МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.
Эгейское искусство или крито-микенское искусство. Так называют художественную культуру Греции XXX-XII вв. до н. э., основными центрами которой были остров Крит, материковая Греция и острова Эгейского моря (архипелаг Киклады); временами к ней тяготело искусство Троады (западное побережье Малой Азии и близлежащие острова) и остров Кипр. Археологические открытия конца XIX-XX вв. дали богатейший материал и показали, что художественная культура каждого из эгейских центров обладает своей спецификой.
Эдикула в античной архитектуре ниша, обрамленная колоннами или пилястрами, опирающимися на подножие, и увенчанная фронтоном. В эдикулах ставились статуи богов в храмах, общественных зданиях, жилых домах. Эдикулой называются также небольшие эллинистические и древнеримские культовые здания.
Эйван элемент архитектуры Среднего и Ближнего Востока; то же, что айван. Мечеть в Кордове. Испания. 785, 848, 961 гг.
Эклектизм (от греческого eklektikos - способный выбирать, выбирающий) соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в периоды упадка искусства. Элементы эклектизма заметны, например, в позднем древнеримском искусстве, комбинировавшем формы, заимствованные из искусства Греции, Египта, Передней Азии и др. В истории искусства наиболее заметное место занимает эклектизм архитектуры середины - 2-й половины XIX века, чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др.) Ж. Гарнье. Театр "Гранд-Опера" в Париже гг.
Экседра в античной архитектуре полукруглая глубокая ниша в здании или отдельное полукруглое полуоткрытое сооружение с расположенными вдоль стены сиденьями; служила для собрания и бесед. Экседрой называли также парадное помещение жилого дома L. Alma-Tadema. An Exedra
Экслибрис (от латинского ex libris - из книг) книжный знак, ярлык, указывающий на принадлежность книги какому- либо владельцу. Наклеивается на внутреннюю сторону книжного переплёта или обложки. Экслибрисы появились с началом книгопечатания, а гравированные экслибрисы - в XVI в. в Германии (в России - с начала XVIII в.)
Экспликация (от латинского explication - истолкование, объяснение) в музейном деле тексты, помещаемые обычно у входа в очередной музейный или выставочный зал и содержащие сжатую информацию о произведениях, принципах экспозиции и т. д.
Экспозиция от латинского expositio - выставление напоказ, изложение) размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников материальной культуры, исторических документов и т. п. Цель как постоянной, так и временной экспозиции - дать наиболее полное освещение всем экспонатам с точки зрения их художеств, и научной ценности, места в историко-художественном процессе, особенностей материала Галерея Уффици. Зал Ниобы. Флоренция
Экспонат (от латинского Exponatus - выставленный) в области изобразительного искусства: художественное произведение, выставленное для обозрения на выставке или в музее. В современных условиях демонстрация экспоната обеспечивается специальным оборудованием, отвечающим правилам безопасности, хранения экспонатов (поддержание оптимального температурно-влажностного режима и др.), направленным освещением, этикетажем, содержащим краткую характеристику экспоната, развёрнутыми пояснениями - экспликациями, аудиогидом и др.
Экспрессионизм (от латинского expressio - выражение) направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе в середине х гг. Возникший как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти XX в. (включая 1-ю мировую войну гг. и революционные потрясения), экспрессионизм стал выражением субъективного, проявляющегося, как правило, в кризисной художественной форме, протеста против уродств современной цивилизации, против засилья вещей и подавления личности социальными механизмами. Ф. Марк. Маленькие синие лошади г.
Элитарное искусство (от французского elite - лучшее, отборное) искусство, ориентированное, по мысли его создателей, на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу которой они должны оцениваться как лучшая часть общества, его элита. Элитарные тенденции получили распространение в XX веке в русле авангардстски-модернистского искусства. Клайн Франц. Без названия
Эллинистическое искусство искусство Древней Греции, стран Восточного Средиземноморья, Передней Азии, северо-западных районов Центральной и южных областей Средней Азии 4-й четверти IV-I вв. до н. э. Развитие эллинистического искусства приходится на время образования эллинистических монархий и распространения греческой культуры на обширных территориях Ближнего и Среднего Востока после завоеваний Александра Македонского ( до н. э.). Различают эллинистическое искусство собственно Греции; искусство, сложившееся на землях, тесно связанных с древнегреческой культурой; искусство Египта Древнего, в котором сосуществовали греческие и египетские традиции. Лисипп. Апоксиомен. IV век до н. э., Рим. копия
Эмали (от франкского smeltan - плавить; древнерусское финифть) техника, применяемая в ювелирном искусстве (для украшения золотых, серебряных и медных изделий), а также само изделие, украшенное эмалями. Техника эмали может быть холодной (без обжига) или горячей, при которой окрашенная окислами металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой. Икона Св. Николай чудотворец. Эмали
Эмблема (от латинского "emblema" - мозаичная работа) - символическое изображение какого-либо понятия или идеи. Например, голубь является символом мира, якорь - символом надежды, семисвечник - символом иудаизма. В геральдике эмблема определенным образом характеризует ее владельца, в религиозном искусстве предметы- символы окружают изображения святых. Знак 31-го пехотного Алексеевского полка. Серебро, эмаль г. Россия.
Эмпоры (от немецкого Еmpore - возвышение) сооружения в виде трибун или галерей в интерьерах средневековых европейских церквей. Иногда эмпорами называют также аналогичные части светских построек. Эмпоры нередко отождествляют с хорами.
Эней (греч. лат. миф) герой Троянской войны, царь дарданов, сын Анхиса и Афродиты, родственник троянского царя Приама. По Вергилию, в последнюю ночь Трои Эней пытался сражаться, но получил от богов повеление покинуть город. Он увел с собой сына Юла, жену Креусу (она погибла в самом начале пути) и вынес на плечах престарелого отца Анхиса. В античном искусстве Энея часто изображали несущим на плечах своего отца Анхиса. С. Роза. Сновидение Энея.
Энкаустика (от греческого энкайо - выжигаю) техника живописи восковыми расплавленными красками, создававшими блестящую, жирную, осязаемую поверхность. Техника берет начало в античности, применялась в византийской иконописи до эпохи "иконоборчества". Портрет братьев из Фаюма. II век. Энкаустика
Энтазис (от греческого напряжение) утолщение ствола колонны в средней его части (обычно на 1/3 её высоты), создающее впечатление напряжённости и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.
Энциклопедии художественные и словари, научно-справочные издания, содержащие систематизированные сведения по теории, истории и практике пластических искусств (архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство), о художниках и архитекторах. Предшественниками энциклопедий художественных были античные и средневековые описания художественных памятников, систематические трактаты архитекторов и художников, но собственно справочные издания по искусству появились с формированием искусствознания в XVI-XVIII вв.
Эпатаж вызывающее поведение, скандальная выходка. Georg Baselitz (German, born 1938). Male Nude, 1975
Эпигонство (от греческого epigonoi - родившийся после) творчески несамостоятельное следование отжившим идеям, принципам и методам какой-либо художественной школы, научного или идейного течения в изменившейся исторической обстановке. В искусстве эпигонство проявляется в механическом заимствовании и воспроизведении в произведениях актуальных в прошлом сюжетов, конфликтов, формальных технических приемов, выхолащивании революционной, прогрессивной сущности творчества предшественников, что ведет к обеднению и вырождению искусства в рамках данного направления. П. Абади. Церковь Сакре Кёр в Париже г.
Эрехтейон, Эрехфейон выдающийся памятник древнегреческой архитектуры; храм Афины и Посейдона- Эрехтея на Акрополе в Афинах. Построен между гг. до н.э. Имеет подчёркнуто асимметричную композицию, решённую в разных уровнях; включает ряд помещений, 2 портика в ионическом ордере, знаменитый портик кариатид. Благодаря свободно- живописной композиции ансамбля, лёгкости и изяществу форм, изысканности орнаментального декора, скромный по размерам Эрехтейон (площадь без портиков 11,6х23,5 м) играет важную роль в ансамбле Акрополя, контрастируя с более строгим и величественным Парфеноном. Одна из кариатид Эрехтейон ныне находится в Британском музее и заменена цементной отливкой.
Эргономика (от греческого ergon работа и nomos закон) научно-прикладная дисциплина, изучающая человека и его деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики - системы "человек-машина", метод исследования - системный подход. Леонардо да Винчи. Пропорции человека
Эркер фонарь, полукруглый, треугольный или многогранный остеклённый выступ в стене здания. Делается чаще всего в несколько этажей, иногда во всю высоту фасада (обычно кроме 1-го этажа); увеличивает площадь внутренних помещений, улучшает их освещённость и инсоляцию. Золотые быки. Шафхаузен. Германия г.
