САТИРЫ СМЕЛОЙ ВЛАСТЕЛИН Подготовила: учитель КГБОУ КВ(С)ОШ 7 Осит Е.Ю. Осит Е.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» Авторы: Сотникова Ольга, Чегодаева Анна учащиеся 9 класса Цветочненской ОШ І-ІІІ ступеней Научный руководитель: Барыкина.
Advertisements

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве. Отец его, помещик, служил в Москве чиновником и отличался прямотой, честностью и неподкупностью. В 1755 году,
Денис Иванович Фонвизин. Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Премьера состоялась в 1782 году. Имеется также текст, предположительно начала 1760-х.
«Недоросль» Д.И. Фонвизин. Появление Недоросль» комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Эта пьеса является самым известным его произведением и самой репертуарной.
Драматургия Д.И.Фонвизина Комедия «Недоросль». Денис Иванович Фонвизин Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792) (1745 – 1792) Русский драматург и переводчик.
М.В. ЛомоносовД.И.Фонвизин При дворе Екатерины II.
ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ (1745–1792) – выдающийся русский драматург, публицист, переводчик.
Литература XVIII века
Д. И. Фонвизин «Недоросль» Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Гнездилова О.Н. учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ 14, г.Ковров.
Язык персонажей комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» как одно из средств характеристики их личности. Комедия «Недоросль» вот уже более 200 лет «смешит» зрителей,
Тест Д.И.Фонвизин «Недоросль» ВОПРОС: Кто из героев произведения произносит эти фразы?
Тест Д.И.Фонвизин «Недоросль» 8 класс. Какому герою принадлежат слова «Не хочу учиться, хочу жениться»? Стародуму Митрофану Милону.
Денис Иванович Фонвизин Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» (1745.
Урок по литературе на тему: «Систематизация и обобщение знаний по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Д. И. Фонвизин «НЕДОРОСЛЬ» Тест к уроку в 8 классе.
ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ (1745–1792) – выдающийся русский драматург, публицист, переводчик.
«Сатиры смелый властелин…» (А.С.Пушкин) Денис Иванович Фонвизин как ярчайший представитель русской литературы 18 века
Д.И.Фонвизин «Недоросль» Образование и воспитание в комедии.
Комедия «Недоросль» первая русская социально- политическая комедия, и тема воспитания связана в ней с важнейшими проблемами XVIII века.
Транксрипт:

САТИРЫ СМЕЛОЙ ВЛАСТЕЛИН Подготовила: учитель КГБОУ КВ(С)ОШ 7 Осит Е.Ю. Осит Е.Ю.

Д. И. ФОНВИЗИН Среди писателей последней трети XVIII века выдающееся место принадлежит Денису Ивановичу Фонвизину. Образованный и свободомыслящий человек, Фонвизин всю свою жизнь был врагом самодержавного произвола, врагом придворных вельмож, царских любимцев. Фонвизин сумел так широко и правдиво нарисовать в своих произведениях современную ему русскую жизнь, что Белинский назвал его сочинения «живой летописью» эпохи. Среди писателей последней трети XVIII века выдающееся место принадлежит Денису Ивановичу Фонвизину. Образованный и свободомыслящий человек, Фонвизин всю свою жизнь был врагом самодержавного произвола, врагом придворных вельмож, царских любимцев. Фонвизин сумел так широко и правдиво нарисовать в своих произведениях современную ему русскую жизнь, что Белинский назвал его сочинения «живой летописью» эпохи.

В Москве на доме 5 по Рождественскому переулку висит мемориальная доска, на которой написано, что в этом доме родился и жил с 1745 по 1763 год Денис Иванович Фонвизин. Отец Фонвизина, помещик, служил в Москве чиновником. По словам Фонвизина, он отличался прямотой и неподкупной честностью. Заботясь о воспитании и образовании детей, он в 1755 году, как только открылась гимназия при Московском университете, отдал туда двух своих сыновей – Дениса и Павла. Учился Фонвизин отлично.

