеджмента, как лидерство (включающее в себя инициативу сверху), приверженность данному подходу и активное участие в нем, ясность и согласованность целей, "прорывное" мышление, проектный стиль жизни, командная работа, обучение, поддержка успешных действий и достижений.

Внедрение концепции «шесть сигм» В ходе внедрения данного подхода были найдены нетривиальные способы мотивации персонала – награждение обучившихся применению концепции "шесть сигм" поясами разного цвета, как в модном в те годы каратэ. Возникла так называемая Академия "Шесть сигм", где специалисты различных организаций проходили обучение, по окончании которого получали звание "Черный пояс шести сигм". Чтобы "подсластить пилюлю", весьма кстати оказалась игра в разноцветные пояса (не только черный – для настоящих мастеров своего дела, но и зеленый – для людей, менее искушенных, и желтый – для тех, кто просто получил общее представление о подходе), награждения, звания и прочие аксессуары, роль которых часто недооценивается.

Базовые элементы методологии «Шесть сигм» Цикл Шухарта – Деминга (PDCA): (см. п.02 стандарта ISO 9001:2000) Первый этап «Планируй» – включал формулировки целей и задач, выявление ключевых параметров для достижения успеха, план совершенствования, выбор проекта и создание команды. Второй этап «Делай» - включал обучение и тренировку, плюс внедрение. Третий этап «Проверяй» - предусматривал измерение улучшений, оценку эффективности и анализ и пересмотр проектов. Четвёртый этап «Воздействуй» - предполагал корректировку внедрения, непрерывность совершенствования, стандартизацию, изучение потребителей, бенчмаркинг, перепроектирование.

Базовые элементы методологии «Шесть сигм» В рамках методологии «Шесть сигм» цикл Шухарта-Деминга (PDCA) трансформировался в цикл MAIC: Measure (Измеряй) Analyze (Анализируй) Improve (Улучшай) Control (Управляй)

ГОСТ Р ИСО Управление оборудованием для мониторинга и измерений Организация должна определить мониторинг и измерения, которые предстоит осуществлять, а также оборудование для мониторинга и измерения, необходимое для обеспечения свидетельства соответствия продукции установленным требованиям. Организация должна установить процессы для обеспечения того, чтобы мониторинг и измерения могли быть выполнены и в действительности были выполнены в соответствии с требованиями к ним. Примечание: Требования раздела 7.6 применяют наряду с метрологическими правилами и нормами, имеющими обязательную силу на территории Российской Федерации, которые содержатся в нормативных документах по обеспечению единства измерений, утверждаемых Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений».

Федеральный Закон 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»

Закон РФ 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» Раздел 1. Общие положения Раздел 2. Требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений Раздел 3. Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений Раздел 4. Калибровка средств измерений Раздел 5. Аккредитация в области обеспечения единства измерений Раздел 6. Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений Раздел 7. Организационные основы обеспечения единства измерений Раздел 8. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений Раздел 9. Финансирование в области обеспечения единства измерений Раздел 10. Заключительные положения

Практическая реализация требований подраздела 7.6 стандарта ГОСТ Р ИСО Организация должна определить мониторинг и измерения, которые предстоит осуществлять Измерения, которые должны быть произведены в ходе операционного контроля продукции и в ходе приемо-сдаточных испытаний могут быть изложены в следующих документах: спецификациях на продукцию; технических условиях на продукцию; Государственных регламентах; Национальных стандартах Российской Федерации; Межгосударственных стандартах; Государственных стандартах Союза ССР; стандартах организации; технологических инструкциях.

Практическая реализация требований подраздела 7.6 стандарта ГОСТ Р ИСО Организация должна определить оборудование для мониторинга и измерения, необходимые для обеспечения свидетельства соответствия продукции установленным требованиям (см.п.7.2.1) Исходя из требований потребителя, изложенных в выше перечисленных документах следует выбрать оборудование для мониторинга и измерений, которые необходимы для обеспечения свидетельства соответствия продукции установленным требованиям (см.п.7.2.1) В Организации должны быть выбраны конкретные средства измерений, эталоны, стандартные образцы, вспомогательная аппаратура и, при необходимости, программные средства, необходимые для проведения конкретной операции измерения и обработки результатов измерений. …… Должна быть разработана и утверждена методика выполнения измерений, гарантирующая выполнение измерений параметров качества продукции с погрешностью, не выходящей за пределы допускаемой.

