Содержание возникновение буддизма основы буддийского учения классическая буддийская философия буддийская традиция Тибета очерк истории изучения буддизма.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Буддизм». Возник буддизм в древней Индии в 5-6 веке до н.э.. Основателем считается Сиддхартха Гутама (Будда). Считается, что это одна из древнейших.
Advertisements

Будда и Буддизм. Будда,кто же это? Буддой является любой, открывший дхарму (истину) и достигший просветления посредством накопления достаточного количества.
Будда и Буддизм.. Будда, кто же это? Буддой является любой, открывший дхарму (истину) и достигший просветления посредством накопления достаточного количества.
Будда и Буддизм.. Будда, кто же это? Буддой является любой, открывший дхарму (истину) и достигший просветления посредством накопления достаточного количества.
Будди́зм религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии.
Буддизм Презентацию подготовила ученица 10 класса «А» ГБОУ ЦО 953 Ильина Настя.
РАБОТА УЧЕНИЦЫ 10 КЛАССА « А » ГОЛОМЫСОВОЙ АРИНЫ.
БУДДИЗМ Подготовила: Студентка 2 курса, группы ВСЭ 121 б Косинова Ю.А.
Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах. Мифология.
Древнеиндийская философия. Буддизм
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ ВОСТОКА Дегтярёв К.А. МОУ СОШ 20.
Презентация на темуВеротерпимость Подготовила Мамедова Медина.
Сиддхартха Гаутама, более известный как Будда, был творцом одной из древнейших религий. На теперешний момент – одна из трех мировых религий. Зародилось.
БУДДИЗМ: философия и религия Исполнители: Наганов Захар, Удальцов Дмитрий.
Презентация: «Влияние Индии на мировую культуру». Выполнила: ученица 6 «В» класса Агаджанян Арина.
Есть несколько определений религии: Вера в сверхъестественное Совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих.
Учение о преодолении зла. Буддизм - религиозно - философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н. э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных.
"Михаил Васильевич Ломоносов и его значение для экономической географии "
Транксрипт:

Содержание возникновение буддизма основы буддийского учения классическая буддийская философия буддийская традиция Тибета очерк истории изучения буддизма в России и за рубежом

Возникновение буддизма Буддизм первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее : христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии : подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно - конфессиональные и этно - государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями. Буддийский мир простерся от Ланки ( Цейлона ) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в конце XIX века процесс распространения буддизма в Европе и Америке. Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго - Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры ; цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации. Буддийской философией восхищался А. Шопенгауэр и с уважением отзывались Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований. В лоне буддийской традиции были созданы утонченнейшие философские системы, изучение и осмысление которых и сейчас интересно не только с чисто историко - философской точки зрения, так как вполне возможно, что буддийское умозрение способно обогатить и современную философию, в выжидании стоящую на путях схождения новоевропейской классики и постмодерна. Таким образом, изучение буддизма ( а дисциплина, занятая научным изучением буддизма, более ста лет тому назад получила название буддологии ) необходимо и для востоковеда, и для культуролога, и для религиоведа, и для философа. И, конечно, нельзя понять буддизм, не обратившись прежде к вопросу о причинах его происхождения. Надо сказать, что этот вопрос вполне правомерен и с точки зрения самого буддизма : ведь буддизм провозглашает принцип всеобщей причинной обусловленности, а следовательно, и сам также должен рассматриваться с точки зрения причинной обусловленности ( пратитья самутпада ).

Основы буддийского учения Разговор об основах учения буддизма следует начать с одного существенного замечания. Дело в том, что никакого «буддизма» как такового, «буддизма вообще» не существовало и не существует. Буддизм (на что еще в 1918 г. обратил внимание классик отечественной и мировой буддологии О.О. Розенберг) исторически представлен в виде различных течений и направлений, подчас чрезвычайно отличающихся друг от друга и подчас более напоминающих разные религии, нежели разные конфессии в рамках одной религии. Особенно это справедливо относительно Махаяны, которая, по существу, представляет собой обозначение весьма разноплановых и разнородных течений и направлений. Поэтому всегда следует анализировать и рассматривать конкретные направления буддизма, а не некий искусственно конструированный «буддизм вообще». В силу этого обстоятельства заранее обречены на провал попытки вычленить некий «истинный буддизм» (что, например, в 90-е годы пытаются сделать в Японии так называемые «критические буддисты» Хакамая Нориаки, Мацумото Сиро и их немногочисленные последователи); по существу, любой беспристрастный исследователь вынужден признать «буддизмом» любое учение, считавшееся буддийским самой традицией. Если использовать язык, имманентный самому буддизму, то можно сказать, опираясь на доктрину, известную как анатмавада (принцип бессущностности, «не-души»), что буддизм суть только имя для обозначения направлений и течений, рассматривающих себя в качестве буддийских.