В начале 1757 года было решено представить попечителю университета Шувалову, жившему в Петербурге, десять лучших учеников гимназии, в числе их оказался Фонвизин. Петербург произвел на мальчика сильное впечатление.. Особенно поразил его театр. «Ничто, - писал он,- в Петербурге так меня не восхищало, как театр, который я увидел первый раз отроду…»

В 1760 году, окончив гимназию, Фонвизин поступил в Московский университет. В студенческие годы он пишет ряд сатирических произведений: посланий, басен, эпиграмм. По выходу из университета Фонвизин поступил на службу в Коллегию иностранных дел, но продолжает интересоваться литературой и театром. Он сближается с актерами, писателями и театральными деятелями, пишет стихотворения и комедии, в которых выступает обличителем царей и вельмож.

В 1782году он уходит в отставку и всецело отдается литературной работе. В 1788 году Фонвизин предпринимает попытку издать журнал, но разрешения на это не получил. 1 декабря 1792 года умер.

Комедия – драматическое произведение, обличающее посредством осмеяния пороки людей и отрицательные явления социальной действительности. Комедия – драматическое произведение, обличающее посредством осмеяния пороки людей и отрицательные явления социальной действительности. Эпиграмма – короткое стихотворение сатирического характера. Эпиграмма – короткое стихотворение сатирического характера. Гипербола – художественное преувеличение. Гипербола – художественное преувеличение. Ирония (насмешка) – это употребление слов в переносном значении, прямо противоположно их обычному смыслу. Ирония (насмешка) – это употребление слов в переносном значении, прямо противоположно их обычному смыслу. Сарказм – гневная насмешка. Сарказм – гневная насмешка. Олицетворение – такое изображение, когда неодушевленные предметы, явления природы наделяются свойствами живого существа, даром речи, способностью мыслить и чувствовать. Олицетворение – такое изображение, когда неодушевленные предметы, явления природы наделяются свойствами живого существа, даром речи, способностью мыслить и чувствовать. Юмор – изображение смешного в жизни людей и общества. Юмор – изображение смешного в жизни людей и общества. Иносказание – выражение, содержащее иной, скрытый смысл. Иносказание – выражение, содержащее иной, скрытый смысл. Гротеск – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Гротеск нарушает границы правдоподобия, придает изображению условность и выводит образ за пределы вероятного, деформируя его. Гротеск – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Гротеск нарушает границы правдоподобия, придает изображению условность и выводит образ за пределы вероятного, деформируя его.

Комедия «Недоросль»1782год. Идейное содержание комедии. 1. Недоросль – в России в 18 веке молодой человек, не достигший совершеннолетия и не поступивший на службу. 2. Глуповатый юноша – недоучка (разговорный, иронич.) Главными темами комедии являются: Главными темами комедии являются: тема крепостного права и его растлевающего влияния на помещиков и на дворовых; тема крепостного права и его растлевающего влияния на помещиков и на дворовых; тема отечества и службы ему; тема отечества и службы ему; тема воспитания; тема воспитания; тема нравов придворного дворянства. тема нравов придворного дворянства.

Тема крепостного права и его растлевающее влияние на помещиков и крепостных Тема крепостного права приобрела после Пугачевского восстания первостепенное значение. Эту тему Фонвизин раскрывает не только с бытовой стороны, показывая, как управляют своими поместьями Простакова и Скотини. Он говорит о губительном воздействии крепостного права на помещика и крепостного. Указывает Фонвизин и на то, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно». Тема крепостного права приобрела после Пугачевского восстания первостепенное значение. Эту тему Фонвизин раскрывает не только с бытовой стороны, показывая, как управляют своими поместьями Простакова и Скотини. Он говорит о губительном воздействии крепостного права на помещика и крепостного. Указывает Фонвизин и на то, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Тема отечества и службы ему Тема отечества и честного служения ему звучит в речах Стародума и Милона. Стародум неустанно говорит о необходимости служения отечеству, о честном выполнении дворянином своего долга перед родиной, о содействии ее благу. Его поддерживает и Милон, который заявляет, что «истинно неустрашимый военачальник» «славу свою предпочитает жизни, но что всего более – он для пользы отечества не устрашается забыть свою собственную славу». Тема отечества и честного служения ему звучит в речах Стародума и Милона. Стародум неустанно говорит о необходимости служения отечеству, о честном выполнении дворянином своего долга перед родиной, о содействии ее благу. Его поддерживает и Милон, который заявляет, что «истинно неустрашимый военачальник» «славу свою предпочитает жизни, но что всего более – он для пользы отечества не устрашается забыть свою собственную славу».

Тема воспитания Раскрывая тему воспитания, Фонвизин говорит устами Стародума: «Оно (воспитание) должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды- родители платят еще и деньги невеждам- учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу-крепостному? Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин». Надо воспитывать дворян как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны. Раскрывая тему воспитания, Фонвизин говорит устами Стародума: «Оно (воспитание) должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды- родители платят еще и деньги невеждам- учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу-крепостному? Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин». Надо воспитывать дворян как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны.

Тема нравов придворного дворянства Эта тема раскрывается в речах Стародума, особенно в разговоре его с Парвдиным. Стародум резко и гневно обличает развращенное придворное дворянство. Из его рассказов мы узнаем о нравах придворного круга, где «прямой дорогой почти никто не ездит», где «один другого сваливает», где «водятся премелкие души». Исправить нравы двора Екатерины невозможно, по мнению Стародума «Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится». Эта тема раскрывается в речах Стародума, особенно в разговоре его с Парвдиным. Стародум резко и гневно обличает развращенное придворное дворянство. Из его рассказов мы узнаем о нравах придворного круга, где «прямой дорогой почти никто не ездит», где «один другого сваливает», где «водятся премелкие души». Исправить нравы двора Екатерины невозможно, по мнению Стародума «Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится».

Идейный замысел комедии обусловил состав действующих лиц «Недоросля». Комедия рисует типичных помещиков- крепостников (Простаковых, Скотинина), их слуг (Еремеевну и Тришку), учителей (Цифиркина, Кутейкина, Вральмана) и противопоставляет им таких передовых дворян, какими должно быть, по мнению Фонвизина, все русское дворянство: на государственной службе (Правдин), в области хозяйственной деятельности (Стародум), на военной службе (Милон). Образ Софьи, умной и просвещенной девушки, содействует более полному раскрытию своеволия и невежества Простаковой; С Софьей связана и вся происходящая в «комедии» борьба.

Действующие лица комедии Говорящие фамилии отрицательные отрицательные Простакова – мать Митрофана; Простакова – мать Митрофана; Митрофан – сын Простаковой, жертва неправильного воспитания; Митрофан – сын Простаковой, жертва неправильного воспитания; Скотинин – брат Простаковой; Скотинин – брат Простаковой; Вральман – учитель, бывший кучер; Вральман – учитель, бывший кучер; Кутейкин – учитель, жадный до денег. Кутейкин – учитель, жадный до денег. Цыфиркин – учитель, занимается преподаванием в свободное время от других дел. Цыфиркин – учитель, занимается преподаванием в свободное время от других дел. положительные Стародум – человек просвещенный и передовой (Петровского времени); Правдин – ревизор; Милон – офицер; Софья – племянница Стародума.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ КОМЕДИИ

Простакова – грубая и необузданная натура. Она нагла, если не встречает сопротивления, и вместе с тем труслива, когда наталкивается на силу. Беспощадная к тем, кто находится в ее власти, она унижается, готова валяться в ногах, вымаливая прощения у того, кто сильнее ее. Она невежественна. Враждебно относится к просвещению; с ее точки зрения, образование излишне: «Без наук люди живут и жили»,- говорит она. Только подчиняясь необходимости, она нанимает Митрофану учителей. В отношениях с людьми она руководствуется только грубым расчетом, личной выгодой. У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства. Простакова – грубая и необузданная натура. Она нагла, если не встречает сопротивления, и вместе с тем труслива, когда наталкивается на силу. Беспощадная к тем, кто находится в ее власти, она унижается, готова валяться в ногах, вымаливая прощения у того, кто сильнее ее. Она невежественна. Враждебно относится к просвещению; с ее точки зрения, образование излишне: «Без наук люди живут и жили»,- говорит она. Только подчиняясь необходимости, она нанимает Митрофану учителей. В отношениях с людьми она руководствуется только грубым расчетом, личной выгодой. У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства. Простакова – А.Н. Евдокимова, Простакова – А.Н. Евдокимова, Митрофан - Виктор Низовой Митрофан - Виктор Низовой

