ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ДОБРОВОЛЬЦЕВ НА ПОЖАРАХ НА ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Крейндлин М. Л.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения материальных и культурных ценностей, возникающих при ведении военных действий, а также.
Advertisements

Государственная политика в области обеспечения безопасности населения Федеральный закон от 21 декабря 1994 года 68-ФЗ «О защите населения и территорий.
Презентация на тему:. Конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, основные.
Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения материальных и культурных ценностей, возникающих при ведении военных действий, а также.
УМЦ ГОЧС ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ТУЛА Занятие проводит заведующий кафедрой «Подготовка спасателей» ГАМОЧКИН Александр Михайлович.
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН с учетом требований Федеральных законов от ФЗ.
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ.
Статья 143 УК РФ. Нарушение требований охраны труда (редакция, действующая с ) 1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое.
ГосударственныйМуниципальныйОбщественный Специально уполномоченными государственными органами: Росреестр Росприроднадзор Органами местного самоуправления.
«Саморегулирование в области пожарной безопасности в Российской Федерации» Начальник Управления МЧС России ЛУКАШЕВИЧ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ.
Тема: Законы и другие нормативные акты РФ по обеспечению безопасности Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина Положения.
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера ОБЖ - 10 класс.
Определение РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных.
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН О современных требованиях к аттестации профессиональных и нештатных аварийно- спасательных формирований опасных производственных объектов.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ Административная и уголовная Д и с ц и п л и н а р н а я Возмещение вреда, причиненного.
Учебная дисциплина: «Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» «Государственный надзор в области защиты.
О внесении изменений в земельное законодательство.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: 1.Обязанности работника в области охраны труда. 2. Ответственность должностных лиц и гражданского персонала за нарушение законодательных.
Правовая охрана лесов В Российской Федерации. Правовая охрана лесов – это предусмотренная законодательством РФ система мер, направленная на организацию.
Транксрипт:

ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ДОБРОВОЛЬЦЕВ НА ПОЖАРАХ НА ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Крейндлин М. Л.

ЧТО ТАКОЕ ПОЖАР Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Федеральный закон «О пожарной безопасности». Статья 1.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 декабря 2008 г. N ПРИКАЗ МЧС от 21 ноября 2008 г. N 714 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УЧЕТА ПОЖАРОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ (в ред. Приказа МЧС РФ от N 289) 14. Не подлежат официальному статистическому учету: 10) случаи неконтролируемого горения, не причинившие материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства (далее - загорания). Как загорания учитываются следующие случаи горения (независимо от причин его возникновения), не приведшие к его распространению на иные объекты защиты: сухой травы; тополиного пуха; торфа на газонах и приусадебных участках; пожнивных остатков; стерни; мусора на свалках, пустырях, на территории домовладений, на обочинах дорог,.

Что такое лесной пожар. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), Лесной кодекс РФ, статья 52.

ЧТО ТАКОЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Статья 1.

КАК ДОЛЖНА УСТАНАВЛИВАТЬСЯ ЗОНА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Статья 5

Постановление Правительства Российской Федерации от N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Чрезвычайная ситуация Зона чрезвычайной ситуации Количество пострадавших Материальный ущерб Межмуниципального характера территория двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенная территория не более 50 человек не более 5 млн. рублей Регионального характера не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации свыше 50 человек, но не более 500 человек свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей Межрегионального характера территория двух и более субъектов Российской Федерации свыше 50 человек, но не более 500 человек свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей Федерального характера свыше 500 человек свыше 500 млн. рублей

2.1. Установить, что классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренная пунктом 1 настоящего Постановления, не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров

Федеральным законом от ФЗ в Лесной кодекс включена статья 53.6, согласно которой Классификация чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядок введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций устанавливаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, приведенный здесь порядок определения ЧС в лесах может быть изменен.

