Душа в христианском представлении Подготовила: Гончарова Дарья Студентка 2-го курса теологии
Наиболее значимые источники: Евангелие, послания ап.Павла,псалтирь
"Итак, душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная и разумом, и умом, не имеющая формы, пользующаяся снабженным органами телом и доставляющая этому телу жизнь и приращение, и чувствование, и производительную силу, имеющая ум, не иной по сравнению с ней самой, но чистейшую часть ее, независимая и одаренная способностью желания, также и способностью действования, изменчивая, то есть обладающая слишком изменчивой волею...» Иоан Дамаскин
Многие отцы Церкви различают в душе разум и ум (λογικήν και νοεράν)43. Как поясняет митр. Иерофей, "ум связан с Богом и принимает энергии Бога, в нем открывается Бог, разум же, как действие, это та способность, которая формирует и выражает опыт ума
Свобода царский дар Бога человеку, является неотъемлемой частью его души. "Бог от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его" (Сирах 15:14). Свобода отличает человека от животного: "Кротка овца, но она никогда за кротость свою не увенчается, потому что кротость ее происходит не от свободы, но от природы"
Бессмертие человеческой души относительно. Душа бессмертна по благодати. «ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин. 6:58),
Все святые отцы выделяют в душе разумную, раздражительную и вожделевательную способности. «Мыслительною силой ищем мы знать, что благо, желательною вожделеваем познанного благо, а деятельною подвизаемся и боремся из-за него»48. Однако, используемые не по назначению, эти же части души могут склоняться к страстям, тогда «желательная часть души движется на утехи, наслаждения, удовольствия мира сего, … раздражительная часть души озверяется и рассвирепевает против однородных себе людей, …умовая часть души надымается в тщеславии и гордости»
Творение души Торжествует доктрина, согласно которой, «не было ни тела прежде души, ни души прежде тела» Душа и тело вместе зачинаются и совершенствуются.
ТЕЛО И ДУША Человек являет собой единство духовного и материального миров, сочетая в себе душу и тело. «Человеком же называется то, что составляется из них обоих, а Бог призвал к жизни и воскресению человека, то не часть его призвал, но всего целиком, то есть и душу, и тело»
Очень важно для нас прояснить еще один вопрос, разобранный отцами Церкви, о взаимодействии души и тела. Современная медицина и психология все больше подчеркивают связь болезней с душевными расстройствами, для чего появился даже особый термин – психосоматические заболевания. Оказывается, о такой взаимосвязи всегда знала христианская аскетика. «Рассмотри, какая сила сообщается телу душой, и какое сочувствие возвращается от тела к душе: как тело приемлет жизнь от души, и душа приемлет болезненные ощущения от тела» (свт. Василий Великий)
Местонахождение души. Этот вопрос поднимался мудрецами еще до возникновения христианства. Античная мудрость помещала душу человека в мозгу, иудейская традиция – в сердце (и в крови, отсюда такие строгие ветхозаветные запреты на употребление крови в пищу58). Удивительным образом христианство соединило в себе два этих учения – в Евангелии есть такой отрывок: «из сердца исходят злые помыслы» (Мф. 15:19). 59Получается, что человек наделен умным сердцем, которое может и болезновать от сочувствия, и гневаться, и, о чем твердят большинство эстрадных песен, любить. Святой Макарий пишет о сердце следующее: «Сердце правит всем составом человека, и если благодать овладеет пажитями сердца, она царит над всеми помыслами и телесными членами, ведь и все помыслы души – в сердце»60. Несмотря на то, что сердце является средоточием души, она разлита по всему телу, или же, словами свт. Григория Нисского, «тело пребывает в ней и нет части, освещенной ею, в которой она не присутствовала бы целиком»
Святые отцы однозначно утверждают, что образ Божий сокрыт в душе человека. Преп. Фалассий говорит: «как дело Божие – управлять миром, так дело души – править телом»62. Свт. Григорий Палама в своих «Триадах в защиту священнобезмолвствующих» сопоставляет душу в ее отношении к телу и Бога в Его отношении ко всей твари. Если в макрокосмосе правит Бог, в микрокосмосе теле человека должна править душа.
Сотворчество как реализация личности. Человек, созданный по образу Творца, приобрел этим способность к сотворчеству. Личность – это дар Божий, который должен быть реализован посредством талантов.
Определить призвание человека не может никто, кроме самого человека. В этом проявляется наша свобода и разнообразие каждый раз. Каждый раз, когда человеку навязывают свое видение мира, ущемляют его индивидуальность и могут заглушить реализацию его личностного потенциала
«Свобода означает разнообразие, инаковость. Поскольку каждый из нас свободен, каждый выражает Божественный образ собственным, уникальным и неповторимым путем. И каждый, будучи уникальным, обладает тем самым бесконечной ценностью. Он цель, а не просто средство для достижения некоей цели»