Урок русского языка в 7 классе Кожанова Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ» п. Краснофарфорный Чудовского района Новгородской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕДЛОГИ Презентация учителя русского языка и литературы школы 2034 Рогач Г.Н.
Advertisements

1 7 класс Предлог Учитель Рыжкова Е. К. 2 Предлог – служебная часть речи, которая вы- ражает зависимость существитель- ных, числительных и местоимений.
Предлог- служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги не являются членами предложения,
Правописание предлогов (Репродукции с картин И. Шишкина) Пейзаж с озером.
Предлог как часть речи. Презентация создана Смирновой О.А. учителем русского языка и литературы МОУ Лесная СОШ.
Домашняя работа Упр Двенадцатое февраля. Классная работа. Предлог.
Автор презентации – учитель МОУ СОШ 4 с.Киевка Крайсвитняя В.В.
Урок русского языка в 7 классе. Подготовила учитель МОУ ООШ с.Камынина Белинского района Пензенской области Молофеева О.Г.
Тема урока: «Производные и непроизводные предлоги». Цели урока: - познакомить учащихся с происхождением предлогов, - сформировать умение отличать производные.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 13 города Королёва Московской области Земсковой Еленой Евгеньевной.
Служебные части речи Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 10 г.Магнитогорска Андриевская.
Повторительно-обобщающий урок Тема: ПРЕДЛОГ. Предлоги это служебные слова, указывающие на различные грамматические отношения между словами в словосочетании.
Производные и непроизводные предлоги Урок русского языка 7 класс.
Урок русского языка Выполнила Веселова И.Н., учитель русского языка МОСШ п. Лыхма.
Тема: Употребление существительных в родительном падеже Сактаганова. Н. А.
Выполнила работу ученица 7б класса Таращенко Екатерина.
Межшкольный методический центр Тема: « Правописание союзов чтобы, тоже, также, зато» Цели: Формировать навык написания союзов чтобы, тоже, также,
Готовимся к ЕГЭ Задание А 18.. Правописание омонимичных частей речи. Виднелся ( где ?) вдали Нырнуть ( куда ?) вглубь Подумай ( когда ?) сначала Светит.
Презентация на тему: «ПРЕДЛОГ» Выполнила: ученица 7 класса «Б» МОУ «Гимназия 11» г.Бийска Алтайского края Лидер Полина.
Представься, предлог ! Предлог -это служебная часть речи, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других.
Транксрипт:

Урок русского языка в 7 классе Кожанова Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ» п. Краснофарфорный Чудовского района Новгородской области

Тема: «Служебные части речи. Непроизводные и производные предлоги» Цель урока: познакомить с непроизводными и производными предлогами, со способом образования производных предлогов.

Задачи: обучающие формировать умения отличать производные предлоги от непроизводных, правильно употреблять производные предлоги; формировать умения отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; развивающие формировать мыслительные умения и навыки: рассуждение, сравнение, выделение главного; воспитывающие воспитание внимания; формирование умения работать самостоятельно, вместе с товарищем; повышение интереса к предмету.

Оборудование Таблица «Отношения, выражаемые предлогами». Таблица «Служебные части речи». Таблица «Употребление предлогов».

Технология Н.Н. Палтышев «Система поэтапного обучения».

Проверка домашнего задания Тема предыдущего урока: «Предлог» Что такое «предлог»? Какие отношения выражают предлоги? Приведите примеры наиболее часто встречающихся предлогов.

Рассмотрите таблицу, озаглавьте её и восполните пробелы: Пространственные Временные из-за, ввиду Целевые Образа действия

Словосочетания для заполнения таблицы движется в море; заморозки по утрам; купить для мамы; ехать около реки; работать на заводе; пишу от случая к случаю; посмотреть с радостью; начать с осени; приспособили под стол; не пришла из-за болезни.

Работа с текстом, задание I Откуда черпать знания? Из книг. Читать нужно как можно больше, собирая книги по тем вопросам, которые вас особенно интересуют. Увлекательную книгу старайтесь передать тем, кто её ещё не читал. И расскажите о ней так, чтобы у ваших собеседников дух захватило от интереса. (С.А. Гуревич) Задание: Над каждым выделенным словом надпишите, к какой части речи оно относится. Сделайте вывод, к которому приводит вас выполнение упражнения.

Карточка для самопроверки Служебные части речи: союз И, предлоги: ИЗ, ПО, О, У, ОТ частица НЕ Самостоятельные части речи: имя существительное – ДУХ местоимение –ТЕМ, ВАС, ЕЁ наречие – ЕЩЁ Вывод: не всякое «коротенькое» слово относится к служебным частям речи (союзам, частицам, предлогам), оно может быть самостоятельной частью речи.

Работа с текстом, задание II Прочитайте отрывок из произведения А.Гайдара «Тимур и его команда». Запишите только те словосочетания, в которых предлоги выражают пространственные отношения. Образец: Очутившись (где?) в саду (место). Очутившись в саду перед дачей Колокольчиковых, Тимур стал под деревом и свистнул. Не дождавшись ответа, он полез на дерево и заглянул в комнату. С дерева ему была видна только половина придвинутой к подоконнику кровати да завёрнутые в одеяло ноги. Тимур кинул на кровать кусочек коры.

Игра «Кто больше?» Задание: из текста выпишите предлоги. Сколько слов в русском языке? Если бы кто-нибудь из читателей задал бы такой вопрос, он не получил бы точного ответа ни в учебниках, ни в энциклопедии. Это было бы то же самое, что спросить у астрономов, какое расстояние с точностью до сотен или даже тысяч километров от Земли до ближайшей планеты или звезды. Астроном смог бы дать в этом смысле только приблизительный ответ. Он сослался бы прежде всего на несовершенство существующих приборов и методов, а также на то, что Земля, другие планеты и звезды находятся в непрерывном движении и расстояние между ними не являются постоянным. (ПО В.И. Максимову)

Изучение нового материала Тема: «Служебные части речи. Непроизводные и производные предлоги» План для изучения: Производные предлоги Непроизводные предлоги Употребление непроизводных и производных предлогов

Работа по I пункту плана: «Производные предлоги» Задание: Найдите в предложениях похожие слова (амонимичные), подчеркните их как члены предложения; укажите какими частями речи они являются. Сделайте вывод. Ступай себе мимо. (Н.А.Некрасов) На встречу с писателем пришёл весь класс. «Да, хорошо!»- так же тихо отвечала Ася, не смотря на меня. (И.С. Тургенев) Судно весело бежит мимо острова Буяна. (А.С. Пушкин) Дым багровый клубами всходит к небесам, навстречу утренним лучам. (А.С. Пушкин) Несмотря на конец октября, солнце жгло невыносимо.

Вывод: Предлоги в предложениях правого столбика образовались от самостоятельных частей речи: наречий, существительных, деепричастий) Первый пункт плана можно дополнить: «Особенности образования производных предлогов».

Закрепление: Прочитайте первый пункт правила п.50, с.136. Составьте таблицу, в которой покажите особенности образования производных предлогов. Используйте упр.296, с.137 Работайте в парах.

Самопроверка Производные предлоги от наречийот существительныхот деепричастий позади, поверх около, вдоль наперекор напротив поперёк вблизи, посреди ввиду в течение навстречу благодаря несмотря на

Работа по II пункту плана Пользуясь материалом учебника, ответьте на вопрос: «Какие предлоги относятся к непроизводным?» Для закрепления: из упр.296 (с.137) выпишите словосочетания с непроизводными предлогами.

Самопроверка переходить через улицу, подписывает на конверте, отступает от темы, разделить на пять, вдумается в смысл, прибавит к двум, выпишет из книги, шагает в колонне, сбегает с горы, устанет с непривычки, делится с друзьями, ждет с час.

Работа по III пункту плана Вопрос: «В чём ещё проявляется отличие производных предлогов от непроизводных?» ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1. Придумать предло- жение со словами «вокруг, напротив» так, чтобы в одном случае они были наречиями, а вдругом – предлогами. 2. Придумать предло- жения с существи- тельными, с предлогами «на счет, в следствии» и предлогами «насчет, вследствие». Записать предложения, опре- делив предлоги и омонимичные им части речи. Я знаю этот лес вдоль и поперёк. Тропинка шла вдоль обрыва, извиваясь в тени деревьев. Попе- рёк речонки лежало небольшое бревно. Вблизи виднелся лес. Вблизи села протекала речка. Правило-помощник: Производный предлог чаще всего может быть заменён непроизводным или другим производным предлогом. Выполните упр.301 (с.138). вставьте предлог ОТ или ДЛЯ

Подведение итогов урока Что нового узнали о предлоге? Как отличить производный предлог от омонимичной ему части речи? Как вы считаете, какой материал, изученный сегодня, нужно закрепить на следующем уроке? Домашнее задание: п.50,с.136 упр.297 (с.137) п.50,с.136 упр.298 (с.137)