Общение - это сложный процесс взаимодействия людей. Проблемами общения занимаются представители различных наук : философы, психологи, лингвисты, социологи,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Устное деловое общение. Комплексная цель: Знакомство со специфическими особенностями и основными жанрами устного делового общения. Выработка навыков.
Advertisements

Доказательство и опровержение. Аргументация - особый способ речевого взаимодействия людей, в ходе которого на суд разумного собеседника или аудитории.
Доказательство и опровержение Настоящие презентации являются лишь иллюстрациями к лекциям и не могут использоваться в качестве самостоятельного источника.
Общение это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает А.А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество.
Вербальная культура. Основные каналы общения Речевой (вербальный) Неречевой (невербальный)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ.
РА - основная единица коммуникации, отдельное речевое действие, речевой поступок личности, оказывающий определенное влияние на речевого партнера Условия.
Презентация по логике на тему: Логические основы теории аргументации. Доказательства и опровержения.
Понятие речевого воздействия. Произнеси правильно 1. ОтгУл 2. АфЕра 3. ОпЕка 3. УполномОчивать 4. УсугубИть 5. ЗаЁм.
Невербальные способы указания на ошибки речи студента На уроках английского языка.
Культура делового общения. Что такое деловое общение? Общение - это взаимодействие людей, имеющих общие или взаимодополняющие интересы либо потребности.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
Понятие Деловой Коммуникации. Понятие деловой коммуникации Деловая коммуникация представляет собой сложный и многогранный процесс, имеющий объективные.
Сочинение –это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого учащийся создаёт собственный текст. Он должен обладать смысловой цельностью, речевой.
Выполнил: студент Кочкин Дмитрий Барнаул Закон мышления - это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами.
Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел "Говорение"
Общение Составные элементы общения Сообщение Разговор Раппорт Точка зрения Комплименты Интересы.
Речевой этикет «Любое общение - это не путь одного человека к другому, а движение навстречу друг другу» Г. П. Грайс.
Как сохранить в себе человека. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему в 8 классе.
Понятие, методы, подходы аргументирования Подготовила Панова Ольга ГМУ
Транксрипт:

Общение - это сложный процесс взаимодействия людей. Проблемами общения занимаются представители различных наук : философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и д.р.как считают ученые, человеческое общение на две трети состоит из речевого. Лингвисты изучают процессы образования речи и ее восприятие ;коммуникативные установки; факторы, затрудняющие общение и повышающее его эффективность и т.п. исследователи выделяют и описывают основные единицы речевого общения- речевую ситуацию, речевое событие, речевое взаимодействие. Общение - это сложный процесс взаимодействия людей. Проблемами общения занимаются представители различных наук : философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и д.р.как считают ученые, человеческое общение на две трети состоит из речевого. Лингвисты изучают процессы образования речи и ее восприятие ;коммуникативные установки; факторы, затрудняющие общение и повышающее его эффективность и т.п. исследователи выделяют и описывают основные единицы речевого общения- речевую ситуацию, речевое событие, речевое взаимодействие. Речевая ситуация -это контекст высказывания, то что помогает его понять. Известно, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников: говорящий и слушающий. Таким образом, составляющие речевой ситуации- это говорящий, слушающий, время и место высказывания. Речевая ситуация помогает понять смысл общения, конкретизирует значения ряда грамматических категорий, например, категории времени, местоименных слов типа я, ты, сейчас, здесь, там, вот и д.р.она позволяет также правильно толковать высказывания, уточнять его ценовую функцию(угроза, просьба, свет, рекомендация), выяснять причинные связи данного высказывания с другими ведения разговора и определяет формы его выражения. Например, типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации, публичные дискуссии. Речевая ситуация -это контекст высказывания, то что помогает его понять. Известно, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников: говорящий и слушающий. Таким образом, составляющие речевой ситуации- это говорящий, слушающий, время и место высказывания. Речевая ситуация помогает понять смысл общения, конкретизирует значения ряда грамматических категорий, например, категории времени, местоименных слов типа я, ты, сейчас, здесь, там, вот и д.р.она позволяет также правильно толковать высказывания, уточнять его ценовую функцию(угроза, просьба, свет, рекомендация), выяснять причинные связи данного высказывания с другими ведения разговора и определяет формы его выражения. Например, типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации, публичные дискуссии.

Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Например, типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации, публичные дискуссии. Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называются косвенными. Примеры косвенных высказываний и их возможных толкований: Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Например, типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации, публичные дискуссии. Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называются косвенными. Примеры косвенных высказываний и их возможных толкований: 1.Мне нездоровится. -Я не хочу с вами разговаривать. -Вызовите поскорее врача. -Я не буду выполнять эту работу. -Оставьте меня в покое. 2.Я приду завтра. Косвенные высказывания широко используется в речи.Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки. Смысл косвенных высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации. Косвенные высказывания широко используется в речи.Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки. Смысл косвенных высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации.

Основные единицы речевого общения- речевое событие. речевое событие составляют два главных компонента: 1)словесная речь(то,что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает(жесты, мимика, движения); Основные единицы речевого общения- речевое событие. речевое событие составляют два главных компонента: 1)словесная речь(то,что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает(жесты, мимика, движения); 2)условие, обстановка, в которой происходит общение(речевая ситуация). 2)условие, обстановка, в которой происходит общение(речевая ситуация). Первую составляющую речевого события, те есть живую речь, взятую в событийном аспекте, в современной лингвистике называют дискурсом. Первую составляющую речевого события, те есть живую речь, взятую в событийном аспекте, в современной лингвистике называют дискурсом. Дискурс –это речь, «погруженная в жизнь». Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи(мимика, жесты). Дискурс –это речь, «погруженная в жизнь». Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи(мимика, жесты). вторая составляющая речевого события- это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношение, обстоятельства. В которых речевое событие можно представить в виде формулы: «это Дискурс плюс речевая ситуация» вторая составляющая речевого события- это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношение, обстоятельства. В которых речевое событие можно представить в виде формулы: «это Дискурс плюс речевая ситуация» Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление: с одной стороны, это говорение, порождение речи субъектом, с другой – восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование(вербально, мимикой, жестами, поведением и т.д.) Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление: с одной стороны, это говорение, порождение речи субъектом, с другой – восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование(вербально, мимикой, жестами, поведением и т.д.)

В процессе речевого взаимодействия недостаточно знать только родной язык и хорошо владеть речевой культурой. Собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила составляют конвенциональную (условную, принятую) основу вербального взаимодействия. В процессе речевого взаимодействия недостаточно знать только родной язык и хорошо владеть речевой культурой. Собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила составляют конвенциональную (условную, принятую) основу вербального взаимодействия. Ученые сформулировали ряд важных организационных принципов речевой коммуникации. Один из них назван принципом последовательности. Он предполагает релевантность(смысловое соответствие) ответной реакции, т.е. ожидание реплики соответствующего типа. Если первая реплика- вопрос, то вторая- ответ ;приветствие сопровождается приветствием; просьба- принятием или отклонениями т.д.данный принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента. Ученые сформулировали ряд важных организационных принципов речевой коммуникации. Один из них назван принципом последовательности. Он предполагает релевантность(смысловое соответствие) ответной реакции, т.е. ожидание реплики соответствующего типа. Если первая реплика- вопрос, то вторая- ответ ;приветствие сопровождается приветствием; просьба- принятием или отклонениями т.д.данный принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента. Другой принцип-принцип предпочитаемой структуры- характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами. Как отмечают исследователи согласия обычно выражается без промедления, предельно лаконично и ясно. Несогласие же формулируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузой. Другой принцип-принцип предпочитаемой структуры- характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами. Как отмечают исследователи согласия обычно выражается без промедления, предельно лаконично и ясно. Несогласие же формулируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузой.

1. А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню. В. Хорошо. 2. А. я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню. (пауза) В. Я бы с удовольствием…но знаете, я еще не выполнил предыдущее задание, к тому же я неважно себя чувствую. Пауза служит своего рода индикатором нежелательных отклоняющих ответов. Она позволяет говорящему своевременно дополнить реплику усиливающими доводами. Пауза служит своего рода индикатором нежелательных отклоняющих ответов. Она позволяет говорящему своевременно дополнить реплику усиливающими доводами.

Основу речевой коммуникации составляет принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству. Этот принцип сформулировал Г.П. Грайс. В работе «Логика и речевое общение» он пишет : «Твой коммуникативный вклад на каждом шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель(направление) этого диалога». Основу речевой коммуникации составляет принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству. Этот принцип сформулировал Г.П. Грайс. В работе «Логика и речевое общение» он пишет : «Твой коммуникативный вклад на каждом шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель(направление) этого диалога». В работе формулируются конкретные постулаты, применение которых способствует соблюдению этого принципа. Эти постулаты он делит на четыре категории – количества, качества, отношения и способа. В работе формулируются конкретные постулаты, применение которых способствует соблюдению этого принципа. Эти постулаты он делит на четыре категории – количества, качества, отношения и способа.

Категорию количества он связывает с тем объемом информации, который требуется передать: твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется; твое высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется. Категорию количества он связывает с тем объемом информации, который требуется передать: твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется; твое высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется. К категории качества Г.П. Грайс относит общий постулат: Старайся, чтобы высказывания было истинным, а также два более конкретных: не говори того, что считаешь ложным; не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований. К категории качества Г.П. Грайс относит общий постулат: Старайся, чтобы высказывания было истинным, а также два более конкретных: не говори того, что считаешь ложным; не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований. С категорией отношения, по мнению ученого, связан один единственный постулат релевантности: не отклоняйся от темы разговора. С категорией отношения, по мнению ученого, связан один единственный постулат релевантности: не отклоняйся от темы разговора. Категория способа касается не того, что говорится, а того, как говорится: выражайся ясно; избегай непонятных выражений; избегай неоднозначных выражений; избегай ненужного многословия. Категория способа касается не того, что говорится, а того, как говорится: выражайся ясно; избегай непонятных выражений; избегай неоднозначных выражений; избегай ненужного многословия.

Изучением наиболее эффективных в коммуникативном процессе методов и приемов убеждающего воздействия занимается особая отрасль знания- теория аргументации. Изучением наиболее эффективных в коммуникативном процессе методов и приемов убеждающего воздействия занимается особая отрасль знания- теория аргументации. Аргументация- это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений и оценок, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально- психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия. Аргументация- это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений и оценок, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально- психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия. Исследователи выделяют в аргументации два аспекта- логический и коммуникативный. Исследователи выделяют в аргументации два аспекта- логический и коммуникативный. В логическом плане аргументация выступает как процедура отыскания оснований( доводов) для некоторого положения(тезиса), выражающего определенную точку зрения.В коммуникативном плане аргументация есть процесс передачи, истолкования и внушения реципиенту информации, зафиксированной в тезисе аргументатора. Аргументация достигает этой цели лишь в том случае, если реципиент: а) воспринял, б)понял, в)принял тезис аргументатора. В логическом плане аргументация выступает как процедура отыскания оснований( доводов) для некоторого положения(тезиса), выражающего определенную точку зрения.В коммуникативном плане аргументация есть процесс передачи, истолкования и внушения реципиенту информации, зафиксированной в тезисе аргументатора. Аргументация достигает этой цели лишь в том случае, если реципиент: а) воспринял, б)понял, в)принял тезис аргументатора. Чтобы доказать правильность выдвинутых положений, убедить в их истинности, в процессе общения используются различные виды аргументов. Чтобы доказать правильность выдвинутых положений, убедить в их истинности, в процессе общения используются различные виды аргументов.

