Исследовательская работа Типы речи в современной публицистике Выполнили : Антропова Анастасия, Михалёва Юля, ученицы 9 « А » класса Проверил : Кобченко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект «Типы речи в публицистике» Автор:. Какие тексты существуют в современной публицистике?
Advertisements

Стили речи 1. Разговорный стиль 2. Научный стиль 3.Официально-деловой стиль 4. Публицистический стиль 5. Художественный стиль.
Выполнила работу учитель начальных классов Казачёнок Лидия Геннадьевна.
Сочинение- повествование. Памятка. Как работать над сочинением(по учебнику М. М. Разумовской) План работы: 1.Конкретизировать тему. Определить основную.
Слово как единица языка. Основной значимой единицей языка является слово. Слова несут в себе информацию о предметах, действиях, понятиях, качествах окружающего.
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
Типы речи рассуждение повествование описание Повествование - рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. Последовательность.
Выполнил: ученик 11 класса МОУ СОШ 7 Дунаев Дмитрий.
Учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.. Выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ необходимо: 1) Создать текст сочинения- рассуждения: - выдвинуть тезис,
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Типы речи Выполнила: ученица 8 класса филиала МОУ Сосновская СОШ 2 в селе Первые Левые Ламки Прибыткова Евгения.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Повествование. Описание. Рассуждение. 5 класс. Повествование – это рассказ о чём- либо, сообщение о каком-либо событии в определённой хронологической.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ. Цели: продолжить работу над формированием грамотного коммуникатора; закрепить умения участвовать в дискуссии, аргументированно.
Работу выполнила Ученица 7 «Б» класса Петрова Анна Работу выполнила Ученица 7 «Б» класса Петрова Анна.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Часть С 1. Проблема текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме. !!! Cамая сложная часть работы (НЕ ПЕРЕСКАЗ) 3. Позиция автора. 4. Аргументация.
ЛОБАЧЕВА А.Ю. ЮМ 02/16 Искусство спорить. «Самое трудное в споре не столько защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление». Под.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2014.
Транксрипт:

Исследовательская работа Типы речи в современной публицистике Выполнили : Антропова Анастасия, Михалёва Юля, ученицы 9 « А » класса Проверил : Кобченко. И. И., учитель русского языка и литературы

Вступление Цели: Изучение особенностей функционально-смысловых типов речи. Задачи: Рассмотреть различные типы речи, проанализировать особенности каждого типа речи, сделать вывод об особенностях функционально-смысловых типов речи о сферах их употребления. Гипотеза: В современной публицистике используются все типы речи.

В художественной литературе и публицистике описание - важнейший элемент речи. Оно позволяет ярко, живо, наглядно, образно представить предмет, человека, событие и явление. Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия, совершающиеся не одновременно, а следующие друг за другом или обуславливающие друг друга. Рассуждение имеет целью выяснить какое-нибудь понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-нибудь мысль. До сих пор мы рассматривали функциональные типы речи по отдельности. Однако реально ( например, в художественном произведении) очень редко встречаются чисто описательные или чисто повествовательные контексты. Гораздо чаще встречается совмещение повествования и описания. Дополняя друг друга, они нередко сливаются органично. Смена функционально-смысловых типов речи (описания, повествования, рассуждения) зависит от индивидуальных склонностей писателя, от господствующих литературных представлений эпохи, от содержания произведения.

Типы речи Повествование В современных лингвистических работах описание, повествование, рассуждение определяются как функционально - смысловые типы речи, которые « сформировались в языке для реализации того или иного обобщенного, типизированного смыслового значения ». Другими словами, в типах речи отражается зависимость наших высказываний от описываемой ситуации. Повествование - это рассказ о событиях, происшествиях, действиях с точки зрения временной последовательности. На первый план здесь выдвигается порядок протекания действия, развитие сюжета. Предложения в повествовании, как правило, не бывают слишком длинными и сложно построенными. Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действий, движения людей и явлений во времени и пространстве. Повествование может вестись от первого лица ( в нём рассказчик назван или выражен местоимением « я », « мы ») или от 3- го лица, так называемое авторское повествование ( в нём образ рассказчика отсутствует ). В повествовании научного и делового стилей обозначаются, как правило, действия не конкретного, а обобщенного, абстрактного лица, указание на которое опускается. Самой распространенной формой для обозначения действии является форма глагола настоящего времени 3- го лица множественного числа в значении « так делают », « так принято делать ». Форма повествования очень распространена в таком жанре литературы, как воспоминания, письма, которые нередко используются в публицистике.

Пример повествования Марина Неёлова. Марина Неёлова родилась в Ленинграде, в семье, не имеющей отношения к театру и кино. Любовь к искусству родители привили Марине с детства, часто ходили с дочерью на концерты. На уроках Марина мечтала о рампе, занавесе. Однажды Марина Мстиславовна поделилась с журналистами казусом, который случился с её фамилией. Предки актрисы недоедали и получили по этой причине фамилию Нееловы. Но в советское время буква « ё » подверглась « гонениям », и люди в некоторых случаях просто не знали, где произносить « е », а где « ё ». Депардьё превратился в Депардье, Рёрихи - в Рерихов. С Неёловыми произошла обратная история : эту фамилию все начали произносить через « ё ». Когда Марина училась в институте, её пригласили на пробы фильма « Старая, старая сказка.» После успешного дебюта в « Старой, старой сказке » она мечтала попасть на сцену прославленного БДТ, но сложилось по - другому. Сразу же после окончания вуза Марину зачислили в штат киностудии « Ленфильм ». Однако спустя несколько лет она уволилась и уехала в Москву, где актрису принял Театр имени Моссовета. Но и там Неёлова задержалась ненадолго. В тот момент на талантливую актрису обратил внимание молодой режиссёр « Современника » Валерий Фокин. Свыше тридцати лет Марина Неёлова служит в театре « Современник ». Способность актрисы к перевоплощению поражает воображение. Сегодня она может быть светской дамой Раневской из « Вишневого сада », а завтра - гоголевским Башмачкиным. Талант её необычен и многогранен. ( журнал « Театральная жизнь »)

Пример повествования от первого лица : В старое время, когда люди переезжали с квартиры на квартиру, для переноски вещей нанимали иногда арестантов из местной тюрьмы. Мы, дети, всегда ждали появления этих арестантов со жгучим любопытством и жалостью. Арестантов приводили усатые надзиратели с огромными револьверами «бульдоги» на поясах. Мы во все глаза смотрели на людей в серой арестантской одежде и серых круглых шапочках. Но почему-то с особенным уважением разглядывали мы тех арестантов, у которых были подвязаны ремешком к поясу звеняще кандалы. Всё это было очень таинственно. Но самым удивительным представлялось то обстоятельство, что почти все арестанты оказывались обыкновенными усталыми людьми и до того добродушными, что ни как нельзя было поверить, что всё это злодей и преступники. Наоборот, они были не то что вежливы, а просто деликатны, и больше всего боялись кого-нибудь ушибить при переноске громоздкой мебели или что- ни будь поломать. У нас, детей, по соглашению с взрослыми, был выработан хитрый план. Мама уводила надзирателей на кухню пить чай, а мы в это время торопливо засовывали в карманы арестантам хлеб, сахар, табак, а иногда и деньги. Их нам давали родители. Мы воображали, что это рискованное дело, и были в восторге, когда арестанты благодарили нас шёпотом, подмигивая в сторону кухни, и перепрятывали наши гостиницы подольше, во внутренние потайные карманы. /К. Паустовский/

ОПИСАНИЕ Описание- это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Для пейзажа это будет внешний вид деревьев, трав, неба, реки. Для портрета – рост, возраст, осанка, походка, выражение глаз, улыбка, внутреннее состояние человека. При описании предмета - это будет сообщение о его назначении, использовании, внешнем виде, частях. В описании более значителен, чем в повествовании, удельный вес слов, обозначающих качества свойства предметов. Глаголы в описании выступают, как правило, в формах несовершенного вида, часто в прошедшем времени, а для особой наглядности, изобразительности описания - в форме настоящего времени. Важно, что в описании формы глагольного времени обозначают непоследовательную смену деталей, а их расположение на одной плоскости, как бы на одном живописном полотне. В художественном и в научном стилях подход к выделению в предмете сторон, деталей, подлежащих описанию, различен. В научном стиле характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном стиле акцент делается только на самых ярких деталях, позволяющих тем самым создать образ предмета.

Я должен вас сперва познакомить с Ермолаем. Вообразите себе человека сорока пяти, высокого, худого, с длинным и тонким носом, узким лбом, серыми глазками, взъерошенными волосами и широкими, насмешливыми губами. Этот человек ходил и зиму и лето в желтоватом нанковом кафтане ненемецкого покроя, но подпоясывал кушаком ; носил синие шаровары и шапку со смушками, подаренную ему в весёлый час разорившимся помещиком. Ружьё у него было одноствольное, с кремнем, одаренное притом скверной привычкой жестоко « отдавать ». Была у него и легавая собака, по прозванию Валетка, преудивительное создание. Ермолай её никогда не кормил. Несмотря на своё бедственное положение, Валетка ни разу не пропадал и неизъявлял желания покинуть своего хозяина. Ермолай принадлежал одному из моих соседей, помещику старинного покроя. Ермолай был человек престранного рода : беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду. / И. Тургенев / Описание человека (художественный стиль)

Рассуждение В рассуждении публицистического стиля могут употребляться побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы для усиления выразительности речи. Здесь также могут встречаться обращения, повторы, пословицы, поговорки. Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой - либо мысли. Содержанием описания и повествования является окружающая нас действительность, а рассуждение – связи между предметами и явлениями, устанавливаемые человеком. Рассуждение как форма словесного выражения отличается от повествования и описания прежде всего более протяжёнными и сложно построенными предложениями ( с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи ) и абстрактным характером лексики, то есть незначительным количеством слов, обозначающим конкретные предметы и явления. В любом рассуждении имеются две части : В первой части содержится тезис, то есть утверждение, которое нужно доказывать. Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Во второй части дается обоснование высказанной мысли : приводятся аргументы ( доводы, доказательства ) и примеры. Обоснование также подчиняется определенным правилам : во - первых, аргументы должны быть убедительными и их должно быть достаточно для доказательства данного тезиса и, во - вторых, все приводимые аргументы должны доказывать именно выдвинутый тезис, а не что - то другое. В рассуждении бывает иногда и третья часть – вывод.

Пример рассуждения. Знаете ли вы, что существует множество разновидностей, как вести спор ? Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по - разному. Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах. Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. Главное - наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности. Наконец, есть и такие горе - спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди. Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей, манеры спорить оппонента, умение налету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре. / По. Л. Павловой /

Заключение. Итак, типы речи сформировались в языке для реализации того или иного обобщенного, типизированного смыслового значения, в них отражается зависимость наших высказываний от описываемой ситуации. Гипотеза подтверждается : в современной публицистике часто используются все функционально - смысловые типы речи.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !