Подготовка учащихся к написанию части С ЕГЭ. Обучение аргументативной речи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Advertisements

Цель: формирование коммуникативной компетентности учащихся посредством написания аргументов к сформулированной проблеме. Задачи: Формирование языковой,
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Выполнение задания части С Задание: 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. 2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
ГИА. Подготовка к сочинению. Выполнила Кокурина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ЧАСТЬ С1 ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Выполнила: учитель русского языка и литературы Шнайдер О.А., ГБОУ СОШ 353 им. А.С. Пушкина.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Урок с использованием технологии дебатов. Дискуссия- Обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения Дебаты- обсуждение вопроса.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
РАССУЖДЕНИЕ как функционально-смысловой тип речи. Автор: Горчакова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ Краснооктябрьская СОШ Гусь-Хрустального.
Александр Александрович Блок ( – )
Цапенко Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение ЗОНАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Круглый стол «Актуальные вопросы подготовки к итоговому сочинению в 11 классах» УМОЦ 21 октября 2014 г.
Проблема (К1) Это сложный, требующий разъяснения вопрос, который автор ставит в центр своего текста. Весь авторский текст посвящён исследованию этого вопроса-проблемы.
Памятка по написанию эссе. Структура эссе Элемент структуры % к общему объему работы Начало (актуализация заявленной темы) 20 % Тезис. Три аргументированных.
Как сохранить в себе человека. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему в 8 классе.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Как писать эссе? Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции : « Я согласен ( на ) с данным мнением »; « Я не могу присоединиться.
Транксрипт:

Подготовка учащихся к написанию части С ЕГЭ. Обучение аргументативной речи

Обязательные части сочинения-рассуждения в экзаменационной работе: формулировка проблемы исходного текста, комментарий к сформулированной проблеме; отражение позиции автора текста; отражение собств.позиции по данной проблеме; отражение собств.позиции по данной проблеме; аргументация собственного мнения; аргументация собственного мнения; вывод. вывод. Пониманиечужойпозиции Выработкасобственной позиции позициипопредложеннойпроблеме

Аргументация – приведение доводов с целью доказать справедливость определенного тезиса (утверждения, точки зрения) Проблема (спорный вопрос) Тезис (ответ на данный вопрос) Доказательства

Проблема, поставленная в тексте Тезис автора (позиция по проблеме) Доказательства автора Тезис учащегося (тезис 2) Доказательства 2

Аргументация – приведение доводов с целью доказать справедливость определенного тезиса (утверждения, точки зрения) Тезис Подтверждение (доказательство, обоснование, доводы, аргументы) Вывод

Композиционные схемы доказательства Дедуктивная Индуктивная Тезис Подтверждение Я считаю, что …,так как …,поскольку …,потому что … Подтверждение Тезис Во-первых, …, во-вторых, …,следовательно, …,таким образом,итак, можно сделать вывод…,поэтому я считаю, что…

Обязательные части сочинения-рассуждения в экзаменационной работе: формулировка проблемы исходного текста, комментарий к сформулированной проблеме; отражение позиции автора текста; отражение собств.позиции по данной проблеме; отражение собств.позиции по данной проблеме; аргументация собственного мнения; аргументация собственного мнения; вывод. вывод. Пониманиечужойпозиции Выработкасобственной позиции позициипопредложеннойпроблеме

Логическая схема сочинения-рассуждения части С: Он (автор) ставит проблему … [формулировка проблемы]. [формулировка проблемы]. (+ комментарий – аргументация автора). [тезис 1 - позиция автора] и считает, что… [тезис 1 - позиция автора]. Я считаю, что … [тезис 2 - моя позиция], потому что, во-первых,… [аргумент 1], во-вторых, …. [аргумент 2]. Таким образом, … [вывод].

Я согласен с мнением автора. С мнением автора нельзя не согласиться. В чем? Я согласен с мнением автора в том, что …, и считаю, что… Я согласен с мнением автора: …. Я считаю… тезис 1 тезис 2

Деструктивная аргументация (опровержение) – доказательство, посредством которого выясняется ложность тезиса и выдвигается антитезис Тезис 1Свой антитезис (тезис 2) Опровержение тезиса 1 Подтвер- ждение антитезиса

Требования по отношению к тезису Ясность и конкретность формулировки Ошибка: неясность, размытость формулировки Соответствие закону тождества Ошибки: потеря, подмена, расширение / сужение тезиса

Требования по отношению к аргументам Истинность аргумента Ошибка: «ложность оснований» Независимость аргументов от тезиса Ошибка: круг в аргументации («порочный круг») Выводимость тезиса из аргументов Ошибка: несоответствие аргументов тезису

Типичные ошибки учащихся при аргументации: 1) отсутствие аргументативной части; 2) размытость, неструктурированность аргументации (крайний случай - алогичная цепочка, «лоскутное одеяло»); 3) смена тезиса в аргумент.части; 4) несоответствие аргумента (-ов) заявленному тезису.

Поиск аргументов

Москвин В.П. Аргументативная риторика: теоретический курс для филологов. – Ростов н/Д, 2008.

Метод общих мест помогает выявлению (мысленному производству) аргументов Общие места (топы, топосы, топики) – точки зрения («места»), с которых следует посмотреть на предмет спора для поиска или производства аргументов «за» и «против»

Первоначальной задачей методики общих мест был «быстрый поиск недостающих аргументов в условиях острой нехватки времени» Encyclopedia of Rhetoric. – Oxford Univ. Press, 2001

Вопросная анкета по выявлению аргументов к тезису 1. Дайте определение понятия. Что такое… ? 2. Какова этимология слова…? Приведите однокоренные слова. довод к этимологии 3. Какое понятие является противоположным? довод к назначению, довод от противного 4. Какое назначение или функцию (цель) имеет данное понятие (действие)? Зачем оно нужно? Если оно исчезнет, что произойдет? довод к назначению, довод от противного 5. Какие мнения существуют по вопросу, что такое …? 6. Какого мнения придерживается большинство относительно данного понятия в современных условиях? Подчеркните. довод к массам довод к массам 7. Каково Ваше мнение? Подчеркните 2 чертами. 8. Каково мнение автора текста? Выделите прямоугольником. 9. Право ли большинство? Почему? 10. Актуально ли данное понятие в современности? довод к обстоятельствам довод к обстоятельствам 11.Кто заинтересован в данном понятии сегодня? довод к мотивам

12. К каким следствиям может привести данное действие? довод к следствию довод к следствию 13. Если будет верно обратное, что произойдет? довод от противного 14. Вспомните историю из жизни, историч. событие, связанное с этим понятием. довод к прецеденту 15. Вспомните литературный пример, связанный с этим понятием. довод к авторитетному источнику 16. Вспомните пословицу / поговорку довод к народной мудрости, морали довод к народной мудрости, морали 17. Вспомните высказывание известного человека по поводу данного понятия довод к авторитету 18. Сформулируйте свою т. зр. по проблеме, поставленной в тексте, - соотнесите свой тезис с позицией автора, - сформируйте из записанных ключевых слов 2-3 наиболее сильных аргумента, доказывающих Вашу позицию. Проверьте логику.

Я согласен с автором в том, что …, и считаю: …, потому что… довод к этимологии довод к массам довод к назначению довод от противного довод к авторитету довод к следствию довод к прецеденту

Речевые стереотипы выражения согласия/ несогласия: Автор высказывает мнение, что…. С этим следует согласиться, так как…. В целом я согласен с точкой зрения автора и считаю… Я полностью согласен с автором, который утверждает… Это несомненно, потому что… Я разделяю позицию автора и считаю… Хотелось бы выразить свое несогласие с позицией автора. Я думаю, что… Позволю себе не согласиться с позицией автора. Я считаю, что…

Речевые стереотипы ввода доводов: Довод к этимологии Неслучайно однокоренными к слову… являются такие лексемы, как…, из чего можно сделать вывод, что… Довод к массам На вопрос, что такое …, существуют разные точки зрения. Некоторые считают, что…, по мнению других…. Мне близка точка зрения, что … И в этом моя позиция близка / отлична от позиции автора текста. Я считаю, что… Довод к морали, народной мудрости, авторитету Народная мудрость гласит: … В Библии сказано:… Еще … говорил: …

Довод к авторитетному источнику Подтверждение этой мысли можно найти в русской классической литературе:… Довод к прецеденту Подтверждение этой точки зрения можно увидеть в жизни: … Довод к обстоятельствам, к мотивам Это понятие (такая позиция) особенно актуально в современном мире, ведь…. Оно особенно важно для…. Довод от противного Если бы понятие… исчезло из нашей жизни, то…. Если …, то ….

Речевые стереотипы, помогающие сделать вывод в аргументативной речи: Итак, подведем итог. На основании этого можно сделать вывод, что… Все сказанное означает, что… А это значит… Все вышесказанное говорит о том, что… Таким образом, …

Метод общих мест «Неисчерпаемое хранилище аргументов» Топический подход к осмыслению спорной проблемы отражает «естественные пути, по которым идет мысль» амер.философ Уильям Гримальди «способен превратить самый скудный ум в плодотворный» фр.лингвист Бернар Лами

Ценность метода общих мест состоит в том, что, стараясь отыскать ответы на поставленные вопросы, учащийся начинает рассматривать взаимосвязи между фактами, которыми он располагает. Одним словом, он начинает думать, или, используя термин публичной речи, он начинает открывать способы логического убеждения. Профессор Колумбийского университета Дональд Кларк

Промптуарии (лат. promptuarium – «кладовая») – системы заранее подготовленных доводов и контрдоводов для доказательства или опровержения одного и того же тезиса. Фрэнсис Бэкон

Тема речи ТезисАнтитезис