Вопросы модернизации международной деятельности университета: европейский опыт vs российские традиции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегия интернационализации вуза Обзор положения дел, предпосылки Достижения в области интернационализации вуза на данный момент и их значение Цели стратегии.
Advertisements

Об интеграции ПГТУ в единое мировое научное, инновационное и образовательное пространство 1.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Опыт реализации проектов программы TEMPUS в Белорусском государственном университете В.Е. Резников начальник Управления международных связей БГУ начальник.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Политика государства в области продвижения российского образования Борис Валерьевич Железов Заместитель директора международного департамента Минобрнауки.
О сотрудничестве Межведомственной группы с проектом Европейского союза «Наука коммерциализация технологий» Павел Сушков - консультант проекта Москва
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
«Реализация программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования» Федеральное государственное.
Инновационная структура университетского комплекса.
Международная деятельность университета: итоги и перспективы развития ОСАДЧАЯ Татьяна Геннадьевна проректор по международным связям и работе с иностранными.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ УНИВЕРСИТЕТА Проректор по международной политике УрФУ М.Б. Хомяков.
Международные проекты как средство развития кадрового потенциала вуза А.О. Грудзинский, д.соц. н., профессор проректор по международной деятельности и.
Университет ШОС: формы работы и этапы создания ВТОРОЕ СОВЕШАНИЕ МИНИСТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВ- ЧЛЕНОВ ШОС Город Астана, Республика Казахстан, 23 октября.
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ 2013 МЕЖДУНАРОДНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ И РЕЙТИНГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ.
М.Ю.Махотаева, директор департамента международной деятельности и межвузовского сотрудничества ПсковГУ Интернационализация образовательной и научной деятельности.
Транксрипт:

Вопросы модернизации международной деятельности университета: европейский опыт vs российские традиции

Интернационализации высшего образования Интернационализации высшего образования Федеральный закон об образовании (1992) (глава IV) Национальная доктрина об образовании (2000) (часть I) «Дорожная карта» по общему пространству Россия-ЕС в области науки и образования, включая культурные аспекты (2005); Партнерство России и ЕС для модернизации ( 2010) Стратегия инновационного развития Российской Федерации к 2020 году 2011, (раздел V) к 2020г. ставится задача привести российскую науку к следующим показателям: повысить внутренние затраты на исследования и разработки до 2,5 – 3% ВВП, увеличить долю России на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг до 5–10%; в 2 раза повысить «долю высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17–20 процентов)». Кроме того, необходимо в 5–6 раз увеличить «долю инновационной продукции в выпуске промышленности» и в 4–5 раз – «долю инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40–50 процентов)

Седьмая Рамочная программа За период с 2007 по 2011гг. 568 российских научных организаций были вовлечены в реализацию 352 проектов Седьмой Рамочной Программы (7РП) сумма финансирования которых со стороны ЕС составляет 63 миллиона евро. Из более проектов 6РП российские ученые участвуют в реализации около 350, в то время как, Германия участвует в 4100 проектах, Франция – 3500 Россия в европейских программах Россия в европейских программах

Tempus, Tempus, Russia total Общее количество проектов Проекты по модернизации управления университетом Финансирование со стороны ЕК,в евро Ukraine total Общее количество проектов Проекты по модернизации управления университетом Финансирование со стороны ЕК,в евро

TEMPUS/ERASMUS За время реализации Темпус IV российские университеты приняли участие в 53 проектах из 272. По программе Эразмус Мундус из 131 магистерской программы Россия принимает участие только в одной; из студентов, получивших стипендию ( ), число российских студентов составляет 466 Европейская Комиссия предполагает, что в будущем доля российских вузов на международном образовательном рынке должна превысить 10% (Overview of the Higher Education Systems in the Tempus Partner Countries: Eastern Europe", Brussels, 2001.p.79ff, at 91) Опыт координации европейских проектов: 7РП: 7 российских организаций Темпус IV: 1 российский университет 80% участников – из Москвы и Санкт-Петербурга Россия в европейских программах Россия в европейских программах

Организация международной деятельности в европейских университетах Организация международной деятельности в европейских университетах International Department International mobility unit International projects and information unit Office of cooperation and development International relations service University level International coordinator Departmental level on each faculty

