История Борисоглебского монастыря Работу выполнил: Гурак Юрий Михайлович Класс: 7 МОУ «Эммаусская СОШ» Руководитель: Егорова Любовь Анатольевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История Новоторжского Борисоглебского монастыря Подготовил ученик 5 «Б» класса МОУ «Средняя школа 11» г. Кимры Белов Сергей.
Advertisements

История Борисоглебского монастыря Презентацию выполнила: Волкова Виктория Алексеевна. Г.Кимры МОУСредняя школа 5 9А класс Педагог: Волкова Анастасия Юрьевна.
* Работу выполнила: Немчанинова Юлия Андреевна * Класс: 9а * МОУ «Эммаусская СОШ» * Руководитель: Егорова Любовь Анатольевна.
Благоверные князья Борис и Глеб. (в святом крещении - Роман и Давид). Они первые русские святые, канонизированные Русской церковью.
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ПЕРВЫЕ РУССКИЕ СВЯТЫЕ-КНЯЗЬЯ БОРИС И ГЛЕБ» УЧЕНИЦЫ 7 «Б» КЛАССА МБОУ СОШ 3 Г. АРДОНА УРУСОВОЙ АЛАНЫ.
ДатаСобытие При каком митрополите 988 г г г г е годы 1589 г.
Автор: Полатовская Светлана Юрьевна, Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «ОЦ» пос.Серноводск, Самарской области.
Петр и Феврония покровители семьи и брака. Их брак многие века является образцом христианского супружества. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского.
Уже около 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и.
Киево-Печерский монастырь. Святые Антоний и Феодосий Печерские.
Спасо- Преображенский мужской монастырь города Мурома - древнейшая обитель Святой православной Руси Спасо- Преображенский мужской монастырь города Мурома.
Ки́ево-Пече́рская Ла́вра один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча.
Преподобный Серафим Саровский « В пребывание его в пустыни вся братия была его учениками ».
« Первые русские святые» год – бразды правления страной после смерти мужа. Начало правления омрачено варварскими, истинно средневековыми актами.
Киево-Печерская лавра Киево-Печерская лавра. Страна: Украина Страна: Украина Город: Киев Город: Киев Конфессия: Православие Конфессия: Православие Основатель:
Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей.
Равноапостольная княгиня Ольга. «Благословенна ты в женах русских» «Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую.
Святая Иулиания Новоторжская и Вяземская.. Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская, дочь боярина Максима Данилова, прославилась высоким.
Сергий Радонежский. Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; 3 мая сентября 1392) монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой.
РУССКИЕ СВЯТЫЕ Дивен Бог во святых Своих Псалом 67:36.
Транксрипт:

История Борисоглебского монастыря Работу выполнил: Гурак Юрий Михайлович Класс: 7 МОУ «Эммаусская СОШ» Руководитель: Егорова Любовь Анатольевна

На правом берегу реки Тверцы, в городе Торжке Тверской губернии стоит Святая Борисоглебская обитель. Новоторжский Борисоглебский монастырь - один из древнейших наших Российских православных монастырей. Основан он преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава 1 Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм. Князья Борис и Глеб, любимые дети великого князя Владимира, просветившего светом веры Христовой всю Русь, отличались благочестием и крепкой верой. Преподобный Ефрем служил им в боярском чине, в звании конюшего. Родом он был из Угорской земли и имел двух родных братьев Георгия и Моисея, служивших при тех же князьях. Любовь, приверженность и всесовершенная преданность князьям до того были сильны во всех трёх братьях, что все они готовы были положить душу за них.

В то время войны, нашествия, междоусобия, коварства и убийства были особенно сильны в России. Печенеги своими набегами опустошали русские пределы. Равноапостольный князь Владимир приказал в 1015 году сыну своему Борису отразить печенегов, которые нападали на юго- восточные пределы России. Молодой князь с радостью отправился в поход на врагов. В числе дружины были Моисей и Георгий; самому же Ефрему по особенному устроению Промысла Божия не случилось быть в этом походе. Неприятели ещё ранее прибытия Бориса бежали, и князь радостно возвращался домой. На дороге застигла их весть, что князь Владимир скончался и Святополк, усыновлённый племянник Владимира, желая один владеть Русской землёй, объявил себя великим князем и послал убийц погубить Бориса и Глеба.

Борис не хотел допустить и мысли о злобе и коварстве старшего брата и не принял никаких предосторожностей. Вскоре, в ночь с субботы на воскресенье, убийцы, присланные Святополком, ворвались в княжеский шатёр и бросились на князя с копьями. Брат Ефрема Георгий, пытаясь защитить господина, загородил его своим телом, был пронзён копьями и умер. Убийцы не смогли снять с него золотую гривну, подаренную Борисом, и отрубили ему голову. А благоверного князя, исколотого, но ещё живого, отвезли к Святополку, который повелел довершить злодеяние - вонзить меч в сердце страстотерпца. Это произошло 24 июля 1015 года на берегах реки Альты, в нынешней Полтавской губернии. Другой брат Ефрема Моисей спасся от смерти и принял монашество в Киево-Печерском монастыре. Вслед за тем, 5 сентября 1016 года, убит был и князь Глеб. Он, подобно брату, зная о злых намерениях Святополка, не захотел воевать против него. Братья-мученики были с почестями погребены в Выш-городе. При перезахоронении всем открылось, что тела остались нетленны, а спустя некоторое время от могилы мучеников начались многие чудеса и исцеления. Церковь причислила страстотерпцев князей Бориса и Глеба к лику святых.

Горькая и тяжелая потеря св. князей и брата Георгия тронула до глубины души преподобного Ефрема. Он отправился на место трагедии, дабы по православному обычаю предать тело брата земле, но обнаружил там лишь его отрубленную голову, которую забрал с собой. Потрясённый совершённым здесь злодеянием, от природы набожный и религиозный, он решился оставить мир, дом, отечество, богатство, свой сан боярский и искал уединения. Осенённый благодатью Божией, он решил всего себя посвятить Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно - иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Здесь он устроил обитель, а в 1038 году с сотрудниками своими и соучастниками душеспасения соорудил каменный храм во имя святых князей и страстотерпцев Бориса и Глеба, отчего и монастырь сей получил название Борисоглебский.

Молитвенно-хвалебными песнями и славословием к Богу, возвышаясь всё более и более в духе Христовом, преподобный собрал около себя множество монахов. Он был для них образцом высоких иноческих подвигов. День проводил он в трудах для благоустройства своей обители, а ночь в коленопреклонении и молитвах. За высокие христианские добродетели свои преподобный был поставлен в своей обители архимандритом и до самых последних минут отхода своего в вечность никогда не оставлял церковного богослужения и не изменял своего монашеского правила. Получив откровение о приближающемся часе смертном, созвал братию своей обители и преподал им наставление, чтобы соблюдали строго братолюбие, оказывали странноприимство, подавали милостыню, соблюдали пост, непрестанно молились и имели в сердце своём страх Божий, завещал также положить в свой гроб голову убитого брата, которую тайно хранил все годы.Преподобный Ефрем 28 января 1053 года всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба. Тело его было погребено в созданном им храме, в каменном гробе, иссечённом его руками. Более пяти столетий святые мощи преподобного Ефрема покоились в недрах земли и остались нетленны и невредимы. Он предстательствовал перед Господом за устроенную им обитель, которая, возрастая и возвышаясь, приходила всё более и более в цветущее состояние, привлекал к себе усердных почитателей и благотворителей. Несмотря на тяжелые те времена г. Торжка, когда он был неоднократно разоряем и сжигаем, обитель преподобного Ефрема охраняема была одна, как святыня Господня.

Борисоглебский монастырь со времени своего существования перенёс множество тяжких бедствий. Вместе с отечеством своим он претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз - во времена великого князя Александра Невского, а 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз - в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми. Но замечательно, что при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным, оставалась целой и неповреждённой. После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце ХIУ - начале ХУ веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Далее начинается новый период времени для обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревностью своих настоятелей. Одни из них предпринимали много ходатайств пред государями, испрашивая у них различные средства для благоустройства обители, и в этом имели благополучный успех. Другие настоятели своим влиянием располагали к значительным пожертвованиям благотворительных лиц, которые на свои средства сооружали и исправляли многое в монастыре, служившее к украшению его. Но единственное общее стремление у всех настоятелей к возвышению обители - это строгая иноческая жизнь, соблюдение церковных уставов и продолжительные богослужения в духе древнего православия, что и было главной причиной возвышения обители.

Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны. В 1919 году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы разместился Всероссийский историко-этнографический музей. Дирекция музея предпринимала значительные усилия для реставрации изрядно изуродованного тюрьмой архитектурного ансамбля. Но восстановлению подверглись только Свечная башня да участок крепостной стены, окружающей монастырь.В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и православной церковью. По благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем монастыря становится игумен Вассиан (Кураев). Приезжают в обитель и пять монахов. Но только в 1995 году поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых. В этом же году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время празднования 400-летия Нило-Столобенской пустыни. Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 года. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня 1998 года в день памяти св. преп. Ефрема Новоторжского возобновилась литургическая жизнь в стенах древнейшего Борисоглебского монастыря.

em/efrem_monastir.htm Борисоглебский монастырь (Торжок)