Тема курсовой работы: «Методическая система оценки достижений метапредметных результатов как критерия качества образования» Выполнила: Краснова Ирина Яковлевна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Диагностика сформированности УУД в 5 классе в рамках введения ФГОС.
Advertisements

- учет индивидуальных психологических, личностных, возрастных, физиологических особенностей обучающихся; - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
УУД как основа результатов реализации ФГОС НОО. Нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер МКОУ «Березовская основная общеобразовательная школа» 30 марта 2012 года.
Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования.
Доклад подготовила Смирнова Л.В. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
Мониторинг личностных УУД в процессе реализации ООП ОО Мизюркина Тамара Анатольевна Учитель начальных классов Синеутёсовский филиал МАОУ «Спасская СОШ»
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
Гладышева И.В.. Изменение общей парадигмы образовательного процесса.
Психологическое сопровождение реализации ФГОС. Стандарт Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований,
Диагностика универсальных учебных действий и мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.
Формирование функционального содержания деятельности методического объединения школы в условиях перехода на новые стандарты образования Разработчик проекта:
ФГОС начального общего образования, его специфические особенности Карандеева Т.В., учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ 15 с УИОП», руководитель.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС НОО Ступина Наталия Владимировна заместитель директора.
Транксрипт:

Тема курсовой работы: «Методическая система оценки достижений метапредметных результатов как критерия качества образования» Выполнила: Краснова Ирина Яковлевна, ГБОУ СОШ 1149 Руководитель: Андронова Римма Евгеньевна, доцент ИДО ГБОУ ВПО МГПУ

ВВЕДЕНИЕ Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе всех учебных предметах и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе» Перед школой остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение УУД. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Значимость и актуальность обозначенной проблемы определили выбор данной темы : «Методическая система оценки достижений метапредметных результатов как критерия качества образования ». Целью работы является изучение особенностей системы оценки метапредметных результатов на ступени начального школьного образования. Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач: рассмотреть цели, задачи и направления развития начального образования изучить психолого-педагогические и теоретико- методологические основы метапредметных результатов; изучить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, метапредметных результатов; подобрать типовые задания для оценки уровня сформированности коммуникативных учебных действий.

I. Ценностные ориентиры начального образования 1.1. Цели, задачи и направления развития начального образования На основе стандартов второго поколения, определяют следующие цели обучения: Развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции. Развитие личности учащихся. Формирование и развитие (УУД).

В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют: Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

II. Методологические принципы метапредметности Понятие метапредметности. МЕТАПРЕДМЕТЫ Ученик на данных уроках учится учиться. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектир овать собственны й процесс работы В основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.

2.2. Особенности оценки метапредметных результатов Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Формы. - в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД. Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе

2.3. Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД. Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки

III. Формы работы по формированию базовых коммуникативных компетенций Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия.

3.1.Формирование коммуникативных универсальных учебных действий Разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Эмоционально положительное отношение учащихся к этой работе резко повышает ее эффективность и способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом. Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части заданий детьми, объединенными в пары или микро группы по 34 человека, когда они должны выработать общее мнение. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке».

IV. Экспериментальная часть. Разработка модели и инструментария для методической системы оценки достижений метапредметных и личностных результатов как критерия качества образования. Принципиальным отличием новых стандартов является усиление их ориентации на результаты образования.Наибольшее количество вопросов вызывает тема оценки метапредметных и личностных результатов образования. Мы предлагаем вниманию некоторые разработки в данной области.

4.1. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Измерительно-методический инструментарий должен следовать всем общим положениям методологии психодиагностической работы в сфере образования: адекватность методик целям и задачам исследования; валидность и надежность применяемых методик; адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся; теоретическая обоснованность диагностической направленности методик; этические стандарты деятельности психологов. профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование обработку и интерпретацию результатов;

4.2. Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности Включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки. В приложении в таблице представлена система критериев оценки сформированности учебной деятельности. По каждому критерию определены показатели, на основании которых дается оценка уровня про­явления зафиксированного критерием качества образования.

Динамика оценки уровня сформированности учебной деятельности 1 класс учебный год

4.3. Особенности оценки личностных и метапредметных результатов Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов все данные в Карте параметров индивидуального стиля учебной деятельности - в приложении. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса учебных предметов.

4.4. Методики, определяющие некоторые параметры индивидуального стиля учебной деятельности ученика для ведения мониторинга результативности учебного процесса по предмету Методика определения уровня обучаемости Методика определения уровня владения учащимися общеучебными мыслительными навыками

Динамика определения уровня обучаемости. Диаграмма определения уровня обучаемости. 1 класс учебный год. Стартовый контроль. Диаграмма определения уровня обучаемости. 1 класс учебный год. Итоговый контроль.

Динамика определения уровня владения общеучебными мыслительными навыками 1 класс уч. год

4.5. Диагностические задачи для оценивания коммуникативных универсальных учебных действий. Оценивание коммуникативных универсальных учебных действий 1 класс учебный год У учащихся проводили

Оценивание коммуникативных универсальных учебных действий 2 класс учебный год

Сравнительные результаты комплексных работ за 1 класс учебный год.

Заключение Можно выделить несколько позиций обобщающего характера, сделать главные выводы о роли методической системы оценки достижений метапредметных результатов как критерия качества образования: УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Развитие системы оценки метапредметных результатов в составе УУД определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

В образовательной практике происходит переход от обучения, как преподнесения учителем обучающимся системы знаний, к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.