Поддержка развития частного сектора и предпринимательства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Advertisements

«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
Государственная политика в области занятости в России.
Стратегический План на годы Для обсуждения с НПО 22 февраля 2008 г.
© В.В. Маскин, Анализ состояния системы дошкольного образования в муниципалитете Процент удовлетворения запросов населения на услуги в сфере дошкольного.
Нормативные документы в системе образования России -Государственная программа «Развитие образования» на годы. -НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ.
SME-Toolkit Project Ukraine Business Technologies Development Center Межрегиональная конференция Механизмы и новые направления в.
Роль государства в распределении и перераспределении доходов.
Диссертация на соискание степени магистра экономики Соискатель – Андрончик И.Г. Научный руководитель – профессор, доктор экономических наук- Лемещенко.
Методические рекомендации по разработке Стратегических планов министерства образования и науки Республики Казахстан.
Этапы планирования потребности в персонале
Равенство в законодательстве: опыт Республики Молдова Людмила Боргула, Депутат Парламента Республики Молдова.
L/O/G/O Роль Уполномоченного по правам ребенка в разработке и реализации региональной Стратегии действий в интересах детей Уполномоченный по правам ребенка.
Тема 13: Факторы устойчивого развития. Сущность и характеристика факторов устойчивого развития продуктивных сил Устойчивое развитие – это такое развитие,
Лекция 6. Прогнозирование социального развития и уровня жизни.
Институциональная экономика Тема 6 Теоретические модели институциональных изменений.
Виды эффективности инвестиционных проектов
Транксрипт:

Поддержка развития частного сектора и предпринимательства

РАМОЧНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ГЕНДЕРНОГО АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ Основные понятия

Комплексный гендерный подход (gender mainstreaming) cтратегия, посредством которой достигается гендерное равенство. «Комплексный гендерный подход означает оценку последствий для мужчин и женщин любого планируемого действия в сфере законодательства, политики или программ в любой области и на всех уровнях. Это стратегия интеграции интересов мужчин и женщин в процесс разработки, реализации, мониторинга и оценки всей политики и программ в политической, экономической и социальной сферах таким образом, чтобы и мужчины, и женщины в равной степени получали от этого пользу, а неравенство бы сокращалось. Конечная цель применения комплексного гендерного подхода – достижение гендерного равенства».

Стратегические гендерные интересы Стратегические гендерные интересы – относятся к соответствующему статусу женщин и мужчин в обществе. Стратегические гендерные интересы зависят от конкретных социально-экономических и политических условий и связаны с гендерным разделением труда, доступу к ресурсам и власти. Стратегические интересы могут включать законодательно закрепленные права, равную заработную плату, более широкое участие в процессе принятия решений, защиту от домашнего насилия и различных форм сексуальной эксплуатации. Учет стратегических гендерных потребностей помогает женщинам удовлетворять свои практические потребности, самим контролировать свою личную жизнь и общественную деятельность, и таким образом менять существующие гендерные роли.

Практические гендерные потребности Практические гендерные потребности – потребности, определяемые женщинами/мужчинами в рамках их социально-обусловленных ролей в обществе. Носят практический характер и зачастую затрагивают ситуации неравенства в жизненных условиях, например, неравный доступ к водоснабжению, медицинской помощи (в отдалённых регионах), трудоустройству. Деятельность, направленная только на удовлетворение практических потребностей, не будет иметь устойчивых результатов до тех пор, пока не будут приняты во внимание также и Стратегические интересы. В то же время стратегические интересы не могут быть удовлетворены, если не уделять внимания практическим потребностям.

Гендер и экономический рост Способствует ли экономическое развитие гендерному равенству?

Сведения по многим странам свидетельствуют о том, что, хотя экономический рост и не ликвидировал бедность, все же численность населения, относящегося к категории бедных, сократилась там, где вырос средний уровень доходов. В среднем каждый дополнительный процентный пункт роста потребления среднего домашнего хозяйства сокращает долю самых бедных (живущих менее, чем на 1 доллар в день) примерно на 2%. Однако эти данные не означают, что экономический рост оказывает автоматический положительный эффект на гендерное равенство.

Более энергично развивающаяся экономика может способствовать гендерному равенству на основе реализации политики по ряду направлений: Экономичеcкое развитие расширяет возможности предоставления работы, увеличивает производительность работников на рынках труда и приводит к созданию рынков труда там, где они прежде не существовали. Улучшение ситуации может снизить экономическую неэффективность рынка труда и сделать так, чтобы незанятым лицам было бы невыгодно оставаться безработными. Это посылает домашним хозяйствам и отдельным лицам сигналы о выгоде, которую даст большее участие в экономике.

Экономический рост обычно сопровождается увеличением объема инвестиций в развитие инфраструктуры в обеспечение чистой водой и источниками тепла, развитие дорог и транспорта. Эти инвестиции и развитие рынков для дополнительного труда могут облегчить нерыночный труд женщин и предоставить им большие возможности для получения оплачиваемой работы и для досуга, что помогает разрушить консервативную систему гендерного разделения труда. Уменьшение бремени домашнего труда также является потенциальным благом для здоровья женщин, доходов домашних хозяйств и школьного обучения девочек.

Более высокие доходы в секторе домашних хозяйств уменьшают жесткие бюджетные ограничения для инвестиций в человеческий капитал. Когда растут доходы в секторе домохозяйств, гендерные различия в доступе к образованию, здравоохранению и питанию сокращаются. Домохозяйства с низкими доходами, которые вынуждены очень экономно выделять средства на образование, здравоохранение и питание, смогут увеличить расходы на эти цели. В результате гендерные несоответствия в сфере человеческого капитала обычно сокращаются.

Когда экономическое развитие расширяет доступ и повышает качество общественных услуг в таких областях, как медицинское обслуживание, школы и дороги, происходит снижение цены инвестиций домашних хозяйств в человеческий капитал. Если эта цена падает в большей степени для женщин, чем для мужчин, или, как показывают данные по ряду стран, если инвестиции в женщин оказываются более «чувствительными» к изменениям цен, чем инвестиции в мужчин, то женщины извлекают больше выгоды.

Можно ли найти равновесие между приоритетами гендерной политики и требованием экономической эффективности? Приоритеты экономичес- кого развития Зона пересечения «интересов» экономической сферы и гендерной политики Приоритеты гендерной политики

Как осуществить это на практике? В социально-экономической сфере: Через разработку и осуществление общенациональных и региональных программ борьбы с бедностью и нищетой с установкой на скорейшее преодоление опасной тенденции феминизации бедности и безработицы Через координацию усилий государства и гражданского общества по введению и усилению гендерного контроля за процессом социальных и экономических изменений в интересах создания более справедливого социального и экономического порядка внутри страны;

В сфере принятия решений: Через развития гендерной статистики, отслеживающей изменение гендерных различий в доходах, доступе к профессиональным, техническим, административным и управленческим должностям, связанным с принятием решений, а также распределение парламентских мест, занимаемых женщинами и мужчинами. Через повышение уровня представительства женщин в органах законодательной и исполнительной власти, как на федеральном, так и на местном уровне

В сфере выполнения функции контроля и мониторинга: Через введение обязательной государственной гендерной экспертизы всех без исключения социально значимых планов и проектов; Через разработку и внедрение индикаторов, включая в их число индикаторы средств и ресурсов, процесса и участия, а также индикаторы развития, фиксирующие промежуточные и окончательные результаты осуществления государственной гендерной политики; Через использование в процессе стратегического планирования и прогнозирования системных показателей качества жизни, фиксирующих уровень гендерного равенства, экологической и демографической устойчивости, а также все позитивные и негативные изменения в сфере экономики, политики, здравоохранения, образования и занятости, которые могут измеряться количественными и качественными индикаторами;

В сфере образования и формирования общественного мнения: Через соответствующую коррекцию дошкольного образования и общеобразовательных программ в школах, средних специальных и высших учебных заведениях; Через введение специальных курсов при подготовке специалистов в различных областях деятельности, прежде всего, в тех областях, где ущемлены права женщин. Через проведение национальных и международных информационных акций, направленных на повышение уровня гендерной культуры российского общества и социальной ответственности средств массовой информации.

Сам термин «гендер» впервые упоминается в документе на стр 98, в разделе Развитие системы образования и науки ( Сектор образования). «По данным Обновленной оценки бедности ВБ (2003г.) в сельских районах число девочек, бросивших школу, в 2 раза превысило число мальчиков, а в городах этот показатель увеличился в 3 раза». Однако стоит отметить, что обсуждение проблем гендерного равенства в данном разделе ведется лишь применительно к начальному и среднему образованию. В отношении высшего образования данная проблема не поднимается… Как следует из текста Стратегии, в качестве приоритетной рассматривается задача «Обеспечить равный доступ к базовому (основному) и на конкурсной основе к другим уровням образования». В разделе о науке гендера вновь нет…

Обеспечение равенства мужчин и женщин В данном разделе гендерная проблематика обсуждается очень широко и подробно. К безусловным положительным моментам следует отнести то обстоятельство, что в данном разделе авторы попытались выявить не только культурные и исторические, но и социально-экономические корни гендерных противоречий, которые сегодня имеют место в республике. Основное замечание связано с выделением приоритета в данной сфере: «Основным приоритетом продвижения гендерного равенства [является] реформа государственного управления, направленная на создание эффективной системы государственного управления по продвижению гендерного равенства».

Однако так ли уж очевиден данный вывод? И действительно ли является бесспорным данный приоритет, тем более, если чиновники, как было сказано ранее, не слишком хорошо понимают смысл гендерного равенства? Может быть, существуют другие пути двигаться в направлении гендерного равенства, не так очевидно связанные с чиновниками? На самом деле такой вариант описывается в той же самой Стратегии, буквально на тех же страницах:

«Снижается образовательный уровень женщин, что приводит в конечном счете к снижению социального статуса женщины и ограничению ее активного пространства семьей и домом. Нарастание бедности семей, резкое сокращение сети детских учреждений, рост цен на бытовые услуги или их полное отсутствие в сельской местности привели к росту загруженности женщин домашним трудом по обслуживанию семьи и воспитанию детей, отчуждению от оплачиваемого труда и общественной жизни. Бедность и наличие ограниченных материальных ресурсов у семей для образования детей приводят родителей к выбору получения образования в пользу мальчиков».

Отсюда напрямую напрашивается предложение: Может быть, все-таки стоит пойти по пути «мягкого» квотирования в высшем образовании, чтобы таджикские женщины смогли реализовать свой потенциал? Ведь более высокий уровень полученного образования при прочих равных условиях будет обеспечивать им и более высокий уровень занятости, а, следовательно, пусть, в перспективе, и более высокий уровень равенства… Пока же документ содержит лишь идею квот для для одарённых детей-сирот и социально-уязвимой части населения и Президентские квоты для юношей и девушек при поступлении в вуз. Однако ни в в первом, но во втором случае идея приоритета для девушек не высказывается. ХОТЯ В ПРИНЦИПЕ ИМЕЮТСЯ И ДРУГИЕ СООБРАЖЕНИЯ…

О ПРИОРИТЕТЕ «ДОГОНЯЮЩЕГО ПОЛА» В данном случае представляется целесообразным и логичным использовать принцип «приоритета догоняющего пола», когда любой из полов – как женщины, так и мужчины – может на определенном историческом отрезке времени получать приоритет, если находится в ущемленном положении. При этом подобный приоритет не рассматривается как проявляение дискриминации в отношении другого пола..

Этот принцип был использован, в частности, при разработке проекта Гендерной Стратегии Российской Федерации и был сформулирован там в следующем виде: [Гендерная Стратегия] определяет приоритет проведения мероприятий в пользу "догоняющего" пола, чьи права фактически ущемлены. Сегодня это, как правило, женщины в аспекте доступа к ресурсам, в сфере собственности, занятости, профессиональной карьеры, управления. Меры, способствующие переходу от формального к реальному равенству и ликвидации социополовых асимметрий в стране (гарантии минимальных доходов, льготы на детей, квоты на трудоустройство и обучение, продвижение по службе и т.п.) не должны рассматриваться как привилегии и/или дискриминация.

Небольшая иллюстрация из российской жизни: о том, что получить работу проще, если имеешь диплом…

МУЖЧИНЫ

ЖЕНЩИНЫ

Еще одна иллюстрация:много ли шансов получить работу, не имея приличного диплома?

МУЖЧИНЫ

ЖЕНЩИНЫ

А теперь вновь обратимся к Национальной Стратегии Развития и посмотрим, насколько справедливы те идеи, которые были высказаны в самом начале. А ИМЕННО: Что экономический рост обычно сопровождается увеличением объема инвестиций в развитие инфраструктуры; Что он же создает и расширяет рынки труда и вовлекает туда лиц, которые ранее не проявляли намерений работать; Что более высокие доходы в секторе домашних хозяйств уменьшают жесткие бюджетные ограничения для инвестиций в человеческий капитал И, наконец, что в ряде случаев, женщины извлекают относительно больше выгоды из подобной ситуации, чем мужчины (все та же идея «догоняющего пола»)

Что мы читаем по этому поводу в НСР? Во вводной части документа констатируются такие проблемы, как: Инфраструктурные ограничения роста. Недостаточность стимулов для развития человеческого капитала. Миграция и все гендерные проблемы, которые с нею связаны Неэффективная структура национальной экономики Вместе с тем, ни одна из них не увязывается в тексте НСР с гендером, хотя эта связь представляется достаточно очевидной.

5.2. Улучшение инвестиционного климата, развитие частного сектора и предпринимательства Данный раздел носит достаточно выраженный критический характер. Представляется, что в условиях, когда страна берет курс на интенсификацию экономического роста, такой настрой – это безусловный плюс. ВМЕСТЕ с тем: Хотя в тексте открыто критикуется низкая эффективность использования имеющихся ресурсов (в том числе человеческих), этот вывод почему-то не распространяется на женскую часть населения.

В целом весь этот раздел выглядит совершенно «бесполым». Очень показательный пример в этом отношении – описание ситуации с микропредприятиями (численностью до 10 человек) и малыми предприятиями. С точки зрения гендерного анализа здесь было бы очень важно знать, какова доля женщин среди собственников этих предприятий, а также среди их работников, чтобы понять, например, сколько женщин может потерять работу и доход в том случае, если государство меняет «правила игры» в отношении данных хозяйствующих субъектов. К сожалению, подобной информации в Стратегии не приводится.

Авторы доклада подчеркивают, что «Законодательство предусматривает сложные и дорогостоящие процедуры государственной регистрации, ведения и ликвидации бизнеса в Таджикистане». Одновременно констатируется, что именно женщины относятся в Таджикистане к числу наименее обеспеченных, наименее образованных и не имеющих доступа к ресурсам. Вместе с тем, согласно данным Обзор а гендерных вопросов в Таджикистане (WB, 2005), доля женщин в частном секторе выше, чем мужчин (34%). Здесь видится серьезное противоречие: либо статистика об участии женщин в предпринимательстве не отражает реальности, либо за спиной этих женщин стоят мужчины, которые и являются реальными хозяевами бизнеса.

Основные приоритеты НСР по улучшению инвест. Климата,развитию частного сектора и предпр-ва формирование новой инвестиционной политики, которая обеспечит осуществление мер по привлечению и продвижению ПИИ; укрепить законодательные основы прав собственности, создания, функционирования и ликвидации МСБ; обеспечить господдержку микро- и малого бизнеса; пересмотреть действующие нормы в целях укрепления прав собственности, в том числе целесообразность приватизации предприятий и реструктуризации сельскохозяйственных предприятий; сократить излишние административные барьеры; обеспечить участие общественных организаций при разработке и реализации мер госполитики в отношении инвестиционного и делового климата.

Для сравнения: в чем реально нуждаются женщины- предпринимательницы? Поскольку одно из основных препятствий для женского предпринимательства является отсутствие начального капитала, многие НПО, финансируемые донорскими организациями, обеспечивают микрофинансирование. Например, такие организации как Национальная ассоциация деловых женщин работают с женщинами в целях поддержки доступа к ресурсам, повышения женской грамотности в сфере экономике, развития деловых навыков и индивидуальных и групповых программ кредитования уязвимых женщин. Источники: IFC, Business Environment in Tajikistan; UNECE, Womens Self Employment and Entrepreneurship;UNIFEM, Development of Womens Entrepreneurship; USAID, Digest of SME Statistics. Tajikistan.

Гендер и земельная собственность Вопросам собственности на землю в НСР уделено достаточно много внимания, что совершенно естественно, учитывая остроту данного вопроса для Таджикистана. Отмечаются следующие критические моменты: Определяемое земельным законодательством право землепользования, при неоднозначной формулировке позволяет местным властям производить расширенное толкование, вплоть до принятия решения о конфискации земли в случае «нерационального» ее использования. Сельхозпроизводителям навязываются планы размещения с/х культур и производства продукции. Земельная реформа с фокусом на создание коллективных дехканских хозяйств осуществляется медленными темпами. Хотя хозяйства формально являются частными, индивидуальные стимулы для инвестиций, и рост производства остаются весьма низкими.

В продолжение темы: «Женщинам особенно трудно получить землю. Последнее обследование UNIFEM установило, что гендерные различия в доступе к земле, кредиту и другим факторам производства представляют собой существенные сдерживающие факторы на пути благосостояния женщин. Хотя Земельный кодекс не ограничивает прав женщин на получение земельных участков в пользование, женщины дискриминацией сталкиваются с, исходящей из традиционных социально-культурных гендерных норм, предполагающих, что женщины не способны осуществлять хозяйственное управление. Обзор гендерных вопросов в Таджикистане. март 2005 г., WB,с. 28.

В продолжение темы: При оформлении земельных сертификатов для домохозяйства, как правило, на бланке регистрации земли значится только фамилия мужчины как главы домохозяйства. В некоторых независимых семейных (дехканских) хозяйствах женщины сохраняют определенную меру контроля над производством, но эти женщины, как правило, состоятельны или имеют родственников, занимающих влиятельное положение UNIFEM отмечает, что большинство женщин в селах имеют мало знаний относительно прав наследования по гражданскому законодательству, и ни одно из законодательств не используется при дележе земли или имущества. В контексте важной роли сельского хозяйства как источника дохода для женщин, критическое значение имеет обеспечение доступа к информации о земельных правах и правовых документах.. Обзор гендерных вопросов в Таджикистане. март 2005 г., WB,с. 28.

Приоритеты, мероприятия и индикаторы На уровне приоритетов и задач собственно гендерная постановка проблем в документах не просматривается На уровне мер гендер просматривается, хотя и не по всем выделенным приоритетам. Приведем несколько примеров:

1.Реформа государственного управления 1.1. Обеспечение защиты прав собственности Изучить практику распределения земли и возникшие проблемы. Разработать проекты законодательных актов Мониторинг земельной реформы 1.3.Укрепление законодательства в области защиты экономических прав и доступу к правосудию Доступ к правосудию и реформирование судебной системы, предусматривающий бесплатную правовую помощь бедным; Правовое обучение мелких торговцев в Ферганской долине и ГБАО

2. Развитие частного сектора и привлечение инвестиций 2.2. Повышение качества услуг частной инфраструктуры Содействие развитию малого и среднего бизнеса в части предоставления первоначального капитала субъектам малого бизнеса через орган господдержки Создание микро финансового банка Таджикистана Развития сектора микро финансирования Поддержка микро финансирования в сельской местности Микро кредитование малого бизнеса 2.4. Реализация государственной поддержки предпринимательства и инвестиций Ввести на определенный срок ограниченные протекционистские меры для поддержки внутреннего материального производства, в первую очередь для предприятий отраслей специализации (легкой и пищевой промышленности);

Основные выводы Представляется, что экономический блок рассматриваемых документов пока содержит гендерную составляющую в существенно меньшей степени, чем этого бы хотелось. В явном виде она просматривается лишь в разделах, непосредственно посвященных гендерной проблематике. Остальные же экономические разделы пока остаются вне гендерного контекста. На уровне конкретных мер гендерный аспект многх задач просматривается в гораздо более явном виде, хотя в документах он не обозначен как ГЕНДЕРНЫЙ. Аналогично – и в отношении индикаторов – неявно гендерная составляющая присутствует, но в явном виде не обозначена.

ОБЩИЙ ВЫВОД: С учетом того, что гендерное равенство и экономический рост не являются независимыми процессами, на этапе гендерной экспертизы документов необходимо выявить латентную (скрытую) гендерную составляющую, содержащуюся в документах. Это позволит дать более корректный прогноз как положительных, так и негативных последствий принимаемых экономических и политических решений.

Взгляд в перспективу В самом начале уже говорилось о том, что гендерная экспертиза должна сопровождать рождение и разработку любого документа, имеющего государственную значимость, даже если он, казалось бы напрямую и не касается гендерных проблем. Представляется, что в данном случае онадолжна быть проведена в отношении уже разработанных документов с тем, чтобы дать ответ на вопрос: К КАКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ ПОЛОВ МОГУТ ПРИВЕСТИ ТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ, КОТОРЫЕ ВНЕШНЕ КАЖУТСЯ ГЕНДЕРНО- НЕЙТРАЛЬНЫМИ?

НАГЛЯДНЫЙ ПРИМЕР: Вступление в ВТО Что произойдет с экономикой Таджикистана в случае присоединения страны к ВТО? Данное присоединение рассматривается в тексте как однозначно позитивный шаг. Возможно, это и так, однако необходимо все же дать предварительную оценку возможных последствий как в плане занятости, так и в плане изменения уровня потребительских расходов населения, причем попытаться оценить в том числе и гендерный аспект проблемы. Очевидно, что присоединение к ВТО может по-разному отразиться на мужчинах и женщинах, поскольку они в разной степени включены в рынок, и обладают различным ресурсным потенциалом. Аналогичным образом, необходимо оценить возможные последствия и для городских и сельских жителей.