УЧИМСЯ РАБОТАТЬ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ Подготовка к ГИА. Написание сжатого изложения Задание С1 подразумевает написание выпускниками 9-го класса сжатого изложения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задача сжатого текста - кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые.
Advertisements

Презентация по русскому языку 9 класс Выполнила: Пикалева И.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 143» Г. Казань, РТ.
Приёмы сжатия текста Общее – частное (животное – волк) Целое – часть (дерево – ветка) Фирюлина Нина Ивановна, учитель МОУ «Макаракская ООШ» Тисульского.
Часть 1. Сжатое изложение Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 924 Иванова Ольга Николаевна.
Способы сжатия текста Урок русского языка 9 класс.
Приёмы компрессии исходного текста *Содержательные *Языковые.
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
Обучение сжатому изложению Подготовил: учитель русского языка и литературы Кайгородова Е.Н. МКОУ «Храмцовская ООШ», 2014 г.
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
Задание части 1 ГИА звучит следующим образом: Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания,
Определить тему Сформулировать основную мысль Определить стиль Выделить микротемы Определить способы сокращения текста Передать содержание как каждой.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Проверка на двух полях : ИК --- ГФ.
Подготовка к ГИА по русскому языку СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Довгань Е.В., учитель МБОУ СОШ 26.
Эпитет Метафора Сравнения Олицетворения Гипербола Гротеск Инверсия Оксюморон …
Урок подготовки к ГИА 9 класс Петрикеева Елена Александровна.
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Транксрипт:

УЧИМСЯ РАБОТАТЬ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ Подготовка к ГИА

Написание сжатого изложения Задание С1 подразумевает написание выпускниками 9-го класса сжатого изложения исходного текста. Максимум баллов за это задание ученик получает, если: 1)передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы; 2) правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или правильно применил 1 прием сжатия текста, использовав его на протяжении всего текста; 3)работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Способы сжатия текста 1. Исключение: исключение повторов; исключение одного или нескольких из синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких предложений. 2. Обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. 3. Упрощение: слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; замена сложноподчинённого предложения простым; замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Чистый воздух нужен не только людям, но и машинам. Какой приём сжатия? -(Исключение) Определить прием сжатия: -Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба. – Уже ничего не было видно. -На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. - На лугу росли цветы. (обобщение) - Многие читатели хорошо знакомы с очерка­ми Константина Георгиевича Паустовского, в ко­торых человек неразрывно связан с родной при­родой. Многие знакомы с очерками Паустовского о связи человека с природой. (упрощение) Определить приёмы сжатия:

1. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения. - В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с по­свистом птиц, от веселого всплеска воды на ре­ ках и озерах, от рокота синих морей и океанов. 2.Замените придаточные предложения деепричастными обо­ ротами. -Когда читаешь книгу, обращайся с ней ак­куратно. -Мы легко найдем на географической карте любое место, если мы знаем его долготу и широту. 3.Замените придаточные предложения причастными обо­ ротами -Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют природу. - Уникальность произведений Васнецова за­ключается в его индивидуальности, которая выра­жает исконный дух великорусского народа. 4.Замените сложные предложения простыми. -Девушка издали машет ему рукой, и всадник останавливается. - Несмотря на то что шел дождь, мы продол­жали путь

Исходный текст Наблюдая за движением планеты Уран, откры­той в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, от­ личающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движе­нии Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца. Возможный вариант Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяже­нием Урана другой, неизвестной планетой. Сократить текст:

Текст 1 Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелеными, тенистыми и про­хладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды. То попадется им красный подосиновик, то белый боровик, а то и простая сыроежка. Красная и сочная земляника, душистая малина, черника, черная смородина, кислая брусника все эти румяные ягоды попеременно тянут детей то в лес, то в сад. А в садах отцвели деревья: яблони, груши и сливы, и показались маленькие плоды. Они поспеют только к осени. Луга покрылись высокою зеленою травою, запестрели тысячами цветов. Настает пора сенокоса. Не успел отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Рожь пожел­тела, заколосилась, отяжелела, поспела; овес закудрявился, пшеница оделась в золотистую парчу, зарумянилась гречиха, весь в завитках лежит горох. В огородах одни овощи сменяются другими. Раньше других поспевают салат и редиска, за ними следуют редька, морковь, бобы и горох, позже начинают копать картофель. Капуста свертывается в кочны лишь в начале сентября. Летом всем веселье и раздолье: и человеку, и зверю, и птице, и насекомому. Городские жите­ли бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем. (192 сл.) Шклярова Т. В. Сборник диктантов по русскому языку для школьников и абитуриентов. М., С. 149.

Вариант сжатого изложения текста 1 Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелеными, тенистыми и про­хладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды. А в садах отцвели деревья и показались плоды. Они поспеют только к осени. Луга покрылись высокою зеленою травою, запестрели тысячами цветов. Настает пора сенокоса. Не успел отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Злаки заколо­сились, поспели. В огородах одни овощи сменяются другими. Летом всем живым существам веселье и раздолье. Городские жители бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем. (102 сл.)

Последовательность работы над сжатым изложением 1.Внимательно прослушайте текст. 2.Сформулируйте основную мысль текста. 3.Определите особенности построения текста: в повествовании – начало события, ход его, кульминацию, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – тезис, аргументы, вывод. 5. Выделите микротемы в тексте. 6.Начинайте работу по сжиманию текста. Выполняя это задание, помните, что, сжимая текст, вы должны передать главное в каждой микротеме и во всём тексте в целом; исключить второстепенное, несущественное; заменить конкретное и отдельное обобщающим. 7. Постарайтесь сохранить последовательность фактов и микротем, смысловую цельность, речевую связность; особенности языка данного текста, используя авторские ключевые слова и словосочетания. 8. Напишите черновик изложения, затем после исправления и проверки перепишите начисто.

Географические названия. (1)Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли. (2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места. (3)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с могучим потоком, растворяясь в нём без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников. (7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! (10)Так или иначе - великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут

Микротемы 1) Названия рек - старейшины в мире географических названий. 2) Древние люди боролись за удобные для жизни места. 3) Пришельцы почему-то никогда не меняли названия больших потоков. 4) Два предположения о том, почему так поступали пришельцы. Выделим микротемы :

Имена рек – старейшины в мире географических названий. Древние люди, пытаясь найти удобное для жизни место, боролись со своими современниками. Пришельцы, захватывая новые места, меняли названия почти всех пунктов, но всегда сохраняли названия больших рек. Мы не знаем, почему они так делали. Может быть, они боялись обидеть богов. Может быть, реку трудно переименовать, потому что она протекает через многие страны. Так или иначе - названия рек сохраняются и ныне, переходя от поколения к поколению. Возможный вариант: