Что мы знаем про обеспечение населения страны лекарствами? И чего хотим… Доклад Формулярного комитета РАМН Представлен 12.02.09.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Влияние ДЛО на развитие фармацевтического рынка в России Спикер: Кузин Александр Генеральный директор DSM Group 27 февраля 2007 года.
Advertisements

Генеральный директор DSM Group Кузин Александр Владимирович Фармрынок России. Эпизод… следующий.
П.А.Воробьев Президент RSPOR Экономика справедливости и клинико-экономический анализ в лекарственном обеспечении населения Российской Федерации.
Ценообразование на ЛС в России Заседание Московского Научного Студенческого Общества Фармакоэкономических Исследований Воробьев Андрей Павлович.
Серж Скотто Глава представительства АстраЗенека в России Председатель Совета директоров AIPM Развитие фармакоэкономики в России – роль международных фармацевтических.
Роль фармакоэкономических исследований в системе принятия государственных решений по обеспечению лекарственной помощью населения Российской Федерации Хабриев.
Роль оценки медицинских технологий для совершенствования лекарственного обеспечения населения Игнатьева Виктория Игоревна НИИ клинико-экономической экспертизы.
П.А.Воробьев Заместитель Председателя Формулярного комитета РАМН Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств Формуляры Стандарты.
Докладчик: министр здравоохранения Ставропольского края, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор С.Л.Вардосанидзе Организацияпредоставления.
Программы льготного лекарственного обеспечения Фонда ОМС Отдел лекарственного обеспечения Фонда ОМС. Апрель, 2009 г.
Восемь лет настройки цен – от НДС к ЖНВЛС регулирование цен на ЛС, российский опыт Беспалов Николай руководитель департамента аналитических исследований.
Общество фармакоэкономических исследований МОООФИ – RSPOR Президент П.А.Воробьев Проект Формулярного комитета РАМН: Жизненно необходимые лекарства для.
О системе ценообразования на лекарственные средства Береговых В.В. – член-корр. РАМН, проф., зам. председателя комитета ТПП России по предпринимательству.
Факторы фармацевтического сценария 2010 – 2011 Сергей Ищенко директор «Proxima Research»
Дополнительное лекарственное обеспечение как механизм обеспечения доступности лекарственных средств.
1 Вызовы системе здравоохранения С.В.Шишкин Международная конференция "Социально- экономическое развитие России: новые рубежи", Москва, 26 октября 2007.
Повышение доступности жизненно необходимых инновационных лекарственных препаратов для пациентов с ХМЛ Н.М.Уфимцева Вице-президент ВООГ Содействие по УрФО.
Будни фармацевтического рынка Шуляк Сергей генеральный директор DSM Group 01 ноября 2012.
Шуляк Сергей Генеральный директор DSM Group 3 декабря 2012.
Доклад Формулярного комитета РАМН 2008 г. Новые направления в 2009 г.
Транксрипт:

Что мы знаем про обеспечение населения страны лекарствами? И чего хотим… Доклад Формулярного комитета РАМН Представлен

Ответ сразу Ничего в целом Много конкретного

На протяжении 10-ти лет В стране работает несколько параллельных аналитических групп по лекарственному обеспечению – RMBC, Фармэксперт, DSM Group Они заняты анализом «рынка лекарств» – сколько чего продано, кого продано больше Их целевая аудитория – фармкомпании У них нет «фокуса на пациента» Про них почти ничего не знают врачи

Принципиальная позиция Лекарственное обеспечение – не рынок рыночных отношений Международное сообщество признало провал рыночных отношений в лекарственном обеспечении Наша главная задача понять – не сколько продано, сколько отпущено, а сколько получено потребителем-пациентом Мы – за справедливое здравоохранение

Фармэксперт В 2007 г. на госпрограммы приходилось 32% российского фармрынка в сумме около 3,8 млрд. долларов: 17% на программу дополнительного лекарственного обеспечения, 15% на лекарства для стационаров

RMBC В 2007 г. объем продаж лекарственных средств в рамках программы ДЛО составил 51,15 млрд. руб. Это на 30% ниже объема реализации за 2006 г. Доля сектора ДЛО в общем объеме фармрынка России сократилась до 16% по итогам 2007 г., (в 2006 г. - 25%)

Фармэксперт В январе 2009 г. коммерческий сектор фармрынка вырос на 25,5% в рублях и упал на 5,2% в долл. США. Объем сектора составил 815 млн. USD, или 26,4 млрд. RUB. В упаковках коммерческий сектор фармрынка уменьшился (-7%), натуральный объем проданных лекарственных средств 305 млн. упаковок.

Минпромторг В годах рынок рос со скоростью до 30% в год (в основном за счет ДЛО) В 2007 году фармотрасль показала 7- 8% роста Это свидетельство намечающегося спада

Коллегия Счетной палаты РФ: Результаты аудита эффективности использования государственных средств, направленных на обеспечение населения лекарственными средствами (от производителя до потребителя), за период гг. В 2007 г. ситуация с обеспечением граждан лекарственными средствами ухудшилась. Доля рецептов, по которым гражданам отпущены лекарственные средства, снизилась с 94,8% в 2006 г. до 88,3% в 2007 г., а в отдельных регионах - всего 70%

Коллегия Счетной палаты РФ …отсутствуе в РФ действенных механизмов, ограничивающих регистрацию необоснованно завышенных цен ?зарубежных производителей?, не позволило !сэкономить! в гг. средства федерального бюджета в сумме ориентировочно не менее 3 млрд. руб.

