Мировая художественная культура 7 класс Учитель МОУ СОШ 9 им. М.В.Водопьянова Крючкова Л.К.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рубцова Л.В. учитель нач. кл., 1-й категории МБОУ Михайловской СОШ Праздник как элемент художественной культуры страны Интегрированный урок ИЗО + художественный.
Advertisements

Образ художественной культуры Японии. Отношение к красоте природы.
Икебана Одной из красивейших традиций Страны Восходящего Солнца - можно назвать древнее искусство икебаны. Японцы не зря считают его - национальной гордостью.
Учитель МОУ СОШ6 с Архангельского Максимова С.А..
Япония - страна восходящего солнца Страна зелёных гор и морских заливов. В этой стране можно увидеть самую разнообразную природу, можно сказать, что.
Изучение темы: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» в 4 классе. Икебана Японский сад.
Японские Сады. Японский сад символизирует совершенный мир земной природы, а иногда выступает олицетворением вселенной. Характерными элементами его композиции.
Искусство Японии. Искусство любования особый учебный предмет в школе Всматриваться в привычное – и видеть неожиданное; Всмотреться в простое – и увидеть.
Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Мстерская СОШ» Юсова Ирина Викторовна.
Культура Страны восходящего солнца. «Японская культура подобна напитку, который народ издавна готовит по собственным рецептам» В.В.Овчинников.
ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЯПОНИИ ПАГОДА Японские пагоды отличаются многоярусностью и яркими расцветками.
Нешатаева Елена Васильевна учитель географии МСКОУ VIII вида, Пермский край, г. Красновишерск.
Чайная церемония в Японии. Выполнила: Миляева Е.М., 11 «А» Руководитель: Кузнецова Т.В.
Традиции и обычаи Японии.. Население Японии (125 млн. человек) 99,4% японцы, а также корейцы, айны и некоторые другие. Государственный язык японский.
О БРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Я ПОНИИ ( ПЕЙЗАЖ ) Презентация к уроку ИЗО в 4 классе (программа Б.Неменского) Автор: учитель начальных классов Коноплёва.
«Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое». Японские трёхстишия хокку Учитель русского языка и литературы МОУ «Могойтуйская средняя школа 2» Бутуханова.
ГБОУ ООШ 11 Г. О. НОВОКУЙБЫШЕВСК Самарской области 2014 г. Учитель высшей категории Рахимбаева Ирина Александровна Урок по изобразительному искусству в.
Традиции и обычаи Японии.. Японский язык и письменность Японский язык всегда был важной составляющей японской культуры. Преобладающая часть населения.
Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой ЧАСТЬ 4.
Культура Японии. Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа. Культура Японии сложилась.
Транксрипт:

Мировая художественная культура 7 класс Учитель МОУ СОШ 9 им. М.В.Водопьянова Крючкова Л.К.

Урок – путешествие «К стране восходящего солнца». Целевая установка урока: познакомить учащихся с особенностями японской национальной культуры Задачи: - формирование основ художественных знаний; - знакомство с восточной традицией единения человека с природой, отражение этой традиции в японском искусстве, музыке, литературе, изобразительном искусстве. Оборудование: магнитофон, слайды, наглядные пособия по «Оригами», фотовыставка «Икебана», бумага для изготовления поделок.

Посреди цветения Фудзияма ввысь вознеслась – в Японии весна!

Приветствие стюардессы на борту самолета всех участников путешествия. Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на борту нашего самолета, выполняющего рейс по маршруту «Липецк-Токио». Время в пути 10 часов. Во время перелета я расскажу вам немного о своей стране и познакомлю вас с программой путешествия.

Япония – страна восходящего солнца, страна древнейшей культуры. Это и искусство сада камней, и новейшая электронная технология, это зеленые парки и буддийские храмы, это эстетика чайной церемонии. С борта самолета Япония предстает россыпью изумрудов, затерянных в лазурной синеве моря. Всего 3309 островов. Глядя на эти острова, на память приходит легенда: «Когда боги по радуге спускались с небес, чтобы отделить землю от моря, один из богов Изанаги ударил своим богатырским копьем по морской пучине. И тогда с его копья скатилась вереница капель, образовав изогнутую цепь островов.

Япония – страна парадоксов. Здесь самые скоростные поезда, самые крупные в мире танкеры, самые компактные электронно- вычислительные машины. Это женщины в кимоно и древние храмы среди прихотливо изогнутых сосен. Это ультрасовременные заводы и тесные коморки кустарей и хаос заводских труб, грязное море и прокопченые стены. Интеллигентам, увлеченным театром, поэзией и живописью Япония видится страной уникальной культуры, общественными символами которой стали в нашем обиходе такие понятия и слова как чайная церемония, самураи, гейши, харакири, кимоно, икебана.

После прилета в аэропорт и отдыха в пятизвездочном отеле всех путешественников попросили записаться в группы по интересам: 1 группа – посещение синтоистских и буддийских храмов 2 группа – изучение боевых искусств 3 группа – посещение оперного театра. Опера «Чио,Чио,Сан» 4 группа – посещение сада камней и любование в парке цветением сакуры 5 группа – посещение чайной церемонии и квартала ремесленников, которые занимаются изготовлением кимоно 6 группа - посещение японской семьи 7 группа – обучение мастерству изготовления икебаны. 1 группа – посещение синтоистских и буддийских храмов 2 группа – изучение боевых искусств 3 группа – посещение оперного театра. Опера «Чио,Чио,Сан» 4 группа – посещение сада камней и любование в парке цветением сакуры 5 группа – посещение чайной церемонии и квартала ремесленников, которые занимаются изготовлением кимоно 6 группа - посещение японской семьи 7 группа – обучение мастерству изготовления икебаны.

Синто и буддизм Синто и буддизм – трудно представить себе более разительный контраст. Синто и буддизм – трудно представить себе более разительный контраст. С одной стороны – языческий культ, с другой стороны – учение со сложной философией. С одной стороны – языческий культ, с другой стороны – учение со сложной философией. Казалось, между ними должна быть борьба. Но этого не случилось. Эти две столь несхожие религии мирно существуют. Казалось, между ними должна быть борьба. Но этого не случилось. Эти две столь несхожие религии мирно существуют. Перед любым синтоистским храмом высится ТОРИЙ – нечто вроде ворот с двумя поперечными перекладинами. ТОРИЙ считается национальным символом Японии. Перед любым синтоистским храмом высится ТОРИЙ – нечто вроде ворот с двумя поперечными перекладинами. ТОРИЙ считается национальным символом Японии. Для буддийского храма характерны статуи Будды, который стал для японцев одним из бесчисленных проявлений вездесущего божества. Для буддийского храма характерны статуи Будды, который стал для японцев одним из бесчисленных проявлений вездесущего божества.

Боевые искусства Боевые искусства делятся на 2 группы: Боевые искусства делятся на 2 группы: Древние приемы БУДЗЮЦУ, которые передавались от поколения к поколению и современные –БУДО, КОТОРЫМИ ЗАНИМАЮТСЯ В СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЯХ. Древние приемы БУДЗЮЦУ, которые передавались от поколения к поколению и современные –БУДО, КОТОРЫМИ ЗАНИМАЮТСЯ В СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЯХ. Современные искусства: Современные искусства: Дзюдо Дзюдо Кэндо – «путь меча» -искусство фехтования бамбуковыми мечами. Этот вид спорта возник как продолжение традиций самураев, тренировавшихся на бамбуковых палках. Кэндо – «путь меча» -искусство фехтования бамбуковыми мечами. Этот вид спорта возник как продолжение традиций самураев, тренировавшихся на бамбуковых палках. Айкидо Айкидо Кюдо Кюдо Ниппон Ниппон Каратэ Каратэ Сериндзи Сериндзи Кэмпо Кэмпо ПРЕДМЕТЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВО ВРЕМЯ ТРЕНИРОВОК: ПРЕДМЕТЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВО ВРЕМЯ ТРЕНИРОВОК: ОБНАЖЕНИЕ МЕЧА ОБНАЖЕНИЕ МЕЧА ТРОСТЬ ТРОСТЬ ИСКУССТВО ВЛАДЕНИЯ ХОЛОДНЫМ ОРУЖИЕМ ИСКУССТВО ВЛАДЕНИЯ ХОЛОДНЫМ ОРУЖИЕМ МЕТАНИЕ КОПЬЯ МЕТАНИЕ КОПЬЯ ПОСОХ ПОСОХ СХВАТКА БЕЗ ОРУЖИЯ СХВАТКА БЕЗ ОРУЖИЯ СЕРП С ЦЕПЬЮ СЕРП С ЦЕПЬЮ ЖЕЗЛ ЖЕЗЛ

САД. Неотъемлемой частью дома является САД. Когда снимаются стены, появляется гармония с домом. Сад может включать каменный фонарь, дорожку из камней, 2-3 куста. Иногда помещают сосуды с карликовыми деревьями – БОНСАЙ. Отоплению мало придают значения. Древний вид отопления – открытый очаг – ИРОРИ. В домах горожан ИРОРИ превращается в очаг – КОТАЦУ – покрывается решетчатым ящиком столиком, на который накидывается одеяло. КОТАЦУ – символ уюта. Жаровни – ХИБАТИ – металлические, керамические и фарфоровые сосуды – вазы с тлеющим углем. В саду помещают камни : горизонтальные, вертикальные. Может быть сделан водопад, но так, чтобы в воде отражалась луна. Кустарники тщательно обрабатывают. Мхи аккуратно выстригают в форме шара.

Д.ПУЧЧИНИ. ОПЕРА «ЧИО,ЧИО,САН» Этой опере нет равных по глубине и силе звучания. Этой опере нет равных по глубине и силе звучания. В центре образ юной японской гейши, обманутой американским офицером, трагически погибающей. В центре образ юной японской гейши, обманутой американским офицером, трагически погибающей. Композитор использует 7 подлинных народных японских мелодий. Композитор использует 7 подлинных народных японских мелодий. Японский быт, утонченная японская обстановка, облик юной гейши овеян ароматом поэзии и красоты. Японский быт, утонченная японская обстановка, облик юной гейши овеян ароматом поэзии и красоты. Опера обошла крупнейшие театры мира. В основных партиях выступали самые известные певцы ЭНРИКО КАРУЗО (в роли Пинкертона) и ДЖЕРАЛЬДИНА ФАРРАР, КОТОРЫЕ С ОСОБОЙ ПРАВДИВОСТЬЮ СОЗДАВАЛИ ОБРАЗ НЕЖНЫЙ И ЖЕНСТВЕННЫЙ МАЛЕНЬКОЙ ЯПОНКИ. Опера обошла крупнейшие театры мира. В основных партиях выступали самые известные певцы ЭНРИКО КАРУЗО (в роли Пинкертона) и ДЖЕРАЛЬДИНА ФАРРАР, КОТОРЫЕ С ОСОБОЙ ПРАВДИВОСТЬЮ СОЗДАВАЛИ ОБРАЗ НЕЖНЫЙ И ЖЕНСТВЕННЫЙ МАЛЕНЬКОЙ ЯПОНКИ. Свою художественную задачу сам композитор определял так: «Заинтересовать,поразить и растрогать». Свою художественную задачу сам композитор определял так: «Заинтересовать,поразить и растрогать». Д.Пуччини является наиболее ярким представителем «веризма» в оперном искусстве. Д.Пуччини является наиболее ярким представителем «веризма» в оперном искусстве. ВЕРИЗМ – от итальянского слова ВЕРО – истина, требует правдивости художественного воспроизведения. Герои веристской оперы – обыкновенные, простые, маленькие люди. Сюжеты захватывающие, остродраматические. ВЕРИЗМ – от итальянского слова ВЕРО – истина, требует правдивости художественного воспроизведения. Герои веристской оперы – обыкновенные, простые, маленькие люди. Сюжеты захватывающие, остродраматические.

ЦВЕТЕНИЕ САКУРЫ Пора пробуждения природы начинается в Японии внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Ее розовые соцветия волнуют и восхищают не только своим множеством, но и недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от легчайшего дуновения ветра. Опадают они свежими. Сакура – особый вид японской вишни – зацветает ранней весной. Белые, розовые, розовато-белые, махровые цветы появляются раньше листьев. Поэтому само цветущее дерево сакура напоминает белоснежное облако.

Кимоно. Кимоно украшаются геральдическими знаками – МОН. Такие кимоно шились 1 раз в году всем членам семьи. Выделялся 12–й месяц на новогодние праздники. Был обычай менять кимоно с самого нового. Кимоно украшаются геральдическими знаками – МОН. Такие кимоно шились 1 раз в году всем членам семьи. Выделялся 12–й месяц на новогодние праздники. Был обычай менять кимоно с самого нового. Большое внимание придавалось ПРИЧЕСКЕ у женщин со шпильками, гребнями, лентами, искусственными цветами, колосками риса, платочками, свернутым жгутом. Большое внимание придавалось ПРИЧЕСКЕ у женщин со шпильками, гребнями, лентами, искусственными цветами, колосками риса, платочками, свернутым жгутом.

Чайная церемония. КУЛЬТ ЧАЯ заимствован из Китая. Мини-спектакль. Эстетическая категория САБИ (конструкция чайного домика и устройство сада) гармоничное слияние изысканного и простого спокойного и печального, понятие САБИ – выражение скрытой красоты, ландшафта, приглушенность красок. Мастера Мурат Сюко (сер.15 века) и Сэн-но РИКЮ (16 век). Церемония в саду. Каменные сосуды с чистой водой (ЦУКУБАИ), КОВШИК ИЗ БАМБУКА. Омыть лицо, рот, руки, ручку ковшика. Омыть лицо, рот, руки, ручку ковшика. ЧАЙНЫЙ ДОМИК – ТЯСИЦА- комната в 1,5 татами, низкий вход без оружия. Ниша – ТОКОНОМА., 6-8 оконцев. После обсуждения предметов в ТОКОНАМА появляется хозяин, кланяется и садится напротив очага ОРОРИ. Над которым котелок с водой. Рядом шкатулка с зеленым чаем, чашка и деревянная ложка. Взбивается масса бамбуковым веничком пока порошок не растворится и не появится светло-зеленая матовая пена. По кругу из рук хозяина, начиная с почетного гостя, край обтирается. Затем чашка по кругу рассматривается. Беседа о красоте. ЧАЙНЫЙ ДОМИК – ТЯСИЦА- комната в 1,5 татами, низкий вход без оружия. Ниша – ТОКОНОМА., 6-8 оконцев. После обсуждения предметов в ТОКОНАМА появляется хозяин, кланяется и садится напротив очага ОРОРИ. Над которым котелок с водой. Рядом шкатулка с зеленым чаем, чашка и деревянная ложка. Взбивается масса бамбуковым веничком пока порошок не растворится и не появится светло-зеленая матовая пена. По кругу из рук хозяина, начиная с почетного гостя, край обтирается. Затем чашка по кругу рассматривается. Беседа о красоте. В Японии сейчас существует школа чайной церемонии. Ее возглавляет великий мастер чайной церемонии Сэн Саицу, который говорит: «Излишнее- безобразно. Таков закон чайной церемонии». В Японии сейчас существует школа чайной церемонии. Ее возглавляет великий мастер чайной церемонии Сэн Саицу, который говорит: «Излишнее- безобразно. Таков закон чайной церемонии».

