Проблема определения и классификации психических явлений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Познавательные возможности учащихся при изучении истории.
Advertisements

Презентация к уроку по психологии по теме: психология человека
Психика Психика 1. Системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. 2. Субъективное.
ТЕМА 1: ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ СТРУКТУРА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ СТРУКТУРА 2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ.
ПСИХИКА существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.
Подготовил Голобородько Евгений.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Введение в психологию Проблемы, изучаемые психологией; предмет и объект психологии; основные этапы развития психологии; специфика психических явлений;
Тема лекции. 1. Речемыслительный уровень как один из элементов модели психических познавательных процессов ( по Б. Ф. Ломову ). 2. Речь как специфический.
Символ психологии Греческая буква Ψ («Пси») - международный символ психологии. Она использовалась в старославянском алфавите.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТРАНСПОРТА ( МИИТ) Познавательные процессы Выполнил работу Минаев Е.В Малых А.А.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Человек как объект психологического познания 1. Категории «психика» и «сознание», их специфика 2. Ступени и формы отражения 3. Структура психики.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Твоё знание принадлежит душе, твоё богатство принадлежит лишь телу. Арабское изречение.
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Объект – психика человека. Предмет –
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
Отрасли научной психологии : 1.Фундаментальная психология 2.Прикладная психология.
Психические процессы.. Психические процессы – это одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Транксрипт:

Проблема определения и классификации психических явлений

Основные формы проявления психики и их взаимосвязь: ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ Познавательные: ощущения; восприятие; мышление; воображение; речь; память; внимание. Эмоционально-волевые: эмоции и чувства; воля и волевая регуляция. ээ устойчивый интерес; творческий подъем; убежденность; сомнение; апатия; угнетенность и др… направленность (потребности и мотивы); темперамент; характер; способности.

Психические явления условно разделяют на: Социально-психологические явления и процессы реализуются между людьми и группами людей и включают: Социальное познание: восприятие, представления, мышление в процессах общения и совместной деятельности; социальные отношения; коммуникацию и взаимопонимание между людьми в процессах общения и деятельности; социальные взаимодействия и социальные воздействия. социально- психологические индивидуально- психологические

Индивидуально-психологические явления включают: Психические процессы: Выделяют познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы. К познавательным психическим процессам относят: ощущения, восприятия, представления, мышление. Психические свойства – характеристики протекания мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых процессов с точки зрения индивидуальных различий: темперамент, характер, способности. Психические состояния – психические явления, проявляющиеся как качественно различные уровни функционирования психики в определенных условиях или в определенный промежуток времени: настроение, стресс, монотония, утомление, фрустрация и др… Психические образования – психические явления, которые формируются у человека в ходе деятельности и общения на основе психических процессов и изменяющихся психических свойств: личность, сознание и самосознание, мотивы. При этом интегрирующими психическими процессами выступают: внимание и память, которые включаются в познавательные и эмоционально-волевые процессы и обеспечивают устойчивость и воспроизводимость психических состояний, психических свойств и психических образований.

Психические явления условно разделяют на: Сознательные; Бессознательные. Бессознательные – это такие психические процессы и явления, которые, хотя и влияют на поведение человека, что видно стороннему наблюдателю, самому человеку неизвестны, они ему «неподотчетны» (В.М. Бехтерев).

Указанные классификации носят нестрогий и противоречивый с научной точки зрения характер и используются для исходного описания психических явлений. При этом отмечается, что: а) одно и то же психическое явление часто может анализироваться и как психический процесс, и как психическое состояние, и как психическое свойство; б) все психические процессы взаимосвязаны, проникают друг в друга, образуя сложные функциональные системы; в) выделяют сферы сознательного и бессознательного протекания психических процессов и явлений.

1.«Классическую» общую психологию упрекают в функционализме. Безусловно, отдельные психические функции и процессы существуют. Неясно то, как эти функции объединяются в рамках целостных психических функциональных систем. Получается, что психика человека – это просто набор отдельных функций или процессов. 2.Психика человека целостна и неразделима. Необходимого системно-функционального понимания единства психики в психологии пока не достигнуто. 3.Принятое деление нуждается в серьезном теоретическом анализе и обосновании, а ее отсутствие ведет к логической и понятийной путанице. 4.Не вписывается в традиционный перечень основных психических процессов и функций понятие сознание. В чем его природа? Чем оно является? Еще одной функцией или процессом?