За этими цифрами нет людей! У нас сегодня нет больных: -С гемофилией известно про 6 тыс., а их – 14 тыс. человек -С болезнью Виллебранда 4-5 тыс., а их – 1,5 млн. человек -С сахарным диабетом получает адекватную терапию 13% больных -И т.д. и т.п. Мы не знаем, где наши больные. Доступность ЖНЛС повысит их число скачкообразно в 2-10 раз! Так уже было при внедрении ДЛО

Задача доклада ФК РАМН Поднять мало обсуждаемые вопросы Обсудить доступность лекарств для населения Дать принципиальные рекомендации по изменению ситуации

В сообщении Не будут обсуждаться все положения и разделы доклада С ним можно ознакомиться на сайте

Основные принципы системы лекарственного обеспечения Справедливость в доступности ЛС Фокус – на пациента Простота и ясность системы Стабильность системы Научность системы Использование методологии принятия решений

Справедливость в доступности ЛС Жизненно необходимые лекарства – для всех Особое внимание – уязвимым группам населения

Фокус – на пациента Основа лекарственного обеспечения - стандарты медицинской помощи и протоколы ведения больных

Простота и ясность системы Четкие и понятные правила Гармонизация внутри системы и с международными подходами

Стабильность системы Долгосрочные договора Референтные цены Снижение рисков

Научность системы Система управления качеством Стандартизация в здравоохранении

Использование методологии принятия решений Медицина, основанная на доказательствах Клинико-экономический анализ Правило квадрата принятия решений Орган по оценке медицинских технологий – Формулярный комитет РАМН

Проект: жизненно необходимые лекарства для всех Затраты на все ЖНЛС покрываются средствами бюджетов (государственным, субъекта Федерации, ОМС) На каждое из ЖНЛС устанавливается одна цена государственного покрытия – референтная цена Аптека и дистрибьютор получают оплату за работы и услуги по складированию, перевозке и выдаче на руки ЖНЛС пациенту Развитие отечественной фармпромышленности направлено на воспроизводство ЖНЛС Назначение ЖНЛС производится строго по стандартам и протоколам ведения больных Формулярному комитету РАМН придаются функции национального органа оценки медицинских технологий

Затраты на все ЖНЛС покрываются средствами бюджетов всего 330 наименований ЖНЛС Перечень ЖНВЛС (2007) содержит 652 наименований ЛС. 138 ЛС относятся к стационарному сектору (средства для наркоза, многие антибиотики и др.) 41 ЛС не имеет доказательств эффективности. Много дублирующих ЛС не различающихся существенно по профилям эффективности и безопасности (вместо 6-7 ЛС в группе может быть оставлено 1-2 ЛС ). После удаления стационарных и неэффективных ЛС, сокращения дублирующих ЛС в Перечне остается около ЖНЛС. Среди 330 ЖНЛС ЛС, затраты на которые практически полностью покрываются из гос. источников: программа по 7 дорогостоящим заболеваниям (17 ЛС), ЛС для лечения психических заболеваний и эпилепсии (32 ЛС), противоопухолевые (77 ЛС), для лечения сахарного диабета (19 ЛС), бронихиальной астмы (7 ЛС), ВИЧ-инфекции (24 ЛС), туберкулеза (5 ЛС). После удаления в списке остается всего ЛС. Из гос. источников не оплачивается всем лишь ЖНЛС Основными потребителями ЖНЛС являются «льготные категории граждан», число «потребителей» ЛС не будет существенно увеличено

На каждое из ЖНЛС устанавливается одна цена государственного покрытия – референтная цена Референтные цены на все препараты одного МНН (все эналаприлы) Референтные цены на все ЛС одной группы (все ИАПФ) Государство берет на себя возмещение затрат на ЛС по установленной референтной цене Если цена ЛС выше (оригинальное ЛС вместо дженерика )– разница оплачивается потребителем Механизм установления референтной цены – по стоимости самого дешевого препарата, по средней цене, сравнение с референтными ценами других стран (например, цены есть в Британском национальном формуляре и воспроизведены в Справочнике лекарственных средств Формулярного комитета РАМН 2009).

Модель референтной цены на ингибиторы АПФ Разница в стоимости эналаприла и периндоприла: 2,5 руб. за суточную дозу против 26 руб. за суточную дозу периндоприла при сопоставимой эффективности Взяв референтную цену на все ИАПФ как среднюю цену эналаприла мы получим среднюю цену ингибитора АПФ 2,5 руб. за суточную дозу В стране 12 млн.чел. с артериальной гипертонией При введении референтной цены 2,5 руб.\суточная доза затраты государства составят 10,8 млрд. руб. в год, т.е. будут сопоставимы с существующими затратами (6,6 млрд.руб.на 2 препарата) Полноценно лечатся лишь 10-20%, больных с АГ, следовательно и затраты реально будут 1-2 млрд. руб.год. вместо 9,5 млрд.руб. на ИАПФ в настоящее время (еще – сердечная недостаточность)

Аптека и дистрибьютор получают оплату за работы и услуги по складированию, перевозке и выдаче на руки ЖНЛС пациенту Оплата услуг фиксирована и не зависит от стоимости ЛС Допускается зависимость от сложности хранения (особых условий), дальности перевозки, высоких рисков, связанных с коротким сроком годности Оплата услуг товаропроводящей сети производится за счет государственного финансирования

Как вариант Оплата услуг пациентом при получении лекарств в аптеке (например, 50 руб., но не более за рецепт), Может быть установлена предельная сумма такой сооплаты, например, 1000 руб. в год, затем – дотации государства Пенсионеры и хронические больные могут иметь полные дотации по сооплате) В 2007 г. аптечный сегмент рынка ЛС составил 7,4 млрд.долл., около 190 млрд.руб. В аптеках торговая наценка достигает 20%, в абсолютных цифрах - не менее 38 млрд.руб. в год. Если 30 млн. человек заплатят по 50 рублей в месяц за рецепт, то общая сумма за работу аптек составит 1,5 млрд. рублей в месяц или 18 млрд.руб. за год – около 1\2 существующего дохода аптек

Развитие отечественной фармпромышленности направлено на воспроизводство ЖНЛС Из ЖНЛС большая часть уже выпускается отечественной фармпромышленностью, таким образом, программа будет служить мотивацией развития отечественного производства. Гарантированный государством сбыт ЖНЛС будет служить дополнительным стимулом для производства сырья и готовых форм с истекающим патентом. Разработка новых ЖНЛС (как сырья, так и готовых форм) должна финансироваться государством, возможно в рамках государственно-частного партнерства.

Особое место – редким лекарствам Перечень орфанных технологий создан ФК РАМН в 2005 г. и постоянно актуализируется Рассчитаны потребности страны в орфанных лекарствах ФК РАМН разработан проект Государственной программы по редким заболеваниям, включающий компонент создания отечественного производства (обсуждение 13 мая 2009 г.)

Назначение ЖНЛС производится строго по стандартам и протоколам ведения больных В настоящее в активе имеется 600 стандартов и около 40 протоколов утвержденных ранее, около 600 проектов стандартов и около 100 – проектов протоколов. Использование этих документов освоено медицинскими организациями, имеется заинтересованность и опыт компаний, занимающихся IT-технологиями во внедрении стандартов в электронную историю болезни, систему управления качеством, экономику и документооборот в здравоохранении

Команда, создавшая систему стандартизации в здравоохранении России 19 лет назад, полностью отлучена от этой работы. Все принципы и идеи украдены и извращены: никогда вору украденное не приносило счастья.

Формулярному комитету РАМН придаются функции национального органа оценки медицинских технологий Формулярный комитет РАМН действует как независимый экспертный орган по оценке медицинских технологий уже 12 лет. За эти годы создан Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, Перечень редкоприменяемых медицинских технологий, Негативный перечень медицинских технологий, амбулаторный, стационарный формуляры ЛС, педиатрический формуляр ЛС, разработаны гармонизированные с мировыми технологиями в этой сфере регулирующие документы по оценке и выбору медицинских технологий. Изданы многочисленные справочники, монографии, руководства стандарты, ведется преподавание основ клинико- экономического анализа и медицины доказательств

Существенные дополнительные преимущества проекта Исчезает коррупционная составляющая: больные и врачи перестают торговать льготными лекарствами, между ними исчезает сговор, сокращается влияние фармкомпаний на выписку определенных средств (их гораздо меньше, государство все равно платит одинаково, не всякий больной готов доплачивать за бренд, без веских на то оснований). Снижается «бумажная» работа врачей, не надо разбираться в сложностях «льгот», заполнять множество учетных форм и т.д. высвобождается время для медицинской деятельности. В типичном случае рецепт может выписать и уполномоченная медицинская сестра. Упрощается контроль за правильностью назначений ЛС и выпиской рецептов. Устраняются проблемы госзакупок

Финансирование и затраты на программу Введение референтных цен позволит снизить затраты на уже существующие программы в размерах не менее 20-30%, устранение ненужных лекарств – еще 20%. Итого около 50% средств удастся высвободить из уже существующего финансирования за счет жесткого администрирования цен и ассортимента. Этих средств будет достаточно для реализации программы в 2009 г. В 2010 г. необходимые затраты должны быть пересчитаны, с учетом курса валют, так как большинство ЖНЛС является импортными, и в ближайшее время импортзамещению не подлежат.

Медицина со своими гуманистическими идеалами упирается в презренный металл денег Экономика – наше все Аксиома

Медицина со своими гуманистическими идеалами упирается в презренный металл денег Экономика – наше все Аксиома Не хотелось бы, чтобы все наши гуманистические идеалы и помыслы сводились к вопросам выгоды и торговли