Храм Христа Спасителя. Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (собор Рождества́ Христо́ва) кафедральный собор русской православной церкви недалеко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ. Храм Христа Спасителя крупнейший среди Русских Церквей. Рассчитан на человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест.
Advertisements

в Москве кафедральный собор Русской православной церкви, недалеко отКремля на левом берегу реки Москвы (улица Волхонка, 1517). Существующее сооружение.
Презентация к уроку (8 класс) по теме: Презентация "История Храма Христа Спасителя"
ВСЕ СВОИ ПОМЫСЛЫ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЫСШЕЙ КРАСОТЕ, ЛЮБВИ И ДОБРЕ СВЯЗЫВАЛИ НАШИ ПРЕДКИ С ОБРАЗОМ ХРАМА – ВОПЛОЩЕНИЕМ ЦАРСТВА БОЖИЯ НА ЗЕМЛЕ. Л.А. РАПАЦКАЯ.
Подготовила : Ерыгина Ирина Сергеевна. -Что вы можете сказать об этом Храме? -Где он расположен?
Воспитатель средней группы Воробьёва Елена Петровна.
Подготовил ученик 2 класса Б МОУ «Первомайская сош» р.п.Первомайский Тамбовской области Ковтунов Алексей Руководитель Чермошенцева Е.А., учитель начальных.
Храм Христа Спасителя 1. Ставить в честь великих побед благодарственные храмы-памятники – давняя российская традиция. Покровский собор Казанский собор.
История Храма Христа спасителя. История создания Храм Христа Спасителя в Москве был построен в честь победы над наполеоновской армией в Отечественной.
Соборы Санкт-Петербурга Нгуен Нгок Лан
Работу выполнила Попова Ирина, ученица 8 класса МОУ «Воеводская сош» Целинного района Алтайского края.
Храм Василия Блаженного выполнил Руденко Максим
Архитектура XIX века. Классицизм - европейское культурно- эстетическое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города.
Храм Христа Спасителя Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник.
Достопримечательности Москвы Работу подготовила учитель МОУ СОШ 10 Абинского района Тулинская Татьяна Викторовна.
Презентация составлена Умаргалиевой Дилярой Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Комитета по здравоохранению.
Подобрать материал к теме «Шатровое зодчество – уникальный стиль русского храмостроения» и изучить его. Ознакомится с Шатровым зодчеством Древней Руси.
Презентация ученицы 9Б класса Тагиевой Ламан. Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом.
Соборы и храмы Руси.. Собор. 1)Собрание светских и духовных чинов для совета и решения важнейших дел в России вв.)2)Главный храм города или монастыря,
Транксрипт:

Храм Христа Спасителя

Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (собор Рождества́ Христо́ва) кафедральный собор русской православной церкви недалеко от Кремля на левом берегу реки Москвы, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существующее сооружение осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах. Храм Христа Спасителя

Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии. Был построен по проекту архитектора Констатина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён 26 мая 1883 года. Храм Христа Спасителя

5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в годах. Храм Христа Спасителя

Архитектура и убранство храма Храм крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор. Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около м², из которых около 9000 м² позолочены.

Внешние стены храма украшены горельефами на религиозные и исторические темы, сюжеты для которых были выбраны митрополитом Филаретом. Архитектура и убранство храма

Купола Храма Христа Спасителя

Исторический очерк Идея построения храмов-памятников восходит к древнерусской традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именемВасилия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.

Храм Христа Спасителя. Ночной вид с Патриаршего моста

Храм Христа Спасителя, вид с Москвы-реки, 1998 год

Первый проект: Карл Витберг В 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 1012 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя. В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, В. П. Стасов и др.

Первый проект: Карл Витберг Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие. Разместить сооружение было решено на Воробьевых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали подмосковных крепостных), но вскоре темпы резко снизились. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда (позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей). Первый проект: Карл Витберг Закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.

По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году«за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку(где в частности познакомился с Герценом, посвятившим ему главу в «Былом и духом»); всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии Витберг участвовал в постройке православных соборов в Перми и Тифлисе. Первый проект: Карл Витберг

Второй проект: Константин Тон Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века(переведён в Красное село). Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.

Второй проект: Константин Тон Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт. Художник В. В. Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-махала в городе Агра».

Разрушение 13 июля 1931 года состоялось заседание ВЦИК СССР под председательством М. И. Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Это решение было ранее подготовлено на заседании Политбюро ВКП(б) 2 июня 1931 года, посвящённом проекту реконструкции Москвы. Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Разрушение Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем. В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года.

Воссоздание В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1990 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство. Проект нового храма выполнен архитекторами М. М. Посохиным, А. М. Денисовым и другими.

Воссоздание Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные, а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Стоит отметить, что эти изменения, внесенные в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест с автомойкой. Руководителем Координационной группы специалистов по художественному убранству комплекса был священник Леонид Калинин.

Освящение храма 19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев, присутствовавшими на Архиерейском Соборе Русской Церкви; на следующий день в храме состоялась канонизация царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских. В 2010 году скульптурные медальоны в тимпанах кокошников были заменены на бронзовые. Протодиакон храма Александр Агейкин напомнил, что находившиеся на храме медальоны были пластиковые и были подняты временно для великого освящения в 2000 году.

Решение поднять на воссозданный храм бронзовые медальоны было принято ещё в 1995 году на заседании искусствоведческой комиссии по художественному убранству храма Христа Спасителя. «Было принято решение в существующей экологии поставить бронзовые медальоны, так как белокаменные не смогут устоять. Только в этом будет заключаться отличие нынешнего храма от разрушенного», сообщил протодиакон. Деньги на этот этап реставрации нашлись только сейчас, благодаря инвестициям фонда храма и правительства Москвы. Однако, бронзовые медальоны вместо белокаменных резных в сочетании с бронзовыми горельефами вместо мраморных совершенно противоречат историческому проекту К. А. Тона. Такие вроде бы незначительные изменения в совокупности вызвали потерю еле-еле уловимого шарма старого храма. Нынешняя реконструкция - пример безликого здания, в котором отсутствует идейная нить.. Нынешняя реконструкция

Современный статус Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. Оперативное управление комплексом осуществляет фонд Храма Христа Спасителя, который сдаёт часть помещений в аренду сторонним организациям, а также проводит мероприятия, не связанные с деятельностью Русской Православной Церкви. В храме действует музей, принадлежащий Музею истории города Москвы. 14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя. В церковно-административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси; повседневные обязанности настоятеля исполняет ключарь протоиерей Михаил Рязанцев.