Постановление Правительства РФ от N 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров"

Чрезвычайные ситуации в лесах подразделяются на: а) чрезвычайную ситуацию в лесах муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы одного муниципального образования, при этом в лесах на указанной территории не локализованы крупные лесные пожары (площадью более 25 гектаров в зоне наземной охраны лесов и более 200 гектаров в зоне авиационной охраны лесов) или лесной пожар действует более 2 суток;

б) чрезвычайная ситуация в лесах регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы территории 1 субъекта Российской Федерации, при этом значения 2 и более из следующих показателей, определяемых на конкретную календарную дату в течение периода пожарной опасности, для данного субъекта Российской Федерации на 50 процентов или более превышают их средние значения за предыдущие 5 лет на эту же календарную дату для данного субъекта Российской Федерации: количество лесных пожаров в расчете на 1 млн. гектаров площади земель лесного фонда; доля крупных лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров; средняя площадь одного пожара; доля площади, пройденной лесным пожаром, в общей площади земель лесного фонда;

3. Значение показателей, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил на конкретную календарную дату, определяют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации.подпункте "б" пункта 2частью 2 статьи 53.2 Федеральное агентство лесного хозяйства определяет средние значения указанных показателей за предыдущие 5 лет на основании данных, полученных при осуществлении в соответствии со статьей 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, и ежегодно, до 1 марта, направляет руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответствующую информацию.статьей 53.2

в) чрезвычайная ситуация в лесах межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории 2 и более субъектов Российской Федерации, при этом на территории каждого из субъектов Российской Федерации введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера;

г) чрезвычайная ситуация в лесах федерального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории 2 и более федеральных округов, при этом на территории каждого из федеральных округов введен режим чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера.

Порядок введения ЧС по лесным пожарам Постановление Правительства РФ от N 376

5. Режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера вводится в следующем порядке: а) при возникновении ситуации, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2 настоящих Правил, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения), Министерство обороны Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации (в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности), Федеральное агентство лесного хозяйства (в пределах полномочий, установленных частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в пределах полномочий, установленных статьями 82 и 83 Лесного кодекса Российской Федерации), а также органы местного самоуправления (в пределах полномочий, установленных статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации) (далее - уполномоченные органы) направляют соответствующую информацию в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, созданную в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (далее - Положение);подпунктом "а" пункта 2частью 2 статьи 83статьями 8283статьей 84Положением б) на основании решения комиссии, указанной в подпункте "а" настоящего пункта, руководитель органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, принимает решение о введении указанного режима.подпункте "а"

6. Режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера вводится в следующем порядке: а) в случае возникновения ситуации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил, уполномоченные органы направляют соответствующую информацию на рассмотрение в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, созданную в соответствии с Положением;подпунктом "б" пункта 2Положением б) на основании решения комиссии, указанной в подпункте "а" настоящего пункта, руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, принимает решение о введении указанного режима.подпункте "а"

7. Режим чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера вводится в следующем порядке: а) в случае возникновения ситуации, предусмотренной подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил, уполномоченные органы направляют соответствующую информацию в Федеральное агентство лесного хозяйства;подпунктом "в" пункта 2 б) Федеральное агентство лесного хозяйства проверяет соответствие полученной информации данным мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, осуществляемого в соответствии со статьей 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации, и в случае выявления на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации признаков обстановки, соответствующей чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера, направляет соответствующую информацию в Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, предусмотренную Положением (далее - Правительственная комиссия);статьей 53.2Положением в) Правительственная комиссия по результатам рассмотрения полученной информации в установленном порядке принимает решение об установлении соответствующего режима функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

