ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ ПОЗНАНИЯ В РАМКАХ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА на примере химии Познание – это крайне сложный, продолжительный, практически бесконечный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Практическая работа 1 Получение и распознавание газов.
Advertisements

Практическая работа 3. Получение и свойства кислорода.
Практическая работа 6 Ме главных подгрупп I-III групп химических элементов Д.И.Менделеева Неорганическая химия.
Практическая работа 5 Получение водорода и его сжигание МБОУ СОШ 99 г.о. Самара Предмет: Химия Класс: 8 Учебник: Минченков Е.Е. и др., 2011г. Учитель:
Углеводороды и их производные. Определение качественного состава углеводородов и хлорпроизводных.
Подготовила учитель химии Бердова Н.Ю.. . Помните, что любое вещество может быть опасным, если обращаться с ним неправильно.
Практическая работа «Получение и собирание газов».
Углеводороды и их производные Презентация по химии на опыты проведенные в Политехническом музее.
Разноуровневые практические работы по химии в 9 классе Выполнила учитель МОУ СОШ 82 г. Ульяновска Куцегуб Нина Фёдоровна.
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией; формирование умений.
Химический эксперимент в современной школе. Химический эксперимент – важнейший метод и средство обучения химии.
Техника безопасности. План урока: I.Оформление подготовительной части работы в тетради (проверка домашнего задания).Оформление подготовительной части.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ФЕДЕРАЛЬНОГО.
Практическое занятие по теме:«Углеводороды и их производные»
@ Т.Черкашина, Краснокутская ООШ Химия 8 класс Типы химических реакций. Реакции замещения.
Химический практикум 8 – 11 класс. Вострецова Галина Борисовна, окончила МарГУ в 1983 году по специальности - химик, Преподаватель химии. С 1982 года.
Тема урока: КИСЛОТЫ. Химические свойства кислот. КИСЛОТЫ. Химические свойства кислот. Цель: Обобщить понятие – кислоты. Рассмотреть свойства растворов.
Практическая работа 1 Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах. 10 класс.
УРОК - ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ ДЛЯ 9 КЛАССА УЧИТЕЛЬ ХИМИИ МБОУ СОШ 17 РЕВАЗОВА И. Дз. г. ВЛАДИКАВКАЗ.
Схема-лабиринт «Общая характеристика кислорода, распространение кислорода в природе».
Транксрипт:

ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ ПОЗНАНИЯ В РАМКАХ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА на примере химии Познание – это крайне сложный, продолжительный, практически бесконечный процесс. И.А. Александрова – методист химии ОМЦ СЗОУО Ю.Е. Фатеева – учитель химии ЦО 1985 СЗАО

Понятие метода и методологии обучения Метод «metodos» - происходит от греческого слова, близкого по значению к словам «путь, исследование, способ толкования» Обучение методом познания имеет исключительное значение для формирования гармонично развитой личности Конкретный объект познания требует специальной «технологии» его исследования Обучение через познание может быть: интегративным, дифференцированным и экспансивным

Эмпирические и теоретические уровни познания Эмпирические методы исследования (наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент) Теоретические методы исследования Эмпирическо – теоретические методы исследования (анализ и синтез, моделирование, абстрагирование)

Использование эмпирических методов научного познания в обучении Наблюдение – метод научного познания, широко применяемый при обучении на уроках химии, при проведении исследовательских, проектных и практических работ. Наблюдение: Научное; Ненаучное;

Основные функции наблюдения Выдвижение новых идей и предположений, сбор данных в рамках выполнения практической работы

Основные функции наблюдения Возможность проверки истинности возможных предположений посредством эксперимента

Основные функции наблюдения Возможность сопоставления полученных в ходе теоретических исследований результатов; Возможность проверки их истинности

Требования, предъявляемые к наблюдению при использовании в рамках урочной деятельности Наблюдение – результат поставленной цели; Наблюдение должно быть: планомерно; целенаправленно; активно

УЧЕНИК - НАБЛЮДЕНИЕ Ученическое наблюдение требует от учеников: -исследовательского подхода; -самостоятельного нахождения правильных ответов на поставленные вопросы.

Первое условие - наличие у учеников запаса знаний, которые позволяют понять цель наблюдения, его содержание и последовательность выполнения. Второе условие - присутствие в содержании наблюдения нового для школьников учебного материала, который предоставляет наблюдению исследовательское направление, которое вызывает познавательный интерес учеников и нуждается в самостоятельном решении. Третье условие - необходимость фиксации промежуточных и итоговых результатов наблюдения в рисунках, записях, чертежах, схемах. Условия успешного выполнения эксперимента

Наблюдение в рамках практической работы по теме «Реакция нейтрализации»

Опыты и эксперименты показывают, что метод наблюдения позволяет ученикам выяснить внешние особенности строения приборов, механизмов, точнее, выяснить специфику разнообразных процессов и явлений. Наблюдение через мыследеятельностный подход

Ученический эксперимент разделяют на Они различаются по дидактической цели. Цель лабораторных опытов приобретение новых знаний, изучение нового материала. Практические занятия обычно проводятся в конце изучения темы и служат для закрепления и совершенствования, конкретизации знаний, формирования практических умений, совершенствования уже имеющихся умений и навыков учащихся. лабораторные опыты практические занятия

Этапы выполнения ученического эксперимента: 1)осознание цели опыта. 2)изучение веществ. 3)сборка или использование готового прибора. 4)выполнение опыта. 5)анализ результатов и выводы. 6)объяснение полученных результатов и составление химических уравнений. 7)составление отчета.

«Получение и свойства водорода». Задания: Получите и соберите водород способом вытеснения воздуха. Изучите продукты взаимодействия цинка с соляной кислотой. Изучите взаимодействие водорода с оксидом меди(II). Составьте отчет о проделанной работе, используя таблицу. Ответьте на вопросы.

Выполнение заданий. Соберите прибор. Проверьте его на герметичность. Положите в пробирку 2 гранулы цинка и прилейте 3мл.р-ра соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Испытайте выделяющийся водород на чистоту. Для этого наденьте на газоотводную трубку пробирку вверх дном. (Почему?) Через 10 сек. снимите пробирку и сразу закройте ее отверстие большим пальцем. (Для чего)? Поднесите пробирку к пламени спиртовки. По звуку загорающегося водорода определите степень его чистоты. Какая произошла реакция? Возьмите стеклянной палочкой из пробирки несколько капель полученного после реакции цинка с соляной кислотой раствора и перенесите его на стеклянную пластинку. Держа пластинку тигельными щипцами над пламенем, упарьте раствор. Что осталось на стекле? Какое это вещество? Что вы наблюдаете? В сухую пробирку поместите немного оксида меди (II).Наденьте пробирку на газоотводную трубку прибора для получения водорода. Дно пробирки должно быть чуть выше отверстия. Нагрейте пробирку с оксидом меди(II ) Что вы наблюдаете? Какие изменения происходят с оксидом меди(II)? После изменений с оксидом меди нагревание прекратите. Заполните таблицу.

Вопросы для самоконтроля. 1)Перечислите физические и химические явления, происходящие в данной работе. 2)Почему водород можно собирать вытеснением воздуха? 3)Зачем водород проверяют на чистоту? 4)Какие вещества были взяты для реакции? 5)Каким способом была выделена соль?

C 12 H 22 O H 2 SO 4 = 2SO 2 +13H 2 O + 11C + CO 2 Углерод входит не только в состав белков, но и жиров и углеводов. Детям хорошо знаком один из представителей класса углеводов – обыкновенный сахар.

Формирование системы умений и навыков у учащихся в рамках практических работ. Проводимые по инструкции Экспериментальные задачи Типы формирования:

Цель: Определить углерод, водород и наличие хлора. Оборудование и реактивы: лабораторный штатив, нагревательный прибор, простейший прибор для получения газов, держатель, фарфоровая чашка, парафин, оксид меди(II), известковая вода, прокаленный сульфат меди(II), медная проволочка 10 см., раствор тетра-хлорметана, сахар.

Технологическая карта Опыт 1 1.Соберите прибор,. 2.Смесь 1 – 2 г оксида меди (II) и 0,2 г парафина хорошо перемешайте и поместите на дно пробирки. 3.Сверху насыпьте еще немного оксида меди (II). 4.В верхнюю часть пробирки введите в виде пробки небольшой кусочек ваты и насыпьте на нее тонкий слой белого порошка безводного сульфата меди (II). 5.Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. При этом конец трубки должен почти упираться в комочек ваты с сульфатом меди (II). Нижний конец газоотводной трубки должен быть погружен в пробирку с свежеприготовленным раствором известковой воды (раствор гидроксида кальция).

1. Нагрейте пробирку (2–3 мин). Если пробка плотно закрывает пробирку, то через несколько секунд из газоотводной трубки начнут выходить пузырьки газа. 2. Как только известковая вода помутнеет, пробирку с ней следует удалить и продолжать нагревание, пока пары воды не достигнут белого порошка сульфата меди(II) и не вызовут его посинения 3. После изменения окраски сульфата меди (II) следует прекратить нагревание. Ход работы:

Решение экспериментальных задач: Задача решается всем классом теоретически. Учащийся у доски выполняет эксперимент. Решение аналогичных задач на рабочих местах (по вариантам)

Спасибо за внимание!!! учитель химии Фатеева Ю.Е. СЗАО г. Москвы