Практическая реализация требований подраздела 7.6 стандарта ГОСТ Р ИСО Организация должна разработать процессы, выходом которых должно быть подтверждение того, что способ мониторинга и измерений совместим с требованиями к мониторингу и измерениям. На предприятии должна быть разработана совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которая подтверждает, что существующие мониторинг и измерения соответствуют требованиям к ним Конкретные виды деятельности, которые могут обеспечивать выполнение данных требований и их взаимосвязи зависят от вида деятельности, характера выпускаемой продукции, размера и финансового положения предприятия В общем случае Организация должна обеспечить наличие процессов или видов деятельности, которые составят процесс подтверждения того, что существующие мониторинг и измерения соответствуют требованиям к ним. Рекомендация по представлению видов деятельности, составляющих данный процесс представлена на рис. 1.

Практическая реализация требований подраздела 7.6 стандарта ГОСТ Р ИСО Организация должна обеспечить, чтобы измерительное оборудование было калибровано или поверено Основным условием управляемости деятельности, связанной с обеспечением поверочных/калибровочных работ является наличие перечня средств измерений и/или графика поверки и калибровки средств измерений Перечень средств измерений может быть совмещен с графиком поверки/калибровки средств измерений. …… В организации должен быть определен ответственный сотрудник за организацию и транспортировку средств измерений к местам поверки, калибровки или ремонта Ответственный сотрудник должен знать следующее: методы подготовки средств измерений к поверке /калибровке; в какой комплектации следует отправлять средства измерений в поверку/калибровку, включая сопроводительную документацию; ……

Практическая реализация требований подраздела 7.6 стандарта ГОСТ Р ИСО Организация должна обеспечить, чтобы калибровка или поверка происходила через установленные периоды или перед его применением Периодичность поверки как правило указана в эксплуатационной документации на средства измерений и указывается в свидетельствах о поверке в виде записи до какой даты средство измерений является метрологически пригодным Сроки пригодности средств измерений после калибровки не всегда указывается в сертификатах о калибровке В случае, если сроки пригодности средства измерений не указаны в сертификате о калибровке, следует установит периодичность калибровки исходя из сведений в эксплуатационной документации или воспользоваться общепринятыми сроками периодичности Периодичность поверки/калибровки средства измерений проставляется в графике поверки/калибровки в отдельной графе.

Практическая реализация требований подраздела 7.6 стандарта ГОСТ Р ИСО Организация должна обеспечить свидетельства того, что калибровка и поверка происходит по образцовым эталонам, передающим размеры единиц в сравнении с международными или национальными эталонами Наименование и основные метрологические характеристики эталонов, передающих размеры физических величин поверяемым/калибруемым средствам измерений, (поверяющие/калибрующие организации указывают в свидетельстве о поверке/сертификате о калибровке) В ходе заключения договоров на оказание услуг по поверке/калибровке, следует указать в договоре требование о наличии в свидетельстве о поверке/ сертификате о калибровке информации об эталоне, по которому проводились работы В ходе контроля полноты и правильности заполнения свидетельств о поверке/сертификатов о калибровке согласно пп (настоящей презентации), следует проверять, выполняется ли требование по указанию эталона, по которому проводились поверочные/калибровочные работы.

Практическая реализация требований подраздела 7.6 стандарта ГОСТ Р ИСО При отсутствии образцовых эталонов, передающих размеры единиц в сравнении с международными или национальными эталонами база, использованная для калибровки или поверки, должна быть зарегистрирована (см.п.4.2.4) Регистрация эталонных средств измерений, применяемых при калибровке В ряде случаев, связанных с особенностями продукции или процессов, а также с особенностями применения средств измерений, калибровка средств измерений должна проводиться с применением, так называемых, нестандартизованных эталонных средств измерений. ……

Практическая реализация требований подраздела 7.6 стандарта ГОСТ Р ИСО Организация должна определить, требуется ли регулировка измерительного оборудования в ходе проведения работ по измерениям Для реализации данного требования и ряда требований, изложенных ниже требуется создать следующие управляемые условия: должна быть создана и управляться согласно требованиям, изложенным в ISO 9001:2008 база эксплуатационной документации на средства измерений и вспомогательную аппаратуру; при отсутствии эксплуатационной документации на средства измерений и вспомогательную аппаратуру, следует ее приобрести или разработать своими силами, руководствуясь ГОСТ