Эрмитаж Государственный в Санкт-Петербурге, художественный и культурно-исторический музей, один из крупнейших музеев мира. Занимает 5 связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной: Зимний дворец ( , арх. В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж ( , архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж ( , архитектор Ю. М. Фельтен), Новый Эрмитаж ( , архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр ( , архитектор Дж. Кваренги). В начале 1980-х гг. после реставрации Эрмитажу был передан бывший дворец Меншикова на Васильевском острове (XVIII в.).
Эрос (греч. миф) божество любви. С VI века до н. э. возникают мифы, определяющие место Эроса в олимпийской семье богов. Многие авторы считают Эроса не только постоянным спутником, но и сыном Афродиты. В эллинистический период Эроса стали уже изображать не юношей, а хорошеньким шаловливым мальчиком, часто с крылышками, с луком и стрелами, которые он пускает в богов и людей. Многочисленные изображения подобного рода встречаются на фризах, стенных росписях и на саркофагах. Эросу соответствуют римские Амур и Купидон. Антонио Канова. Эрос и Психея г., мрамор
Эскиз предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части. В эскизе намечаются композиционное построение, пространственные планы, основные цветовые соотношения будущего произведения. Эскизы бывают графическими, живописными, скульптурными; обычно отличаются свободной, беглой манерой исполнения, но могут быть детально проработаны. Многие эскизы имеют большую историко-художественную ценность и самостоятельное художественное значение. Леонардо да Винчи. Проект памятника маршалу Тривульцию. Около гг., перо
Эстамп (от итальянского stampa - печать, оттиск) литографский или гравюрный отпечаток (обычно подписной авторский оттиск с печатной формы), являющийся станковым произведением художественной графики. А. Остроумова-Лебедева. Петербург. Вид на колонны Биржи и Петропавловскую крепость г. Ксилография
Эстампаж оттиск с рельефа, полученный путём наложения бумаги или ткани на поверхность скульптуры, покрытой каким-либо красящим веществом (например, сажей). Используются в научных целях для изготовления прорисовок с рельефов или как декоративной композиции типа эстампа. Битва на мосту. Фрагмент оттиска рельефа в гробнице семьи У, провинция Шаньдун гг. до н. э. Китай.
Эстетика (от греческого aisthesis - ощущение, чувство) учение о прекрасном, об искусстве и художественном творчестве. Эстетика исследует отношение искусства к действительности, сущность и проявления прекрасного в жизни и в искусстве, изучает искусство как одну из форм идеологии, законы развития искусства, его идейное содержание и художественные формы, его общественную роль. Тутмес. Портрет царицы Нефертити. XIV век до н. э., песчаник. Древний Египет
Эстипите характерные для архитектуры латиноамериканского (особенно мексиканского) позднего барокко (так называемого ультрабарокко) выступы-пилястры, отмеченные особенной сложностью профилей и пышным многообразием декоративной отделки. Состоящие из мелких, как бы нанизанных друг на друга форм эстипите возникли в резных деревянных алтарях-ретабло и нашли широкое применение в каменном зодчестве XVIII века.
Этюд (от французского etude, буквально - изучение) произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения. Этюд (живописный, скульптурный, графический) часто служит подготовительным материалом при работе над картиной, скульптурой, графическим произведением и т. п. Этюды крупных мастеров часто представляют художественную ценность и могут иметь самостоятельное значение. И. И. Шишкин. Заросший сад. Сныть-трава. Этюд г.
Этюдник неглубокий ящик деревянный с крышкой для принадлежностей живописца (масляная или акварельная живопись). Этюдники могут быть без треноги или с треногой, выпускаются этюдники-палитры. На внутренней стороне крышки имеются пазы для одного или двух вкладышей - планшетов или вкладышей-рамок для закрепления бумаги, картона, холста и т. д. Внутри ящика имеются отделения для красок, кистей и т. д., а также палитра. О. Тассар. Мастерская художника г.
Эхин (от греческого echinos, буквально - ёж) часть капители дорической колонны в виде круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем. Эхин является переходом от ствола колонны к квадратной верхней ленте капители - абаку.