Икебана Икебана – это искусство аранжировки цветов и растений, которые можно составлять не только в вазах и плетеных корзиночках, но и на камнях, корнях, спилах и коре деревьев. Икебана – это искусство аранжировки цветов и растений, которые можно составлять не только в вазах и плетеных корзиночках, но и на камнях, корнях, спилах и коре деревьев. При виде цветов, изготовленных японскими мастерами, чудится, будто они источают аромат. Рука не подымается потрогать бутоны цветов, невзначай встряхнуть нежную пыльцу. При виде цветов, изготовленных японскими мастерами, чудится, будто они источают аромат. Рука не подымается потрогать бутоны цветов, невзначай встряхнуть нежную пыльцу. Иногда для составления композиции достаточно двух- трех веточек цветущих кустарников или деревьев. Отличительные черты аранжировок – простота и естественность. Иногда для составления композиции достаточно двух- трех веточек цветущих кустарников или деревьев. Отличительные черты аранжировок – простота и естественность. В летних и зимних аранжировках часто используют полевые цветы и злаки – дикорастущую полынь, поповник, борщевик, ковыль, тимофеевку, мятлик луговой, которые придают композиции легкость и изящество. В летних и зимних аранжировках часто используют полевые цветы и злаки – дикорастущую полынь, поповник, борщевик, ковыль, тимофеевку, мятлик луговой, которые придают композиции легкость и изящество. В осенних аранжировках используют консервированные ветки деревьев и кустарников – дуба, рябины, калины, боярышника, клена. Для этого срезанные ветки ставят в приготовленный заранее раствор глицерина и воды,которые придают блеск и эластичность веточкам. В осенних аранжировках используют консервированные ветки деревьев и кустарников – дуба, рябины, калины, боярышника, клена. Для этого срезанные ветки ставят в приготовленный заранее раствор глицерина и воды,которые придают блеск и эластичность веточкам.

Возвращение домой. Ну, как, ребята? Понравилось ли вам путешествие? Что нового вы у знали об этой удивительной стране? Хотели бы вы еще раз вернуться сюда? Ну, как, ребята? Понравилось ли вам путешествие? Что нового вы у знали об этой удивительной стране? Хотели бы вы еще раз вернуться сюда? На какие черты характера японцев вы обратили внимание?. Правильно. Трудолюбие, воспитанность, вежливость, исполнительность, забота о сохранении «своего лица». На какие черты характера японцев вы обратили внимание?. Правильно. Трудолюбие, воспитанность, вежливость, исполнительность, забота о сохранении «своего лица». Как вы считаете: что же повлияло на то, что из разрушенной страны в 1945 году СЕГОДНЯ Япония превратилась в высокоразвитое государство – второе после США по уровню жизни? Как вы считаете: что же повлияло на то, что из разрушенной страны в 1945 году СЕГОДНЯ Япония превратилась в высокоразвитое государство – второе после США по уровню жизни? Правильно. Это и внутренняя культура народа, и быт японцев, и национальное самосознание, и черты характера, и стремление к гармонии с природой, и система образования. Правильно. Это и внутренняя культура народа, и быт японцев, и национальное самосознание, и черты характера, и стремление к гармонии с природой, и система образования.

Вырастая среди богатой и разнообразной природы, любуясь с детства очертаниями вулканов, бирюзовым морем, японец с детства впитывает любовь к красоте и способность улавливать в ней прекрасное. Красивые горы, ручьи, водопады служат объектом благоговейного культа, тесно переплетаясь в представлениях человека.

В быту у японцев прочно укоренились обычаи коллективно любоваться поэтическими явлениями природы. Зимой – любоваться свежевыпавшим снегом, весной – цветением сливы, вишни и азалий, осенью – багряной листвой горных кленов и полной луной. Японцы создали обычаи, помогающие людям сообща развивать в себе художественный вкус.

Коллективное любование природой, письменность, неотличимая от рисования; стихосложение, смыкающееся с каллиграфией, умение украсить свой дом - все эти традиции и сегодня сохраняют свою силу, свое несомненное влияние на национальную психологию японцев.