Стратегический менеджмент Наумова Е.Н. Осень 2012 г.
Стратегический менеджмент (стратегическое планирование – 1950-е) Это искусство и наука формулирования, реализации и оценки многофункциональных решений, способствующих достижению организацией своих целей. Цель стратегического менеджмента – использовать и создавать новые и разнообразные возможности для «завтра». (Цель долгосрочного планирования – оптимизировать для «завтра» сегодняшние тенденции.)
Стадии стратегического менеджмента 1. Формулирование стратегии; 2. Реализация стратегии; 3. Оценка стратегии.
Основные термины стратегического менеджмента Конкурентное преимущество; Стратеги; Стратегическое видение и миссия организации; Внешние возможности и угрозы; Внутренние сильные и слабые стороны; Долгосрочные цели и задачи; Стратегия; Ежегодные цели и задачи; Политика.
Модель стратегического менеджмента Разработ- ка стра- тегическо- го видения и миссии Проведение внешнего аудита Установка долго- срочных целей и задач Разработ- ка, оценка и выбор стратегий Реализация стратегий – управлен- ческий аспект Реализация стратегий – маркетинг, финансы, учет, НИОКР и т.д. Оценка эффектив- ности стратегии Проведение внутреннего аудита
Нефинансовые преимущества стратегического менеджмента Позволяет выявлять, устанавливать приоритеты и использовать потенциальные возможности; Предоставляет объективное видение управленческих проблем; Устанавливает рамки для совершенствования координации и контроля деятельности; Минимизирует эффекты неблагоприятных условий и изменений; Позволяет обеспечить установленные задачи более эффективными решениями; Позволяет более эффективно распределять время и ресурсы между потенциальными возможностями; Стимулирует перспективное мышление; Дисциплинирует и формализирует управление бизнесом и т.д.
Почему некоторые фирмы не зани- маются стратегическим планированием Неэффективная система вознаграждения. Кризис управления (жесткое соперничество) в организации; Потеря времени; Слишком дорого; Лень; Текущая успешность организации; Боязнь провала; Самонадеянность; Негативный предыдущий опыт; Эгоистичные интересы; Боязнь не справиться; Наличие различных мнений; Подозрительность.
Видение и миссия Миссия – чем является Ваш бизнес сейчас. Видение – каким будет бизнес через несколько лет.
Видение и миссия – выгоды разработки Поддерживают единство целей организации; Предоставляют базу, стандарт для распределения ресурсов организации; Устанавливают общий организационный климат (атмосферу); Фокусируют мышление людей на целях и генеральном направлении деятельности организации; Трансформируют цели и задачи в организованную работу ответственных центров и подразделений организации; Трансформируют цели организации в конкретные задачи, позволяя оценивать и контролировать затраты ресурсов, времени и величины заданных параметров развития.
Миссия – что должна содержать Покупатели – кто? Продукция или услуги – какие? Рынки – где и в чем организация конкурирует? Технологии – какие технологии используются в производстве (современные или нет и т.д.)? Отношение к выживанию, росту и прибыльности – собирается ли фирма расти и улучшать финансовое положение? Философия – каких базовых, основных ценностей, стремлений, этических норм придерживается организация? Самооценка – какие у организации конкурентные особенности и преимущества? Отношение к публичному имиджу – соответствует ли организация представлениям и требованиям общественности, общества и окружающей среды? Отношение к персоналу – рассматривает ли организация своих работников в качестве ценного ресурса?
Характеристики миссии Сформулирована в широком контексте; Менее 250 слов длиной; Вдохновляющая; Определяет полезности продукта; Показывает, что организация является социально ответственной; Показывает, что организация заботится об окружающей среде; Включает 9 составляющих (см. предыдущий слайд); Нацелена на продолжительное время.
Отношения между ключевыми внешними силами и организаций Экономические силы Социальные, культурные, демографические и экологические силы Политические, законодательные и административные силы Технологические силы Конкурентные силы Конкуренты Поставщики Дистрибьюторы Кредиторы Покупатели Работники Общественность Управляющие Акционеры Профсоюзы Правительства Торговые ассоциации Продукты Услуги Рынки Окружающая среда Возможности и угрозы
Примеры экономических сил Доступность кредита Уровень чистого дохода Склонность людей к потреблению Процентные ставки Уровень инфляции Курсы валют Дефицит государственного бюджета Изменение ВВП Особенности потребления Уровень и тенденции изменения безработицы Уровень производительности труда Тенденции рынка ценных бумаг Факторы импорта – экспорта Динамика развития различных видов товаров и услуг Денежная политика Фискальная политика и т.д.
Примеры социальных, культурных, де- мографических и экологических сил–1 Уровень рождаемости и смертности Количество браков и разводов Уровень миграции Ожидаемая продолжительность жизни; Доход на душу населения Расположение розничных, производственных и сервисных фирм Отношение к бизнесу Стиль жизни Транспортные пробки Городская среда Доверие правительству Отношение к работе Этические нормы Отношение к сексу Отношение к инвестирования Расовые отношение Средний уровень образования
Примеры социальных, культурных, де- мографических и экологических сил-2 Отношение к пенсионерам Отношение к свободному времени Отношение к качеству продуктов Отношение к качеству услуг Контроль загрязнения окружающей среды Отношение к иностранцам Социальные программы Количество церквей Количество прихожан Социальная ответственность Отношение к карьерному росту Изменение расовой, возрастной, половой структуры населения Изменение распределения населения по городам, регионам страны Региональные различия во вкусах и предпочтениях Загрязнение воды, почвы, воздуха Количество женщин и т.д.
Примеры политических, законодатель- ных и административных сил Налоговое законодательство Специальные тарифы Политическая активность общества Процент участвующих в голосованиях Количество патентов и изменения в патентном законодательстве Законы о защите окружающей среды Уровень расходов на оборону Регулирование безработицы Антимонопольное законодательство Отношение страны с другими странами Регулирование внешней торговли Изменения в денежной и фискальной политике Политические условия в других странах Активность лоббирования Мировые рынки сырья, валюты и рабочей силы Характеристики террористической активности Местные, региональные и федеральные выборы
Примеры технологических сил Появление сверхпроводников Интернет Новые источники энергии Новые технологии производства продукции Новые товары и услуги
Конкурентные силы – Пяти факторная модель Поттера Потенциал развития продуктов-заменителей Соперничество между конкурирующими организациями Рыночная власть потребителей Рыночная власть поставщиков Потенциал появления новых конкурентов
Этапы определения возможности получения прибыли в условиях пятифакторной модели Поттера 1. Определить ключевые аспекты или элементы каждой конкурентной силы, влияющей на организацию. 2. Оценить силу и важность каждого элемента для организации. 3. Решить, является общая сила элементов достаточной для входа в отрасль или для продолжения в ней деятельности.
Матрица конкурентов - 1 Фактор успехаВес Компания 1Компания 2Компания 3 РангОчкиРангОчкиРангОчки Реклама 0,2 1 40,830,6 Качество продукта 0,1 40,430,320,2 Ценовая конкурен- тоспособность 0,1 30,320,240,4 Управление 0,1 40,430,230,3 Финансовое положение 0,15 40,620,330,45 Лояльность потребителей 0,1 40,430,320,2 Мировая экспансия 0,2 40,810,220,4 Доля рынка 0, ,230,15 ИТОГО 1,00 3,152,52,7
Матрица конкурентов - 2 Ранг фактора успеха: 1 – очень слабый; 2 – слабый; 3 - сильный; 4 – очень сильный. Результат матрицы: Компания 1 – самая сильная; Компания 2 – самая слабая; Компания 3 – средняя.