Образование и стандарты подготовки по направлениям Метеорология и Гидрология Профессор Лев Карлин Ректор РГГМУ Российский государственный гидрометеорологический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тимофеева А.Г. *, Фокичева А.А.**, Истомин Е.П.**, Подгайский Э.В**. *ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов.
Advertisements

О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Информационное сообщение о проекте модернизации бакалавриата в области техники и технологии Заместитель начальника методического управления Высшей школы.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Данилин А.В., зам.начальника управления образовательных стандартов и программ НИТУ «МИСиС» Образовательные стандарты НИТУ «МИСиС»: Опыт.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Система общественно- профессиональной аккредитации Боев О.В., Томский политехнический университет.
Характеристика направления «Торговое дело» (бакалавриат)
МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Российский государственный гидрометеорологический университет.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Кафедра « Экономическая информатика » Институт экономики и финансов МИИТ БИЗНЕС - ИНФОРМАТИКА Направление подготовки : Профиль подготовки : « Информационные.
Подготовка кадров в точках инновационного роста: университет – научный центр – особая экономическая зона Хозяинов М.С., проректор по научной работе университета.
Роль информационных технологий в реализации концепции профильного образования Материалы к педсовету Кемерово, 2004 МОУ «Средняя общеобразовательная.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Характеристика направления «Инноватика» (бакалавриат)
1 Таганрогский технологический институт Южного федерального университета ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Сообщение: Формирование интеллектуальных компетенций учащихся через проектную деятельность в учебно- воспитательном процессе Учителя русского языка и литературы.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Транксрипт:

Образование и стандарты подготовки по направлениям Метеорология и Гидрология Профессор Лев Карлин Ректор РГГМУ Российский государственный гидрометеорологический университет

ВМО классификация метеорологического персонала Предпосылки к изменениям (a) в метеорологии, как прикладной физической науке, наблюдается значительный прогресс вследствие улучшения понимания взаимосвязанной системы «атмосфера-океан-суша», применения усовершенствованных методик прогнозирования и происходящей научно- технической революции ; (b) происходящие экономические, социальные и политические изменения в мире, что приводит к увеличению спроса в метеорологическом и гидрологическом обслуживании, ориентированном на интересы пользователя и последовательно осуществляемом в обеспечении контроля качества; (c) значительные изменения происходят в сфере профессионального образования и специализации, в частности как результат всевозрастающей важности непрерывного образования и подготовки кадров и конкретизации компетентности. Российский государственный гидрометеорологический университет

Цель классификации (a) обеспечить общие международные стандарты для единообразного понимания основных требований к квалификации персонала, осуществляющего определенные Конвенцией ВМО функции в области метеорологии и гидрологии ; (b) содействовать определению стандартных результатов обучения и соответствующих учебных программ по профессиональной подготовке персонала в области метеорологии ; (c) содействовать национальным гидрологическим и метеорологическим обществам: – в создании системы классификации персонала, наиболее полно отвечающих их конкретным потребностям ; – в разработке программ обучения и подготовки кадров, соответствующих их собственным структурам и потребностям ; – в обеспечении того, чтобы академические и профессионально-технические заведения были осведомлены о требованиях к образованию и профессиональной подготовке сотрудников, нанимаемых на должность метеорологов или техников-метеорологов. Российский государственный гидрометеорологический университет ВМО классификация метеорологического персонала

Ключевые моменты (a) основные требования к технику-метеорологу или к специалисту-метеорологу должны быть перечислены в Базовом пакете инструкций для метеоролога-техника или в Базовом пакете инструкций для специалиста-метеоролога; (b) наличие оконченной университетской программы высшего образования должна быть основным отличием в квалификации специалиста-метеоролога и техника-метеоролога ; (c) специалисты-метеорологи и техники-метеорологи должны иметь возможность повышать свой уровень образования в соответствии с имеющимися национальными стандартами ; (d) требования к квалификациям техник-метеоролог и специалист-метеоролог должны существовать отдельно и независимо от требований на соответствие конкретной работе. Российский государственный гидрометеорологический университет ВМО классификация метеорологического персонала

Категории персонала Метеоролог : специалист, окончивший базовый университетский курс подготовки для специалистов-метеорологов ; Техник-метеоролог : специалист, окончивший базовый курс подготовки техников- метеорологов. Российский государственный гидрометеорологический университет ВМО классификация метеорологического персонала

Основные компоненты образовательных программ Специалист-метеоролог (a) основополагающие темы по математике и физике плюс дополнительные темы, связанные со смежными науками, анализом данных, обменом данных и манипулирования данными ; (b) тематические разделы наук об атмосфере : – Физическая метеорология ; – Динамическая метеорология ; – Синоптическая и мезомасштабная метеорология ; – Климатология. Российский государственный гидрометеорологический университет ВМО классификация метеорологического персонала

