Москва, октябрь 2012 года Г.К. САФАРАЛИЕВ Председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей Национально-культурная идентичность в контексте.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование гражданственной идентичности как инновационное направление в развитии образования Лобжанидзе А.А. доцент кафедры экономической и социальной.
Advertisements

Национальная политика в РФ. Этническая (национальная) политика Внутренняя политика государства - в отношении этнических общностей и межэтнических отношений.
Национальные общины РС(Я). Исторически сложилось так, что в Республике Саха (Якутия) стала интернациональным содружеством территорией мира и согласия,
«ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТАЛ». Поликультурный студенческий центр ______________________________________________________________________.
Проверка темы «Этнос и межэтнические отношения». Многообразие национальных культур в современном мире служат проявлением: национальной изолированности.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Серия «Стандарты второго поколения»
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Цель работы доказать, что обеспечение прав человека в нашей стране сегодня- просто жизненно необходимо.
ПОНЯТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА И МУЛЬТИЛИНГВИЗМА.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Иммиграционная политика западных стран и альтернативы для России.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Российский опыт деятельности библиотек по воспитанию толерантной личности И.В. Чаднова, РГБ, Руководитель Круглого стола Российской библиотечной ассоциации.
Оперативное совещание, проводимое губернатором Тульской области 2013 года 06 мая 2013 года.
В области гармонизации межэтнических отношений: «В нашей стране живут представители более 180 народов, говорящих на 239 языках и диалектах. Этот многонациональный.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Лекция 4. Становление национальных государств в странах Европы.
Москва Тема: «Бюджетная политика Российской Федерации» Синицин Н.А.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Транксрипт:

Москва, октябрь 2012 года Г.К. САФАРАЛИЕВ Председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей Национально-культурная идентичность в контексте глобализации или Какая Стратегия государственной национальной политики необходима России?

Н.А.Бердяев. Судьба России Есть только один исторический путь к достижению высшей всечеловечности, к единству человечества – путь национального роста и развития, национального творчества. «Есть только один исторический путь к достижению высшей всечеловечности, к единству человечества – путь национального роста и развития, национального творчества. Всечеловечество раскрывает себя лишь под видами национальностей. Денационализация, проникнутая идеей интернациональной Европы, интернациональной цивилизации, интернационального человечества есть чистейшая пустота, небытие. Ни один народ не может развиваться в бок, в сторону, врастать в чужой путь и чужой рост... Каждый народ борется за свою культуру и за высшую жизнь в атмосфере национальной поруки. И великий самообман – желать, творить помимо национальности…» Всечеловечество раскрывает себя лишь под видами национальностей. Денационализация, проникнутая идеей интернациональной Европы, интернациональной цивилизации, интернационального человечества есть чистейшая пустота, небытие. Ни один народ не может развиваться в бок, в сторону, врастать в чужой путь и чужой рост... Каждый народ борется за свою культуру и за высшую жизнь в атмосфере национальной поруки. И великий самообман – желать, творить помимо национальности…» Есть только один исторический путь к достижению высшей всечеловечности, к единству человечества – путь национального роста и развития, национального творчества. «Есть только один исторический путь к достижению высшей всечеловечности, к единству человечества – путь национального роста и развития, национального творчества. Всечеловечество раскрывает себя лишь под видами национальностей. Денационализация, проникнутая идеей интернациональной Европы, интернациональной цивилизации, интернационального человечества есть чистейшая пустота, небытие. Ни один народ не может развиваться в бок, в сторону, врастать в чужой путь и чужой рост... Каждый народ борется за свою культуру и за высшую жизнь в атмосфере национальной поруки. И великий самообман – желать, творить помимо национальности…» Всечеловечество раскрывает себя лишь под видами национальностей. Денационализация, проникнутая идеей интернациональной Европы, интернациональной цивилизации, интернационального человечества есть чистейшая пустота, небытие. Ни один народ не может развиваться в бок, в сторону, врастать в чужой путь и чужой рост... Каждый народ борется за свою культуру и за высшую жизнь в атмосфере национальной поруки. И великий самообман – желать, творить помимо национальности…»

Процессы глобализации непосредственно влияют на национальную идентичность демократизация,демократизация, экономизация,экономизация, информатизация,информатизация, культурная стандартизация,культурная стандартизация, ценностная универсализация и другиеценностная универсализация и другие процессы неизбежно наталкиваются на национальную идентичность как на препятствие, как на центральное ядро, хранящее наиболее устоявшиеся представления различных этнонациональных общностей о себе самих. демократизация,демократизация, экономизация,экономизация, информатизация,информатизация, культурная стандартизация,культурная стандартизация, ценностная универсализация и другиеценностная универсализация и другие процессы неизбежно наталкиваются на национальную идентичность как на препятствие, как на центральное ядро, хранящее наиболее устоявшиеся представления различных этнонациональных общностей о себе самих.

Мультикультурализм Само слово происходит от английского «multiculturalism» и появилось оно в 60-е годы в политическом лексиконе в Канаде, затем в США, Австралии и других странах со значительным уровнем иммиграции. В Германию понятие «мультикультурное общество» пришло в 70-е годы и мгновенно стало ключом к иммиграционной политике и одновременно лозунгом, объединяющим все антинационалистические силы. Принимая во внимание, что мультикультурализм не был оформлен в виде закона, а является лишь некоей идеей и концепцией, не разработанный детально, ему сложно давать абсолютные оценки. Именно поэтому, в это слово вкладывали разные смыслы, и в разных странах оно имело разное практическое воплощение.

Подводные камни мультикультурализма Мультикультурализм Сценарий «функциональной толерантности» модель Германии Имеет место в случаях, когда некое государство приглашает или принимает иностранную рабочую силу на временной, зависящей от экономической конъюнктуры, основе. При этом «гостящие работники» (гастрабайтеры) не получают полноценных гражданских прав, но имеют возможность работать и жить, сохраняя свою идентичность Сценарий «обратной дискриминации» «дискриминации дискриминаторов» модель США Достижение равноправия представителей различных рас, этносов и конфессий посредством устранения исторической и/или социальной несправедливости или дискриминации, проявляющихся, в частности, в расхождениях между демографической структурой общества и его социальной стратификацией. В этом сценарии, как правило, ставка делается на «affirmative action» (позитивная дискриминация - предоставление льгот, привилегий и преференций, компенсирующих дискриминацию) Сценарий «интеграции без ассимиляции» модель Канады Отказ от построения мононационального государства вследствие бесперспективности такого рода попыток. Мультикультурализм выступает как вера в то, что возможно сочетание самого широкого «культурного плюрализма», единой гражданской идентичности и государственной целостности Сценарий «размена» модель Австралии Нацелен на улучшение внешнего имиджа страны и привлечение иммигрантов для устранения дефицита трудовых ресурсов. Государство поощряет иммигрантов к проживанию с сохранением этнокультурных различий при условии их лояльности и принятия базовых ценностей и принципов демократического общества

Подводные камни мультикультурализма Мультикультурализм Симметричный мультикультурализм или мультикультурализм «согласия» Модель Канады Ассиметричный мультикультурализм Модели США и Европы Нельзя сказать, что политика мультикультурализма вообще ошибочна. Существует некая зона, весьма узкая, в пределах которой мультикультурализм оказывается достаточно осмысленным и работоспособным

Симметричный мультикультурализм Модель Канады Изначально существовали два этнокультурных типа и способа социализации, две, самоопределяющиеся по этническому признаку, группы. Исторические и прочие права на территорию и государственность у этих двух групп примерно одинаковы. Симметричный мультикультурализм возможен, скажем, и в рамках протектората, как своего рода двусторонний «общественный контракт». Он заключается во взаимном признании права на существование на данной территории двух культур и даже соответствующих социальных институтов, но в рамках единого государственного правового поля.

Симметричный мультикультурализм Модель Канады В целом, симметричный мультикультурализм выглядит вполне достойно. Проблема, однако, в его неустойчивости по отношению к расширению круга «культур», претендующих на равноправие и, соответственно, на равноценное ресурсное обеспечение. Одно дело, например, урегулировать взаимоотношения между англо-канадцами и франко- канадцами, и совсем другое – если кроме них есть еще две сотни «канадских» этносов, желающих сохранить свою идентичность.

Асимметричный мультикультурализм Модели США и Европы Встречается гораздо чаще, чем симметричный. Принцип асимметрии в общем виде можно сформулировать так: то, что обязательно для одной социальной группы, не обязательно для другой; или: что гарантировано одним, не гарантировано другим. Иначе говоря, практикуются те или иные «двойные стандарты». Нередко они пакетированы с вопросами о справедливости – исторической и/или социальной, – с тем, чтобы придать легитимность этим двойным стандартам, представляющим, в сущности, «дискриминацию дискриминаторов» (бывших и/или нынешних).

Асимметричный мультикультурализм Модели США и Европы Речь, как правило, идет об обеспечении справедливости для коренного населения (американские индейцы, австралийские аборигены и т.д.), или для иных расовых, этнических и социальных групп (потомки рабов в США, например, или малайцы в Малайзии), подвергавшихся дискриминации в открытой форме и продолжающих дискриминироваться неявно, посредством «удерживания» их на нижних этажах социальной лестницы (т.н. «структурная дискриминация»).

Подводные камни мультикультурализма Государственная политика мультикультурализма, более или менее успешно решив на определенном историческом этапе ряд экономико-демографических и связанных с иммиграцией социальных вопросов, не смогла обеспечить интеграцию общества и формирование (сохранение) гражданской нации. В обществе образовались барьеры, которые, в сущности, поддерживаются с обеих сторон. Иммигранты заинтересованы в сохранении и подчеркивании своей «инаковости», поскольку имеют с этого своего рода ренту в виде разных форм поддержки со стороны государства. Большая часть основного (коренного) населения также не заинтересована в том, чтобы признать «своими» тех людей, которые не являются таковыми ни по месту рождения, ни по культуре, ни по каким- то еще принимаемым во внимание признакам, и, кроме того, нередко имеют некие льготы и привилегии.

Подводные камни мультикультурализма Ассимиляция Добровольная сегрегация На протяжении сотен и тысяч лет существовали только две возможности мирного разрешения межнациональной напряженности Мультикультурализм превращает этнические гетто в норму Одна из культур «вливается» в другую или «поглощается» другой Как показывает опыт Канады, Великобритании и других западных стран, мультикультурализм более или менее эффективен как «надстройка» над культурами, толерантными и либеральными в своей основе или прошедшими достаточно долгий путь совместного мирного сосуществования.

Государственная национальная политика России. Мультикультурализм: pro et contra Государственная национальная политика России. Мультикультурализм: pro et contra В чем основания гражданской идентичности россиян? Реализовывалась ли когда-нибудь в России концепция мультикультурализма в отношении коренных народов, национальностей, живущих на своей земле, на своей исторической родине? Правильно ли требовать от них отказываться от каких- то атрибутов – религиозных, культурных, языковых – своей идентичности ради идеи построения мультикультурного общества? Осознание глобальных трендов приводит к появлению на горизонте вопроса: Что делать?

Государственная национальная политика России. Мультикультурализм: pro et contra Государственная национальная политика России. Мультикультурализм: pro et contra При формировании единой гражданской идентичности ошибки могут быть весьма разнообразными. То не работает теория «плавильного котла», то не работает мультикультуролизм. Российская Федерация – не страна иммигрантов. Народы и народности, проживающие на ее территории, имеют свои собственные исторически закрепленные за ними ареалы проживания, они прочными нитями традиций связаны общим прошлым. Оборвать их, как это делают иммигранты, сами представители российских этносов, не захотят, а сделать это насильственным образом означает факт, по меньшей мере, культурного геноцида.

Государственная национальная политика России. Мультикультурализм: pro et contra Государственная национальная политика России. Мультикультурализм: pro et contra Строить мультикультурное общество в европейском смысле – как общество, которое состоит из взаимно не проникающих культурных блоков нам также не нужно и даже невозможно. У нас веками происходило взаимопроникновение и взаимообогащение культур, сама российская цивилизация и государственность пропитаны культурным многообразием. Более 190 национальностей, более 200 языков и диалектов - это наш культурный багаж и богатство, равных которому в мире нет.

Стратегия государственной национальной политики России Стратегия государственной национальной политики России Сегодня по степени важности национальная политика в стране начала отвоевывать некогда утраченные позиции. Свидетельством тому, можно считать появление среди первых документов действующего Президента России Указа «Об обеспечении межнационального согласия», в соответствии с которым уже до конца года должна будет утверждена новая Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации. Создан и уже работает консультативный Совет по межнациональным отношениям при Президенте России, куда вошли ведущие эксперты, лидеры общественного мнения в вопросах нациестроительства.

Стратегия государственной национальной политики России Стратегия государственной национальной политики России Какие форпосты мы должны возвести? Во-первых, строительство многонациональной гражданской нации – безальтернативная линия. Ибо принадлежность к единой нации сплачивает. Отсутствие подобного механизма единения – разобщает. Дабы не допустить ситуацию до точки невозврата, необходима жесткая политическая воля. В стране должны быть запущены информационные кампании по развенчанию мифов и заблуждений и гармонизации этноконфессиональных отношений.

Стратегия государственной национальной политики России Стратегия государственной национальной политики России Какие форпосты мы должны возвести? Во-вторых, требуется подавлять различные формы национальной и конфессиональной дискриминации на всей территории страны. Она тоже плодит ксенофобию. Результаты социологических исследований ВЦИОМ показывают, что заметное количество российских граждан склонны связывать стесненное материальное положение, ограниченные возможности трудоустройства (в том числе на государственную и муниципальную службу) и избрания в органы региональной и местной власти со своей национальной принадлежностью. Властные кабинеты должна отличать полиэтничность работающих в них лиц. Один закон, одни права, одни обязанности на всей территории России.

Стратегия государственной национальной политики России Стратегия государственной национальной политики России Какие форпосты мы должны возвести? В-третьих, необходимо разделить уровень взаимодействия культур и уровень государственной власти и управления. На уровне институтов государственной власти и государственно-социальной инфраструктуры - единый на всей территории государственный язык, единое (на принципе приоритета федеральных законов) законодательство и единая практика применения. Во всем прочем – объекты культуры, СМИ, вероисповедания, традиционный уклад частной жизни, общественные объединения и организации – вполне применим симметричный мультикультурализм (учитывающий реальную ситуацию).

Стратегия государственной национальной политики России Стратегия государственной национальной политики России Какие форпосты мы должны возвести? В-четвертых, отдельная тема – русский язык, одна из главных скреп современной России. Он нуждается в поддержке как государственный язык Российской Федерации, закреплении гарантий его изучения в статусе родного языка, что, естественно, не отменяет содействия развитию языков народов России. Все эти задачи требуют комплексного решения. Сегодня Государственная Дума работает над новым базовым законом «Об образовании в Российской Федерации». Следует сохранить все положительные достижения системы образования и не забывать, что только качественно новая модель образования, укрепляющего единство образовательного пространства на всей территории России, способна противостоять вызовам дезинтеграции, сепаратизма и размывания общероссийской гражданской идентичности.

Стратегия государственной национальной политики России Стратегия государственной национальной политики России Какие форпосты мы должны возвести? В-пятых, смысл проведения миграционной политики и регулирования миграционных потоков внутри страны в последнее время все больше и больше искажается. К сожалению, на уровне общественного мнения, миграционная политика России сегодня перестает воспринимается как инструмент для решения конкретных проблем развития регионов и страны в целом. Негативные эффекты нелегальной миграции мешают людям увидеть рациональное зерно в тезисе о важности регулируемых потоков трудовой миграции для демографии и экономики страны. Интенсивная трудовая миграция – примета нашего времени. Мы не введем ее в цивилизованные рамки, если не создадим условия для интеграции и адаптации мигрантов.

Стратегия государственной национальной политики России Стратегия государственной национальной политики России Какие форпосты мы должны возвести? В-шестых, следует учредить координирующий орган, отвечающий за национальную политику. С конкретными программами и финансированием. Перед страной стоит задача достижения межнациональной интеграции. Проводить ее в отсутствии органа власти, осуществляющего оперативное управление, крайне тяжело. Благие начинания потонут в несогласованности действий разных бюрократических ответвлений, лишенных внятной коммуникации, а также некого единого плана действий с понятными механизмами реализации.

Спасибо за внимание

Список литературы: Савельев А.Н. Образ врага. Расология и политическая антропология. М., Готово ли российское общество к модернизации?: аналитический доклад / Российская Академия Наук, Ин-т социологии. М., Валлерстайн И. Ни патриотизм, ни космополитизм // Логос (53). Особенности конституирования национальной и этнической идентичности в современной России. СПб., Сухачев В. Ю. Национальная идентичность – теория и реальность. Филиппова Е.И. Найти себя. Конструирование идентичностей в постсоветской России // Этнопанорама. Ежеквартальный научно- публицистический журнал В.Никитаев. Мультикультурализм и машины этничности.