У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства. Убежденная, закоренелая крепостница, она считает крепостных людей своей полной собственностью: с ними она может делать все, что ей угодно. Даже преданную ей Еремеевну, няньку Митрофана, всячески старающуюся ей угодить, Простакова называет не иначе, как «старой ведьмой», «собачьей дочерью», «скверной харей».Она считает, что управлять хозяйством можно только с помощью ругани и побоев. «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится». Крестьян она совершенно обобрала, выжала из них все, что могла. «С тех пор как все,- сокрушенно жалуется она брату,- что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда! У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства. Убежденная, закоренелая крепостница, она считает крепостных людей своей полной собственностью: с ними она может делать все, что ей угодно. Даже преданную ей Еремеевну, няньку Митрофана, всячески старающуюся ей угодить, Простакова называет не иначе, как «старой ведьмой», «собачьей дочерью», «скверной харей».Она считает, что управлять хозяйством можно только с помощью ругани и побоев. «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится». Крестьян она совершенно обобрала, выжала из них все, что могла. «С тех пор как все,- сокрушенно жалуется она брату,- что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!

Тупого, робкого и безвольного мужа она ни во что не ставит и понукает им, как хочет. Учителям по году не платит жалованья. Лишь к своему сыну Митрофану она относится иначе. Забота о его счастье, благополучии составляет основное содержание его жизни. «Одна моя забота, обна моя отрада – Митрофанушка», -говорит она. Свою материнскую любовь она сравнивает с привязанностью собаки к своему щенку. Поэтому ее слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни ей самой ничего, кроме вреда. Характер Простаковой, степень ее умственного развития, положение помещицы и полновластной хозяйки в доме, отношение к окружающим людям – все это выразительно и ярко отражается в ее речи. Так, Тришку она называет «мошенником, вором, скотом, воровской харей, болваном», Еремеевну – «бестией». ЕЕ пренебрежительное отношение к мужу выражается в насмешках над ним. Она называет мужа «уродом», «рохлей». Сначала она обращается с Софьей грубо, деспотично, но когда узнает, что та стала богатой наследницей тон по отношению к Софье меняется: «Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!» Тупого, робкого и безвольного мужа она ни во что не ставит и понукает им, как хочет. Учителям по году не платит жалованья. Лишь к своему сыну Митрофану она относится иначе. Забота о его счастье, благополучии составляет основное содержание его жизни. «Одна моя забота, обна моя отрада – Митрофанушка», -говорит она. Свою материнскую любовь она сравнивает с привязанностью собаки к своему щенку. Поэтому ее слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни ей самой ничего, кроме вреда. Характер Простаковой, степень ее умственного развития, положение помещицы и полновластной хозяйки в доме, отношение к окружающим людям – все это выразительно и ярко отражается в ее речи. Так, Тришку она называет «мошенником, вором, скотом, воровской харей, болваном», Еремеевну – «бестией». ЕЕ пренебрежительное отношение к мужу выражается в насмешках над ним. Она называет мужа «уродом», «рохлей». Сначала она обращается с Софьей грубо, деспотично, но когда узнает, что та стала богатой наследницей тон по отношению к Софье меняется: «Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»

Образ Простаковой, живо и правдиво нарисованный, приобретает еще большую убедительность, жизненность особенно потому, что Фонвизин показывает те условия, под влиянием которых сложился ее характер и принял такие уродливые формы. Простакова выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Ни отец, ни мать не дали ей никакого воспитания, не привили никаких нравственных правил, не заложили с детства в ее душу ничего хорошего. Но еще сильнее воздействовали на нее условия крепостного права – ее положение полновластной владелицы крепостных крестьян. Образ Простаковой, живо и правдиво нарисованный, приобретает еще большую убедительность, жизненность особенно потому, что Фонвизин показывает те условия, под влиянием которых сложился ее характер и принял такие уродливые формы. Простакова выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Ни отец, ни мать не дали ей никакого воспитания, не привили никаких нравственных правил, не заложили с детства в ее душу ничего хорошего. Но еще сильнее воздействовали на нее условия крепостного права – ее положение полновластной владелицы крепостных крестьян.

Скотинин. Скотинин. Типичный представитель мелких помещиков-крепостников. Выросший в семье, крайне враждебно относившийся к просвещению, он отличается невежеством, умственной неразвитостью, хотя от природы сообразителен. Все его мысли связаны со скотным двором. Теплоту и нежность он проявляет только к своим свиньям. Скотинин – свирепый крепостник, мастер «сдирать» с крестьян оброк. Он жаден. Узнав, что Софья принесет своему мужу состояние, он готов уничтожить своего соперника Митрофана. Типичный представитель мелких помещиков-крепостников. Выросший в семье, крайне враждебно относившийся к просвещению, он отличается невежеством, умственной неразвитостью, хотя от природы сообразителен. Все его мысли связаны со скотным двором. Теплоту и нежность он проявляет только к своим свиньям. Скотинин – свирепый крепостник, мастер «сдирать» с крестьян оброк. Он жаден. Узнав, что Софья принесет своему мужу состояние, он готов уничтожить своего соперника Митрофана. Д. Кознов – Скотинин из комедии «Недоросль». Д. Кознов – Скотинин из комедии «Недоросль».

Митрофан. Митрофан. В буквальном переводе с греческого языка имя Митрофан означает «являющий свою мать». Это яркий тип избалованного «маменькиного сынка». Крепостное право, домашняя обстановка и нелепое, уродливое воспитание духовно погубили, развратили его. От природы он не лишен хитрости и сообразительности. Он прекрасно видит, что полновластной хозяйкой является мать, и он подлаживается к ней, прикидывается нежно любящим ее сыном или пугает ее угрозой утопиться, если не уберегут его от кулаков дядюшки и будут мучить чтением часослова. В буквальном переводе с греческого языка имя Митрофан означает «являющий свою мать». Это яркий тип избалованного «маменькиного сынка». Крепостное право, домашняя обстановка и нелепое, уродливое воспитание духовно погубили, развратили его. От природы он не лишен хитрости и сообразительности. Он прекрасно видит, что полновластной хозяйкой является мать, и он подлаживается к ней, прикидывается нежно любящим ее сыном или пугает ее угрозой утопиться, если не уберегут его от кулаков дядюшки и будут мучить чтением часослова. Виктор Низовой – Митрофан из комедии «Недоросль»

Умственное развитие Митрофана крайне низко, так как он питает непреодолимое отвращение к труду и ученью. Сцены его занятий с учителями ярко и полно показывают его умственное убожество, невежество в науках, нежелание чего-либо понять, усвоить новое. Голубятня, пироги. Сладкий сон и праздная жизнь барчука ему гораздо милее. Митрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким – к отцу и матери, няньке. Преданную Еремеевну называет «старой хрычовкой», с учителями не разговаривает, а «лается», матери говорит: «да отвяжись, матушка, как навязалась» и др. Речь Митрофана полно отражает его характер и отличительные качества. («Небось брат», Кака дверь? И др.) Основной тон его речи – капризный, пренебрежительный, тон будущего деспота и самодура. Образ Митрофана – образ огромной обобщающей силы. Имя Митрофанушки с тало нарицательным. Самое слово «недоросль» стало синонимом круглого невежды, ничего не знающего и не желающего знать. Умственное развитие Митрофана крайне низко, так как он питает непреодолимое отвращение к труду и ученью. Сцены его занятий с учителями ярко и полно показывают его умственное убожество, невежество в науках, нежелание чего-либо понять, усвоить новое. Голубятня, пироги. Сладкий сон и праздная жизнь барчука ему гораздо милее. Митрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким – к отцу и матери, няньке. Преданную Еремеевну называет «старой хрычовкой», с учителями не разговаривает, а «лается», матери говорит: «да отвяжись, матушка, как навязалась» и др. Речь Митрофана полно отражает его характер и отличительные качества. («Небось брат», Кака дверь? И др.) Основной тон его речи – капризный, пренебрежительный, тон будущего деспота и самодура. Образ Митрофана – образ огромной обобщающей силы. Имя Митрофанушки с тало нарицательным. Самое слово «недоросль» стало синонимом круглого невежды, ничего не знающего и не желающего знать. Дмитрий Солодовник – Митрофан из комедии «Недоросль»

ПРАВДИВЫ, ЖИЗНЕННО УБЕДИТЕЛЬНЫ В КОМЕДИИ ОБРАЗЫ ДОМАШНИХ УЧИТЕЛЕЙ МИТРОФАНА: ЦИФИРКИНА, КУТЕЙКИНА, ВРАЛЬМАНА.

Цифиркин. Цифиркин. Отставной солдат, Цыфиркин – человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю», - говорит он. В городе он помогает приказным « то счетец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». Фонвизин зарисовал образ Цифиркина с явным сочувствием. Отставной солдат, Цыфиркин – человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю», - говорит он. В городе он помогает приказным « то счетец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». Фонвизин зарисовал образ Цифиркина с явным сочувствием. Е. Куршинский – Цифиркин из комедии «Недоросль». Е. Куршинский – Цифиркин из комедии «Недоросль».

Кутейкин – это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии. Он резко отличается от других учителей своей жадностью к деньгам. Кутейкин – это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии. Он резко отличается от других учителей своей жадностью к деньгам.

Вральман. Вральман. В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер. Он не учил Митрофана, потакал лени и пользовался невежеством Простаковой. В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер. Он не учил Митрофана, потакал лени и пользовался невежеством Простаковой.

ДВОРОВЫЕ СЛУГИ

ЕРЕМЕЕВНА. ЕРЕМЕЕВНА. Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым- Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у нее сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. («Издохну на месте, а дитя не выдам»). Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У нее нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. И за свою беззаветную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая ведьма, старая хрычовка и др. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принужденной служить извергам- помещикам, не способным оценить ее верную службу. Образ Еремеевны глубоко жизненный. Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым- Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у нее сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана. («Издохну на месте, а дитя не выдам»). Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный, рабский характер. У нее нет чувства человеческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста. И за свою беззаветную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая ведьма, старая хрычовка и др. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принужденной служить извергам- помещикам, не способным оценить ее верную службу. Образ Еремеевны глубоко жизненный.

ТРИШКА. ТРИШКА. Другой тип крепостного слуги введен в образе портного Тришки. Тришка выступает только в одном действии комедии, произносит всего несколько фраз, но уже складывается довольно полное впечатление об этом человеке. Тришка – талантливый самоучка: не учась шить, он сшил кафтан Митрофану «изрядьнехонько», по выражению Скотинина. Он умно и логично отвечает Простаковой, находчив, держится с достоинством. Другой тип крепостного слуги введен в образе портного Тришки. Тришка выступает только в одном действии комедии, произносит всего несколько фраз, но уже складывается довольно полное впечатление об этом человеке. Тришка – талантливый самоучка: не учась шить, он сшил кафтан Митрофану «изрядьнехонько», по выражению Скотинина. Он умно и логично отвечает Простаковой, находчив, держится с достоинством.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ КОМЕДИИ

И. А. Дмитревский – Стародум из комедии «Недоросль». И. А. Дмитревский – Стародум из комедии «Недоросль».

Стародум – человек просвещенный и передовой. Он воспитан в духе петровского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и деятельность людей той поры. Стародум прежде всего глубокий патриот. Честная и полезная служба отечеству – для него первая обязанность дворянина. «Степень знатности (т.е ценности), - говорит Стародум,- рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества... без знатных дел знатное состояние ничего». Стародум – представитель дворянства, отрицательно относящегося к порядкам екатерининского царствования. Он резко выступает против вельмож – любимцев царицы, обличает нравы придворного дворянства. Он требует законности, ограничения произвола царя и помещиков- крепостников. Он возмущается косностью, дикостью, злонравием помещичьего класса, бесчеловечным угнетением крепостных. Особенно много говорит Стародум о воспитании. Нравственному воспитанию он придает больше цены, чем образованию: «ум, коли он только ум, самая безделица…Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло». Только воспитывая хорошие душевные качества можно вырастить настоящего человека: «Имей сердце, имей душу – и будешь человеком во всякое время». В речах Стародума выражена программа взглядов и деятельности передового дворянства той эпохи, и прежде всего – самого Фонвизина. Стародум – человек просвещенный и передовой. Он воспитан в духе петровского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и деятельность людей той поры. Стародум прежде всего глубокий патриот. Честная и полезная служба отечеству – для него первая обязанность дворянина. «Степень знатности (т.е ценности), - говорит Стародум,- рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества... без знатных дел знатное состояние ничего». Стародум – представитель дворянства, отрицательно относящегося к порядкам екатерининского царствования. Он резко выступает против вельмож – любимцев царицы, обличает нравы придворного дворянства. Он требует законности, ограничения произвола царя и помещиков- крепостников. Он возмущается косностью, дикостью, злонравием помещичьего класса, бесчеловечным угнетением крепостных. Особенно много говорит Стародум о воспитании. Нравственному воспитанию он придает больше цены, чем образованию: «ум, коли он только ум, самая безделица…Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло». Только воспитывая хорошие душевные качества можно вырастить настоящего человека: «Имей сердце, имей душу – и будешь человеком во всякое время». В речах Стародума выражена программа взглядов и деятельности передового дворянства той эпохи, и прежде всего – самого Фонвизина. Правдин, Милон и Софья обрисованы автором бледнее, чем остальные действующие лица комедии. Своим поведением они как бы доказывают правоту взглядов Стародума и оттеняют злонравие Простаковых-Скотининых. Нельзя отрицать, что в жизни были такие честные и безупречные чиновники, как Правдин, а в армии Суворова встречались патриотически настроенные, верные своему долгу офицеры, вроде Милона. Правдин, Милон и Софья обрисованы автором бледнее, чем остальные действующие лица комедии. Своим поведением они как бы доказывают правоту взглядов Стародума и оттеняют злонравие Простаковых-Скотининых. Нельзя отрицать, что в жизни были такие честные и безупречные чиновники, как Правдин, а в армии Суворова встречались патриотически настроенные, верные своему долгу офицеры, вроде Милона.

Правдин, Милон и Софья обрисованы автором бледнее, чем остальные действующие лица комедии. Своим поведением они как бы доказывают правоту взглядов Стародума и оттеняют злонравие Простаковых - Скотининых.

Нельзя отрицать, конечно, что в жизни были такие честные люди, как Правдин, но роль, которую отвел ему Фонвизин в комедии, явно сочинена автором и не соответствует действительности: таких ревизоров в то время не было. Вводя в комедию Правдина в роли чиновника, облеченного полномочиями отбирать у жестоких помещиков имения в опеку, Фонвизин тем самым противопоставлял то, что, по его мнению, должно было быть, тому, что на самом деле было в жизни. Нельзя отрицать, конечно, что в жизни были такие честные люди, как Правдин, но роль, которую отвел ему Фонвизин в комедии, явно сочинена автором и не соответствует действительности: таких ревизоров в то время не было. Вводя в комедию Правдина в роли чиновника, облеченного полномочиями отбирать у жестоких помещиков имения в опеку, Фонвизин тем самым противопоставлял то, что, по его мнению, должно было быть, тому, что на самом деле было в жизни. В. Бабетинский - Правдин из комедии «Недоросль»

В армии Суворова встречались патриотически настроенные, верные своему долгу офицеры, вроде Милона В. Зотов – Милон из комедии «Недоросль»

В воспоминаниях людей того времени можно встретить образы девушек того времени, похожих на Софью. Н. Верещенко – Софья из комедии «Недоросль»

Значение комедии «Недоросль» Со страниц комедии. Со сцены театра прозвучал смелый голос писателя, который гневно громил язвы и недостатки жизни того времени, призывал к борьбе с ними. Комедия рисовала подлинные картины жизни; показывала живых людей, хороших и дурных, призывала подражать первым и бороться с последними. Она просвещала сознание, воспитывала гражданские чувства, звала к действию. Свою общественную деятельность комедия не утратила и в последующее время. Вопрос о крепостном праве был злободневен до 1861 года. Так же велико значение комедии в истории развития русской драмы. Она живет на сцене и в наши дни.