Стратегия интернационализации вуза Обзор положения дел, предпосылки Достижения в области интернационализации вуза на данный момент и их значение Цели стратегии интернационализации Задачи стратегии интернационализации Интернационализация в ключевых направлениях деятельности вуза Привлечение зарубежных студентов Развитие и поддержание международных стратегических партнерств Направления деятельности в сфере обучения студентов (цель, задачи, стратегические направления) Поддержка факультетов в усилении интернационализации на уровне обучения студентов Развитие и усиление международного и межкультурного контента образовательных программ Увеличение количества студентов, представителей факультетов осуществляющих международную деятельность Способствовать изучению иностранных языков и культур Повышение качества и увеличение количества международных образовательных программ в вузе Направления деятельности в сфере науки (цель, задачи, стратегические направления) Повышение уровня признания вуза как научного института на международном уровне Увеличение количества совместных международных научных программ/проектов Направления деятельности международных служб (цель, задачи, стратегические направления) Оценка эффективности международных служб в обеспечении потребностей университета и иностранных студентов, ППС Создание благоприятной атмосферы для иностранцев в вузе Содержание миграционных служб Развитие ресурсов поддержки иностранных студентов, сотрудников факультетов, делегаций, посещающих вуз Общие рекомендации Рекомендации по реализации краткосрочного Плана действий Приложения На примере зарубежных вузов, в структуру стратегии могут входить следующие разделы:

Подробное изучение работы европейских вузов в сфере организации международной деятельности, как на общем административном уровне, так и каждой из вовлеченных структур Создание стратегической базы для развития и реализации политики интернационализации в вузах, чему будет способствовать создание такого документа, как Стратегический план интернационализации вуза Формирование двухуровневой модели управления международными отношениями в вузе Максимальная вовлеченность факультетов и отдельных кафедр в процесс интернационализации, а также установление постоянного прямого взаимодействия их со структурами управления международной деятельностью Формирование соответствующих компетенций как у представителей факультетов, так и у сотрудников административных служб Рекомендации по реформированию в сфере международных отношений Рекомендации по реформированию в сфере международных отношений

Механизмы установления и поддержания связей Проектная деятельность вуза, представителей факультетов и отдельных кафедр как эффективный способ интернационализации вуза Создание российско-европейской сети по интернационализации позволяющей сформировать единую платформу для регулярных обменов, совместной проектной деятельности, расширения двусторонних соглашений Рекомендации по реформированию в сфере международных отношений Рекомендации по реформированию в сфере международных отношений преодоление недостатка информации более оперативное взаимодействие создание совместных курсов, образовательных программ, двойных дипломов базs данных «Академические курсы в России и ЕС»

Критерии 3.Международная деятельность 3.1.Доля иностранных студентов (кроме граждан из стран Содружества Независимых Государств, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии) в общей численности студентов, обучающихся по образовательным программам высшего профессионального образования 3.2.Доля иностранных студентов в общей численности студентов, обучающихся по образовательным программам высшего профессионального образования с полным возмещением затрат 3.3.Объем средств НИОКР, полученных в результате выполнения работ по международным и зарубежным фантам, договорам с организациями нерезидентами 3.4Количество НПР, получивших международные гранты и награжденных премиями мирового и национального уровня 3.5.Доля штатных НПР - иностранных граждан от общей численности штатных НПР 3.6.Доля учебной нагрузки НПР - иностранных граждан от общей учебной нагрузки работников НПР 3.7.Доля штатных НПР, назначенных на должности по итогам международных конкурсных отборов 3.8.Доля студентов, прошедших в течение учебного года обучение не менее одного семестра (триместра) в зарубежных вузах, входящих в перечень иностранных образовательных организаций, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 г. 811-р (далее -зарубежные вузы) 3.9.Количество лиц, обучающихся по образовательным программам послевузовского профессионального образования, прошедших стажировки в зарубежных вузах 3.10.Доля зарубежных аспирантов обучающихся с полным возмещением затрат, в общей численности обучающихся аспирантов 3.11.Количество штатных НПР вуза, ведущих научную и преподавательскую деятельность в зарубежных вузах 3.12.Доля НПР вуза, имеющих ученую степень или диплом зарубежных вузов 3.13.Место вуза и мировых академических рейтингах университетов мира (Academic Ranking of World Universities), Всемирном рейтинге университетов (QS World University Rankings) и рейтинге университетов мира Times (The Times Higher Education World University Rankings)

Грант на осуществление программы в области высшего образования Цель проекта Программа предполагает следующие результаты: Развитие инновационного образования и подготовка кадров в области информационных технологий Создание бизнес - инкубатора в сфере информационных технологий в ВГУ Сроки реализации – Партнёры по проекту Воронежский государственный университет Kingston University London Great London Enterprise Group Программа Британского Совета Интернационализация высшего образования

Enhancing the bilateral S&T Partnership with the Russian Federation BILAT-RUS-Advanced Consortium German Aerospace Center (DLR), Germany - coordinator A.N. Bakh Institute of Biochemistry (INBI RAS), Russia Fondation Européenne de la Science (ESF), France Russian Fonds for the Support of Small and Innovative Enterprises (FASIE), Russia Austrian Research Promotion Agency (FFG), Austria PRAXI / Help-Forward Network (FORTH), Greece State University Higher School of Economics (HSE), Russia Analytical Centre for Study of International S&T and Educational Programmes (ICISTE), Russia inno TSD, France National Nuclear Research University (MEPhI), Russia State Technological University Moscow Institute of Steel and Alloys (MISIS), Russia Russian Technology Transfer Network (RTTN), Russia Tomsk Polytechnic University (TPU), Russia Voronezh State University (VSU), Russia Centre for Innovation and Technology in NRW (Zenit), Germany Centre for Social Innovation (ZSI), Austria The overall strategic objective of the BILAT-RUS-Advanced is to facilitate the science-, technology- and innovation cooperation between Russia and the EU support the bilateral STI policy dialogue between Russia and EU support to coordinate EU Member States research policies and programmes with regard to Russia promote the bilateral cooperation to the best scientists and organisations focus on the opportunities for European researchers to participate in Russian research and innovation programmes

Программа Европейского союза ТЕМПУС IV Пятый конкурс проектных заявок Tempus Fifth Call for Proposals Дата открытия - 4 ноября 2011 г. Срок подачи заявок - до 23 февраля 2012г. Объявление результатов - июль 2012г Начало проектов - 15 октября 2012г Название проекта/проектной заявкиУчастник со стороны ВГУ 1IRMA - Российско-европейская сеть модернизации управления международными связями в университетахВГУ 2SIRENA - Усиление интернационализации на институциональном, региональном и национальном уровнях в РоссииВГУ 3MHEPSEPC - Реформирование системы высшего образования в сфере коммерциализации и трансфера технологий в университетах путем обмен знаниями и передовым опытом c европейскими странами-партнерами (Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Армения) ВГУ 4BlackIP - Создание транснационального Консультационного центра по вопросам управления интеллектуальной собственностью в высших учебных заведениях Северного Черноморского региона ВГУ 5HUMAN - Безопасность человека (охрана окружающей среды, контроль качество продуктов питания, охрана здоровья, социальная безопасность) на территориях загрязненных радиоактивными веществами в следствии аварии на Чернобыльской АЭС Факультет географии, геоэкологии и туризма 6ECONAM – разработка магистерской программы «Экологические и гидрометеорологические проблемы устойчивого развития больших городов и промышленных зон» Факультет географии, геоэкологии и туризма 7AGRICOL - Инновационный зеленый транспорт и возобновляемые источники энергии в учебной программе по прикладной экологии для Восточноевропейского региона Факультет географии, геоэкологии и туризма 8Карьерное сопровождениеЭкономический факультет 9Западно-Восточная академическая сеть в области предпринимательстваЭкономический факультет 10SusTourism - Создание и реализация междисциплинарной программы для пост-дипломного образования по устойчивому туризму Факультет международных отношений 11Curriculum Development in Cloud and Mobile Software Engineering, CaMSEФакультет компьютерных наук 12Совершенствование системы обучения в течение всей жизни в области экологии и охраны окружающей среды в России Биолого-почвенный факультет 13Включение научных лабораторий в трехуровневую систему образования в области химии (RLabEdu3)Химический факультет