8. Режим чрезвычайной ситуации в лесах федерального характера вводится в следующем порядке: а) в случае возникновения ситуации, предусмотренной подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, уполномоченные органы направляют соответствующую информацию в Федеральное агентство лесного хозяйства;подпунктом "г" пункта 2 б) Федеральное агентство лесного хозяйства проверяет соответствие полученной информации данным мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, осуществляемого в соответствии со статьей 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации, и в случае выявления на территориях 2 и более федеральных округов признаков обстановки, соответствующей чрезвычайной ситуации в лесах федерального характера, направляет соответствующую информацию в Правительственную комиссию;статьей 53.2 в) Правительственная комиссия по результатам рассмотрения полученной информации в установленном порядке принимает решение об установлении соответствующего режима функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ЧТО ТАКОЕ ТУШЕНИЕ ПОЖАРА Федеральный закон «О пожарной безопасности». Статья 22. Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Лесной кодекс РФ. Статья Тушение лесного пожара включает в себя: 1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; 2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; 3) локализацию лесного пожара; 4) ликвидацию лесного пожара; 5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; 6) предотвращение возобновления лесного пожара.

Приказ Минсельхоза РФ от N 532 Тушение лесных пожаров включает: обследование (наземное или авиационное) очага лесного пожара с целью уточнения вида и интенсивности пожара, его границ, направления движения, выявления возможных опорных рубежей для локализации, источников воды, подъездов к ним и к очагу пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения огня; доставку людей и средств к месту тушения пожара и обратно; обеспечение радио- или телефонной связи между всеми группами участников тушения пожара; организацию питания, первой медицинской помощи и отдыха лиц, работающих на тушении пожара; локализацию очага пожара; окарауливание локализованного очага пожара и ликвидацию пожара.

КТО ДОЛЖЕН ТУШИТЬ ПОЖАРЫ Федеральный закон «О пожарной безопасности» Статья 5. Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. Статья 16. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся: осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

Федеральная противопожарная служба не должна тушить пожары на природных территориях

КТО ДОЛЖЕН ТУШИТЬ ПОЖАРЫ Статья 18. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся: организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей); Противопожарная служба субъектов РФ не должна тушить лесные пожары, но обязана тушить пожары на других природных территориях.

Постановление Правительства РФ от р Утвердить Соглашение между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и правительством Московской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах.

Постановление Правительства МО от N 858/47 Правительство Московской области передает, а МЧС России принимает полномочия, реализуемые за счет средств бюджета Московской области по решению вопросов: организации мероприятий по защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций; организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы на территории Московской области (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного, наследия Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей)

МЧС обязано тушить все пожары на природных территориях, кроме лесных, а также все пожары в случае возникновения ЧС межмуниципального и регионального характера.

КТО ДОЛЖЕН ТУШИТЬ ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются: д) тушение лесных пожаров; 4. Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются: а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации; в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;.

Кто должен тушить лесные пожары Лесной кодекс Российской Федерации. Статья Если настоящим Кодексом не установлено иное, работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями настоящего Кодекса. 2. В случае, если выполнение работ по тушению лесных пожаров или осуществлению мер пожарной безопасности в лесах не возложено в установленном порядке на государственные учреждения, указанные в части 1 настоящей статьи, органы государственной власти размещают заказы на выполнение данных работ в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Тушить лесные пожары должны органы власти субъектов РФ – во всех регионах, кроме Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства – в Московской области.

Указ Президента РФ от N 868 (ред. от ) МЧС России организует: работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и трансграничного характера, спасанию людей при этих чрезвычайных ситуациях;

МЧС должно тушить лесные пожары в случае объявления ЧС, начиная с регионального характера

ЧТО ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Федеральный закон «О пожарной безопасности» Статья 19. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

