Доц. Анатолий Иванович Мигунов. Литература Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. Аристотель. Риторика //Античные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РИТОРИКА (основы риторики и аргументации) Доц. Анатолий Иванович Мигунов Настоящая презентация является лишь иллюстрацией к лекции и не может использоваться.
Advertisements

Ораторское искусство Ора́торское иску́сство (красноре́чие, искусство красноречия) искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство.
Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать. Цицерон Слова.
Источники саморазрушения риторики в европейской культуре.
РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ МИРЕ 1.1. Софисты- учителя риторики 1.2. Сократ и Платон- создатели теории «подлинного красноречия» 1.3. Аристотель.
Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения- рассуждения ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального.
Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
1. Сущность и алгоритм работы с терминами и понятиями. 2. Сущность и алгоритм работы с понятиями «теория», «закономерность», «закон». 3. Сущность понятий.
Именно во время спора иногда рождается истина, приходят в голову нужные решения. Сколько людей, столько и точек зрения. А где есть две уверенные в себе.
Тема 1. Теоретические особенности подходов и методов принятия управленческих решений –Характеристика современных подходов в менеджменте –Методы осуществления.
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
КУЛЬТУРА РЕЧИ – ЗАЛОГ УСПЕХА Единый профильный день Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Центр образования 3 »
Как сохранить в себе человека. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему в 8 классе.
Публичное выступление на общественно значимую тему Цели урока: закрепить знания об особенностях ораторской речи; формировать умение создавать собственное.
Типы речи рассуждение повествование описание Повествование - рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. Последовательность.
«От Ромула до наших дней» ( из истории искусства спора ) Маркова Ольга, ученица 9 класса МОУ Полянская основная общеобразовательная школа, 2007 год.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Риторика. 11 класс Выполнила Мороз В.В., учитель русского языка и литературы ОШ 4 г.Краматорска.
Понятие, методы, подходы аргументирования Подготовила Панова Ольга ГМУ
Транксрипт:

Доц. Анатолий Иванович Мигунов

Литература Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., Аристотель. Риторика //Античные риторики / Под. ред. А.А. Тахо-Годи. М., Аристотель. Топика // Соч. в четырех томах. М., Т.2. Цицерон Марк Туллий. Об ораторе // Три трактата об ораторском искусстве. М., Гаспаров М.Л. Античная риторика как система //Античная поэтика. М., (Цицерон, 1972) Еемерен Ф.Х. ван, Гроотендорст Р., Хенкеманс Ф.С. Аргументация: анализ, проверка, представление. СПб, Логика / ред. Мигунов А.И., Микиртумов И.Б., Федоров Б.И. М., «Проспект», (Часть III. Логическая прагматика. Основы теории аргументации) Лотман Ю.М. Риторика. // Его же. Избранные статьи. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, С. 167 – 183. Поварнин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. М., 1918, 1923, (Вопросы философии, 1990, 3), 1993 и др. годов издания. Шопенгауэр А. Эристическая диалектика // Логика и риторика. Хрестоматия. Минск, 1997.

Форма аттестации по предмету Зачет проводится в письменной форме. Надо будет дать развернутый письменный ответ на один из вопросов, выносимых на зачет. Для допуска к зачету необходимо выполнить в срок все письменные работы, –при этом выполненные работы должны соответствовать сформулированным в задании требованиям.

Риторика и политика в античной Греции

Наука об оратор­ском искусстве и шире - о художественной прозе вообще Главная же ее часть - учение о словесном выражении - растворилась в стилистике как части теории литературы, а остальные раз­делы потеряли практическое значение; само слово риторика приобрело одиозный оттенок напыщенного пустословия Риторика и политика в античной Греции

...что может быть в нашем (ученом) досуге, в нашей приватной жизни приятней, что слаще, что пригодней для человечности, чем пользоваться красноречием, которое исполнено сентенциями, утончено острыми шутками и любезностью и не заключает ничего грубого, ничего нелепого и неотесанного. Анджело Полициано. Речь о Фабии Квинтилиане и Сильвах Стация. См.: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XVвек) / Под ред. Л.М.Брагиной. М., С Риторика и политика в античной Греции

«Риторика – филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи, прежде всего прозаической и устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой» Лингвистический энциклопедический словарь (Топоров В.Н., 1990) Риторика и политика в античной Греции

Нас интересует прежде всего в анализе риторики: что такое риторика для ее античных теоретиков; как формировалась и видоизменялась европейская риторическая традиция; в чем состоит антропологический смысл риторики; отношение риторического слова и истины как проявляется природа риторического слова в различных типах дискурса.

1.Античная культура это, прежде всего, культура устного слова. Сократ об «ужасной особенности письменности», «…поистине сходной с живописью: ее порождения стоят как живые, а спроси их – они очень величественно молчат. То же самое и с сочинениями. Думаешь, будто они говорят, как мыслящие, а если кто, желая усвоить, спросит о чем-нибудь из того, что они говорят, они всегда твердят одно и то же» Платон. Федр. 275 d-e. Риторика и политика в античной Греции

1.Античная культура это, прежде всего, культура устного слова. Тот же, кто понимает, «такой человек находит, что только в речах наставительных, произносимых ради обучения и, по существу, начертываемых в душе... есть ясность и совершенство, стоящие стараний. О таких речах он скажет, что они словно родные его сыновья – Платон. Федр. 278 a-b. Риторика и политика в античной Греции прежде всего та речь, к о т о р у ю о н о б р е л в с а м о м с е б е, затем некое потомство этой речи и ее братья, заслуженно возникшие в других душах. А с остальными сочинениями он распростится»

Риторика и политика в античной Греции 2.Становление античной демократии. Ж.-П.Вернан Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988 (1 фр. изд ) Возникает необходимость составления речей, имеющих четко отточенную форму антитетических доказательств. Таким образом, устанавливается тесная связь и взаимозависимость между политикой и логосом (словом). Политическое искусство состоит, по сути дела, в умении владеть речью; и логос с самого начала осознает себя, свои правила, свою эффективность через политическую функцию Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., С. 69.

Исократ (436 до н.э. – 338 до н.э.) Демосфен (383 до н.э. – 322 до н.э.) ХАРИЗМА (греч. charisma - божественный дар, благодать, милость) - наделенность (во мнении определенного круга приверженцев или последователей) какого-либо лица свойствами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости.

Риторика и политика в античной Греции Два периода наибольшего расцвета античного красноречия приблизительно совпадают с двумя периодами подъема рабовладельческой демократии. В Греции - это V-IV вв. до н.э., в Афинах – это время Исократа и Демосфена; в Риме - это I в. до н.э., время Цицерона.

С.С. Аверинцев: «Риторика, ищущая убедительности, и философия, ищущая истины» Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения. // Античное наследие в культуре Возрождения. Сб. статей. М., 1984

Греческий разум формировался не столько в ходе обращения людей с объектами, сколько во взаимоотношениях самих людей. Он развивался не столько в связи с техникой, посредством которой воздействуют на внешний мир, сколько благодаря технике, которая воздействует на других и основным средством которой служит язык, а именно: политике, риторике, дидактике. Иначе говоря, греческий разум был устремлен на воспитание, совершенствование и образование людей, а не на преобразование природы. Вернан Ж.-П. Указ.соч. С

Диалогический принцип как основа формирования разума

Античная риторика как система Гаспаров М. Л. Античная риторика как система.// Античная поэтика. М., (Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика. В кн. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. 1972, 1994.), Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. M., 1980 Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 1998.

Античная риторика как система Три рода красноречия: торжественное, включало речи хвалебные и порицательные (хорошее – дурное) совещательное речи убеждающие и разубеждающие (полезное – вредное) судебное. речи обвинительные и защитительные (справедливое – несправедливое)

Античная риторика как система Три источника и три цели красноречия: Источники – природное дарование, теоретическое обучение и практическое упражнение. Цели красноречия – убедить, усладить и взволновать.

Античная риторика как система Риторическая разработка речи насчитывала пять главных частей: inventio - нахождение материала, dispositio - расположение материала, elocutio - словесное выражение, memoria - запоминание и actio - произнесение.

Античная риторика как система «Все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во- первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих, облечь и украсить все это словами; в-четвертых, укрепить речь в памяти; в-пятых, произнести ее с достоинством и приятностью» Цицерон Марк Туллий. Об ораторе // Три трактата об ораторском искусстве. М., С. 112.

Античная риторика как система Риторическая разработка речи насчитывала пять главных частей: inventio - нахождение материала, dispositio - расположение материала, elocutio - словесное выражение, memoria - запоминание и actio - произнесение.

Античная риторика как система «Даже в таких вещах, которые более всего зависят от природных данных, я увидел способы использовать науку: ведь и для произношения речи и для запоминания существуют правила хоть и краткие, но полезные для упражнений; я познакомился и с ними. Вот чем приблизительно и исчерпывается содержание всей науки, излагаемой в этих учебниках. Если бы я сказал, что она вовсе бесполезна, это было бы ложью. В ней есть для оратора некоторые указания, что он должен иметь в виду и на что обращать внимание, чтобы не слишком удаляться от своей задачи. Но я все эти правила понимаю так: не правилам знаменитые ораторы, обязаны своим красноречием, а сами правила явились как свод наблюдений над приемами, которыми красноречивые люди ранее пользовались бессознательно. Не красноречие, стало быть, возникло из науки, а наука из красноречия. Впрочем, я уже сказал, что науки я вовсе не отвергаю: если для красноречия она и не обязательна, то для общего образования она небесполезна» Цицерон Марк Туллий. Об ораторе // Три трактата об ораторском искусстве. М., С. 113.

Нахождение (inventio) Классификация вопросов: - по отношению к оратору, вопросы делятся на общедоступные, которые не требуют от оратора специальных знаний, и специальные, то есть те, которые требуют профессионального знакомства с конкретным предметом - по отношению к слушателям - по отношению к предмету

факты и поступки делятся на справедливые и несправедливые факты и поступки делятся на полезные и бесполезные, факты и поступки делятся прежде всего на хорошие и дурные ориентируется в фактах путем логики (доказательства) ориентируется в фактах путем аналогии (примеры) ориентируется в фактах путем накопления подробностей (амплификация) оценивается уже свершившееся речь идет о возможных фактах аудитория знакомится с тем, что есть в настоящем служат предметом красноречия судебного служат предметом красноречия совещательного служат предметом красноречия торжественного те, по которым надо вынести оценку те, по которым надо принять решение те, которые нужно принять к сведению в качестве знания По отношению к слушателям вопросы делятся на: III III

Нахождение (inventio) По отношению к предмету вопросы делятся по трем основаниям: по степени сложности, по степени конкретности по характеру содержания простые (совершил ли этот человек убийство?) составные (совершил ли этот человек убийство и ограбление?) сопоставительные (совершил ли убийство этот человек или другой?) отвлеченные вопросы (стоит ли человеку жениться?) конкретные вопросы (стоит ли Катону жениться?)

Нахождение (inventio) По характеру содержания вопросы делятся на 4 типа, статуса: статус установления статус определения статус оценки статус отвода поступок поступок и закон поступок, закон, другие законы и обвинитель поступок, закон и другие законы онтологический вопрос гносеологический вопрос аксиологический вопрос

Нахождение (inventio) При статусе установления В судебном красноречии за несомненную величину принимается закон, а за сомнительную – поступок. Реконструкция события совершается в три приема: 1. - хотел ли обвиняемый совершить вменяемый ему в вину поступок; 2. - мог ли обвиняемый совершить этот поступок; 3. - совершил ли обвиняемый этот поступок. В торжественном краноречии не применяется. В совещательном остается только второй пункт: можем ли сделать то, по поводу чего совещаемся?

Нахождение (inventio) При статусе определения В судебном красноречии за несомненную величину принимается поступок, а за сомнительную – закон. В совещательном красноречии статус определения сводился к уточнению формулировок. В торжественном красноречии определение превращается в описание, главную часть парадной речи.

Нахождение (inventio) При статусе оценки В судебном красноречии за несомненную величину принимаются и закон и поступок, а за сомнительную – мотивы, двигавшие обвиняемым. Здесь возможны 4 варианта отклонения обвинения: 1. абсолютное оправдание поступка; 2. относительное оправдание поступка; 3. относительное оправдание лица; 4. умаление поступка. В совещательной речи определяется ценностная характеристика обсуждаемого дела; В торжественном красноречии статус оценки превращается в утверждение, главную установку парадной речи.

Классификация вопросов: по отношению к оратору, по отношению к слушателям по отношению к предмету - по степени сложности - по степени конкретности - по характеру содержания - четыре типа, четыре статуса Нахождение (inventio)

Места ( др.-греч.τόπος; лат. locus ) – способы связи между спорным положением и бесспорным, дающие убедительную реконструкцию спорного предмета (например, поступка).

Нахождение (inventio) Средством утвердить свой взгляд на спорный предмет были доказательства (argumenta). улики доводы примеры внешние внутренние Доказательства

Нахождение (inventio) места относящиеся к обстоятельствамотносящиеся к общему вопросу от человека от побуждения от места действия от времени действия от способа действия от средств от определения от разделения от рода от вида от признака и т.п. от сходства от различия от большего и меньшего от причины от следствия от последовательности событий и пр.

Нахождение (inventio) улики доводы примеры внешние внутренние Доказательства

Расположение материала (dispositio) Вступление (внимание, предварительные понимание и сочувствие) Изложение (ясность и четкость, краткость, правдоподобие) Определение темы Доказательство Опровержение Отступление Заключение

Словесное выражение (elocutio) Четыре главных требования к элокуции: Правильность Ясность Уместность Пышность Учение об отборе слов Учение о сочетании слов Учение о фигурах Три раздела теории элокуции

Словесное выражение (elocutio) Фигуры – все выражения, отступавшие от некоторой нормы, которая считалась разговорной естественностью. Античность различала тропы и фигуры, а среди фигур речи – фигуры мысли и фигуры слова. Тропы - отдельные слова, употребленные необычным образом. Фигуры – сочетания слов. фигуры мысли фигуры слова

Словесное выражение (elocutio) Слова оратора должны способствовать стройности и достоинству речи, а мысли оратора – ее внушительности. …Разница между построением слов и построением мыслей состоит в том, что при перемене слов словесное построение нарушается, а построение мыслей сохраняется, какими бы словами ни пользоваться Цицерон Об ораторе. Гл.3.

Словесное выражение (elocutio) Фигуры мысли уточняющие позицию оратора простое уточнение показное отступление показное предоставление позиции противнику уточняющие смысл предмета уточняющие отношение к предмету уточняющие форму обращения оратора к слушателям

Словесное выражение (elocutio) Фигуры слова: фигуры прибавления фигуры убавления фигуры перемещения

Словесное выражение (elocutio) Тропы (или фигуры переосмысления) – фигуры, с помощью которых слову придается значение, отличное от прямого его значения. (От греч. τροπή (tropē) поворот, изменение; и от τρέπω (trepō) повернуть, направить, изменить)греч. Основное назначение: Выявление главной мысли; Придание большей живости выражению; Орнаментальное значение; Облагораживание речи, сокрытие грубых, непристойных мыслей; Обогащение языка с помощью умножения значений слова.

Новалис (Фридрих фон Гарденберг ( )) «Чем больше поэзии, тем ближе к действительности» Горнфельд А.Г. ( ) «основная ошибка общепринятых воззрений на поэтическую речь, нашедших выражение в учебниках теории словесности, заключается в том, что образность ("изобразительность") считается здесь лишь свойством поэтического слога и изложения, тогда как она составляет сущность поэтического » Потебня А.А. ( ) Мысль не выражается в слове, мысль рождается в слове. "Все слова суть тропы". Словесное выражение (elocutio) мышления

4 основных тропа. Перенос значения по сходству дает метафору Перенос значения по смежности дает метонимию Перенос по количеству дает синекдоху Перенос значения по противоположности дает иронию

Словесное выражение (elocutio) Учение об отборе слов Основные критерии отбора слов: употребительность логика авторитет старина

Словесное выражение (elocutio) Теория сочетания слов соединение слов построение фраз закругление фраз (ритм) с точки зрения смысловой с точки зрения звуковой - распущенная речь - нанизанная речь - связанная речь

(1) Меня всегда удивляло, что на праздниках и состязаниях атлетов победителю в борьбе или в беге присуждают большие награды, а тем, кто трудится на общее благо, стремясь быть полезным не только себе, ни наград, ни почестей не воздают, (2) хотя они более достойны уважения, ибо атлеты, даже если они станут вдвое сильнее, пользы не принесут никому, а мыслящий человек полезен всем, кто желает приобщиться к плодам его мысли. (3) Но, решив с этим не считаться и полагая достаточной наградой славу, которую мне принесет эта речь, я пришел сюда, чтобы призвать Элладу к единству и к воине против варваров. Хотя многие, притязающие на звание ораторов, уже выступали на эту тему,

(4) я твердо намерен их превзойти, ибо лучшими речами считаю такие, которые посвящены самым важным предметам, которые и оратору дают себя показать, и слушателям приносят наибольшую пользу, а моя речь, надеюсь, именно такова. (5) Да и время еще не настолько упущено, чтобы призывать к действиям было уже поздно. Только тогда должен молчать оратор, когда дело сделано и обсуждать его нет смысла или когда вопрос исчерпан и к нему нечего больше добавить. (6) Но если дело не сдвинулось с места, так как прежние выступления оказались неудачны, неужели не стоит потрудиться над речью, которая в случае своего успеха покончит с междоусобной войной и избавит нас от великих бедствий?

(7) Если бы имелся только один способ высказаться по существу предмета, было бы излишне докучать слушателям, повторяя сказанное другим; (8) но так как в речи можно по-разному истолковать одно и то же великое сделать ничтожным, малое великим, по-новому взглянуть на события прошлого, а недавние пересмотреть в свете прежних, значит, нужно не избегать предмета, о котором уже говорилось, а постараться его выразить еще лучше. (9) Дела минувшие знакомы нам всем, по только разумному человеку дано вовремя извлечь из них урок, правильно понять и ясно выразить их подлинный смысл. (10) Высокого совершенства достигнут искусства, и красноречие в их числе, если будет пениться не новизна, а мастерство и блеск исполнения, не своеобразие в выборе темы, а умение отличиться в ее разработке.

Словесное выражение (elocutio) Теория сочетания слов соединение слов построение фраз закругление фраз (ритм) с точки зрения смысловой с точки зрения звуковой - распущенная речь - нанизанная речь - связанная речь

4. Memoria – запоминание Френсис Йейтс Искусство памяти. М., Actio - произнесение.