« А душу можно ль рассказать…»? (С. Есенин) Речевая характеристика персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А. Н. Островского «Гроза» «Самое решительное произведение Островского»
Advertisements

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС 1 урок А.Н.ОСТРОВСКИЙ. ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА 2урок ДРАМА «ГРОЗА». ИДЕЙНО- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. 3 урок Город Калинов.
Особенности пьес А.Н.Островского. 1.Простота и естественность сюжета. 2.Нет конкретной завершенности сюжета (словно фрагмент чужой жизни, чужого разговора).
Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза». Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые.
ИГРАЕМ ОСТРОВСКОГО ! Игра для 10- х классов. АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ 1. Продолжая семейную традицию, какую профессию выбрал поначалу Островский.
Урок-семинар по драме А.Н.Островского «Гроза» Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины.
В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов. Так воспитывался.
Знакомство с пьесой А.Н.Островского «Гроза».. Работа с афишей к драме «Гроза» Порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы).
Александр Николаевич Островский Материалы к уроку Тесты.
Задание 1. О каком произведении пойдет речь сегодня? Выберите правильное утверждение. Информационный процесс – это… 1.Процесс изменения вида, содержания,
«Чудеса!.. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.» («Гроза», действие I, явл. 1) И.Левитан. Вечер. Золотой плёс.
Быт и нравы города Калинова в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Цель : проанализировать образ героини ; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.
Выполнила : Селиванова О. В. Учитель литературы. Стремление Островского обобщить конкретные факты. На примере событий, происходящих в Калинове, раскрывается.
Имя Островского а) Николай Алексеевич б) Алексей Николаевич в) Александр Николаевич г) Николай Александрович 2) Островского прозвали а) «Колумб Замоскворечья»
Александр Николаевич Островский (1823 – 1883). Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»
Как вы понимаете название пьесы А.Н.Островского «Гроза»?
Знакомство с пьесой А.Н.Островского «Гроза».. Работа с афишей к драме «Гроза» Порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы).
Драматургия Д.И.Фонвизина Комедия «Недоросль». Денис Иванович Фонвизин Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792) (1745 – 1792) Русский драматург и переводчик.
Вывод: Город Калинов противоречив. С одной стороны – чудесное место, где располагается город. С другой – ужасная жизнь в этом городе.
Транксрипт:

« А душу можно ль рассказать…»? (С. Есенин) Речевая характеристика персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза»

Проблемные вопросы: Почему в драматическом произведении используется разговорный стиль речи? В чем особенность драматургии А.Н.Островского? Что может рассказать о героях пьесы их речь?

Содержание. 1.Особенности драматургии А.Н. Островского. 2.Речевая характеристика Феклуши, Кабанихи, Катерины. Защита проектов учащихся. 3.Анкетирование по теме урока.

В чем особенность драматического произведения? Почему в драматическом произведении используется разговорный стиль речи?

«Драматическая поэзия не полна без сценического искусства: чтобы понять вполне лицо, мало знать, как оно действует, говорит, чувствует, - надо видеть и слышать, как оно действует, говорит, чувствует» В.Г. Белинский

В чем особенность литературной основы драмы? Идейно-тематическое содержание; композиция; характеры; язык персонажей и др. При этом необходимо учитывать особенности драматургии : отсутствие описательной речи автора; большая острота проявления конфликтных ситуаций; речь действующих лиц как единственный источник для характеристики и анализа образов персонажей.

Особенности стиля Островского: говорящие фамилии; специфические авторские ремарки; своеобразие названий (часто пословицы); фольклорные моменты; значительна роль первой реплики.

1. Первые реплики персонажей Что можно сказать о героях? Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!» Кудряш: «А что?» Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!» Борис: «Праздник; что дома-то делать!» Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная». Кабанова: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Варвара: «Не уважишь тебя, как же!» Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».

« Хозяева» «Жертвы» Дикой: «Ты червяк. Захочу помилую, захочу раздавлю». Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет». Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится». Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный». Кулигин: «Лучше уж стерпеть». Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Борис: «Не по своей воле еду: дядя посылает».

Защита проектов учащихся: 1.«О чем говорит речь Феклуши»? 2. «Как речь Кабанихи раскрывает ее характер»? Как речь характеризует персонажей? 3. «Речевая характеристика Катерины»

Основные выводы. 1. В драматическом произведении используется разговорный стиль, так как автор стремится сохранить в языке персонажей жизненно правдивую обстановку непосредственного общения. 2. Речь персонажей помогает раскрыть характер героя, его отношение к жизни, социальное положение.

Над проектом работали: Палюкова И.А., учитель литературы, Аксенова А., Дмитриенко Н., Дуброва Я., Цапина В., Хрущева Е.