Основные компоненты образовательных программ Техник-метеоролог (a) основополагающие темы по математике и физике плюс дополнительные темы, связанные со смежными науками, анализом данных, обменом данных и манипулирования данными ; (b) Разделы общей метеорологии: - основы физической и динамической метеорологии, - основы синоптической и мезомасштабной метеорологии, - основы климатологии, - метеорологическое оборудование и методика наблюдений. Российский государственный гидрометеорологический университет ВМО классификация метеорологического персонала

Взаимосвязь между классификацией, квалификацией и профессиональной компетентностью Квалификация делится на две общие категории: – Академическая квалификация: Обычно присваивается колледжем или университетом. Она часто определяется в виде совокупности результатов обучения, которые должны быть достигнуты; – Производственная (профессиональная) квалификация: Обычно присваивается соответствующим учебным заведением или профессиональным органом. Она, как правило, определяется с указанием набора компетенций, которые должны быть продемонстрированы. Российский государственный гидрометеорологический университет ВМО классификация метеорологического персонала

Первоначальная квалификация специалистов-метеорологов: Квалификация специалиста, прошедшего полный курс обучения должна соответствовать выполнению следующих задач: – Демонстрировать систематическое знание и понимание своей профессиональной области деятельности; – Досконально изучать и применять использующиеся в своей области методы познания и анализа данных; – Критически оценивать идеи, предположения, допущения, абстрактные концепции и данные; – Обмениваться информацией, идеями, проблемами, методами их решения в своей области со специалистами и неспециалистами. Российский государственный гидрометеорологический университет ВМО классификация метеорологического персонала Взаимосвязь между классификацией, квалификацией и профессиональной компетентностью

Университетский уровень образования в области метеорологии: Обычно метеорологи после университета должны уметь больше, чем обычные специалисты, например: – Некоторые тематические разделы могут быть изучены более углубленно (например, в тропических регионах большее внимание будет уделяться тропической метеорологии); – Должны быть изучены дополнительные темы, такие как: (a) Специфические экономические нужды /требования стран в зависимости от национальных стандартов (например, в области сельскохозяйственной метеорологии или гидрологии); (b) с исследованиями и разработками, представляющими интерес для учебного заведения, осуществляющего программу обучения. Российский государственный гидрометеорологический университет ВМО классификация метеорологического персонала Взаимосвязь между классификацией, квалификацией и профессиональной компетентностью

Последипломное образование в области метеорологии Последипломную программу обучения в области метеорологии можно пройти благодаря университетскому курсу, позволяющему получить диплом послевузовского образования или степень магистра метеорологии. Вступительными требованиями должен быть университетский уровень по естественным, инженерным или техническим наукам с необходимыми знаниям в области физики, математики, химии, электронной инженерии или науки о Земле наряду со знанием математики и физики на уровне Базового пакета образовательных программ для метеорологов. Требования к уровню квалификации выпускников подобных программ такие же, как к тем, кто закончил университетскую программу по метеорологии. Российский государственный гидрометеорологический университет ВМО классификация метеорологического персонала Взаимосвязь между классификацией, квалификацией и профессиональной компетентностью

Программа обучения без присвоения степени: Эти программы предполагают присвоение квалификации метеоролога без включения дополнительных углубленных материалов. Требования к квалификации специалистов- метеорологов остаются одними и теми же независимо от того, завершается ли обучения по программе с получением диплома или нет. Предполагается, что учреждения могут продемонстрировать то, что уровень их обучения соответствует стандартам обучения по данной дисциплине. Стандартные требования предполагают наличие определенного академического уровня знаний по математике и физике, получаемого студентом в процессе обучения. Ключевой момент заключается не в том, как учащийся начинает свое обучение по программе, а в том, могут ли студенты в конце обучения удовлетворить требованиям Базового пакета инструкций для специалиста-метеоролога Российский государственный гидрометеорологический университет Взаимосвязь между классификацией, квалификацией и профессиональной компетентностью ВМО классификация метеорологического персонала

Продвижение по службе Специалист-метеоролог: Начальный уровень - Выполняет рутинную работу под руководством кого-либо и в сотрудничестве с другими. Предполагается некоторый уровень самостоятельности. Средний уровень - Выполняет широкий спектр заданий в рамках своей деятельности, которая требует применения имеющихся знаний и навыков для решения проблем. Ответственность и значительная доля самостоятельности в действиях. Некоторые задачи требуют наличия желания повышать квалификацию. Руководящее звено - Должен быть способен использовать широкий спектр фундаментальных принципов и комплексных методов в различных нестандартных ситуациях. Способен применять имеющиеся знания и умения для решения новых нетрадиционных задач и делиться опытом. Предполагается значительная самостоятельность и высокая степень ответственности. Российский государственный гидрометеорологический университет ВМО классификация метеорологического персонала

ОБЩИЕ УМЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ: Как специалисты-метеорологи, так и техники должны знать и уметь следующее: – представлять результаты работы, устно и письменно; – обмениваться знаниями и эффективно взаимодействовать с коллегами; – проявлять инициативу при решении нестандартных задач; – демонстрировать критический подход при получении новой информации; – брать ответственность за принятые решения и демонстрировать их рациональность; – выполнять несколько задач одновременно и уметь расставлять приоритеты; – использовать имеющиеся умения и знания; – приобретать новые знания и умения, требующиеся для выполнения профессиональных задач. Российский государственный гидрометеорологический университет ВМО классификация метеорологического персонала Продвижение по службе

БАЗОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ И АТМОСФЕРНЫЕ НАУКИ Математика и физика: Глубокие знания математики и физики (в идеале и базовые знания по химии) требуются для того, чтобы студент мог понять взаимосвязь атмосферных явлений и природой вещей, описанной базовыми физическими принципами. Дополнительные предметы: Необходимы также базовые знания в смежных науках, таких как океанология или гидрология, например. Российский государственный гидрометеорологический университет ВМО классификация метеорологического персонала

Базовые метеорологические дисциплины – Физическая метеорология – Динамическая метеорология – Синоптическая и мезомасштабная метеорология – Климатология. Российский государственный гидрометеорологический университет ВМО классификация метеорологического персонала БАЗОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ И АТМОСФЕРНЫЕ НАУКИ

БАЗОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПАКЕТ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕТЕОРОЛОГОВ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПО МАТЕМАТИКЕ, ФИЗИКЕ И ДОПРОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ Mатематика Должны уметь работать с : – Дифференциальным и интегральным счислением: – Векторами и матрицами; – Дифференциальными уравнениями; – Статистикой; – Численными методами. Физика Должны уметь работать с : – Механикой; – Динамикой жидкостей; – Переносом тепла; – Базовой термодинамикой; – Волнами; – Оптикой; – Электромагнитным излучением. Российский государственный гидрометеорологический университет

Дополнительные предметы Должны иметь знания по: (a) Другие науки: – История; – Базовая физическая химия; – Базовая океанология; – Базовая гидрология; – Базовая география; – Базовая экология (b) Представление результатов и сотрудничество – Письменные коммуникации; – Устные доклады; – Работа в команде. (c) Анализ и использование данных – Программирование; – Обработка данных; – Геоинформационные системы; – Создание и онлайн публикация материалов. Российский государственный гидрометеорологический университет БАЗОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПАКЕТ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕТЕОРОЛОГОВ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПО МАТЕМАТИКЕ, ФИЗИКЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ

РАЗДЕЛЫ НАУКИ ОБ АТМОСФЕРЕ Физическая метеорология: – Состав атмосферы, излучение и оптические свойства; – Термодинамика и физика облаков; – Метеорология ППС и микрометеорология; – Наблюдения и оборудование; – Дистанционное зондирование. Динамическая метеорология: – Динамика атмосферы; – Численный прогноз погоды. Синоптическая и мезомасштабная метеорология: – Среднеширотные и полярные погодные системы; – Тропические системы; – Мезомасштабные системы; – Наблюдение за погодой; - прогноз погоды; - обеспечиние прогнозом, метеосервисы. Климатология: - Глобальная циркуляция, нормы и сервисы; - Локальные и глобальные изменения климата. Российский государственный гидрометеорологический университет БАЗОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПАКЕТ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕТЕОРОЛОГОВ

ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА: - инженерные методы и технологии наблюдений за окружающей средой, - анализ и прогноз атмосферных условий, - оценка возможных изменений климата в результате действия естественных или антропогенных факторов - защита окружающей среды и рациональное использование ресурсов при существующих метеоусловиях и климатических факторах. ПРОГРАММА БАКАЛАВРА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ Российский государственный гидрометеорологический университет