Четыре Благородные Истины ۼ Четыре Благородные Истины Первая Истина это истина о страдании. « Все есть страдание. Рождение страдание, болезнь страдание, смерть страдание. Соединение с неприятным страдание, разлучение приятным страдание. Поистине все пять групп привязанности суть страдание ». Такими словами обычно формулируется первая Благородная Истина. Буддизм в значительно большей степени, чем другие религии, подчеркивает связь жизни со страданием. Более того, в буддизме страдание есть фундаментальная характеристика бытия как такового. Это страдание не есть результат некоего грехопадения и утраты изначального рая. Подобно самому бытию, страдание безначально и неизменно сопровождает все проявления бытия. Вторая Благородная Истина истина о причине страдания. Эта причина влечение, желание, привязанность к жизни в самом широком смысле, воля к жизни, как сказал бы увлекавшийся буддизмом и другими индийскими учениями А. Шопенгауэр. При этом влечение понимается буддизмом максимально широко, ибо в это понятие включается и отвращение как оборотная сторона влечения, влечение с противоположным знаком. В основе жизни влечение к приятному и отвращение к неприятному, выражающееся в соответствующих реакциях и мотивациях, базирующееся на фундаментальном заблуждении, или неведении (авидья), выражающемся в непонимании того, что суть бытия есть страдание. Влечение порождает страдание, если бы не было влечений и жажды жизни, то не было бы и страданий. А этой жаждой пронизана вся природа.Она как бы сердцевина жизнедеятельности каждого живого существа. И регулируется эта жизнь законом кармы. Третья Благородная Истина истина прекращении страдания, то есть о нирване (синоним ниродха, прекращение). Как врач, сообщающий больному благоприятный прогноз, Будда утверждает, что несмотря на то что страдание пронизывает все уровни сансарического существования, тем не менее существует состояние, в котором страдания больше нет, и что это состояние достижимо. Это и есть нирвана. Четвёртая Истина истина о путях к прекращению страдания.«Моё благое мышление есть причина моего счастья и условие счастья других». Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. Этот путь напрямую связан с 3мя добродетелями: нравственностью, сосредоточением и мудростью.

Классическая буддийская философия ۼ Классическая буддийская философия Мадхъямака. Мадхъямака доказывает, что невозможно утверждать ни реальность, ни нереальность дхарм : и то, и другое решение приводит к логическим противоречиям. Единственно возможным она считает срединное (« мадхъяма » « середина ») решение проблемы : дхармы ни реальны, ни нереальны они пусты. Отсюда ещё одно название мадхъямаки : « шуньявада » от « шунья », « пустота ». Подлинно реальным могло бы быть лишь то, что обладало бы самобытием ( свабхава ), т. е. существовало бы само по себе. Но именно такого бытия и невозможно допустить логически : все существует лишь благодаря другому, и нет никакого конечного пункта, который мы могли бы считать первоосновой. Отсюда же вытекает относительность вообще всех наших понятий и противоположений, даже противопоставления сансары и нирваны. Все философские концепции поэтому лишь путь к истине, но ни в коем случае не сама истина, которая усматривается только в йогическом созерцании. Йогачара ( Виджнянавада ) Учение Йогачары было особенно распространено в Тибете, в Китаее ( школы Фасян, Шэлунь, Дилунь ), в Японии ( школа Хоссо ) и в Монголии. Название Читтаматра означает только - сознание. Название Виджнянавада означает путь познания. Эту систему называют субъективным реализмом, подчёркивая, что индивидуальные кармические факторы, определяющие восприятие реальности, должны быть своими для каждого существа.

ۼ Буддийские традиции Тибета Начало распространения буддизма в Тибете окутано легендами, но в любом случае знакомство народа Страны Снегов с индийским учением началось не раньше VII века. В это время Тибет представлял собой мощную в военном отношении державу, управлявшуюся царями, которые впоследствии начали возводить свой род к древнеиндийским царям, упоминающимся в « Махабхарате », и даже к самим братьям Пандавам героям того же эпоса. Вообще же этногенез тибетцев остается довольно темным [2]. Скорее всего, племена цянов, населявшие земли к северо - западу от Древнего Китая и часто совершавшие набеги на китайские пограничные районы, постепенно, будучи теснимыми китайцами, отступали на юг до тех пор, пока не пришли на тибетское плоскогорье, где они остановились, смешавшись с немногочисленными группами автохтонного земледельческого населения неясного происхождения, что произошло, видимо, на рубеже нашей эры. Хотя язык тибетцев относится к сино - тибетской семье ( ее тибето - бирманской ветви ), не исключено, что в их этногенезе принимали участие и ираноязычные этнические группы. Во всяком случае, вполне возможно, что таинственный Шаншунг, древнее государство, из которого, согласно тибетским легендам, пришел Шенраб, создатель их национальной религии бон ( бон - по ), был населен народом, говорившим на языке индоевропейского происхождения.2 Религия бон, скорее всего, представляла собой одну из форм центральноазиатского шаманизма. Позднее бон подвергся настолько мощному влиянию буддизма, что, по существу, превратился в одно из не совсем « ортодоксальных » направлений буддизма : религиозная доктрина, иконография и пантеон, содержание и сама форма священных текстов, архитектура храмов, формы религиозной практики бон все это стало лишь едва и с трудом отличаемым от собственно буддийского. Поэтому судить о древнем бон по современному облику этой религии, еще имеющей некоторое распространение среди тибетцев, совершенно неправильно. Столь же неверно и предполагать бонское происхождение некоторых форм буддийской практики в Тибете ( Дзог - чэн ) лишь на том основании, что ее практикуют и современные последователи бон.

ۼ Очерк истории изучения буддизма в России. Начало изучения буддизма в России можно отнести к 20-м 30-м годам XIX века, когда член Петербургской Академии Наук немец Я.И. Шмидт ( гг.) опубликовал ряд буддологических исследований (на немецком языке), а также первую русскую грамматику тибетского языка. Его работы, написанные на основе изучения монгольских и тибетских источников, имели широкий резонанс в Европе, а на его статью о праджня-парамите даже сослался А. Шопенгауэр в конце первого тома своего основного труда «Мир как воля и представление». Но подлинно научное изучение буддизма в России связано с именами о. Палладия Кафарова ( гг.) и академика В.П. Васильева ( гг.). Палладий (в миру Петр Иванович) Кафаров в течение многих лет был главой Русской Духовной миссии в Пекине, занимаясь, однако, не столько миссионерской деятельностью, сколько наукой. Он был китаеведом высочайшего класса, причем занятия историей буддизма занимали очень важное место в его исследованиях. К сожалению, многие его труды не опубликованы и по сей день. Родоначальником индологической буддологии в России стал И.П. Минаев ( гг.). До него буддизм в России изучался прежде всего по китайским и тибетским источникам, что вполне понятно, если учесть, что Китай является непосредственным соседом России, а последователями тибетских направлений буддизма были и подданные Российской империи буряты и калмыки (Тува стала российским протекторатом только в 1914 г.). И.П. Минаев прежде всего изучал палийские тексты, особенно же его интересовали проблемы изучений Винаи (он перевел на русский язык Пратимокша-сутру важнейший из текстов Винаи). Именно от него протягивается нить к классику отечественной буддологии академику Ф.И. Щербатскому. Кроме этих крупнейших буддологов-теоретиков нельзя не упомянуть ученых, занимавшихся прежде всего полевыми наблюдениями и этнографическими изысканиями. Они оставили нам бесценные сведения о жизни, быте и религиозной практике монахов и мирян современных им Бурятии, Монголии и отчасти Тибета. К этим ученым относятся, прежде всего, А.М. Позднеев [2], Г.Ц. Цыбиков и Б.Б. Барайдин.2

Над презентацией работали Короткова Лиза и Мистюкова Анна 9 б класса информация: