Болонский процесс в КазНМУ Директор Центра Мониторинга анализа качества образования и научного сопровождения реформы медицинского образования (МАКО и НСРМО),

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Advertisements

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«…Хоть не в Болонии…» Болонская декларация и реалии российской системы образования – возможности и препятствия С.Г.Боярский Факультет управления здравоохранением.
НЕЗАЧЕМ ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА ТЩЕТНЫЕ СОЖАЛЕНИЯ О ПРОШЛОМ И СКОРБЕТЬ О ДОСАЖДАЮЩИХ НАМ ПЕРЕМЕНАХ, ИБО ПЕРЕМЕНЫ – ОСНОВА ЖИЗНИ Анатоль Франс.
Тренинг 1: Задачи и цели аккредитации Международный Департамент 9 декабря 2011 г.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Построение образовательной программы образовательного учреждения, гарантирующее достижение заявленных целей (результатов образования) в условиях введения.
РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ – КОНТЕКСТ И ПРЕДПОСЫЛКИ Шьюр Берган Начальник Департамента Высшего Образования и Преподавания Истории Совет Европы.
Роль медицинских сестер в системе здравоохранения стран ЕС Паулиина Аарва июня 2007, Тюмень Проект по первичной медицинской помощи, Россия.
М.Ю.Махотаева, директор департамента международной деятельности и межвузовского сотрудничества ПсковГУ Интернационализация образовательной и научной деятельности.
2 Этапы развития БП: Май 1998 – Лисабонская Конвенция 4 страны Июнь 1999 – Болонская Декларанция 29 стран Май Пражское Коммюнике 33 страны Сент.
Семей, 28 декабря 2010 г. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА.
Оценка профессорско- преподавательским составом реализации основных направлений Болонского процесса Отчет заслушан на заседании Совета по качеству
Образовательные программы и их профессионально- общественная аккредитация.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
Проблемы высшего образования в США и Европе 12 февраля 2008 Семинар Проф. А. Сафти, Научного консультанта филиала кафедры ЮНЕСКО.
LOGO Сарсенбаева С.С., Центр МАКО и НСРМО КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова.
Транксрипт:

Болонский процесс в КазНМУ Директор Центра Мониторинга анализа качества образования и научного сопровождения реформы медицинского образования (МАКО и НСРМО), д.м.н. Сарсенбаева Сауле Сергазиевна г.

Это магистральная линия развития высшего образования в Современной Европе

Чем вызвана необходимость образовательных реформ в духе Болонского процесса? Европа все в большей степени осознает себя как единое целое. Высшее образование является сферой, которая в значительной степени влияет на то, как формируется общество, поэтому раздробленность, пестрота образовательных систем препятствуют единению Европы. Единая Европа предполагает свободное передвижение труда (рабочей силы), товаров и капитала, отсюда необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированных кадров невозможно. Высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса, в которой лидирующие позиции занимают США. Европа лишь как целое может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой области.

Что такое «Болонский процесс»? процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. подписание в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.

Что такое «Болонский процесс»? Провозвестниками Болонской декларации считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбоннскую декларацию (Париж, 1998). В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран: Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Кипр, Лихтенштейн, Турция, Хорватия, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония («бывшая югославская республика Македония»), Россия, Сербия,Черногория, Казахстан и др.. Казахстан присоединился к Болонскому процессу в 2010 году.

8 Болонская декларация 19 июня 1999 г. Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней (для обеспечение возможности трудоустройства европейских граждан и повышение международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования) Принятие системы, основанной на двух основных циклах – достепенном и послестепенном (допуск ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее 3-х лет. Степень, присуждаемая после первого цикла должна быть востребована на рынке труда) Каким образом, за счет чего предполагается решать задачи создания общеевропейского образовательного пространства?

9 Болонская декларация 19 июня 1999 г. Внедрение системы зачетных баллов или кредитной системы по типу ECTS – европейская система перезачета зачетных баллов (для обеспечение крупномасштабной студенческой мобильности, зачетные баллы могут получаться в различных университетах при условии признания заинтересованными университетами) Содействие мобильности путем преодоления препятствий для эффективного свободного передвижения: для студентов должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки; для преподавателей, исследователей и административного персонала должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском контексте.

10 Болонская декларация 19 июня 1999 г. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества (с целью разработки сопоставимых критериев и методологий) Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании (развитие учебных планов, межинституциональное сотрудничество, схемы мобильности и совместных программ обучения, практическая подготовка и проведение научных исследований)

Параметры Болонского процесса Обязательные Трёхуровневая система высшего образования Академические кредиты ECTS Академическая мобильность студентов, ППС и административного персонала Европейское приложение к диплому Контроль качества высшего образования Создание единого европейского исследовательского пространства Рекомендательные факультативные Единые европейские оценки Активная вовлеченность студентов Социальная поддержка малообеспеченных студентов Образование в течение всей жизни Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору Модульная система Дистанционное обучение, электронные курсы Академические рейтинги студентов и преподавателей

Медицинские вузы и факультеты Европы и России, подписавшие Великую Хартию университетов в ходе длительного обсуждения определили те направления Болонского процесса, которые они считают приемлемыми и целесообразными для прогресса высшей медицинской школы: 1. Признание выпускных квалификаций. 2. Развитие академической мобильности. 3. Введение системы кредитов. 4. Внедрение системы управления качеством образования.

После подписания 14 мая 2010 года Великой Хартии университетов КазНМУ разработал стратегию, предусматривающую развитие образовательного процесса с выполнением параметров Болонского процесса: параметры Болонского процесса академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала трехуровневая система высшего образования переход на кредитную технологию обучения контроль качества высшего образования

Зачем Казахстану «приспосабливаться» к единой Европе? Казахстанская образовательная система имеет европейские корни (Российский аналог); На Евросоюз приходится примерно 30% казахстанской внешней торговли и иных внешнеэкономических связей; Эти связи реализуются, прежде всего, людьми с высшим образованием: если их образование сопоставимо, связи налаживать и поддерживать легче. В настоящее время для РК необходимым является взаимодействие со странами Евросоюза - а это предполагает общепринятые правила и, находясь «внутри» процесса, значительно легче влиять на принятие решений, которыми и определяются общепринятые правила.

От Гумбольдтской модели «классического» университета к университету мирового класса Свое конкретное воплощение «модель Гумбольдта» получила в 1810 г. с основанием Берлинского университета. После тяжелейшего поражения от Наполеона в 1806 г. Пруссия нуждалась в самоутверждении, восстановлении своего авторитета среди немецких государств, для чего привлекательной казалась именно сфера науки и образования. Прусский король произнес тогда легендарную фразу: его государство должно «духовными силами возместить то, что оно потеряло физически» – и это положило начало большому количеству образовательных проектов, связанных с основанием в столице Пруссии «высшего научного заведения». Идея нового университета естественно укладывалась сюда еще и потому, что крупнейший прусский университет в Галле на тот момент был потерян по условиям Тильзитского мира. третий, «идейный» фактор состоял в несомненном влиянии на процесс основания Берлинского университета формирующейся немецкой классической философии.

От Гумбольдтской модели «классического» университета к университету мирового класса В феврале 1809 г. В. фон Гумбольдт был назначен на должность директора департамента образования в министерстве внутренних дел Пруссии и в течение 16 месяцев своего пребывания на этом посту успел заложить основы всей новой образовательной системы государства: от начальных школ, гимназий до высшей ступени – нового университета. в первом предложении Гумбольдт выражает свое неогуманистическое понимание высшего научного учреждения (т. е. университета) как «вершины, к которой сходится все, что делается непосредственно ради нравственного усовершенствования нации».

От Гумбольдтской модели «классического» университета к университету мирового класса Ключевым идеологическим понятием «классического» университета стало Bildung, в котором воплотился идеал совместного творческого совершенствования личностей в университете путем науки. Оно было противопоставлено утилитарному Ausbildung, под которым подразумевалось узконаправленное обучение в рамках будущей профессии. Научный идеал «классического» университета стал одной из идей, объединявших нацию – причем идеей, близкой не только немцам, но и представителям других народов. В этом оказался залог универсальности «классической» модели университета и огромный потенциал ее распространения по всему миру.

От Гумбольдтской модели «классического» университета к университету мирового класса

Создание университетов мирового класса Джамиль Салми

Требует ли Болонский процесс перехода всех без исключений специальностей на двухуровневую систему образования? документы Болонского процесса постоянно подчеркивают, что национальное своеобразие образовательных систем – это общеевропейское богатство.

Не приведет ли это к снижению качества высшего образования? Качество образования не есть некое абстрактное свойство; Высокое (достаточное) качество – это максимальное (достаточное) соответствие той задаче, которая должна быть решена в ходе подготовки специалиста данного уровня.

В идеале именно с выяснения соответствующей задачи должно начинаться проектирование учебной программы, ведущей к получению той или иной академической степени: необходимо (силами экспертов, с привлечением потенциальных работодателей и др. заинтересованных лиц) определить по возможности полный набор знаний, умений, навыков, которыми должен обладать выпускник, освоивший программу. далее нужно установить, какого рода занятия (лекции, семинары, практики и т.д.) обеспечивают получение предусмотренных знаний, умений, навыков. большая работа «конструирования» новых программ

Не утратит ли казахстанская высшая школа с переходом на «болонские рельсы» свое своеобразие, отличие от других национальных образовательных систем – а отсюда и свою привлекательность? Не стоит сводить своеобразие нашей системы высшего образования к «моноуровневой» подготовке, т.е. к отсутствию ступеней, когда все студенты, за немногими исключениями (медицина и некоторые др.), учатся в течение 5-ти лет, получая одинаковый диплом «специалиста». В действительности традиции казахстанский высшей школы ценны фундаментальностью образования, принципом неразрывности образования и науки, наличием оригинальных научно-педагогических школ, здоровой консервативностью, сочетающейся с готовностью к инновациям. Ни одной из этих традиций не противоречат принципы Болонского процесса.

Что собой представляет Приложение к диплому, модель которого разработана ЮНЕСКО (UNESCO/CEPES)? Приложение к диплому – документ, в обязательном порядке (бесплатно) выдаваемый выпускнику вуза вместе с дипломом о высшем образовании. Его назначение – сделать максимально «прозрачным» уровень и тип высшего образования, отвечающие полученному диплому.

Что собой представляет Приложение к диплому, модель которого разработана ЮНЕСКО (UNESCO/CEPES)? Приложение включает 8 основных разделов: 1)информация о владельце диплома (имя, фамилия и т.п.), 2)информация о квалификации выпускника, 3)об уровне этой квалификации, 4)о содержании образования 5) о полученных результатах, 6) информация о функциональных характеристиках (профессиональной и должностной ориентированности) полученной квалификации 7)сведения о сертифицированности приложения в данной стране, 8)описание системы высшего образования в стране, Дополнительная информация по усмотрению органов управления образованием или вуза. Все разделы, кроме последнего, подлежат обязательному заполнению; в случае отсутствия соответствующей информации в приложении, должны быть указаны причины опущения сведений. Все записи делаются на национальном языке, а также на одном из широко распространенных европейских языков (обычно в качестве такового выступает английский).

Приложение к диплому не содержит оценочных характеристик, не дает сведений относительно возможной эквивалентности данной квалификации каким- либо иным, как и не является основанием для признания диплома другим вузом или страной. Приложение к диплому выдается на бланке, произведенном, согласно договору с ЮНЕСКО, одной из итальянских фирм и снабженном необходимыми степенями защиты.

Какую роль в развития Болонского процесса играет академическая мобильность? Академическая мобильность – это возможность для студентов (прежде всего), преподавателей, административно- управленческого персонала вузов «перемещаться» из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые почему-либо недоступны в «своем» вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы. Согласно рекомендациям Болонской декларации, каждому студенту желательно проводить семестр в некотором другом вузе, предпочтительно зарубежном. Ценность такого рода контактов и обменов трудно переоценить, особенно в условиях малой доступности современной литературы, нередко – ограниченности и устарелости лабораторной базы, как это имеет место во многих вузах РК.

Какую роль в развития Болонского процесса играет академическая мобильность? Высокая степень академической мобильности предполагает развитую инфраструктуру (общежития, медицинское страхование и т.п.) и доступность источников финансирования (грантов на поездки и т.п.). В настоящее время в РК даже внутри страны мобильность достаточно ограниченна. Не приходится говорить пока о массовых командировках студентов в европейские и иные зарубежные вузы. Но задача эта – на перспективу – не должна выпадать из поля зрения вузов и органов управления образованием. В Западной Европе мобильность студентов также еще очень далека от желаемой – она охватывает около 5-10% от общего числа студентов. Некоторые страны дальше продвинулись по этому пути - в Финляндии программы академической мобильности охватывают уже 30% студентов и планируется довести этот показатель до 50-60%.

Как соотносятся академическая мобильность и совместные образовательные программы? Совместные образовательные программы – это такие программы, которые разработаны совместно двумя или более вузами и реализуются также совместными усилиями этих вузов; реализация совместных программ предполагает обмен как преподавателями, занятыми в чтении тех или иных курсов, семинаров, проведении практикумов и т.п., так и студентами, которые обучаются по совместной программе. академическая мобильность, развитая в той или иной степени, – условие реализации совместной программы. Освоение студентом совместной образовательной программы может вести к присвоению ему совместной степени, т.е. степени, подтвержденной двумя или более участвующими в проекте вузами.

Как соотносятся академическая мобильность и совместные образовательные программы? Стокгольмский семинар по развитию совместных образовательных программ (2002 г.) предложил следующие КРИТЕРИИ, которым должна отвечать образовательная программа, завершающаяся присвоением совместной степени: предпочтителен вариант, когда совместная степень отражена в едином документе, выданном вузами-участниками в соответствии с национальными законодательствами; следует проводить четкое различие между программами, ведущими к совместной и к двойной степени, с учетом целей учебных планов, моделей учебного процесса и зашиты интересов обучающихся; участниками должны быть два или более вуза в двух или более странах; программы и интегрированные учебные планы разрабатываются или утверждаются совместно двумя или более вузами, что фиксируется в виде письменного двустороннего или многостороннего соглашения; при разработке СП должны самым тщательным образом оговариваться требования к итоговым знаниям и умениям выпускников; нагрузка студентов должна описываться в терминах зачетных единиц по типу ECTS (см. ниже); совместные степени и СП должны предполагать мобильность студентов, преподавателей и персонала; пребывание студентов в вузах-партнерах должно быть соизмеримо по срокам; необходимо разрабатывать принципы и общие стандарты обеспечения качества на основе взаимного доверия и признания национальных систем обеспечения качества; сроки обучения в вузах-партнерах и сданные там экзамены должны признаваться полностью и автоматически; следует полностью использовать механизмы, предполагаемые системой ECTS и Приложения к диплому (Diploma Supplement).

Как соотносятся академическая мобильность и совместные образовательные программы? Выполнить все эти требования трудно. Полное совмещение программ, реализуемых одновременно разными вузами, предполагает значительную гибкость в изменении программы, что плохо согласуется с ГОСО Частичным решением этой проблемы является использование, вместо совместной, двойной степени, когда выпускник получает не одну степень (один диплом), а две (два диплома); каждый такой документ выдается в соответствии с требованиями национальной системы образования, к которой принадлежит вуз – участник совместной образовательной программы.

Как соотносятся академическая мобильность и совместные образовательные программы? В Западной Европе проекты по введению совместных образовательных программ достаточно распространены, что можно показать на примере Италии, где в годы велась большая работа в рамках Первой программы интернационализации высшего образования Италии; на выполнение программы было выделено специальное финансирование объемом (до перехода на евро) в 20 млрд. лир. В программе участвовали 68 итальянских университетов, всего разрабатывалось 477 проектов. Из проектов, получивших финансирование, 30% были ориентированы на получение совместных степеней, 70% - на получение двойных степеней; все проекты, предусматривающие совместные степени, относились к аспирантуре. 70% проектов характеризовались междисциплинарным подходом. В 80% случаев разрабатывались естественнонаучные программы, среди них такие, как биотехнологии, материаловедение, экология, науки о Земле. Все программы были рассчитаны на 3 года. Среди них были как двусторонние программы (30%), так и трех- и многосторонние. Выделенное финансирование использовалось для обеспечения студенческой мобильности (от 3 до 18 месяцев обучения в зарубежных вузах-партнерах), для оплаты зарубежных преподавателей, для развития курсов иностранных языков и др.

В чем смысл введения системы зачетных единиц (академических единиц, кредитов)? Зачетные единицы – это своего рода «евро», «общая валюта» в сфере (высшего) образования. Чтобы результаты обучения были сравнимы, их надо оценивать в рамках некоторой общей системы. В Европе наиболее распространена система ECTS (European Credit Transfer System, Европейская система перевода (перезачета) кредитов). Примерное содержание одной зачетной единицы – 36 (академических) часов, где академический час обычно равен 45 астрономическим минутам занятий (в большинстве стран бакалавриат предполагает, что студент «набрал» 180 единиц, по 60 в год).

35 Что измеряет один кредит-час? Учебную деятельность преподавателя и студента: Стоимость курса или программы. Стоимость курса или программы. Относительный уровень успеваемости студента: Относительный уровень успеваемости студента: - для переходов из одной программы в другую; - для переходов из одной программы в другую; - для определения успешности прогресса - для определения успешности прогресса студентов. студентов.

В чем смысл введения системы зачетных единиц (академических единиц, кредитов)? Система зачетных единиц выполняет две основные функции. Первая – перезачет курсов, полученных в другом вузе; иначе говоря, необходимую сумму единиц студент может набрать – частично - в другом вузе, и его «собственный» вуз должен их студенту (пере)зачесть – без этого условия академическая мобильность невозможна. Вторая функция – накопительная. Студент может в силу разных причин получать образование «порциями», с разрывом во времени, меняя вузы и т.д. Если не оговорено, что какие-то конкретные результаты более не действительны (например, в силу устаревания данного курса), зачетные единицы накапливаются, пока студент не наберет их нужную сумму для получения соответствующей академической степени (бакалавра, магистра). возможность перезачета и накопления кредитов обусловлена доверием между вузами, сопоставимостью их учебных программ, возможностью, вводя поправочные коэффициенты, учитывать разный удельный вес лекций, семинаров, лабораторных работ, самостоятельной работы студентов и т.д.

Кредитная система обучения Нелинейная система организации учебного процесса Объем преподаваемого учебного материала измеряется в кредитах Студенты самостоятельно формируют ИУП Количество учебных дисциплин у каждого студента различное Различный контингент обучающихся, изучающих каждую конкретную дисциплину Разделение процесса обучения и контроля учебных достижений студентов Переход обучения от формата «учить» (teaching) к формату «учиться» (learning) Увеличение доли СРС Студентоцентрированное обучение Индивидуализация образовательной траектории обучения студентов Свобода выбора студентами учебных дисциплин компонента по выбору и преподавателей Специальные академические службы: офис регистратора, эдвайзеры, тьюторы Особенности: Специфика организации учебного процесса Образовательная программа имеет два компонента: ОК и КВ Введение балльно-рейтинговой системы оценки знаний

Как система зачетных единиц соотносится с системой балльной оценки успеваемости? Студент получает соответствующую сумму зачетных единиц только в том случае, если он положительно аттестован по данному курсу, виду занятий, т.е. если он получил балл не ниже заданного. Балльная оценка в документах (в конечном счете – во вкладыше- приложении к диплому) указывается параллельно с суммой набранных кредитов. Ранее существовавшая 5-балльная (фактически – 4-балльная) система является слишком грубым орудием оценки. Общий балл, выставляемый по итогам каждого курса в западном вузе, обычно слагается из нескольких компонентов (трех – четырех). Например, 30% общей оценки может зависеть от активности студента на занятиях, еще 30% - от результатов промежуточного испытания (эссе на заданную тему и т.п.) и только оставшиеся 40% - от экзаменационной оценки (экзамены, как правило, сдаются письменно).

Как представляется в рамках Болонского процесса проблема обеспечения качества высшего образования? Проблема качества является центральной в любой реформе: полезность реформы относительна, если она не ведет, в конечном счете, к повышению качества образования, и реформа просто вредна, если в результате качество ухудшается. Совместные образовательные программы, высокий уровень академической мобильности – всё это предполагает сравнимый (и достаточно высокий) уровень качества подготовки специалистов с высшим образованием.

Как представляется в рамках Болонского процесса проблема обеспечения качества высшего образования? Существуют два основных направления в реализации должного качества в системе высшего образования. Первое – это наделение государственных органов управления образованием функциями гаранта качества; например, в Финляндии в состав административных органов Министерства образования входит специальный Финский аттестационный совет по высшему образованию. Иногда предлагают введение наднациональных органов обеспечения качества образования и соответствующего контроля, но у этой идеи относительно мало сторонников. Второе направление – это передача основных функций по обеспечению качества образования специальным общественным организациям: агентствам, советам, ассоциациям, учреждаемым профессиональными корпорациями, т.е. сообществом соответствующих специалистов.

Как представляется в рамках Болонского процесса проблема обеспечения качества высшего образования? Во-первых, обеспечение качества высшего образования никоим образом нельзя сводить к механизмам контроля, хотя важность последнего несомненна. Должен разрабатываться целостный механизм управления качеством: создавать условия, благоприятные для того, чтобы преподаватель хорошо преподавал, а учащийся хорошо учился. Весь процесс, при всем его творческом характере, индивидуальном подходе, интерактивности и диалогичности обучения, в идеале должен приобретать вид «технологической цепочки» с постоянным мониторингом промежуточных результатов; Во-вторых, необходимо сочетать внутренний и внешний контроль качества образования: ее результаты – компетенции обученного им же выпускника. самообследование вуза с оценкой его деятельности со стороны внешних организаций качество образовательной программы (типична ситуация, когда разные вузы реализуют одну и ту же программу, но делают это с разной степенью совершенства), качество подготовки каждого индивидуального выпускника. Существует и активно сотрудничает со структурами Болонского процесса Европейская сеть по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA), членами которой являются 42 агентства (ассоциации), занимающихся оценкой качества образования в различных сферах и странах Европы.

Какова роль и содержание процедур аккредитации? Понятие аккредитации в сфере образования неразрывно связано с понятием качества аккредитация – это официальное признание уполномоченными на то инстанциями, что подготовка по данной образовательной программе, в данном вузе и т.п. отвечает заданным стандартам качества. Следует различать аккредитацию отдельных образовательных программ и аккредитацию вуза в целом.

Как решается в рамках Болонского процесса проблема взаимного признания странами и вузами квалификаций, степеней и соответствующих документов об образовании? Вопрос о признании возникает обычно применительно к так наз. регулируемым профессиям – тем, где наличие соответствующих компетенций отражается специальным документом. признание, а не гармонизация систем является сердцевиной Болонского процесса: его основные цели могут считаться достигнутыми, если выпускник вуза с дипломом, например, бакалавра может претендовать на права, имеющиеся у бакалавра в любой из стран – участниц Болонского процесса (может быть принят на соответствующую должность, поступить в магистратуру и т.п.). Еще до появления Болонской декларации большинство стран Европы, в их числе Россия, а также США, Канада, Австралия – всего 43 государства, подписали Лиссабонскую конвенцию – Конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (Лиссабон, 1997 год).

Как решается в рамках Болонского процесса проблема взаимного признания странами и вузами квалификаций, степеней и соответствующих документов об образовании? Лиссабонская конвенция рекомендует странам-участницам признавать академические квалификации и отражающие их документы, когда речь идет о государствах, подписавших конвенцию. конвенция носит рамочный характер и указанная выше рекомендация не имеет обязательной силы. Например, специальное двустороннее соглашение, заключенное между Российской Федерацией и Францией относительно признания эквивалентности французской степени доктора наук (PhD) и российской степени кандидата наук, ввиду отсутствия прописанной процедуры эквивалентизации, не является, к сожалению, документом прямого действия и не ликвидирует необходимости общей процедуры специального экспертирования диссертации, защищенной во Франции, структурами ВАК и т.п. В 2002 году, также в Лиссабоне, прошел, уже в рамках Болонского процесса, семинар по взаимному признанию квалификаций, который предложил ряд рекомендаций, в том же году одобренных Комитетом Совета Европы по образованию и науке (Council of Europes Steering Committee for Higher Education and Research) на его пленарном заседании.

Как решается в рамках Болонского процесса проблема взаимного признания странами и вузами квалификаций, степеней и соответствующих документов об образовании? Ниже воспроизводятся некоторые из рекомендации Лиссабонского коммюнике: уделять основное внимание результатам образования и приобретаемым компетенциям, а не срокам обучения и названиям читаемых курсов; развивать сотрудничество между вузами, ведущее к получению совместных степеней и других форм автоматического признания, что повышает уровень доверия между вузами и способствует взаимному признанию квалификаций; обеспечивать максимальную и адекватную информированность общественности относительно содержания образования в странах и конкретных вузах; учитывать необходимость внешнего признания при разработке процедур обеспечения качества высшего образования; стремиться к информированности профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого персонала, студентов в вопросах признания квалификаций и соответствующих документов о высшем образовании.

Как решается в рамках Болонского процесса проблема взаимного признания странами и вузами квалификаций, степеней и соответствующих документов об образовании? Следует сознавать, что практически невозможно с помощью каких-либо формальных процедур решить относительно образовательной системы любой страны в целом, что она производит специалистов, во всем отвечающих принципам подготовки выпускников вузами другой страны. Существуют частные договоренности между странами и группами стран относительно ограниченного круга профессий. Например, между Швейцарией и странами ЕС имеется соглашение, согласно которому дипломы врача, стоматолога, врача-ветеринара, фармацевта, медсестры по общему уходу за больными, архитектора, полученные в любой из указанных стран автоматически признаются во всех других. Проблему признания можно рассматривать как проблему распространения процедур аккредитации на отношения между странами и их образовательными системами. Если образовательная программа данного вуза аккредитована соответствующими органами не только своей страны, но и какой-либо иной, то из этого автоматически должно следовать признание в этой стране квалификации освоивших программу, равно как и признание отражающих этот факт документов об образовании.

В чем заключается принцип автономии вузов? Болонский процесс придает принципу автономии вузов чрезвычайно большое значение Автономия – это самостоятельность вузов в решении вопросов, отнесенных к их компетенции. «Великая хартия университетов»: «Университет действует внутри обществ с различной организацией, являющейся следствием разных географических и исторических условий и представляет собой институт, который критически осмысливает и распространяет культуру путем исследования и преподавания. Чтобы отвечать требованиям современного мира, в своей исследовательской и преподавательской деятельности он должен иметь моральную и научную независимость от политической и экономической власти».

Не приведет ли Болонский процесс к уменьшению внимания к науке в вузе? Принцип неразрывности учебного и научного процессов, установка на фундаментальность образования блюдутся в Западной Европе ничуть не меньше, чем в СНГ (иная ситуация в США, где даже формально выделяют иногда teaching only вузы, т.е. вузы, от преподавателей и студентов которых не требуют занятия научной работой). Для вузовской науки существенны три аспекта. Первый: преподаватель вуза является в то же время научным работником, ученым – причастность преподавателя к «большой науке» создает ситуацию, когда студент получает, по крайней мере, часть научных знаний из первых рук, его учит преподаватель, который активно участвует в научном процессе, сам «добывает знания». Второй аспект, неразрывно связанный с первым - студент должен и сам приобщаться к науке под руководством преподавателя; курсовые и дипломные работы, участие в студенческих научных обществах – обычные формы такого приобщения. Третий аспект связан с характером и вузовской науки, и вузовского преподавания: и вузовская наука, и вузовское преподавание носят главным образом фундаментальный характер. Фундаментальность означает обращенность к основополагающим категориям соответствующих дисциплин, к установлению основных законов природы и общества.

Не приведет ли Болонский процесс к уменьшению внимания к науке в вузе? Ничему этому не противоречит Болонский процесс. Принципы Болонского процесса поощряют выборность курсов, преподаватели оказываются в условиях конкуренции: они должны сделать свои курсы привлекательными для студента, а этому, конечно же, приобщение к собственным исследовательским результатам способствует больше, чем пересказ учебника. В Западной Европе наука и ученые сосредоточены в университетах, поэтому развитие Болонского процесса естественно привело к появлению тезиса о преобразовании общеевропейского образовательного пространства в общеевропейское образовательное и исследовательское пространство.

удваивались каждые 150 лет в XIX в. каждые 25 лет в конце XXв., каждые 5 лет в настоящее время, каждый год к 2010 г., каждые 72 дня к 2020 г. по данным Gartner Group Что представляет собой система «образования в течение всей жизни» (LLL, Lifelong Learning)? Для нашего времени характерны чрезвычайно активные процессы устаревания и, соответственно, обновления знаний. В нашем мире знания

Что представляет собой система «образования в течение всей жизни» (LLL, Lifelong Learning)? отмечается очень заметная динамика социальных процессов; люди во многих странах проявляют высокую мобильность в социальном и даже просто географическом отношении. Изменение среды влечет за собой необходимость приобретения новых знаний, новых компетенций. Сегодня не очень типична картина, когда человек всю жизнь живет там, где он родился, и занимается тем, чему обучился в юности. В частности, и знания, полученные в вузе, уже не могут оставаться неизменным багажом, эффективно обеспечивающим социальную и профессиональную адаптацию в течение всей жизни. Отсюда необходимость в том, чтобы в течение всей своей жизни человек постоянно доучивался и, возможно, переучивался. Именно это имеется в виду, когда говорят о системе образования в течение всей жизни.

Как следует понимать провозглашаемый Болонским процессом принцип ориентации в образовании на европейские ценности ? С одной стороны, процессы глобализации носят объективный характер; страны мира с неизбежностью оказываются взаимозависимыми в экономическом, политическом и во многих других отношениях. Альтернативой может быть только изоляция, которая, как показывает история, никогда и нигде не давала позитивных результатов. С другой стороны, примитивная трактовка глобализации нередко подменяет это понятие понятием американизации. В этом случае мир, как считается, превращается в одну «всемирную деревню» (global village), устроенную по американскому образцу. А всякая унификация пагубна: она ведет к неизбежному застою, поскольку именно разнообразие, взаимодействие разнообразных систем есть источник позитивного развития. Важно!!! У каждой культуры есть своя, только ей присущая миссия, свой вклад в общечеловеческую сокровищницу, и утрата даже одной культуры под прессом глобализации – это трагедия всемирного масштаба. Соответственно у Европы есть все основания заботиться о сохранении идентичности, противопоставлять – в хорошем смысле слова – свою культуру всем иным, в этом видеть важную роль, миссию во всемирной истории и именно так воспитывать своих студентов.

В чем заключается модульный принцип построения образовательной программы? ПОНЯТИЕ МОДУЛЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ «СОБСТВЕННО БОЛОНСКИМ» получило широкое распространение, причем в наибольшей степени применительно именно к программам, которые учитывают такие принципы Болонского процесса, как автономность вузов в определении содержания обучения, индивидуализация обучения. Модуль - чаще всего имеется в виду блок дисциплин, которые образуют определенную взаимосвязанную целостность в составе программы, могут расцениваться как логическая подструктура внутри общей структуры программы. Мера самостоятельности образовательного модуля определяется его относительной тематической замкнутостью.

В чем заключается модульный принцип построения образовательной программы? Модулю отвечает определенная сумма зачетных единиц (кредитов) и отдельная отчетность, контроль за усвоением новых знаний и/или умений, предлагаемых модулем; Особенно эффективно модульное строение для междисциплинарных (мультидисциплинарных) программ, которые должны органично сочетать подходы некоторого множества дисциплин, часто достаточно разнородных, которым и отвечают отдельные модули. В магистратуре, сохраняя инвариантную часть и меняя модули, «удобно» давать разные специализации.

Как следует понимать содержащийся в документах Болонского процесса тезис о социальной ответственности вузов? Высшему образованию принадлежит важнейшая роль в процессах, определяющих основные параметры общества. Вузы выполняют функцию регуляторов формирования, изменения и поддержания социальных структур. Это проявляется в следующем. Во-первых, образовательные учреждения, прежде всего вузы, ответственны за трансляцию знаний – за передачу знаний, умений, навыков от поколения к поколению, без чего общество очевидным образом не может поддерживать свое существование и развиваться. Во-вторых, в вузах – в значительной степени (в СНГ) или в основном (на Западе) – «делается наука», а, следовательно, опять-таки во многом определяется развитие общества. В-третьих, вузы поставляют обществу профессионалов определенного уровня, без участия которых не может функционировать национальная экономика, культура, обеспечиваться порядок и безопасность и т.п. В-четвертых, в вузах готовится элита общества – в области политики, экономики, науки, культуры; от того, как и кого готовят в качестве элиты, непосредственно зависит судьба общества. В-пятых, вузы в значительной степени способствуют размыванию социальных барьеров в обществе: получение высшего образования обычно выступает предпосылкой повышения социального статуса, перемещения по вертикали из одного социального слоя в другой. общество весьма заинтересовано в максимальной доступности высшего образования, в снятии препятствий к получению высшего образования всеми, кто обладает соответствующими способностями, независимо от социальных, экономических и географических факторов. Именно к этому призывают документы Болонского процесса. ВУЗЫ МОГУТ И ДОЛЖНЫ ИГРАТЬ СУЩЕСТВЕННУЮ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СВОИХ РЕГИОНОВ.

Какова роль студентов в развитии Болонского процесса? Все мероприятия, все реформы в рамках Болонского процесса направлены, естественно, на создание оптимальных условий для наилучшей подготовки студентов. Студент должен быть не только объектом, но и субъектом учебного процесса Без активного участия студентов никакие реформы не могут быть достаточно эффективными. Студенты должны ясно понимать задачи и цели Болонского процесса, их голос должен быть слышен при принятии тех или иных решений. Инструменты, позволяющие учитывать точку зрения студентов при решении тех или проблем высшего образования, многообразны: представительство студентов в ученых советах вузов систематическое анкетирование студентов с целью выяснения их удовлетворенности/неудовлетворенности преподаванием, содействие администрации вузов в организации и функционировании органов студенческого самоуправления. Существует организация «Национальные союзы студентов Европы» (ESIB), которая объединяет 50 национальных студенческих союзов 37 стран, представляя тем самым 10 млн. студентов. Эта организация принимает самое активное участие во всей деятельности, связанной с развитием Болонского процесса. По принятому соглашению, на совещание министров образования стран–участниц Болонского процесса каждая страна направляет делегацию, в которую входят 3 представителя министерства, ответственного за высшее образования, один представитель национального союза ректоров и один представитель национального союза (ассоциации) студентов.

Какова структура управления Болонским процессом? Высшим органом, принимающим решения по всем вопросам структуры и развития Болонского процесса, выступает совещание министров образования стран-участниц, которое собирается один раз в два года. Между совещаниями министров руководящим органом Болонского процесса является Болонская рабочая группа (Bologna Follow-up Group), в которую входят по 2-3 представителя от каждой их стран, обычно один из соответствующего министерства и один – от академического сообщества страны. Председательствует в Болонской группе представитель страны, которая в данный период времени председательствует в Евросоюзе. Группа утверждает график международных тематических семинаров по проблемам Болонского процесса, собирает информацию для очередного совещания министров, обсуждает доклады стран-участниц перед их вынесением на совещания и т.д. Из членов Болонской группы избирается Совет (Board), который состоит из председателя, вице-председателя, представляющего страну проведения ближайшего совещания министров, представителей стран, которые председательствовали в предыдущем году в Евросоюзе и будут председательствовать в следующем, представители трех стран, избираемые Группой на один год, а также председатель Еврокомиссии и, с правом совещательного голоса, представители Европейской ассоциации университетов (EUA), Европейской ассоциации высших учебных заведений (EURASHE) и Национальных союзов студентов Европы (ESIB). Формируется также секретариат: его составляют 3 сотрудника Министерства образования страны – места проведения ближайшего совещания министров. Секретариат осуществляет организационную и техническую работу, обеспечивая деятельность Группы и Совета.

Нет ли опасности более интенсивной «утечки мозгов» в результате присоединения России к Болонскому процессу? Объективно такая опасность существует. Если наши дипломы будут автоматически (или по крайней широко) признаваться в Западной Европе, это, конечно, существенно облегчит трудоустройство наших выпускников в странах–участницах Болонского процесса. Но надо трезво признавать, что процесс оттока специалистов может стать менее активным только тогда, когда отечественные работодатели, включая государство, смогут предложить выпускникам условия работы, сравнимые с теми, на которые они могут в принципе рассчитывать на Западе (достойную оплату труда, возможность работать в области высоких технологий с использованием самого современного оборудования и т.д. и т.п.). В этих условиях можно ожидать не только сокращения оттока отечественных специалистов, но и появления зарубежных претендентов на российские рабочие места, что повысит требования к конкурентоспособности выпускников российских вузов. Любые же запретительные меры, препятствующие «утечке мозгов», вошли бы в прямое противоречие с Конституцией РК.

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ. В. Б. Касевич, Р. В. Светлов, А. В. Петров, А. А. Цыб. Изд-во С.-Петерб. ун-та, с. Болонская декларация : Европейское пространство высшего образования : Совместное заявление европейских Министров образования, подписанное в Болонье 19 июня 1999 года [Текст] // Вестн. Рос. филос. о-ва. – – 1 (33). – С Лиссабонская конвенция (1997) / Lisbon Recognition Convention (1997) На русском языке: На английском языке: Всеобщая хартия университетов / The Magna Charta of University На русском языке: На английском языке: Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования четырех министров, представляющих Великобританию, Германию, Францию и Италию (Сорбонская декларация) / Joint declaration on harmonization of the architecture of the European Higher Education by the four Ministers in charge for France, Germany, Italy and the United Kingdom (Sorbonne Declaration) На русском языке На английском языке berlin2003.de/pdf/Sorbonne_declaration.pdfhttp:// berlin2003.de/pdf/Sorbonne_declaration.pdf Зона европейского высшего образования (Болонская декларация). Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года / The European Higher Education Area: Joint Declaration of the European Ministers of Education На русском языке На английском языке

Инвариантная часть базисного учебного (образовательного) плана Часть базисного учебного (образовательного) плана, определяющая структуру содержания образования, обязательного для реализации во всех общеобразовательных учреждениях; состав обязательных учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.