« Стратегия развития системы образования: цели и институты » А.И.Адамский, научный руководитель АНО Институт проблем образовательной политики «Эврика»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегия развития системы образования: цели и институты А.И.Адамский, научный руководитель Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Advertisements

« Стратегия развития системы образования: цели и институты » А.И.Адамский, научный руководитель АНО Институт проблем образовательной политики «Эврика»
« Стратегия развития системы образования: цели, институты, электронная среда » А.И.Адамский, научный руководитель АНО Институт проблем образовательной.
Северо-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области Окружная конференция педагогических работников «Формирование ИКТ – компетентности.
«Стратегии развития региональной системы образования» Адамский А.И., научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» Республика.
Адамский А. И., научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Модернизация образования : неопределенность результатов 1.
Финансово-экономические модели обеспечения достижения эффектов модернизации Шадрина Н.М., заместитель директора института проблем образовательной политики.
«Основные направления деятельности ФИП: новые экономические механизмы развития образования» Н.М. Шадрина эксперт ИПОП «Эврика» Н.М.Шадрина Эксперт ИПОП.
«Модернизация финансово- экономических механизмов введения ФГОС НОО» Н.М. Шадрина, Заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики.
Тенденции инновационного развития: проблематика и перспективы А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»
Современное представление о результатах образования Часть 1 А.И.Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ КАК СПОСОБ ВЛИЯНИЯ НА КАЧЕСТВО УСЛУГ Н. М. Шадрина, Заместитель директора АНО « Институт проблем образовательной политики « Эврика.
«Развитие самостоятельности школ как способ комплексной реализации проекта» Н.М.Шадрина Заместитель директора АНО «Эврика»
Модель реализации эффективного контракта в образовательных организациях дошкольного и общего образования Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО.
Финансово-экономические условия реализации ФГОС А.И Адамский, ректор ИПОП «Эврика», ноябрь 2010.
ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ МРСО ПО ВСЕМ ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ ШАДРИНА Н.М. ИПОП «ЭВРИКА»
«Современные финансово- экономические механизмы реализации ФГОС» Н.М. Шадрина, Заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Финансово-экономические механизмы реализации приоритетных структурных преобразований в общем и дополнительном образовании детей (2 часть) Шадрина Н.М.,
Современные финансово- экономические механизмы реализации ФГОС Р.В. Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика»
Показатели необходимости развития рынка дошкольных образовательных услуг на территории МО «город Оренбург» Муниципальные ДОУ (99,2%) Негосударственный.
Транксрипт:

« Стратегия развития системы образования: цели и институты » А.И.Адамский, научный руководитель АНО Институт проблем образовательной политики «Эврика» Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И., Институт проблем образовательной политики «Эврика»

Цели модернизации образования – вне системы образования «Все общества сталкиваются с проблемой выживания перед лицом неопределенности, бесконечного ряда новых вызовов, дилемм и кризисов. Источники этих вызовов бывают различными: изменения относительных цен, макроэкономические кризисы, этнические конфликты, гражданские войны, технологические изменения и защита от конфликтов с другими странами». «Насилие и социальные порядки», (Дуглас Норт, Джон Уоллис, Барри Вайнгаст)Дуглас НортДжон Уоллис Барри Вайнгаст 2

Технологические уклады (Н.Кондратьев) и педагогика Известно пять технологических укладов (волн). Первая волна ( гг.) - новые технологии в текстильной промышленности, использование энергии воды. Вторая волна ( гг.) – строительство железных дорог, паровое судоходство, возникновение механического производства на основе парового двигателя. Третья волна ( гг.) - использование в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе использования стального проката, новых открытий в области химии. Радиосвязь, телеграф, автомобили. Какой тип образования соответствовал, поддерживал и развивал эти уклады? Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И.,

Технологические уклады и педагогика Четвертая волна ( гг.) - развитие энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Массовые производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Компьютеры, радары. Атом используется в военных и затем в мирных целях. Пятая волна ( гг.) - микроэлектроника, информатика, биотехнология, генная инженерия, новые виды энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И.,

Пятый уклад Индивидуализация производства и потребления, преобладание экологических ограничений на энерго- и материало- потребление на основе автоматизации производства, размещение производства и населения в малых городах на основе новых транспортных и телекоммуникационных технологий и др. Насколько характеристики технологических укладов коррелируют с направлениями модернизации образования? Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И.,

Образовательные и технологические инновации Коррелируют ли между собой образовательные и технологические инновации? Индустрия быстрого прототипирования – 3D принтеры Архитекторы уже создают образ новой жизни города, в котором напечатать можно будет все: от женских украшений до целых кварталов. Возможность печатать изделия прямо дома или в соседнем офисе изменяет саму культуру владения и избавит от необходимости в накоплении вещей. В конечном счете, может сформироваться экономическая и окружающая среда, которая будет действовать подобно природной биосфере когда устаревший объект будет тут же переработан с учетом новых требований. Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И.,

Институциональная образовательная политика Образовательная политика может быть двух видов: культивирование прецедентов и развитие институтов. Культивирование прецедентов: воспроизведение лучших образцов деятельности, их пропаганда, подвижничество и возвеличивание звезд. Богатая история подвигов и свершений и ничтожный системный эффект: Дьюи, Френе, Штайнер, Блонский, Шацкий, Макаренко, Нил, Игорь Иванов, Олег Газман, Виктор Шаталов, Шалва Амонашвили, Софья Лысенкова. Особняком стоит Мария Монтессори, которой удалось пробить институциональную брешь. Самым ярким примером является гениальный Михаил Щетинин. 7

Институциональная образовательная политика Переводятся ли прецеденты в институциональную норму? Порождает ли норма прорывные прецеденты? Гипотеза в том, что чем эффективнее норма, тем меньше прорывных новаторств. Инновационные школы, которые появились 20 лет назад, остаются локомотивами до сих пор. Можно сказать, что рынки образования в России «обладают гораздо меньшими возможностями доступа и подчинены гораздо более явным (натуральным – А.А.) привилегиям и созданию ренты, поэтому они значительно менее конкурентны. Цены часто не отражают предельные издержки». 8

Институциональная образовательная политика Институциональная образовательная политика - развитие деятельности через развитие норм, правил, принципов. Примеры принципов: формульное финансирование, подушевое финансирование, зарплата по результату, деньги взамен на обязательства, деньги взамен на эффекты. «Идеология финансирования воспитательной системы должна быть сонаправлена идеологии самой воспитательной системы» И.Калина Самостоятельность школ. Индивидуальное образование. Сетевое взаимодействие. Общественное управление. Качество образования - самореализация, социализация человека. 9

Институциональная образовательная политика "Поскольку правила должны служить для индивидов указателями при выстраивании их собственных планов, они должны устанавливаться так, чтобы оставаться в силе долгое время". Ф. Хайек. Правила - не алгоритм или указание, что и как делать, а ориентир для принятия решения каждым в отдельности. Примеры норм и правил: Ожидаемое индивидом вознаграждение должно соответствовать "объективным результатам его усилий, а не их субъективным достоинствам". Ф. Хайек, " Индивидуализм и экономический порядок". 10

Институты и стимулы образования Что стимулирует учащегося? Что стимулирует родителей учащихся? Является ли эта система стимулов рациональной? Что стимулирует учителя? Являются ли стимулы учителя рациональными? Как управлять стимулами образования? Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И.,

Экспериментирование и обязательства Порядки открытого доступа представляют много источников изменений. Две причины, лежащие в основе динамической стабильности, экспериментирование и достоверные обязательства в сочетании с неопределенностью и бесконечным многообразием новых проблем предполагают, что порядки открытого доступа показывают регулярные, хотя и эпизодические, изменения. Определяющей характеристикой общества открытого доступа является открытый вход в политику и экономику. «Насилие и социальные порядки», (Дуглас Норт, Джон Уоллис, Барри Вайнгаст)Дуглас Норт Джон УоллисБарри Вайнгаст Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И.,

Де-институализация Восстание луддитов: «Самое упорство, с которым действуют эти несчастные, служит тому доказательством; ибо что, кроме самой крайней нужды, могло бы побудить такое большое количество людей, до тех пор честных и трудолюбивых, к совершению поступков, столь опасных для них самих, для их семей и для общества?» (Первая речь Байрона в палате лордов, произнесенная им 27 февраля 1812 г. в защиту луддитов - разрушителей станков) Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И.,

Умное общество Эра «умных» товаров требует квалифицированных пользователей Потребительские товары становятся умнее и сложнее: смартфоны, умные доски, «умные» покрытия и т.д. Пример: Увеличение сложности телефонов Необходимо развитие навыков пользователя Эти навыки нельзя получить в формальном образовании в силу его инерционности Разработчики вынуждены самостоятельно повышать квалификацию пользователя (обучение – часть продукта) Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И.,

Институты и тенденции Новая система оплаты труда Нормативно – подушевое финансирование Государственное (муниципальное) задание Стандарт качества услуги Финансирование качества - различные программы, фонды качества образования. Размывание рамок –превращение школ в центры сообществ на местах, где создается социальный капитал Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И.,

НСОТ оплата труда под индивидуализацию образовательного процесса оплата за результат,оплата всех видов работ, установление взаимосвязи между оплатой труда и качеством реализуемой услуги. Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И.,

НПФ Стоимость образовательных программ:Субъект = субвенции на реализацию ООПМуниципалитет = условия + содержание имущества В школу = N опл труда +N уч.расх + N условия + N содержание ОЦДИ Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И.,

Финансирование образовательной услуги через стоимость образовательных программ Разработка отраслевого перечня государственных услуг. Разработка стандарта качества услуг, определяющего объем финансирования государственных(услуг Установление взаимосвязи между качеством и объемов выполненных услуг и финансированием Разработка показателей качества предоставляемых услуг Разработка Порядка контроля за выполнением государственного задания. Разработка порядка определения объема субсидий на выполнение Г(М)З Разработка Порядка формирования Г(М)З Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И.,

Перечень услуг ? Реализация ООП НОО Реализация программы дошкольного образования Реализация программы дополнительного образования Организация питания Не образовательные услуги Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И.,

Полномочия по осуществлению контроля качества ? Муниципалитет Региональный орган управления Общеобразовательное учреждение Контроль качества образования Муниципальное задание субвен ция субс идия Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И.,

Cтандарт качества услуги определяет минимальный гарантированный уровень качества является основополагающим для разработки нормативов финансирования формализуют требования к потребительским свойствам услуги, повышению прозрачности и контролируемости процесса их предоставления. механизм определения объемов финансирования, необходимых для предоставления услуг способ упорядочивания отношений между органами исполнительной власти, к чьим полномочиям относится реализация ФГОС, и органами исполнительной власти в ведении которых находится организация образовательного процесса Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И.,

Существующие противоречия: 1. Взаимосвязь между объемом и качеством услуг и их финансированием не очевидна 2. Сформирован не детализированный перечень услуг ООП НООООП ООО Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И.,

Возможна ли модернизация без самостоятельной школы ? Бюджетные учреждения 69,69% Бюджетные учреждения 69,69% Казенные учреждения 25,63 % Казенные учреждения 25,63 % Автономные учреждения 4,69 Автономные учреждения 4,69 69,69% Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И.,

Спасибо за внимание! Институт проблем образовательной политики "Эврика" Адамский А.И.,