Практическая реализация требований подраздела 7.6 стандарта ГОСТ Р ИСО Организация должна установить методику регулировки измерительного оборудования Руководствуясь информацией, полученной при выполнении подраздела 4.1 следует разработать методику регулировки средств измерений В методике регулировки должно быть указано следующее: периодичность регулировки; схема расположения регулировочных элементов; инструмент, необходимый для осуществления регулировочных операций; эталон, по которому проводить регулировку, при необходимости; записи по результатам регулировки, при необходимости; ответственного за осуществление операции регулировки ……

Термины квалитологии КВАЛИТОЛОГИЯ - наука о качестве ("gualitas" - лат.-"качество" (квалитет)); КВАЛИМЕТРИЯ - отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества ("gualis" - лат.-" какой по качеству " (квали)); МЕТРОЛОГИЯ - отрасль науки, изучающая и реализующая методы измерения качества "metro" - греч.-"мера" (метро))

Квалитология как наука Квалитология Теория качества Квалиметрия Общая Специальная Предметная Метрология Обеспечение единства измерений Обеспечение точности измерений Теория управления качеством Анализ качества Обеспечение качества Повышение качества

Метрологическое обеспечение Реализуется на основе установления правил норм Реализуется на основе применения технических средств

Стандарты ГСОЕИ ГОСТ РВ Государственная система обеспечения единства измерений. Средства измерений военного назначения. Испытания и утверждение типа ГОСТ Р Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений ГОСТ Р Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения ГОСТ РВ Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение испытаний вооружения и военной техники. Основные положения ГОСТ РВ Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическая экспертиза образцов вооружения и военной техники. Организация и порядок проведения

ГОСТ Р Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений

ГОСТ Р ИСО Понятия, относящиеся к характеристикам (3.5)

Понятия, относящиеся к обеспечению качества процессов измерения (3.10)

Стандарты ISO серии ISO 10002:2004Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях ГОСТ Р ИСО ISO 10005:2005Менеджмент организации.Руководящие указания по планированию качества ГОСТ Р ИСО ISO 10006:2003Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании ГОСТ Р ИСО ISO 10012:2003Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию ГОСТ Р ИСО

Модель системы управления измерениями по ISO 10012:2003 (ГОСТ Р ИСО )

Перечень вопросов (чек-лист) для проверки выполнения требований п. 7.6 ISO 9001:2008 «Управление устройствами для мониторинга и измерений» при аудите п.п. Требования по управлению устройствами для мониторинга и измерений (п. 7.6 ISO 9001:2008) Вопросы для аудита 1Организация должна установить параметры продукции, которые подвергаются контролю и измерениям для подтверждения соответствия продукции заданным требованиям Каким образом в организации устанавливаются параметры, подвергаемые контролю и измерениям для подтверждения соответствия продукции заданным требованиям? 2Организация должна назначить контрольное и измерительное оборудование, обеспечивающее достоверные результаты контроля и измерений Каким образом назначается контрольное и измерительное оборудование, чтобы обеспечить достоверные результаты контроля и измерений? 3Организация должна разработать процессы контроля и измерений с правильным выбором средств измерений и контроля каждого необходимого параметра, чтобы удостовериться, что контроль и измерения осуществляются способом, обеспечивающим заданную точность Разработала ли организация процессы, чтобы удостовериться в том, что контроль и измерения осуществляются способом, обеспечивающим заданную точность?

Перечень вопросов (чек-лист) для проверки выполнения требований п. 7.6 ISO 9001:2008 «Управление устройствами для мониторинга и измерений» при аудите п.п. Требования по управлению устройствами для мониторинга и измерений (п. 7.6 ISO 9001:2008) Вопросы для аудита 4Измерительное оборудование должно быть поверено или калибровано перед допуском к применению и периодически в процессе применения через установленные промежутки времени. Записи результатов поверки (калибровки) должны поддерживаться в рабочем состоянии Проводится ли поверка (калибровка) измерительного оборудования перед допуском к применению и периодически в процессе применения через установленные промежутки времени? Каким образом оформляются и peгистрируются результаты поверки (калибровки)? 5При поверке (калибровке) измерительного оборудования должны применяться эталоны, передающие размеры единиц в сравнении с национальными или международными эталонами единиц величин Проводится ли поверка (калибровка) измерительного оборудования по эталонам, передающим размер единиц в сравнении с национальными или международными эталонами? 6Измерительное оборудование должно быть идентифицировано с целью установления статуса поверки иди калибровки Осуществляется ли идентификация измерительного оборудования с целью установления статуса поверки или калибровки?

Перечень вопросов (чек-лист) для проверки выполнения требований п. 7.6 ISO 9001:2008 «Управление устройствами для мониторинга и измерений» при аудите п.п. Требования по управлению устройствами для мониторинга и измерений (п. 7.6 ISO 9001:2008) Вопросы для аудита 7Измерительное оборудование должно подвергаться регулировке (юстировке), техническому обслуживанию и ремонту по мере необходимости Осуществляется ли регулировка (юстировка), техническое обслуживание и ремонт измерительного оборудования по мере необходимости? 8Измерительное оборудование должно быть защищено от повреждений и ухудшения состояния в процессе применения, технического обслуживания и хранения Защищено ли измерительное оборудование от повреждений и ухудшения состояния в процессе его применения, технического обслуживания, а также хранения? 9Измерительное оборудование должно быть защищено от несанкционированных регулировок, которые сделали бы недействительными результаты измерений Защищено ли измерительное оборудование от несанкционированных регулировок, которые сделали бы недействительными результаты измерений?

Перечень вопросов (чек-лист) для проверки выполнения требований п. 7.6 ISO 9001:2008 «Управление устройствами для мониторинга и измерений» при аудите п.п. Требования по управлению устройствами для мониторинга и измерений (п. 7.6 ISO 9001:2008) Вопросы для аудита 1010Если обнаружено, что измерительное оборудование не соответствует установленным требованиям, организация должна оценить результаты предыдущих измерений и принять соответствующие действия в отношении измерительного оборудования и продукции, проконтролированной несоответствующим оборудованием Какие действия предпринимаются в отношении измерительного оборудования, а также в отношении продукции, если обнаружится, что контроль продукции произведен непригодным или с истекшим сроком поверки (калибровки)оборудованием? 11Если при контроле и измерениях установленных параметров продукции используются компьютерные программы, то способность их применяться по назначению должна быть подтверждена. Это должно быть осуществлено до начала применения и повторно по мере необходимости Если при контроле и измерениях установленных параметров продукции используются компьютерные программы, то каким образом подтверждается их способность применяться по назначению до начала их применения и периодически в процессе применения?

Квалиметрия в СМК Квалиметрия Общая Система понятий Теория оценивания Аксиоматика Теория шкалирования Специальная Экспертная Вероятностно- статистическая Квалиметрическая таксономия Индексная Предметная Квалиметрия процессов Квалиметрия продукции и техники Квалиметрия решений и проектов Квалиметрия персонала ……

Базовые элементы методологии «Шесть сигм» В последнее время наблюдается тенденция к дополнению цикла MAIC рядом стадий. Наиболее часто встречается вариант DMAIC - в начале цикла добавляется стадия Define (Определяй). Руководители Академии 6 Харри и Шредер считают, что эта программа состоит из восьми ступеней: Recognize (Осознай) DMAIC (Определяй-Измеряй-Анализируй-Улучшай- Управляй) Standardize (Стандартизируй) Integrate (Интегрируй)

Постоянное улучшение сквозь призму цикла PDCA См. Адлер Ю.П., Хунузиди Е.И., Шпер В.Л. Методы постоянного совершенствования сквозь призму цикла Шухарта-Деминга // Методы менеджмента качества С

Базовые элементы методологии «Шесть сигм» Цикл Шухарта- Деминга (PDCA) Цикл MAIC Цикл DMAIC 6 Цикл Академии 6 Integrate (Интегрируй) Standardize (Стандартизируй) Управляй Control (Управляй) Воздействуй Улучшай Improve (Улучшай) Проверяй Анализируй Analyze (Анализируй) Делай Измеряй Measure (Измеряй) Планируй Определяй Define (Определяй) Recognize (Осознай)

Базовые элементы методологии «Шесть сигм» Цикл Шухарта- Деминга (PDCA) Цикл MAIC Цикл DMAIC Цикл DMADV Verify (Проверяй ) Управляй Control (Управляй) Воздействуй Design (Разработай) Улучшай Improve (Улучшай) Проверяй Анализируй Analyze (Анализируй) Делай Измеряй Measure (Измеряй) Планируй Определяй Define (Определяй)

Инструменты методологии «Шесть сигм» DопределяйМ измеряйА анализируйI улучшайС управляй QFD «Голос потребителя»; Анализ Кано; Картирование процесса; Финансовый анализ; Расстановка приоритетов Контрольные карты; Диаграммы Парето; Гистограммы; Оценка эффективности цикла процесса; План сбора данных Диаграммы Парето; Диаграммы Исикавы; FMEA; Определение непроизводитель ных затрат; Идентификация «ловушек времени»; Оценка ограничений FMEA Кайдзэн Покэ-ёка Обоснование размера партии 5S Гипотетическое тестирование Матрица выбора решений Контрольные карты; Покэ-ёка; Визуальный контроль процесса; План обучения; План стандартизации; План информирования

Маршрут к «Шести сигм» Маршрут к «Шести сигм» - это пять шагов к организации ХХI в. по «маршрутной карте»: Идентификация ключевых процессов потребителей; Определение потребительских запросов; Измерение текущих результатов; Расстановка приоритетов, анализ и внедрение усовершенствований; Расширение и интеграция системы «Шесть сигм»

Маршрут к «Шести сигм»: шаг 1 Задачи Дать четкий общий план происходящего, понять наиболее критические межфункциональные процессы фирмы и их взаимосвязь с внешними потребителями Конечный продукт Карта с ответами на 3 вопроса: Какие процессы в фирме являются основными? Какие товары (услуги) мы предоставляем клиентам? Как протекают процессы в фирме?

Маршрут к «Шести сигм»: шаг 2 Задачи Установить стандарты результатов деятельности, чтобы обеспечить их при измерении эффективности процессов. Разработать стратегии непрерывного сбора данных Конечный продукт Описание факторов, определяющих степень удовлетворенности потребителей с разбивкой на 2 категории: Требования к продукции; Требования к обслуживанию.

Маршрут к «Шести сигм»: шаг 3 Задачи Точно оценить результаты каждого из процессов относительно количественно выраженных запросов клиента и установить систему измерения характеристик ключевых продуктов и услуг. Конечный продукт Исходные показатели – прошлые результаты; Потенциальные показатели - возможность достижения требований клиента; Система измерений – новые методы и ресурсы измерения реальных показателей

Маршрут к «Шести сигм»: шаг 4 Задачи Выявить усовершенствования и разработать решения с опорой на анализ фактов Эффективно внедрить новые решения и получить измеримые устойчивые результаты (выгоды) Конечный продукт Перечень приоритетных участков с ТЭО; Перечень предполагаемых усовершенствований; Новые виды деятельности или рабочие потоки (стратегия проектирования/ модернизации) процесса.

Маршрут к «Шести сигм»: шаг 5 Задачи Ввести в постоянную практику стили работы, способствующие поддержанию высоких результатов и обеспечивающие непрерывное обновление продуктов, услуг, процессов, процедур. Конечный продукт Механизмы контроля - измерение и мониторинг; Механизмы управления - многофункциональный контроль над вспомогательными процессами; Организация с культурой «Шесть сигм» - непрерывное самообновление

Заключение Внедрение методологии «Шесть сигм» требует кардинального пересмотра принятых в организации подходов к бизнесу и сопровождается заметными изменениями корпоративной культуры. Упор делается на непрерывное совершенствование, измерение работы, менеджмент, основанный на фактах, и учет результатов. При внедрении «Шести сигм» организация вынуждена изменить стиль менеджмента. Применение процедур DMAIC и DMADV позволяет перевести субъективные оценки руководства в разряд гипотез, проверяемых статистическими методами.

Приложение Р / Рекомендации. Самооценка деятельности организации на соответствие критериям премий Правительства Российской Федерации в области качества

Определение термина «самооценка» ГОСТ Р ИСО Оценивание систем менеджмента качества Самооценка Самооценка организации представляет собой всесторонний и систематический анализ деятельности организации и результатов в сравнении с системой менеджмента качества или моделью совершенства*. Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и уровне развития системы менеджмента качества, а также помогает определить области, нуждающиеся в улучшении, и приоритеты. *Наиболее широко признаваемыми и применяемыми являются модели национальных и региональных премий по качеству, считающиеся также моделями совершенства организаций.

Высокая точность Низкая точность Формуляр Имитация участия в конкурсе Незначительные корректировки системы менеджмента Глобальные перемены в системе менеджмента Открытый вопросник Матриц а Экспресс- самооценка Закрытый вопросник Результативность применения различных методов в зависимости от целей самооценки организации

МОДЕЛЬ ПРЕМИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА (2012г.) Политика и стратегия организации в области качества 100 баллов (10 %) Удовлетворенность потребителей качеством продукции или услуг 150 баллов (15 %) Удовлетворенность персонала 100 баллов (10 %) Результаты работы организации 150 баллов (15 %) РЕЗУЛЬТАТЫ 500 баллов (50 %) Влияние организации на общество 100 баллов (10 %) Партнерство и ресурсы 100 баллов (10 %) ВОЗМОЖНОСТИ 500 баллов (50 %) Процессы, осуществляемые организацией 100 баллов (10 %) Лидирующая роль руководства 100 баллов (10%) Персонал 100 баллов (10 %)

Методика RADAR Методика RADAR базируется на балльной оценке четырех основных составляющих деятельности организации: Результаты (Results), Подход (Approach), Развертывание (Deployment), Оценка и Анализ (Assessment and Review) и отражает логику действий организации.

Категории методики RADAR Составляющие деятельности организации Результаты (Results) Подход (Approach) Развертыва ние (Deployment) Оценка и анализ (Assessment and Review) Аспекты балльной оценки (действия) Применимость (pertinence) ОбоснованВнедренИзмерение Тенденции (trends) ИнтегрированВнедрен системно Изучение Целевые показатели (targets ) Улучшение Сравнение (comparisons) Причины (cause)

Проформа (для критериев группы «Результаты») Субкритерий _________________________(6а, 6b … 9b - всего 8 оценочных листов) РезультатыПроблемы / Комментарии Полученные результаты: -удовлетворяют все заинтересованные стороны? -отражают все используемые подходы? -основаны на количественных и качественных показателях? -показывают положительные тенденции или устойчивую динамику процессов? -отражают достижение поставленных целей? -представлены в сравнении с другими организациями? -отражают причинно-следственные связи с подходами? -включают измерения текущих и прогнозируемых показателей? -дают целостную картину? Сильные стороны Области для улучшения Предложения по улучшению 1. ……

Категории методики RADAR Составляющие деятельности организации Результаты (Results) Подход (Approach) Развертыва ние (Deployment) Оценка и анализ (Assessment and Review) Аспекты балльной оценки (действия) Применимость (pertinence) Обоснован (sound ) ВнедренИзмерение Тенденции (trends) Интегрирован (integrated) Внедрен системно Изучение Целевые показатели (targets ) Улучшение Сравнение (comparisons) Причины (cause)

Проформа (для критериев группы «Возможности») Субкритерий___________________(1а, 1b … 5d, 5е - всего 24 оценочных листа ) ПодходВнедрениеОценка и ПересмотрПроблемы / Комментарии Применяемый подход… -обоснован? -сфокусирован на нуждах заинтересованных сторон? -связан с политикой и стратегией? -связан с другими подходами? -устойчивый? -инновационный? -гибкий? -измеримый? Подход внедряется… -во всех возможных областях? -с использованием всего имеющегося потенциала / возможностей? -с достижением планируемых улучшений? -систематически? -понятно и с одобрения всех заинтересованных сторон? -контролируется и измеряется? Подход и его внедрение… -регулярно измеряются на предмет эффективности? -обеспечивают возможности обучения? -сравниваются с другими организациями (бенчмаркинг)? -улучшаются на основе результатов изучения и измерения? Сильные стороны Области для улучшения Предложения по улучшению

Категории методики RADAR Составляющие деятельности организации Результаты (Results) Подход (Approach) Развертыва ние (Deployment) Оценка и анализ (Assessment and Review) Аспекты балльной оценки (действия) Применимость (pertinence) Обоснован (sound ) Внедрен (implemented ) Измерение Тенденции (trends) Интегрирован (integrated) Внедрен системно (systematic) Изучение Целевые показатели (targets ) Улучшение Сравнение (comparisons) Причины (cause)

Проформа (для критериев группы «Возможности») Субкритерий___________________(1а, 1b … 5d, 5е - всего 24 оценочных листа ) ПодходВнедрениеОценка и ПересмотрПроблемы / Комментарии Применяемый подход… -обоснован? -сфокусирован на нуждах заинтересованных сторон? -связан с политикой и стратегией? -связан с другими подходами? -устойчивый? -инновационный? -гибкий? -измеримый? Подход внедряется… -во всех возможных областях? -с использованием всего имеющегося потенциала / возможностей? -с достижением планируемых улучшений? -систематически? -понятно и с одобрения всех заинтересованных сторон? -контролируется и измеряется? Подход и его внедрение… -регулярно измеряются на предмет эффективности? -обеспечивают возможности обучения? -сравниваются с другими организациями (бенчмаркинг)? -улучшаются на основе результатов изучения и измерения? Сильные стороны Области для улучшения Предложения по улучшению

Категории методики RADAR Составляющие деятельности организации Результаты (Results) Подход (Approach) Развертыва ние (Deployment) Оценка и анализ (Assessment and Review) Аспекты балльной оценки (действия) Применимость (pertinence) Обоснован (sound ) Внедрен (implemented ) Измерение (measurement) Тенденции (trends) Интегрирован (integrated) Внедрен системно (systematic) Изучение (learning) Целевые показатели (targets ) Улучшение (improvement) Сравнение (comparisons) Причины (cause)

Проформа (для критериев группы «Возможности») Субкритерий___________________(1а, 1b … 5d, 5е - всего 24 оценочных листа ) ПодходВнедрениеОценка и ПересмотрПроблемы / Комментарии Применяемый подход… -обоснован? -сфокусирован на нуждах заинтересованных сторон? -связан с политикой и стратегией? -связан с другими подходами? -устойчивый? -инновационный? -гибкий? -измеримый? Подход внедряется… -во всех возможных областях? -с использованием всего имеющегося потенциала / возможностей? -с достижением планируемых улучшений? -систематически? -понятно и с одобрения всех заинтересованных сторон? -контролируется и измеряется? Подход и его внедрение… -регулярно измеряются на предмет эффективности? -обеспечивают возможности обучения? -сравниваются с другими организациями (бенчмаркинг)? -улучшаются на основе результатов изучения и измерения? Сильные стороны Области для улучшения Предложения по улучшению

Список литературы 1.Панде П., Холп Л.Что такое «шесть сигм»? Революционный метод управления качеством. - М.: Альпина Бизнес Букс, с. 2. «Шесть сигм» и ИСО 9001:2000. Соперники или партнеры? // ИСО 9000+ИСО С Адлер Ю.П., Шпер В.П. «Шесть сигм»: ещё одна дорога, ведущая к храму // Методы менеджмента качества , 10.- С Принципы «Шесть сигм». Сборник статей. Перевод с англ. – Н.Новгород: СМЦ «Приоритет», с. 5.Ватсон Г. Методология «Шесть сигм» для лидеров… / Пер.с англ. А.Л.Раскина.- М.: РИА «Стандарты и качество», с. 6.Кузьмин А.М. «Шесть сигм» // Методы менеджмента качества

Список литературы (продолжение) 7.Заславский А.Е. Управление качеством услуг информационных технологий // Качество. Инновации. Образование. – С Ефимов В.В.Улучшение качества проектов и процессов.- Ульяновск: УлГТУ, с. 9. Андерсен Бьёрн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. – М.: РИА «Стандарты и качество», с. 10.Рамперсанд Х., Эль-Хомси. TPS-Lean Six Sigma Новый подход к созданию высокоэффективной компании / Пер. с англ. ООО «Переводим».- М.: РИА «Стандарты и качество», с.

Список литературы (продолжение) 11.Модель делового совершенства EFQM // Европейское качество С Маслов Д.В. и др. Полезная модель EFQM: профилактика системы управления // Методы менеджмента качества С Маслов Д.В. От качества к совершенству. Полезная модель EFQM.- М.: РИА «Стандарты и качество», с. 14.Щукин О.С.Самооценка в малом бизнесе // Методы менеджмента качества С Конти Т. Самооценка в организации: Пер. с англ. – М.: РИА «Стандарты и качество», с.

Спасибо за внимание! Тел./факс: (8162) v