ЧТО ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ЛЕСОВ. Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны: г) тушить лесные пожары, возникшие по их вине; д) немедленно принимать меры к ликвидации лесных пожаров, возникших в местах использования лесов, а также оповещать о пожаре органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил; е) направлять работников (для юридических лиц), пожарную технику, транспортные и другие средства на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кто долженТушить пожары в населенных пунктах, на промышленных объектах Тушить лесные пожарыТушить пожары на природных территориях (в том числе пожары в лесах, официально не считающихся лесными пожарами) Заниматься профилактикой пожаров и противопожарным обустройством МЧС в обычной ситуации если объявлено ЧС федерального характера или регионального и межмуниципального характера в регионах, где заключены соответствующие соглашения между регионом и МЧС Противопожарные службы субъектов РФ в обычной ситуации если объявлено ЧС регионального и межмуниципального характера в обычной ситуации Рослесхоз в Московской области на лесных участках, не предоставленных в пользование в Московской области Органы управления лесами субъектов РФ или нанятые ими организации кроме Московской области, лесов на землях ООПТ федерального значения на лесных участках, не предоставленных в пользование, кроме Московской области, лесов на землях ООПТ федерального значения Минприроды России (заповедники и нац.парки) В обычной ситуации в лесах на землях ООПТ федерального значения В обычной ситуации на землях ООПТ федерального значения Минобороны В лесах на землях обороны на землях обороны Органы местного самоуправления на землях населенных пунктов и вокруг них (кроме лесов) Пользователи лесов Пожары, возникшие по их вине, или если в тушение пожаров предусмотрено договором аренды на лесных участках, предоставленных в пользование

КТО СТАРШИЙ НА ПОЖАРЕ Федеральный закон «О пожарной безопасности». Статья 34. Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

КТО ДОЛЖЕН ИНФОРМИРОВАТЬ НАСЕЛЕНИЕ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Статья 6. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

Указ Президента РФ от N 868 (ред. от ) МЧС России: организует: информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты;

Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Статья 11. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Федеральный закон "О государственной тайне" Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИНФОРМИРОВАНИЕ ИЛИ НЕПРАВИЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Статья 6. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уголовный кодекс Российской Федерации Статья Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Приказ МЧС РФ от N 386 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (Зарегистрировано в Минюсте РФ N 8074)

4.1. Критериями, по которым принимается решение об информировании населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах, являются: при крупных пожарах - погибло 5 человек и более, либо пострадало 10 человек и более, либо материальный ущерб составляет 3420 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения пожара.минимальных размеров оплаты труда В соответствии с Федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "О государственной тайне" информация о чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, является гласной и открытой. При организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, должностным лицам, ответственным за решение этой задачи, запрещается давать сведения, которые могут вызвать панику среди населения, массовые нарушения общественного порядка, а также информацию, содержащую сведения ограниченного доступа."О защите населения"О государственной тайне"

ПОЧЕМУ ПОЖАРЫ НА ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ НЕЗАКОННЫ И ЧТО ЗА ЭТО БЫВАЕТ Лесной кодекс Российской Федерации. Статья 51. Леса подлежат охране от пожаров. Федеральный закон "О животном мире" (статья 28) "запрещается выжигание растительности,... без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания". В указанных актах предусмотрена обязательность принятия мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания. Однако, как говорилось выше, такие меры почти никогда не принимаются (а часто и не могут быть приняты), так что проведение палов прямо нарушает действующее законодательство.

За нарушения этих требований предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 8.29 КоАП: «Уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей». Статья 8.33 КоАП: «Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от : (в ред. Постановления Правительства РФ от N 343)Постановления Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра. Введен прямой запрет на проведение палов (без каких-либо исключений) на землях лесного фонда (в том числе нелесных землях - полянах, сенокосах, прогалинах) и, что более актуально для нас, на земельных участках, примыкающих к лесам, а также к защитным лесным насаждениям (например, лесополосам), но только без постоянного наблюдения.

Статья 8.32 КоАП. 1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. 2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста двадцати тысяч рублей.

3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.";

Правила пожарной безопасности (ППБ01-03), утвержденные приказом МЧС РФ от , зарегистрированные Минюстом России (п.327): Не разрешается сжигание стерни, пожнивных остатков и разведение костров на полях. Введен полный запрет на сжигание сухих остатков сельхозкультур.

За нарушения этих требований предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 20.4 КоАП 1. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами 2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 60): «... Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания». Федеральный закон «О животном мире» (ст.24): «действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации».

В местах обитания наземно гнездящихся птиц, мелких млекопитающих, насекомых занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов РФ, палы однозначно разрушают среду их обитания, поэтому подпадают под действие приведенных норм.

За нарушения этих требований предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 8.35 КоАП: Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений...

Закон Московской области N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" (статья 6, пункт 18) Запрещается: 2) разводить костры в местах общественного пользования, сжигать мусор, листву, траву, части деревьев и кустарников, в том числе и на территории хозяйствующих субъектов; Статья 2. Территория хозяйствующего субъекта - часть территории Московской области, имеющая площадь, границы, местоположение, правовой статус, целевое назначение, находящаяся в собственности, владении или пользовании хозяйствующего субъекта.

Этим законом введен полный запрет на сжигание травы на территории хозяйствующих субъектов, то есть на любых территориях, находящихся в собственности или пользовании сельхозпредприятий.

За нарушения этих требований предусмотрена административная ответственность в соответствии с Законом Московской области «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области». Статья 11 Сжигание листвы, травы, тополиного пуха, частей деревьев и кустарников, других остатков растительности в местах общественного пользования и на территории хозяйствующих субъектов, за исключением специально отведенных мест, влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

ЛИЦА, ВИНОВНЫЕ В ПОЖАРАХ НА ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ МОГУТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕНЫ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Статья Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц,

В данной статье подразумевается факт нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (см. выше), а также иные установленные правила пожарной безопасности. Уголовная ответственность наступает в случае, если наступили указанные в законе последствия. Данный закон может быть применим против должностных лиц, на которых лежала обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности.

Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений. 1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности – 2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб, 3. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия – 4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб, - Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышает пятьдесят тысяч рублей.".

Статья может быть применена, если в результате пала (даже на сельхозземлях) или других действий, в результате которых загорелся лес, были уничтожены или повреждены леса или насаждения, не входящие в лесной фонд. Однако должно быть доказано, что именно пал послужил причиной гибели лесов.

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, Данная статья может быть применена, если в результате пала, прямо запрещенного режимом ООПТ (то есть в положении или паспорте данной ООПТ должен быть прямо прописан запрет на проведение палов), природным комплексам был причинен значительный ущерб. Последствия в виде значительного ущерба оцениваются исходя из стоимости, распространенности, экологической ценности, количества поврежденного или уничтоженного, а также размера вреда, причиненного растительному или животному миру. Данные оценки даются в соответствующем заключении экспертизы.

ЧТО МЫ МОЖЕМ ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Статья 2. Право граждан на обращение Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Статья 8. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению 1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с ихкомпетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. 2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место. Статья 10. Рассмотрение обращения 1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (статья 68). Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством». Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 28.1) «поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:... поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения».

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» статья 18 Граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Статья 15. Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами. Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально- технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке Порядок не определен, поэтому никакая аттестация не требуется

Федеральный закон «О пожарной безопасности» ( статья 13). Добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.". Статья 34. «Граждане обязаны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ» Статья 2. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно- спасательных работ; 2) добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ; 3) добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения; 4) добровольная пожарная команда - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения; 5) работник добровольной пожарной охраны - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с юридическим лицом - общественным объединением пожарной охраны;

Статья 9. Задачи добровольной пожарной охраны Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются: 1) осуществление профилактики пожаров; 2) спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно- спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим; 3) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Статья 10. Личный состав добровольной пожарной охраны 1. Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя работников добровольной пожарной охраны, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольных пожарных. 2. Добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет и способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Состояние здоровья добровольных пожарных определяется в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Статья 11. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации. 2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе в порядке оказания поддержки передавать во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе общественным объединениям пожарной охраны здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, автотранспортные средства, оргтехнику и иное имущество, необходимое для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны. Имущество, полученное общественными объединениями пожарной охраны за счет средств поддержки, оказанной органами государственной власти и органами местного самоуправления, подлежит раздельному учету. Статья 13. Регистрация добровольных пожарных 1. Физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных. 2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, определяет порядок формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных.порядок