Другой крупнейший зарубежный ученый Дж.Н.Лич описал еще один ведущий принцип коммуникации- принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда правил. Кратко они формулируются следующим образом. Другой крупнейший зарубежный ученый Дж.Н.Лич описал еще один ведущий принцип коммуникации- принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда правил. Кратко они формулируются следующим образом. Правила такта :Не следует затрагивать тем. Потенциально опасным для собеседника(частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т.д.) Правила такта :Не следует затрагивать тем. Потенциально опасным для собеседника(частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т.д.) Правила великодушия: не следует связывать партнера обязательствами, обещаниями, клятвы и т.д.,т.е. как-то обременять его. Правила великодушия: не следует связывать партнера обязательствами, обещаниями, клятвы и т.д.,т.е. как-то обременять его. Правило одобрения позитивности в оценке других: не осуждайте других; не судите, да не судимы будите. Правило одобрения позитивности в оценке других: не осуждайте других; не судите, да не судимы будите. Правило скромности: не будьте высокомерны в разговоре с собеседником(важнейшее условие развертывания коммуникативного акта- реалистическая самооценка). Правило скромности: не будьте высокомерны в разговоре с собеседником(важнейшее условие развертывания коммуникативного акта- реалистическая самооценка). Правило согласия: старайтесь избегать конфликтных ситуаций во имя решения коммуникативных целей. Правило согласия: старайтесь избегать конфликтных ситуаций во имя решения коммуникативных целей. Правило симпатии: демонстрируйте доброжелательность по отношению к партнеру(определенную проблему представляет так называемый безучастный контакт). Правило симпатии: демонстрируйте доброжелательность по отношению к партнеру(определенную проблему представляет так называемый безучастный контакт).

Чтобы доказать правильность выдвинутых положений, убедить в их истинности, в процессе общения используются различные виды аргументов. Начиная с античных времен принято делить доводы на логические, обращенные к разуму слушателей, и психологические, оказывающие воздействие на чувства. Чтобы доказать правильность выдвинутых положений, убедить в их истинности, в процессе общения используются различные виды аргументов. Начиная с античных времен принято делить доводы на логические, обращенные к разуму слушателей, и психологические, оказывающие воздействие на чувства. К логическим аргументам относятся следующие суждения: К логическим аргументам относятся следующие суждения: -теоретические или эмпирические обобщения и выводы; -теоретические или эмпирические обобщения и выводы; -ранее доказанные законы науки; -ранее доказанные законы науки; -аксиомы и постулаты; -аксиомы и постулаты; -определения основных понятий конкретной области знаний; -определения основных понятий конкретной области знаний; -утверждения о фактах. -утверждения о фактах.

Факт - это действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Факт - это действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Мнение - суждение, выражающую оценку, отношение, взгляд на что- либо. Значительную роль в убеждающей речи играют психологические доводы. если оратор в своем выступлении затрагивает какие - либо чувства, то его речь больше в законы науки; воздействует на слушателей, она лучше запоминается. Мнение - суждение, выражающую оценку, отношение, взгляд на что- либо. Значительную роль в убеждающей речи играют психологические доводы. если оратор в своем выступлении затрагивает какие - либо чувства, то его речь больше в законы науки; воздействует на слушателей, она лучше запоминается. Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное выявление оказывает эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи. Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное выявление оказывает эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи. Психологические доводы практически могут затрагивать любые чувства, помогая добиться желаемого результата. Наиболее распространенными считаются следующие доводы: Психологические доводы практически могут затрагивать любые чувства, помогая добиться желаемого результата. Наиболее распространенными считаются следующие доводы: -довод к чувству собственного достоинства; -довод к чувству собственного достоинства; -довод от сочувствия; -довод от сочувствия; - довод от обещания; - довод от обещания; -довод от осуждения; -довод от осуждения; -довод от недоверия; -довод от недоверия; -довод от сомнения и т.п. -довод от сомнения и т.п.

Необходимо учитывать, что психологические аргументы могут быть использованы недобросовестными людьми в качестве уловок и спекулятивных приемов. Вот некоторые из них: Необходимо учитывать, что психологические аргументы могут быть использованы недобросовестными людьми в качестве уловок и спекулятивных приемов. Вот некоторые из них: - аргумент к силе( вместо логического обоснования прибегают к различным видам принуждения); - аргумент к силе( вместо логического обоснования прибегают к различным видам принуждения); -аргумент к невежеству (используется неосведомленность оппонента ); -аргумент к невежеству (используется неосведомленность оппонента ); -аргумент к выгоде(агитируют принять тезис, потому что это выгодно в каком-либо отношении); -аргумент к выгоде(агитируют принять тезис, потому что это выгодно в каком-либо отношении); - аргумент к состраданию (в место реальной оценки конкретного поступка вызывают к жалости человеколюбию, состраданию); - аргумент к состраданию (в место реальной оценки конкретного поступка вызывают к жалости человеколюбию, состраданию); -аргумент к верности (склоняют принять тезис в силу верности, привязанности, почтения). -аргумент к верности (склоняют принять тезис в силу верности, привязанности, почтения).

Доказывание и убеждение - это разные процессы, хотя и тесно связаны друг с другом. Доказывать означает устанавливать истинность какого- ибо положения, а убеждать - это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками, соучастниками своих замыслов и действий. Доказывание и убеждение - это разные процессы, хотя и тесно связаны друг с другом. Доказывать означает устанавливать истинность какого- ибо положения, а убеждать - это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками, соучастниками своих замыслов и действий. В логике доказательство - это логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. В логике доказательство - это логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. Всякое логическое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: тезис (мысль или положение, истинность которого требуется доказать), аргументы или основания, доводы( положения с помощью которых обосновывается тезис), демонстрация, или форма, способ доказательства( логическое рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов) Всякое логическое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: тезис (мысль или положение, истинность которого требуется доказать), аргументы или основания, доводы( положения с помощью которых обосновывается тезис), демонстрация, или форма, способ доказательства( логическое рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов) Различают доказательство прямое и косвенное. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений. Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения- антитезиса. Различают доказательство прямое и косвенное. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений. Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения- антитезиса.

При построении логического доказательства необходимо знать и соблюдать правила выдвижения тезиса и аргументов. При построении логического доказательства необходимо знать и соблюдать правила выдвижения тезиса и аргументов. Правила относительного тезиса: 1)тезис должен быть четко сформулирован; 2)тезис должен оставаться неизменным в ходе данного доказательства; 3) тезис не должен содержать в себе логического противоречия; Правила относительного тезиса: 1)тезис должен быть четко сформулирован; 2)тезис должен оставаться неизменным в ходе данного доказательства; 3) тезис не должен содержать в себе логического противоречия; Правила относительно аргументов: 1)в качестве аргументов должны быть использованы истинные положения;2)истинность аргументов должна быть доказана независимо от тезиса;3) аргументы должны быть достаточными для данного тезиса. Правила относительно аргументов: 1)в качестве аргументов должны быть использованы истинные положения;2)истинность аргументов должна быть доказана независимо от тезиса;3) аргументы должны быть достаточными для данного тезиса. При нарушении этих правил в доказательстве возникают различные логические ошибки. так, наиболее распространенной ошибкой, совершаемой относительно доказываемого тезиса, считается подмена тезиса. При нарушении этих правил в доказательстве возникают различные логические ошибки. так, наиболее распространенной ошибкой, совершаемой относительно доказываемого тезиса, считается подмена тезиса. Логические ошибки бывают непреднамеренными и намеренными.ошибки первого рода чаще всего возникают из-за отсутствия у человека логической культуры, навыков ведения диалога вследствие излишней горячности, эмоциональности во время обсуждения. Логические ошибки бывают непреднамеренными и намеренными.ошибки первого рода чаще всего возникают из-за отсутствия у человека логической культуры, навыков ведения диалога вследствие излишней горячности, эмоциональности во время обсуждения. Намеренные ошибки – это сознательно допускаемые ошибки, это логические уловки. Умышленно ошибочные рассуждения, которые выдаются за истинные. Такого рода называют софизмами. Намеренные ошибки – это сознательно допускаемые ошибки, это логические уловки. Умышленно ошибочные рассуждения, которые выдаются за истинные. Такого рода называют софизмами.