Стратегические вектора модернизации экономик России и Кыргыстана: реальность и мифы Патласов Олег Юрьевич проректор по международной деятельности Омской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНТУРЫ И ВЕКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАН- ЧЛЕНОВ БРИКС Патласов Олег Юрьевич Проректор Омской гуманитарной академии; Омского регионального института;
Advertisements

«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
Развитие легкой промышленности в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства: проблемы и перспективы Плёс, 13 сентября 2013 г. VIII.
Пешина Э.В. проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.э.н., профессор УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОЙ ОПЫТ УЧЕТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОСТИ.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
"Формирование элементов инновационный инфраструктуры России - региональный аспект." Круглый стол «Разработка структуры инновационного поля России – общая.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Глобализация и устойчивое развитие ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ Нефть и инновационная экономика России Москва, октябрь 2012 года д.т.н. Бушуев В.В.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Москва, 3 апреля 2012 г. Приоритеты долгосрочного экономического развития России Министр экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллина.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Взаимодействие бизнеса, науки и государства при формировании НИС Российская Электроника Дубна, 6 октбяря 2011 г. Брыкин Арсений Валерьевич ОАО «Российская.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Расти глобально, делать локально: международные компании в Казахстане Муканова Д.Е. GEII.
Стратегический Аудит России Поиск новых возможностей для повышения конкурентоспособности Москва, 2006.
VALODIA Consortium Роль региональных органов власти в построении эффективной инновационной системы.
Транксрипт:

Стратегические вектора модернизации экономик России и Кыргыстана: реальность и мифы Патласов Олег Юрьевич проректор по международной деятельности Омской гуманитарной академии; проректор по лицензированию и аккредитации Омского регионального института; профессор доктор экономических наук, Почетный работник высшего профессионального образования РФ

Контуры теории модернизации Символами экономической модернизации настоящего времени является постиндустриальная экономика, информационная экономика, «экономика знаний», «экономика разнообразия», эмерджментная(виртуальная, синтетическая), инновационная экономика, «глобализация экономики.

Типы модернизации: Первичная (органическая) осуществлялась в странах-новаторах и проходила за счет внутренних факторов: коренных изменений в области культуры, ментальности, мировоззрения. Вторичная (неорганическая) модернизация является реакцией на внешние вызовы со стороны более развитых и осуществляется на основе иммитационных инструментов преимущественно под влиянием заимствование чужих технологий и форм организации производства и общества, приглашение иностранных специалистов, обучение кадров за рубежом, привлечение инвестиций.

Российская модернизация связана, прежде всего, с экономическими новациями, поэтому она может классифицироваться как вторичная. Кыргыстан, начавший с изменений в политике, характеризуется типом неорганической модернизацией с видовым разнообразием - догоняющая модернизация или «модернизация с опозданием». Обычно догоняющая модернизация сопряжена с появлением анклавов современной жизни, например крупные города, подобные Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро в Бразилии, Москве и Санкт-Петербургу в России. Такая анклавная модернизация как перспектива Кыргыстана может заключаться в появлении анклава - Бишкек, где будут существенные отличия от провинции уровнем жизни населения, экономическим мышлением. В Кыргыстане политически не определена эталонная модель модернизации, включая реперные точки технико- технологического и экономического прогресса.

По другой классификации выделяются три типа модернизации: эндогенная, которая осуществлялась странами на собственной основе (Европа, США); эндогенно-экзогенная, осуществляемая странами как на собственной основе так как и при заимствованиях (Россия, Турция, Греция и др.); экзогенная (имитационно-симуляционная), проводимая главным образом на основе заимствований. Географически удаленное от Европы положение Кыргыстана является предпосылкой проведения третьего типа модернизации.

5 направлений российской модернизации энергоэффективность и энергосбережение (в том числе вопросы разработки новых видов топлива); ядерные технологии; космические технологии; медицинские технологии; стратегические информационные технологии.

Перекосы экономики России Доля России на мировом рынке наукоёмкой продукции за период годов (1990 год данные по РСФСР) сжалась с 7,5% до 0,3%, а 65% ВВП, 73% капитальных вложений и 85% совокупных прибылей экономики оседают в карманах сырьевых олигархов, перекупщиков, естественных монополий и металлургов. Одновременно с этим, по итогам 2011 года доля машин и оборудования в совокупном объёме экспорта товаров опустилась ниже 3,4%, тогда как даже в деиндустриализированных экономиках Египта и Эфиопии аналогичный показатель превышает 4,6% и 4,8% соответственно. Более того, удельный вес инновационной продукции в общем объёме промышленного производства России в результате проводимой в стране социально-экономической политики опустился с % в начале 2000-х годов до менее чем 7% по итогам 2011 года.

При этом даже в далеко не самой благополучной Португалии на долю высокотехнологичной продукции с высоким удельным весом добавленной стоимости приходится порядка 37,6% суммарного выпуска товаров, а в Финляндии, передовой с точки зрения инновационной активности стране Евросоюза, на долю наукоёмкой продукции приходится 58,6% совокупного выпуска продукции в промышленности. По доле машин и оборудования в структуре экспорта Россия уступает группе новых индустриальных стран (в Филиппинах – 69,3%, Мексике – 54,3%, Южной Корее – 56,8%, Китае – 49,2%) и странам Восточной Европы (в Венгрии – 56,9%, в Словакии – 54%, в Польше – 43%).

Не говоря об экономически развитых странах: в США на долю машин и оборудования приходится свыше 34,7% совокупной стоимостной оценки экспорта, в Японии – 62%, в Германии – 44,5%, во Франции – 37,7%. И даже в находящейся в преддефолтном состоянии Италии и финансовой столице Европы Великобритании доля наукоёмкой продукции в экспорте не опускается ниже 36,6 и 31,6%

Перед теорией модернизации и, следовательно, практики в России и Кыргыстане стоит ряд вопросов требующие дополнительной аргументации: 1. Допустима ли низкая системность модернизации в условиях ограниченных финансовых и иных ресурсов? Известно, что экономический рост без повышения долговой нагрузки невозможен. Что первично: инвестирование или финансовые решения? Если нет финансов – зачем заниматься маниловщиной.

2. Что подлежит модернизации в Кыргыстане и России? 3 Предполагает ли модернизация экономики трансформации социальной политики и построения новых институтов поддержки экономически активного населения? 4. Как совместить политику кластерного развития в регионах с попытками замены отраслевых программ модернизации на целевые (многоотраслевые) программы модернизации экономики с учетом опыта Узбекистана? 5. Каковы противоречия разрешаемые в ходе модернизации? Инновация – стихийное бедствие для производства, ломающая налаженный механизм.

6. Правильно ли полагать что госкорпорации, государственные и муниципальные предприятия, акционерные общества с долей государства - основные «агенты модернизации»? Может ли малый венчурный бизнес оказать весомую помощь? Существует ли в странах критическая масса цивилизованных предпринимателей? 7.Возможна ли модернизация России за счёт сырьевого комплекса РФ, в условиях падения эффективности нефтегазовой отрасли при значительной инфляция издержек и снижения капиталоёмкости производства? 8.Возможно ли в принципе определить дерево целей модернизации в условиях нахождения мировой экономики в низшей точке всех основных известных наук экономических циклов Кондратьева, Кузнеца, Джаглера, Китчина?

9.Каковы перспективы модернизации экономик при ошибочной постановке задач модернизации? Может ли Россия ставить задачу в глобальном масштабе изменить структуру ВВП, сместить акценты с ресурсной экономики на производство технически и технологически сложной продукции? Может ли Кыргыстан изменить нынешнюю аграрно- торговую структуру экономики в более технологично-сервисную сторону особенно при исчерпанием запасов месторождения Кумтор, согласно Стратегии развития Кыргызстана до 2031 года (проект)? 10.Каковы экономические экспортные решения в условиях продолжающейся финансового мирового кризиса? 11.Возможно ли осуществить модернизацию в Кыргыстане на базе демократической модели модернизации или с учетом социокультурного фона возможен только один способ проведения: авторитарная власть, мобилизующая все необходимые ресурсы; каковы задачи правящей элиты по осуществлению модернизации?

12.Как нейтрализовать клановость, коррупцию при принятии хозяйственных решений, госзакупках и пр. Так, в РФ по оценкам экспертов, ущерб от экономических преступлений достигает 7% от годовой выручки российских компаний (более 1 млрд. долларов). В 2009 году рост потерь из-за мошеннических действий отметили 43% российских компаний. Всего же потери несут более 47% компаний (для сравнения в Центральной и Восточной Европе - 24%). 13.Целесообразно ли модернизацию осуществлять сверяя часы в первую очередь Казахстаном, но так же и Россией и Узбекистаном? 14.Как учитываются направления развития и экологическая нагрузка на территории? 15.Каковы прогнозируемые результаты модернизации?

В настоящее время в рейтинге конкурентоспособности, по информации Давосского форума, Киргизия находится на 126-м месте среди 140 стран, отставая от государств соседей в экономическом развитии. Оценка качества развития экономики Кыргызстана по трем критериям - производительность труда в целом по народному хозяйству, в сельскохозяйственном секторе и энергоемкость производства - показала, что, если принять производительность в целом по экономике в 1990г. за 100%, то в Кыргызстане этот показатель на 2009г. составляет 67%, производительность в аграрном секторе - 49%, энергоемкость экономики составила в 2009г %. В государственной собственности находится около 66% предприятий страны, однако приватизация не привела к росту совокупной производительности труда и эффективности производства. По данным статистики, за последние годы ВВП растет незначительно (в среднем - 4,9%) и это обусловлено отсутствием инновационных стратегий развития отраслей, изношенностью основных фондов (80%)

Что делать?

Анализ воспроизводственной структуры инвестиций в Кыргыстане позволяет предположить, что среди первоочередных мер - необходимость реконструкции и технического перевооружения действующего производства информирование благоприятного инвестиционного климата. К примеру, ТЭЦ Бишкека, отметившая 50-летний юбилей. Необходимо создать правовую базу в сфере инновационного развития. Особый пункт – кадровое обеспечение инновационного развития. Применительно к вузам и науке - создание широкой системы грантов и государственных заказов на прикладные исследования с обязательным привлечением провинциальных университетов, а не только в г. Бишкек. В теоретическом плане, если признаем, что социально-рыночная экономика – модель индустриальной экономики, то должны ответить на вопрос: какова «идеальная» модель экономики знаний и какой тип модернизации выбрать.