Лекция 9 Проблемы дистанционного обучения Экономический факультет Кафедра «Прикладная информатика» Дисциплина «Информационные системы в образовании» Разработал.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология построения урока на основе ИКТ (теоретический семинар)
Advertisements

Целью данного проекта является - рассмотреть возможность различных программ для создания ЦОР. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие.
Использование элементов дистанционного обучения на уроках истории.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Чапразова Наталья Викторовна, методист ЦДО МОУ «Средняя.
Формирование информационной образовательной среды Педагогический совет Богатикова Л.С.
Дистанционные образовательные технологии. Цели и задачи использования ДОТ Удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.
Понимание, направления использования в системе высшего профессионального образования.
Презентация курса по выбору «Технологии визуализации данных» Кафедра Информатики и МОИ Факультет Математики, физики и информатики.
Иркутский государственный технический университет Центр технологий дистанционного обучения ДО в современном образовании Кирилл Сергеевич Лебедев Руководитель.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Чудаева Елена Владимировна, заместитель директора по УВР,
ИКТ-компетентность педагога. ноября 2006 г. Александр Елизаров ИКТ-компетентность педагога: понятие Профессионализм.
Панина Ирина Борисовна учитель начальных классов высшей категории МОУ «Кирилловская СОШ» Использование ИКТ в образовательном процессе современной начальной.
Сущность и содержание готовности учителя начальных классов к виртуальному взаимодействию в профессиональной деятельности © Зайцева Наталия Владимировна,
Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде.
Электронные ресурсы в системе образования. Работу выполняла Кун Анна, группа 0361.
« Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать » Сеймур.
Тема самообразования: «Формирование информационной культуры через создание и использование электронных учебных пособий»
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Чудаева Елена Владимировна, заместитель директора по УВР,
ФГОС начального общего образования. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Активное использование речевых средств и средств.
8-ое заседание Координационного совета по информатизации при РСС (17-18 октября 2005 г., Ереван) Министерство связи и информатизации Республики Беларусь.
Транксрипт:

Лекция 9 Проблемы дистанционного обучения Экономический факультет Кафедра «Прикладная информатика» Дисциплина «Информационные системы в образовании» Разработал к.п.н., доцент кафедры «Прикладная информатика», Попова Марина Викторовна

1. Образование как вид коммуникации 2. Виртуальное образовательное пространство 3. Управляемое компьютерное обучение СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВИД КОММУНИКАЦИИ Задача образования заключается в организации помощи обучаемому, позволяющей ему выйти на такой уровень развития, который он не в силах достичь самостоятельно. Система образования включает в себя людей-учителей и людей- учеников. Педагогическая коммуникация в электронной сфере формируется на стыке естественнонаучных, технологических и социально-гуманитарных наук.

В развитии коммуникативного сознания выделяют информационное, психологическое и социальное направления. В едином образовательном пространстве объединяются возможности непосредственного («лицом к лицу», межличностного, группового) и опосредованного взаимодействия (активный и пассивный источники информации), что характеризуется как межличностная опосредованная коммуникация.

Педагогическая коммуникация реализуется в медиасреде (текстовая, звуковая, видео, компьютерная), отличающейся от традиционной учебной среды, с другими пространственно- временными характеристиками, формируемыми информационными компьютерными Педагогическая коммуникация реализуется в медиасреде (текстовая, звуковая, видео, компьютерная), отличающейся от традиционной учебной среды, с другими пространственно- временными характеристиками, формируемыми информационными компьютерными технологиями. технологиями. Существует три важнейшие коммуникационные функции: передача информации в пространстве, сохранение информации во времени и обработка информации в целях ее воспроизведения.

Искусственная память передает одно и то же изображение, текст, визуальный образ сотням, тысячам, миллионам людей, дополняя, тренируя и даже ограничивая нашу индивидуальную память, создавая взамен массовый консенсус о том, что и как должно запоминаться, рис. 6.1.

В образовании ясно просматриваются тенденции, делающие акцент на усиление роли логических построений и предсказуемости событий. Моделирование обучения предполагает методику описания учебных целей в количественных терминах, которые можно оценить. Оно использует системный подход и поэтому может служить проводником для внедрения информационных компьютерных технологий в образовательный процесс. В образовании ясно просматриваются тенденции, делающие акцент на усиление роли логических построений и предсказуемости событий. Моделирование обучения предполагает методику описания учебных целей в количественных терминах, которые можно оценить. Оно использует системный подход и поэтому может служить проводником для внедрения информационных компьютерных технологий в образовательный процесс.

2. ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО Развитие вычислительной техники и информационных компьютерных технологий позволяет перейти в педагогической практике от традиционной среды педагогического общения к взаимодействию в едином образовательном пространстве, формируемом всеми участниками образовательного процесса. Единое образовательное пространство можно определить как комплекс условий и факторов, опирающихся на возможности информационных компьютерных технологий и обеспечивающих функционирование образовательной системы в целом.

Формируемая из информационного наполнения и коммуникативных возможностей локальных, корпоративных и глобальных сетей, а также физического пространства учебных заведений, образовательная среда не является педагогически «нейтральной», ввиду необходимости поддержки дидактических компонент, дружественного интерфейса, эффективной педагогической коммуникации, оптимизации процесса управления обучением.

В организационном плане электронная среда представляет собой сложную самонастраивающуюся (корректировка, перестройка поведения) и самосовершенствующуюся коммуникационную систему (установление наиболее эффективной взаимосвязи), включающую прямую и обратную взаимосвязь между учащимися, преподавателями и другими членами учебной организации. В организационном плане электронная среда представляет собой сложную самонастраивающуюся (корректировка, перестройка поведения) и самосовершенствующуюся коммуникационную систему (установление наиболее эффективной взаимосвязи), включающую прямую и обратную взаимосвязь между учащимися, преподавателями и другими членами учебной организации.

Накопленный опыт освоения информационных компьютерных технологий в образовании показывает, что невозможен автоматический и полный перенос коммуникативных навыков из традиционной в электронную среду ввиду влияния новых факторов, которые обычно не встречаются или имеют другой вектор направленности в традиционной среде педагогического общения. Накопленный опыт освоения информационных компьютерных технологий в образовании показывает, что невозможен автоматический и полный перенос коммуникативных навыков из традиционной в электронную среду ввиду влияния новых факторов, которые обычно не встречаются или имеют другой вектор направленности в традиционной среде педагогического общения.

Сейчас можно говорить о развитии комбинированного типа взаимодействия в образовательных средах человек–компьютер– человек. Формы обучения в электронной среде модифицируются на основе человеко- компьютерного взаимодействия в аудио-, видео-, электронные лекции (предполагается активность со стороны преподавателя). На основе компьютерно-опосредованной коммуникации они дополняются консультациями в локальном и сетевом режимах, асинхронными семинарами, семинарами-чатами, видеоконференциями, виртуальными лабораторными практикумами, предоставляющими возможность современно обнаружить недостатки и оперативно их устранить (предполагается активность со стороны обучаемого). Сейчас можно говорить о развитии комбинированного типа взаимодействия в образовательных средах человек–компьютер– человек. Формы обучения в электронной среде модифицируются на основе человеко- компьютерного взаимодействия в аудио-, видео-, электронные лекции (предполагается активность со стороны преподавателя). На основе компьютерно-опосредованной коммуникации они дополняются консультациями в локальном и сетевом режимах, асинхронными семинарами, семинарами-чатами, видеоконференциями, виртуальными лабораторными практикумами, предоставляющими возможность современно обнаружить недостатки и оперативно их устранить (предполагается активность со стороны обучаемого).

Идея разработки модели образования, основанной на использовании телекоммуникационных систем в качестве альтернативы ныне существующей модели, базирующейся на использовании транспортной инфраструктуры, является пересмотром самой концепции образования, которое должно стать свободным от временных и пространственных ограничений. Идея разработки модели образования, основанной на использовании телекоммуникационных систем в качестве альтернативы ныне существующей модели, базирующейся на использовании транспортной инфраструктуры, является пересмотром самой концепции образования, которое должно стать свободным от временных и пространственных ограничений.

Обучаемый может справиться с проблемами, возникаемыми в моделируемой среде, посредством использования знаний, доступ к которым открывают компьютерные программы. Именно с применением компьютерной технологии для решения задач моделирования и берет свое начало технология виртуальной реальности. Компьютер способен интегрироваться в ту среду, которую сейчас называют кибернетическим пространством. Обучаемый может справиться с проблемами, возникаемыми в моделируемой среде, посредством использования знаний, доступ к которым открывают компьютерные программы. Именно с применением компьютерной технологии для решения задач моделирования и берет свое начало технология виртуальной реальности. Компьютер способен интегрироваться в ту среду, которую сейчас называют кибернетическим пространством.

Можно предположить, что в недалеком будущем станет возможным совмещение коммуникационных функций, которыми уже обладают мультимедийные компьютеры, с виртуальной реальностью и доступом к широкодиапазонным телекоммуникационным сетям, и мы с полным основанием будем использовать аббревиатуру КВР (компьютерная виртуальная реальность) для определения тройственной совокупности возможностей этих технологий. Можно предположить, что в недалеком будущем станет возможным совмещение коммуникационных функций, которыми уже обладают мультимедийные компьютеры, с виртуальной реальностью и доступом к широкодиапазонным телекоммуникационным сетям, и мы с полным основанием будем использовать аббревиатуру КВР (компьютерная виртуальная реальность) для определения тройственной совокупности возможностей этих технологий.

3. УПРАВЛЯЕМОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ Проект методики преподавания, основанный на использовании компьютера, представлен на рис В нем заложена основа для разработки педагогических сред, которые могут использоваться на уровне виртуального учителя и виртуального класса. Проект методики преподавания, основанный на использовании компьютера, представлен на рис В нем заложена основа для разработки педагогических сред, которые могут использоваться на уровне виртуального учителя и виртуального класса.

Схема обучающих навыков изображается в виде карты, которая впоследствии может использоваться обучаемым. Ученик может выбрать узел и получить по нему инструкции. Карта располагает навыки в иерархической зависимости, т.е. указывает, какой навык нужно изучит в начале, а какой – в конце. В то же время учащийся имеет возможность с помощью карты самостоятельно определять порядок работы. Одни учащиеся выбирают последовательный путь обучения от простого к сложному, а другие выбирают основной навык и сразу приступают к его совершенствованию.ф Схема обучающих навыков изображается в виде карты, которая впоследствии может использоваться обучаемым. Ученик может выбрать узел и получить по нему инструкции. Карта располагает навыки в иерархической зависимости, т.е. указывает, какой навык нужно изучит в начале, а какой – в конце. В то же время учащийся имеет возможность с помощью карты самостоятельно определять порядок работы. Одни учащиеся выбирают последовательный путь обучения от простого к сложному, а другие выбирают основной навык и сразу приступают к его совершенствованию.ф

Функция компьютерного проектирования обучения также определяет тип навыка, представленного в каждом узле, т.е. различные типы навыков усваиваются разными способами. Эта информация вводится в функцию автоматизации, в которой может содержаться шаблон для каждого типа навыка и соответствующая преподавательская среда. Сегодня средства мультимедиа могут включать в себя схемы, рисунки, мультипликацию и т.д. Завтра к ним добавится виртуальная реальность. Функция компьютерного проектирования обучения также определяет тип навыка, представленного в каждом узле, т.е. различные типы навыков усваиваются разными способами. Эта информация вводится в функцию автоматизации, в которой может содержаться шаблон для каждого типа навыка и соответствующая преподавательская среда. Сегодня средства мультимедиа могут включать в себя схемы, рисунки, мультипликацию и т.д. Завтра к ним добавится виртуальная реальность.

Когда учащийся выбирает узел в карте, ему также предоставляется возможность выбора способа обучения. Например, он может попробовать решить проблему самостоятельно, или попросить объяснить ему ту теорию, которая относится к проблеме, или заказать демонстрацию решения проблемы. В системах такого типа учащемуся предоставляется наглядная оценка его успехов, в этих системах также имеется функция самопроверки, позволяющая ученику самостоятельно убедиться в том, что он овладел навыком.

Преподавательская функция закладывается в систему проектировщиком обучения. В соответствии с назначением программного обучения разработчик предоставляет машине информацию, на основании которой проектируется сеть, а потом адаптирует ее в зависимости от полученной реакции обучаемого. Эти действия осуществляются на основании профессионального опыта.

Образовательное пространство учебного заведения складывается из индивидуальных пространств обучаемых и обучающих. Материальный компонент индивидуального образовательного пространства в простейшем случае может быть реализован как пакет мультимедиа информации с наглядными связями между различными ресурсами (текст, графика, видео, страницы Интернет). Полезным направлением в создании индивидуального образовательного пространства может стать подборка справочных и демонстрационных материалов по программным средствам, связанным с профильной или профессиональной подготовкой, анализ и сопоставление возможностей различных прикладных систем (правовых, финансовых, статистических). Образовательное пространство учебного заведения складывается из индивидуальных пространств обучаемых и обучающих. Материальный компонент индивидуального образовательного пространства в простейшем случае может быть реализован как пакет мультимедиа информации с наглядными связями между различными ресурсами (текст, графика, видео, страницы Интернет). Полезным направлением в создании индивидуального образовательного пространства может стать подборка справочных и демонстрационных материалов по программным средствам, связанным с профильной или профессиональной подготовкой, анализ и сопоставление возможностей различных прикладных систем (правовых, финансовых, статистических).

Материальной базой единого образовательного пространства является образовательная электронная среда, к которой относят информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных (университетские, муниципальные, региональные, федеральные) и глобальных компьютерных сетей, создаваемых и используемых для образовательных целей участниками образовательного процесса. Технологические составляющие электронной среды рассматривают с точки зрения выполняемой ими роли в образовании (компьютер: наставник, инструмент, объект, ресурс; информационная компьютерная технология: освоение, использование, образование). Материальной базой единого образовательного пространства является образовательная электронная среда, к которой относят информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных (университетские, муниципальные, региональные, федеральные) и глобальных компьютерных сетей, создаваемых и используемых для образовательных целей участниками образовательного процесса. Технологические составляющие электронной среды рассматривают с точки зрения выполняемой ими роли в образовании (компьютер: наставник, инструмент, объект, ресурс; информационная компьютерная технология: освоение, использование, образование).

Дистанционное обучение является примером успешной адаптации процессов и методов педагогической коммуникации к образовательной электронной среде. Оно характеризуется использованием различных технологий для педагогического взаимодействия (методическая информационная поддержка на www, отправка и проверка заданий экспертной программой, групповые дискуссии в форуме, списки рассылки) и самостоятельного учения студентов (методические пособия, электронные курсы). Дистанционное обучение является примером успешной адаптации процессов и методов педагогической коммуникации к образовательной электронной среде. Оно характеризуется использованием различных технологий для педагогического взаимодействия (методическая информационная поддержка на www, отправка и проверка заданий экспертной программой, групповые дискуссии в форуме, списки рассылки) и самостоятельного учения студентов (методические пособия, электронные курсы). Для успешного осуществления дистанционного обучения традиционные и технологические дидактические компоненты должны быть взаимосвязаны; наиболее важным является комбинирование способов передачи содержания, которое совершенствуется благодаря личностно- деятельностному подходу, изменениям в педагогической коммуникации (преимущественно, позитивного характера). Для успешного осуществления дистанционного обучения традиционные и технологические дидактические компоненты должны быть взаимосвязаны; наиболее важным является комбинирование способов передачи содержания, которое совершенствуется благодаря личностно- деятельностному подходу, изменениям в педагогической коммуникации (преимущественно, позитивного характера).

Основными характеристиками образовательной электронной среды являются: открытая учебная архитектура; интегративность как совмещение информационных и коммуникационных возможностей сред и средств коммуникации, традиционных методов обучения и современных образовательных технологий; мультикультурность как реализуемые коммуникативные взаимодействия. Основными характеристиками образовательной электронной среды являются: открытая учебная архитектура; интегративность как совмещение информационных и коммуникационных возможностей сред и средств коммуникации, традиционных методов обучения и современных образовательных технологий; мультикультурность как реализуемые коммуникативные взаимодействия. В электронной образовательной среде возникают новые виды педагогической коммуникации: студент-преподаватель, студент-студент, преподаватель-студент (межличностная и групповая); студент-содержание, студент- технология, взаимодействие с которыми происходит с использованием соответствующих программных модулей среды или встроенных Интернет- технологий. В электронной образовательной среде возникают новые виды педагогической коммуникации: студент-преподаватель, студент-студент, преподаватель-студент (межличностная и групповая); студент-содержание, студент- технология, взаимодействие с которыми происходит с использованием соответствующих программных модулей среды или встроенных Интернет- технологий.

В последние годы на основе встроенных Интернет-технологий создаются и исследуются интегрированные распределенные обучающие среды (IDLE), основными компонентами которых являются: область знаний; модуль обучаемого с возможностями мониторинга учебной деятельности и отслеживания траектории обучения; модуль обучающего, характеризуемый уровнем базовой и специальной компетенции, интересами и активностью, предпочтениями в методах преподавания; пользовательский интерфейс. В последние годы на основе встроенных Интернет-технологий создаются и исследуются интегрированные распределенные обучающие среды (IDLE), основными компонентами которых являются: область знаний; модуль обучаемого с возможностями мониторинга учебной деятельности и отслеживания траектории обучения; модуль обучающего, характеризуемый уровнем базовой и специальной компетенции, интересами и активностью, предпочтениями в методах преподавания; пользовательский интерфейс.

Среди дидактических характеристик электронной среды обучения различают компоненты, связанные с компьютером и связанные с телекоммуникациями: Среди дидактических характеристик электронной среды обучения различают компоненты, связанные с компьютером и связанные с телекоммуникациями: инициирование постоянного контакта между программой и пользователем на основе множества вопросов (принцип интерактивности); инициирование постоянного контакта между программой и пользователем на основе множества вопросов (принцип интерактивности); * использование специальных методов конструирования тестов для определения глубины понимания учеником пройденного материала (контролирующий принцип адекватной оценки); * использование специальных методов конструирования тестов для определения глубины понимания учеником пройденного материала (контролирующий принцип адекватной оценки); * изложение содержания материала небольшими структурированными частями (модульный принцип); * изложение содержания материала небольшими структурированными частями (модульный принцип); * выведение подсказки в случае ошибки (принцип обратной связи); * выведение подсказки в случае ошибки (принцип обратной связи); * закрепление каждого успешного шага некоторым поощрением (мотивационный принцип) * закрепление каждого успешного шага некоторым поощрением (мотивационный принцип)