Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста Подготовка к сдаче ГИА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Контекстуальные синонимы и антонимы
Advertisements

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1 7 класс. Тема: стили литературного языка Цели: -закрепить понятие о стилях речи; -развивать навыки анализа текста.
Знакомство с учебником. Каждая книжка – результат большого коллективного труда, и этот труд надо беречь. 1.Игра «По щучьему велению». 2.Синтаксический.
«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» (подготовка к ГИА) Руководитель: УХАБИНА М. Г., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Для подготовки к ГИА 1Фирстова С. В.. Задания С2.1 и С2.2 (выбрать нужно только одно!) проверяют коммуникативную компетенцию выпускников, в частности.
Текст. Признаки текста. Анализ текста. Признаки текста: Смысловая цельность (единая тема) Грамматическая связь предложений.
Обучение аудированию. Рекомендации по использованию эффективных стратегий аудирования 1. Что делать, если вы услышали новые слова, которые вам не знакомы.
Учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.. Выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ необходимо: 1) Создать текст сочинения- рассуждения: - выдвинуть тезис,
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043.
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Экзаменационная работа по второй модели предлагает учащимся поработать уже с двумя текстами: первый текст девятиклассники воспринимают на слух и подробно.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения по блоку С.
С2 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного.
Транксрипт:

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста Подготовка к сдаче ГИА

Что такое текст? ТЕКСТ - это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств: повторения одних и тех же слов, синтаксических конструкций и т.д. Текст существует в двух речевых формах: в форме диалога и в форме монолога.

Минимальной единицей текста является предложение. Предложения объединяются в абзацы, параграфы, главы и т.д. Предельное количество предложений в тексте не ограничено. Общее их количество определяется задачами сообщения и достаточностью информации. Объём текста определяет пишущий, говорящий.

Текст всегда оформляется стилистически, а именно: как разговорный, официально- деловой, публицистический, научный, художественный стиль. Поэтому стилевое единство - важнейший признак текста.

Как сделать анализ текста? Любой анализ текста начинается с постановки вопроса: 1. О чем текст? (Это ТЕМА текста) 2. Какие вопросы рассматривает автор? (ПРОБЛЕМЫ, поставленные в произведении) 3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА текста) 4. Зачем автор написал текст? (Так определяется ЦЕЛЬ) 5. Как автору удалось помочь вам определить цель? (Здесь вы увидите роль языковых средств) Почему были использованы именно эти языковые средства? 7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)? (Это поможет понять АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ).

1) Всем известно, что разнобой в написании мешает чтению, тормозит понимание читаемого. 2) Но произвол в произношении почти так же недопустим, как и анархия в письме: язык как средство общения будет полностью удовлетворять своему назначению только в том случае, если все его элементы будут способствовать наиболее быстрому и легкому общению. 3) Дело в том, что отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо. 4) Это объясняется тем, что при восприятии устной речи обычно мы не фиксируем внимание на ее звуковой стороне, а непосредственно воспринимаем смысл. 5) Между тем неправильности в произношении отвлекают слушающего от смысла, заставляя его обращать внимание на внешнюю, звуковую сторону речи, и тем самым являются помехами на пути общения. 6) Таким образом, единообразное произношение так же важно, как и единообразное письмо. 7) Орфоэпия, как и орфография, является неотъемлемой стороной литературного языка. 8) Задачи орфоэпии и орфографии заключаются в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения. (Р.И. Аванесов)

1. Определите тему текста. 2. Выпишите ключевые слова, отражающие его основную мысль. Оформите запись в виде цитаты. Что такое цитата? Это фраза или фрагмент в тексте, дословно скопированный из другого источника без внесения каких-либо изменений. Чаще цитата используется с указанием автора и ссылкой на источник, из которого взята, однако может употребляться и без нее. К примеру, если фраза является широко-известной или не имеет определенного автора. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» - эта цитата из комедии «Горе от ума». Традиционно в литературных источниках цитаты оформляются при помощи кавычек.

3. Из 1-го предложения выпишите все словосочетания. 4. Понаблюдайте над лексикой текста: а) выпишите из 1-го и 2-го предложений контекстуальные синонимы; б) укажите многозначные слова (не менее трех), употребляемые в тексте в переносном значении. Синонимы контекстуальные – это слова, сближающиеся своими значениями в условиях контекста. Например, однородность приводимых ниже определений вызвана контекстуальным их сближением: веселый -добродушный смех; душная - гнетущая темнота; гордый -храбрый вид; пустынный - неприветливый дом; суровый - упрямый старик; тяжелое - злое чувство; хриплый - придушенный голос.

5. Определите способ образования слов «разнобой», «единообразное». 6. Укажите в 1-м предложении слово, морфемный состав которого соответствует схеме: корень, суффикс, суффикс, окончание.

7. Докажите, к какой части речи принадлежит слово «полностью» (предложение 2-е). Используйте морфологический разбор.

8. Найдите предложение, в котором оборот с союзом «как» имеет значение «в качестве». Запишите номер этого предложения. 9. Подберите по два однокоренных слова к словам «местность», «отклонения».

10. Определите тип речи. Дайте развернутый ответ на вопрос: какую роль в тексте играют сложноподчиненные предложения?

Домашнее задание Купить рабочую тетрадь по русскому языку. Выполнить задания на стр. 3-6.