Статья Работники добровольной пожарной охраны, состоящие на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, имеют право на: 1) защиту жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине; 2) возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 3) участие самостоятельно или в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины на законных основаниях в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим; 6) осуществление при тушении пожаров и проведении аварийно- спасательных работ необходимых действий по обеспечению безопасности людей и спасению имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Статья 15. На работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, осуществляющих деятельность в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением об объектовой добровольной пожарной команде или объектовой добровольной пожарной дружине должны быть возложены следующие обязанности: 1) обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном программой первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных; 2) во время несения службы (дежурства) в соответствии с графиком дежурства прибывать к месту вызова при получении сообщения о пожаре или о чрезвычайной ситуации, участвовать в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и оказывать первую помощь пострадавшим; 3) нести службу (дежурство) в соответствии с графиком дежурства, согласованным с руководителем организации по месту работы или учебы добровольного пожарного в случае включения добровольного пожарного в указанный график дежурства в рабочее или учебное время и утвержденным соответственно руководителем добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины; 4) соблюдать установленный порядок несения службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, дисциплину и правила охраны труда в пожарной охране; 6) выполнять законные распоряжения руководителя добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины и руководителя тушения пожара.

Статья Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации могут осуществлять материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных. Статья 17. Страхование добровольных пожарных Органы государственной власти и органы местного самоуправления, привлекающие работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, спасению людей и имущества при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим, могут в порядке оказания поддержки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание указанных органов, осуществлять личное страхование добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны на период исполнения ими обязанностей добровольного пожарного.

Статья Добровольные пожарные по месту работы или учебы освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы (для работающих граждан), но с сохранением за ними места работы или учебы, должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо прохождения ими профессиональной подготовки, если их участие в тушении пожаров или несении службы (дежурства) либо профессиональная подготовка осуществляется в рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы добровольного пожарного. 2. Добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, которые привлекли добровольных пожарных в рабочее или учебное время к участию в тушении пожаров или несению службы (дежурства) либо прохождению профессиональной подготовки, выплачивают за счет средств, предусмотренных на содержание подразделения добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным за время отсутствия по месту работы или учебы компенсацию в размере и порядке, которые определены соответствующими общественными объединениями пожарной охраны. 6. Добровольные пожарные, сведения о которых содержатся в сводном реестре добровольных пожарных три и более года, имеют право на поступление вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в пожарно-технические образовательные учреждения. 7. Добровольным пожарным территориальных подразделений добровольной пожарной охраны по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до десяти календарных дней.

Статья Работники добровольной пожарной охраны, состоящие на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольные пожарные допускаются к самостоятельной работе по тушению пожаров при наличии у них документа о прохождении обучения по программе первоначальной профессиональной подготовки. 2. Режим несения службы (дежурства) работниками добровольной пожарной охраны и режим их отдыха устанавливаются трудовым законодательством. 3. Режим несения службы (дежурства) добровольными пожарными устанавливается учредителем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Статья Не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные в обязательном порядке проходят обучение по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Статья 21. Физические лица, входящие в состав органов территориального общественного самоуправления, либо физические лица, входящие в состав органов общественной самодеятельности, созданных физическими лицами по месту их жительства, работы или учебы в целях решения различных социальных проблем в области пожарной безопасности, проходят первоначальную и последующую профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном для добровольных пожарных, на добровольной основе в общественных организациях пожарной охраны.

Статья Подразделения добровольной пожарной охраны осуществляют несение службы (дежурство) в составе гарнизона пожарной охраны и привлекаются к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в соответствии с порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. 2. Выезд территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ за пределы закрепленного за ними района выезда осуществляется в порядке, согласованном с учредителем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны. 3. Личный состав добровольной пожарной охраны, участвовавший в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и действовавший в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, освобождается от возмещения причиненного ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Старшее должностное лицо подразделения добровольной пожарной охраны, первым прибывшее на пожар, до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы координирует действия личного состава добровольной пожарной охраны по тушению пожара, спасению людей и имущества при пожаре, проведению аварийно- спасательных работ. По прибытии на пожар подразделений Государственной противопожарной службы руководство тушением пожара осуществляет старшее оперативное должностное лицо Государственной противопожарной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лесной кодекс РФ. (Статья 52). 1. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. 2. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности"). 3. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях, не указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом "О пожарной безопасности".

Лесной кодекс РФ. Статья Для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах органы государственной власти вправе привлекать добровольных пожарных.

вопросы, связанные с лицензированием деятельности по предупреждению и тушению природных пожаров

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» Статья 2 2) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности Статья 12 В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: 14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров;деятельность

Тушение травяных палов вне земель населенных пунктов, торфяников вне земель лесного фонда и земель населенных пунктов, лесных насаждений вне земель лесного фонда, земель обороны, земель ООПТ, земель населенных пунктов не подлежит лицензированию. Тушение лесных пожаров подлежит лицензированию.

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Статья Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -(лицензии) обязательно влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

под тушением лесного пожара ( статья 52-2 Лесного кодекса) понимается: 2 ) доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; 3) локализация лесного пожара; 4) ликвидацию лесного пожара; 5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; 6) предотвращение возобновления лесного пожара.

Все остальные действия по предупреждению лесного пожара (включая окапывание, прорубка просек и противопожарных разрывов, создание пожарных водоемов) к тушению пожаров не относятся и лицензированию не подлежит.

Деятельность, являющаяся предупреждением лесных пожаров, но не являющаяся тушением, не подлежит лицензированию. Деятельность граждан, не относящихся к юридическим лицам (в том числе незарегистрированных общественных объединений, инициативных групп и волонтеров), не подлежит лицензированию. Деятельность граждан, в том числе представителей НПО по предотвращению и ликвидации ЧС (в том числе тушению лесных пожаров на ранних стадиях в целях предотвращения перехода пожара в разряд крупного (относящегося к ЧС) не подлежит лицензированию (в соответствии со статьей 18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного характера» и статьей 34 ФЗ «О пожарной безопасности»

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Статья 2.7. Крайняя необходимость Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ Статья 39. Крайняя необходимость 1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. 2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда. Статья 41. Обоснованный риск 1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. 2. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам. 3. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия.

КАК СЧИТАТЬУЩЕРБ ОТ ПОЖАРОВ Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Статья 11. Каждый гражданин имеет право предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; Статья 12. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право: предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

Лесной кодекс РФ. Статья 100. Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (в редакции Постановления от 26 ноября 2007 г. 806 ущерб, причиненный незаконным, уничтожением или повреждением до степени прекращения роста деревьев хвойных пород диаметром 12 см и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более составляет 50-кратную стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и 16 см соответственно и более, исчисленную по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Ущерб, причиненный незаконным повреждением не до степени прекращения роста деревьев хвойных пород диаметром 12 см и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более составляет 10- кратную стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и 16 см соответственно и более, исчисленную по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.

Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается: в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (за исключением особо охраняемых природных территорий - ООПТ) и на особо защитных участках эксплуатационных лесов - ОЗУ; в 3 раза, если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов (за исключением особо охраняемых природных территорий); в 5 раз, если нарушение лесного законодательства совершено на особо охраняемых природных территориях;

Ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. 310, стоимость деловой древесины средней крупности в Московской области составляет для сосны 148,5 руб/м3,. Запас древесины сосны на 1 га в Европейской части России м3 : (

Все леса Московской области (за исключением лесов на ОЗУ и ООПТ) отнесены к защитным лесам, следовательно минимальный множитель, учитывающий категорию защитности будет равен 2. Минимальный ущерб от лесных пожаров связанный с уничтожением или повреждением деревьев, для Московской области составил: 50*2*150м3/га*148,5руб/м3*1,30 = руб/га (1б) в случае уничтожения деревьев или их повреждения до степени прекращения роста; 10*2*150м3/га*148,5руб/м3*1,30 = руб/га (4б) в случае повреждения деревьев не до степени прекращения роста. При условии, что по меньшей мере половина деревьев на пройденной пожаром площади повреждается до степени прекращения роста возьмем среднее из формул (1б) и (4б): ( руб/га руб/га) : 2 = руб/га

Приложение 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. 273 сумма ущерба от самовольного уничтожения или порчи почв составляет 4-кратную наибольшую ставку платы за единицу объема древесины преобладающей основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации за каждый квадратный метр снятой, уничтоженной или испорченной почвы. Преобладающей основной лесообразующей породой во Владимирской, Рязанской, Нижегородской, Воронежской, Ивановской, Московской областях и республиках Мордовия и Марий Эл является сосна.

минимальный ущерб от лесных пожаров, связанный с уничтожением или порчей почв, для 1 га Московской области составил: 4*2*148,5руб/м3*1,30*1м2 = 1 544, 4 руб/м2 = руб/га

Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания (далее - Методика), утвержденной приказом МПР России от (Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 мая 2008 г. N 11775) при уничтожении либо запечатывании (асфальтировании, бетонировании или покрытии иными материалами) почвы (подстилки) и иных местообитаний объектов животного мира, относящихся к беспозвоночным животным, размер вреда исчисляется исходя из затрат, которые необходимо произвести для замены почвенного слоя растительным грунтом, по формуле N 3: В = З x V + НС x S x К + НС x S x К, почв кр пб Иt иб Иt

В - размер вреда, причиненного среде обитания объектов животного почв мира, руб.; З - затраты на выполнение комплекса работ, связанных с Кр приобретением, транспортировкой и размещением растительного грунта, по замене уничтоженной либо запечатанной почвы (подстилки) и иных местообитаний, руб./м3; В среднем в Европейской части России минимальная стоимость 1м3 растительного грунта равна 500 руб, включая доставку. V - объем уничтоженной либо запечатанной почвы (подстилки), м3; При пожаре лесные почвы (подстилка) сгорают или прогреваются на минимальную глубину в 5 см. НС - норматив стоимости почвенных беспозвоночных животных, обитающих пб на 1м2 земельного участка, определенный в соответствии с приложением 1, руб./м2; В соответствии с приложением 1 указанной методики, НС = 143 руб/м2 для зоны смешанных лесов. пб S - площадь земельного участка, на котором уничтожены либо запечатаны почва (подстилка) и иные местообитания беспозвоночных животных, м2;

НС - норматив стоимости объектов животного мира, иб относящихся к иным беспозвоночным животным, в соответствии с приложением 1, руб./экз. Не подсчитаны за неимением данных. К - показатель, учитывающий инфляцию, безразмерный; Иt К = К x (1 + УИ/100), где УИ - уровень инфляции, Иt Иt-1 установленный в федеральном законе о бюджете Российской Федерации на год исчисления размера вреда (t) по отношению к предыдущему году (t-1) К = К x (1 + 10,0/100) = 1 x (1 + 8,5/100) x (1 + 10,0/100) = 1,19. И2010 И2009

минимальный ущерб от лесных пожаров связанный с уничтожением или порчей почв, как мест обитания объектов животного мира, относящихся к беспозвоночным животным, для Владимирской, Рязанской, Нижегородской, Воронежской, Московской, Ивановской областей, а также республик Мордовия и Марий Эл составил: 500руб/м3*1м2*0,05м + 143руб/м2*1м2*1,19 = 195 руб/м2 = руб/га.

общий ущерб от лесных пожаров для 1 га лесов Московской области = руб

«Актуальность и необходимость космического мониторинга природных пожаров в России"(Вестник ОНЗ РАН, 2, NZ11001, doi: /2010NZ )». академик Бондур В. Г. bondur-opublikoval-statiu-aktualnost-i- neobchodimost-kosmicheskogo-monitoringa- prirodnich-pozharov-v-rossii.html

В Московской области чрезвычайное положение федерального характера должно было быть введено после того, как ущерб от пожаров превысит рублей пожаром будет пройдено руб : руб/га = 26,13 га, т. е., согласно таблице 27 июня. В других областях чрезвычайное положение должно было быть введено после того, как пожаром будет пройдено 65, 3 га.