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: Производственно-технологическая: - анализ и прогноз состояния атмосферы и гидросферы, организация и эффективное проведение гидрометнаблюдений, персональный контроль качества данных; - эффективное использование оборудования, методик, моделей и численных схем, соблюдение техники безопасности; - выполнение технического обслуживание и поверочной сертификации приборов; - участие в работах по развитию и усовершенствованию существующих методик; Организационно-управленческая - участие и подготовка технической документации и написание докладов; - участие в работах по стандартизации и подготовке к поверке технических средств наблюдений, систем, процессов и методик; - организация работы небольших групп исследователей. Российский государственный гидрометеорологический университет ПРОГРАММА БАКАЛАВРА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: Научно-исследовательская: - поиск и анализ информации по предмету исследования; - математическое моделирование; - участие в экспериментах, наблюдениях и измерениях, разработка описаний и формулировка заключений; - подготовка отчетов, участие в представлении результатов исследований, разработка новых методов наблюдений, анализа и прогноза, а также технических средств. Проектная: - постановка задачи исследования, выработка критериев и индикаторов оценки результатов исследований, поиск приоритетов, разработка плана исследований; - разработка общих принципов решения вопроса, анализ методов, прогноз последствий их использования, поиск компромиссных решений и мультикритериев, общее планирование проекта. Российский государственный гидрометеорологический университет ПРОГРАММА БАКАЛАВРА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА: Общие навыки: синтезировать, анализировать, представлять информацию, ставить цели и задачи, выбирать пути для их достижения, сотрудничать с коллегами, работать в команде, находить решения в нестандартных ситуациях, критически оценивать результаты. Профессиональные: понимать принципы руководства и администрирования, принципы оценки, контроля и менеджмента качества, готов к освоению новой техники, способен участвовать в разработке организационно- технической документации и т.д. Управленческие: знание и понимание принципов производства гидрометеорологических наблюдений в оперативном режиме, руководства и контроля за работой сети наблюдений, подбора и стандартизации приборов и методов наблюдений и т.д. Научные: понимание физико-динамических принципов, управляющих функционированием атмосферы и гидросферы, знание основных процессов и явлений природы, понимание принципов, управляющих динамикой экологических систем и т.д. Проектные: способен к формированию проекта решения гидрометеорологических проблем, выявлению приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности, способен к прогнозированию последствий, нахождению компромиссных решений и т.д. Российский государственный гидрометеорологический университет ПРОГРАММА БАКАЛАВРА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММА БАКАЛАВРИАТА: Общие требования для развития и обучения по программам бакалавриата; Наличие учебной и профессиональной практики по специальности; Наличие квалифицированного персонала, осуществляющего программу; Методическое и информационное обеспечение образовательного процесса; Финансовое обеспечение образовательного процесса; Техническая поддержка образовательного процесса. Российский государственный гидрометеорологический университет ПРОГРАММА БАКАЛАВРА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: Учреждения высшего профессионального образования должны обеспечить следующее: - Разработка стратегии оценки качества обучения с привлечением представителей работодателей; - Мониторинг и периодический пересмотр образовательных программ; - Разработка объективных процедур оценки уровня знаний и умений студентов и выпускников; - Компетентность преподавателей; - проводить регулярные самопроверки на соответствие принятым стандартам и сравнение результатов с результатами других учреждений с привлечением представителей работодателей; - Информировать общественность о результатах, планах, изменениях и нововведениях. Российский государственный гидрометеорологический университет ПРОГРАММА БАКАЛАВРА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ

Примерный учебный план Российский государственный гидрометеорологический университет ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ Базовая часть Иностранный язык (англ.) Отечественная история Философия Экономика и управление производством Правоведение Вариативная часть Русский язык и культура речи Экономическая метеорология Метеорологическое обслуживание отраслей народного хозяйства

Примерный учебный план Российский государственный гидрометеорологический университет МАТЕМАТИЧЕСКИЙ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ЦИКЛ Базовая часть Математика Физика Химия Экология Информатика Вариативная часть Вычислительная математика Математика (Теория вероятности и мат. статистика) Геофизика Инженерная графика Механика жидкости и газа (геофизическая гидродинамика). Динамическая метеорология Геоинформационные системы (ГИС)

Примерный учебный план Российский государственный гидрометеорологический университет ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ Базовая часть Физика атмосферы, океана и вод суши Электротехника и электроника Методы и средства гидрометеорологических измерений Численные методы математического моделирования (Гидродинамическое моделирование атмосферных процессов). климатология Методы статистической обработки и анализа гидрометеорологических наблюдений Безопасность жизнедеятельности при производстве гидрометеорологических работ Метрология, стандартизация и сертификация Механика жидкости и газа(гидродинамика).

Примерный учебный план Российский государственный гидрометеорологический университет ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ Вариативная часть Дополнительные главы "Физики океана" Дополнительные главы "Физики вод Методы зондирования окружающей среды Синоптическая метеорология Космическая метеорология Авиационная метеорология Агрометеорология

Примерный учебный план Российский государственный гидрометеорологический университет УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКИ Учебно-полевая практика по дисциплине "Физика атмосферы, океана и вод суши" Учебно-полевая практика по дисциплине 'Методы и средства гидрометеорологических измерений" Производственная практика по профилю подготовки

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Российский государственный гидрометеорологический университет