«Житие как жанр древнерусской литературы».. Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Агиографическая литература- жития- жизнеописания святых Автор: Наумова Татьяна Рудольфовна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Средняя.
Advertisements

Презентация на тему: «Житие в древнерусской литературе»
Древнерусская литература Учитель МОУ СОШ 18 Шейн Светлана Николаевна.
Древнерусская литература Жанры, их особенности, произведения. Выполнил студент 1 курса Романов Сергей.
Древнерусская литература. Литература Древней Руси В литературе Древней Руси В литературе Древней Руси отразились различные периоды становления Российского.
Памятники древнерусской литературы. Сергий Радонежский (Варфоломе́й) 3 мая 1314 (дата условная) 25 сентября 1392 монах Русской церкви, основатель Троицкого.
Овчинников Иван 4 класс. Летопись (иногда называют летописец) это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или.
Образ Сергея Радонежского в живописи. Святость Сергия Радонежского, подтвержденная чудотворениями на его могиле, была признана сразу же после его смерти.
Древнерусская литература. Древнерусская литература возникла в XI веке. Этому способствовало принятие христианства в Киевской Руси в 988 году.
Духовно- нравственная система ценностей в древнерусской литературе Презентацию выполнил Багаутдинов Альберт 6 В класс.
Вопросы по культуре XIV-XV вв. ВАРИАНТ 1 1.Какое событие можно выделить в качестве переломного рубежа в развитии русской культуры XIII-XV вв.? 2.Кто написал.
Древнерусская литература. Возникновение письменной литературы в Древней Руси связано с принятием христианства. С христианством на Руси появились книги,
Мир древнерусской литературы. Изучение «Слова о Законе и Благодати».
РУССКИЕ СВЯТЫЕ Дивен Бог во святых Своих Псалом 67:36.
©Михайлова Наталья Алексеевна. Истоки Древнерусской литературы Летописец Нестор Летописец Нестор Повесть временных лет Повесть временных лет Содержание:
Письменная литература Древней Руси I этап 11 век – начало 13 века Без художественного вымысла С элементами художественного вымысла Летопись и историческая.
Содержание Жанры древнерусской литературы Первичные жанры 1.Житие 2.Поучение 3.Слово 4.Повесть Объединяющие жанры Библиография.
Молитва О равноапостольный святителю Христов Стефане! К тебе мы, окаяннии, благонадежно притекаем и пред святым твоим образом вопием, просяще помощи твоея.
Повести о жизни и о храбрости благоверного и великого князя Александра.
Истоки духовных традиций. Цели: дать обзорное представление о жанре духовных стихов; развитие навыков устной речи, выразительного чтения; воспитание интереса.
Транксрипт:

«Житие как жанр древнерусской литературы».

Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литературы французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине X в.

Древнерусская рукопись.

Принятие древней языческой Русью христианства в конце X столетия было актом величайшего прогрессивного значения. Благодаря христианству Русь приобщилась к передовой культуре Византии и вошла в качестве равноправной христианской суверенной державы в семью европейских народов Святой равноапостольный великий князь Владимир

Появление монастырей способствовало созданию первых школ, где воспитывалась любовь к книге. Именно в монастырях велось летописание. Здесь создавался и окружался ореолом благочестивой легенды идеал русского инока - подвижника, посвятившего себя служению богу. Этот идеал находил конкретное воплощение в житийной (агиографической) литературе.

Житие стало одной из самых популяризируемых на Руси массовых форм пропаганды нового христианского нравственного идеала. Жития читались в церкви во время богослужения, внедрялись в практику индивидуального чтения как монахов, так и мирян.

Различные типы житий мученические, исповеднические, святительские, преподобнические, жития столпников и «Христа ради» юродивых.

Из мученических житей на Руси большую популярность приобрело житие Георгия Победоносца. На Руси Георгий стал почитаться как покровитель земледельцев, святой воин-защитник мирного труда ратаев. Главное место занимает изображение воинского подвига: победы над змеем символом язычества, насилия, зла.

Изображение Георгия, поражающего копьем змея- дракоиа, стало гербом-эмблемой города Москвы.

В центре исповеднического жития миссионер-проповедник христианского вероучения. Близко к исповедническому житию стоит святительское. Из византийских святительских житий широкую известность получило на Руси житие Николы Мирликийского. Никола Милостивый выступал в роли заступника за неправедно гонимых и осужденных, помощника бедняков, он был избавителем из плена, покровителем плавающих и путешествующих; он прекращал бури морские, спасал утопающих.

О его многочисленных чудесах слагались легенды. Согласно одной из них, Никола в отличие от Касьяна не побоялся испачкать своих светлых одежд и помог попавшему в беду мужику. За это он получил поощрение бога, «Так и поступай впредь, Никола, помогай мужику, говорит ему бог. И за это тебе два раза в году будут праздновать, а тебе Касьян только раз в четыре года» (29 февраля). По народному поверью, Касьянов год (год високосный) считался дурным, несчастливым.

К типу преподобнического жития близко стоят жития столпников. Отвергая «лежащий во зле» мир, столпники затворялись в «столпах» башнях, разрывали все земные связи и посвящали себя всецело горнему. Таково, например, житие Симеона Столпника. Низшую ступень в иерархии святых занимали юродивые. Они жили в миру, на городских площадях, рынках, ночуя с нищими на папертях церквей или под открытым небом вместе с бездомными собаками. Они, пренебрегали одеждой, гремели цепями-веригами, выставляя напоказ свои язвы. Их поведение внешне было нелепо, алогично, но скрывало глубокий смысл. Юродивые бес­страшно обличали сильных мира сего, совершали внешне святотатственные поступки, терпеливо сносили побои и насмешки. Таково, например, житие Андрея Юродивого.

Широкое распространение получило и преподобническое житие. Самым ранним оригинальным произведением данного типа является «Житие Феодосия Печерского», написанное в конце XI в. Нестором. Цель жития создать «похваление» герою, прославить красоту его деяний.

Новый этап развития древнерусской агиографии связан с великокняжеской Москвой, с деятельностью талантливого писателя конца XIV начала XV в. Епифания Премудрого. Его перу принадлежат два выдающихся произведения древнерусской литературы жития Стефана Пермского и Сергия Радонежского, ярко отразившие подъем национального самосознания русского народа, связанный, с борьбой против золотоордынского ига. И Стефан Пермский, и Сергий Радонежский являют собою образец стойкости, целеустремлённости. Все их помыслы и поступки определяются интересами родины, благом общественным и государственным.

Святитель Стефан Пермский по дороге в Москву

Посещение великим князем Дмитрием Сергия Радонежского перед выступлением в поход на татар год

Связь житийных произведений с произведениями русской литературы Высота нравственных идеалов, поэтичность житийных сказаний неоднократно привлекали к ним внимание русских писателей XVIIIXIX вв. Средством пропаганды передовых просветительских идеалов становится житие под пером А. Н. Радищева в «Житии Федора Васильевича Ушакова». Писатель- революционер увидел в своей судьбе черты сходства с судьбой Филарета Мило­стивого, житие которого он и обработал. А. И. Герцен в житиях находил «божественные примеры самоотвержения», а в их героях страстное, одержимое служение идее, К житию Феодоры обращается он в своей ранней романтической повести «Легенда», «Нашу русскую настоящую поэзию» увидел в житийной литературе Л. Н. Толстой. Его привлекала нравственная и психологическая сторона древнерусских произведений,

Историческими народными идеалами считал Феодосия Печенского и Сергия Радонежского Ф. М. Достоевский. В романе «Братья Карамазовы» он создает «величавую положительную фигуру» русского инока старца Зосимы, опровергая индивидуа­листический анархический «бунт» Ивана Карамазова. Древнерусская агиография органически входила в творческое сознание и такого замечательного и до сих пор по-настоящему неоценимого писателя, как И. С. Лесков. Постигая тайны русского национального характера, он обращался к сказаниям.

житие - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого. В данном жанре существуют разные агиографические типы:. житие-мартирия (рассказа о мученической смерти святого). монашеское житие ( рассказ о всем жизненном пути праведника, творимых им чудесах и т. д.) Таким образом: